Инвестиционная политика и структурные преобразования в экономике республики узбекистан

Республика Узбекистан все глубже включается во всемирные торгово-экономические связи, в процесс международного сотрудничества в области инвестиции. При этом постоянно совершенствуется необходимая правовая, финансовая и институциональная инфраструктура, учитываются общемировые процессы и тенденции.

Продуманная и активная инвестиционная политика является важным фактором, определяющим стабильность и качественные изменения в экономике. В 2007 году было инвестировано в экономику Узбекистана около 5479,7 млрд. сум капитальных вложений. Прямые иностранные инвестиции и кредиты выросли в 2007 году почти 1,74 раза, и составило 17,8% от общего объема капитальных вложений. Как и в предыдущие годы, основной объем инвестиций был направлен на развитие базовых отраслей экономики.

Инвестиционная политика в республике реализуется через ежегодно принимаемые Государственные инвестиционные программы. Государственные программы реализации приоритетных инвестиционных проектов охватывают такие отрасли экономики, как топливно-энергетическая, машиностроительная, горнодобывающая, химическая и легкая промышленность, переработка сельскохозяйственной продукции и др.

Постановлением Президента Республики Узбекистан от 9.10.2006 года за №ПП-484 была утверждена Инвестиционная программа на 2007 год. В ней предусматривалось привлечение иностранных инвестиций и кредитов по 77 проектам на общую сумму 1018,3 млн. долл.

В 2007 году с участием зарубежных инвесторов реализованы десятки проектов в стратегически важных базовых отраслях экономики. Наибольшие объемы иностранных инвестиций в 2007 году были направлены на топливно-энергетическую, химическую и нефтехимическую промышленность (44,7% от общего объема инвестиций), сферу информационных систем и телекоммуникаций (16,9%), сельское и водное хозяйство, (13,4%), коммунальную сферу, транспорт, капитальное строительство и стройиндустрию (12,4%).

В 2007 году завершено строительство и осуществлен ввод в эксплуатацию производственных мощностей по 5 крупным инвестиционным проектам, включенным в Инвестиционную программу за счёт собственных средств предприятий базовых отраслей экономики, в том числе: «Расширение и реконструкция действующих рудников на месторождениях Коч-Булак, Кызыл-Алма и Ангренской ЗИФ», «Строительство 28-го блока на ГМЗ» (3 млн. тонн руды), «ДКС на месторождении Зеварды» (3,5 млрд. куб. м газа), «Установка пропанобутановой смеси на месторождении Шуртан» (3,0 млрд. куб. м газа), «Строительство новой линии Ташгузар-Бойсун-Кумкурган» (250 км).

В течение 2007 года приняты Правительственные решения о реализации 21 инвестиционного проекта, предусматривающих привлечение иностранных инвестиций на общую сумму 1303,1 млн. долл., в т.ч. 343,5 млн. долл. под гарантию Правительства и 959,62 млн. долл. прямых иностранных инвестиций и кредитов.

В целом ситуация с уровнем выполнения Инвестиционной программы имеет положительную динамику. Так, в 2004 году выполнение Инвестиционной программы в части иностранных инвестиций и кредитов составило 73,4% от первоначально утвержденного объема привлечения инвестиций, в 2005 году – 86,2%, в 2006 году – 97,6%, а в 2007 году составило 126% и впервые превысило сумму в 1 млрд. долл.

Постановлением Президента Республики Узбекистан от 9.10.2007 года за №ПП-704 утверждена Инвестиционная программа на 2008 год. В этом году за счет привлечения иностранного капитала планируется освоить 1,435 млрд. долл. по 79 инвестиционным проектам. Из намеченного объема за счет иностранных кредитов под гарантию Правительства планируется освоить 413,45 млн. долл. по 37 проектам, за счет прямых иностранных инвестиций – 1021,84 млн. долл. по 42 проектам.

Почти две трети этого объема приходится на нефтегазовую отрасль. Остальная треть – в текстиль, связь и транспортную сферу. Индустриализация остается главным приоритетом инвестиционной политики государства, эффективность вложений в данном секторе повышается.

Следует отметить, например, что в последние годы в ее экономике постоянно увеличивается удельный вес промышленного производства (в 2007 году составило 36,8%), в том числе текстильного.

Руководством республики взят курс на внутреннюю углубленную переработку хлопковолокна, усиливается внимание иностранных инвесторов к региону Центральной Азии, в котором Узбекистан занимает, несомненно, ведущее место. «Мы должны создать мощную, легкую и текстильную промышленность. Как все цивилизованные страны, торговать не только хлопком, но и готовой продукцией», – сказал в свое время Президент Узбекистана И.Каримов.

При этом одним из главных приоритетов инвестиционной политики является уход от специальных льгот для узкого круга инвесторов и установление общих правил для всех. Поскольку в ближайшей перспективе Узбекистан намерен довести объем привлекаемых инвестиций до 3 млрд. долл. в год, прежде всего за счет активизации иностранной деятельности в базовых отраслях экономики путем приватизации и участия в управлении предприятиями.

Исходя из этого, правительство Узбекистана утвердило перечень приоритетных инвестиционных предложений на 2006–2010 годы, в который вошел 191 проект на сумму около 7 млрд. долл. для реализации которых планируется привлечь 6,1 млрд. долл. иностранных инвестиций. Из общего объема инвестиций 3,025 млрд. долл. планируется привлечь под гарантии правительства, 3,075 млрд. долл. – в виде прямых капитальных вложений.

Таким образом, сбалансированная инвестиционная политика, основанная на привлечении прямых инвестиций в реальный сектор экономики, стимулирование данного процесса стройной системой льгот и преференций, позволяет государству в свою очередь активно поддерживать социальные проекты, и поддерживать позитивную кредитную репутацию страны в среде международных финансовых организаций.