Власть по –разному понимается в обыденной жизни: философы говорят о власти над объективными законами общества, политологи – о политической власти, юристы- о государственной власти, экономисты – о власти хозяйственной, биологи – о власти над природой, психологи – о власти человека над самим собой, родители – о семейной власти, религиоведы – о власти божьей и т.д.
Что же такое власть? Западные исследователи говорят о ее таинственности, загадочности, о том, что ее понятие неопределенно. Власть, как и любовь, это слово постоянно используемое в повседневной речи, интуитивно понимаемое и редко определяемое.
В научной литературе существует различные подходы к исследованию феномена власти. В одних определениях она рассматривается как способность и возможность одного субъекта с помощью авторитета, закона и прямого насилия осуществлять свою волю, оказать определяющее воздействие на поведение другого субъекта и таким образом добиться выполнение приказов, директив. В других определениях власть понимается как функциональные отношения, связь между субъектами. В третьих вариантах обращается внимание на ценности существующих общественных отношений и социального порядка.
Власть часто определяется как волевое отношение. Властвовать – значит налагать свою волю на волю других. Власть – это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личностям.
Представляется, что в общесоциологическом плане власть – это доминирование в общественных отношениях воли определенного субъекта: отдельного человека, социальной общности, политического института.
Политическая власть отличается рядом особенностей. Она затрагивает огромные массы людей, выражается в руководстве обществом со стороны социальных групп, занимающих господствующие позиции в экономической жизни. Это руководство осуществляется как при непосредственном участии доминирующих в обществе социальных сил, так и через государство, общественно – политические организации и движения, политические группы и их лидеров. Признаком политической власти является наличие особой группы, специфического слоя людей, профессионально занятых управлением. Власть – это специфическая форма общественных отношений, характеризующаяся способностью одного субъекта навязывать свою волю другому субъекту ( ими могут быть как отдельные индивиды, так и социальные группы людей, классы, общество в целом ), используя насильственные или ненасильственные методы, материальные или духовные средства и возможности в соответствии с нормами общества, к которому принадлежат эти субъекты. К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль, дисциплина, ответственность и т.п.
Власть может быть неполитической и политической. Неполитическая власть – основана исключительно на авторитете. К примеру, власть родовых старейшин в доклассовом обществе, родительская власть в семье, власть сильного духом над слабого духом, власть неофициальных ( неформальных) лидеров в любом коллективе, и т.п.
Политическая власть – это способность субъекта проводить свою волю с помощью правовых и политических норм (законов, других нормативных документов), опираясь на принуждение и специальный аппарат принуждения. Высшей формой политической власти является государственная, которая обладает монополией на издание законов, обязательных для всего населения, и обеспечивает их соблюдение посредством силовых структур государства, правоохранительных учреждений. Разумеется, государственная власть использует и методы убеждения, разностороннего влияния. Однако ее суть заключается все – таки в возможности людей, стоящих у власти, силой принуждения и правовых норм (законов) навязывать свою волю остальным. Не случайно случайно политические партии вовсю стремятся утвердиться в государственных органах ( завоевав в них большинство, либо вступая в блоки с другими, более популярными партиями). В этом случае они могут реализовывать свой интерес и административно – командными принудительными методами ( через государственный аппарат). Политическая власть может быть легитимной и не легитимной ( лат. «легитимус» — законный ). Макс Вебер выделял три основные вида легитимной власти:
- рациональный тип ( лат.- «рационалис»- разумный) – разумом обоснованный, целесообразный. В этом типе властвующие продумывают свои действия детально, до мелочей. Их приказы, законы, инструкции, каждый пункт которых всесторонне продуман и обсужден, являются юридически правильными;
- традиционный тип власти основан на вере в святость, незыблемость традиций, т.е передаваемых из поколения в поколение обычаев, порядков, правил поведения. Право властвовать закрепляется за теми, кто получил власть в силу данных традиций;
- харизматический (от греч. «харизма» — божественный дар, благодать). Харизматическая власть основана на исключительных качествах, приписываемых лидеру. Его считают пророком, гигантской исторической фигурой, полубогом, выполняющим «великую миссию». Взаимоотношения « вождя» и масс имеют эмоционально – мистический характер, предполагают слепую веру, безумное следование за лидером. Создается культ личности.
Политическая власть выполняет определенные функции. Важнейшая из них: сохранение единства и целостности общества, управление и политическое регулирование общественных отношений с точки зрения интересов господствующих социально – политических сил.
Властные отношения подразумевают две действующие стороны: субъект и объект. Власть возникает в отношениях между людьми, группами людей, обществом и его частям, т.е. субъектами, наделенными сознанием, волей, способностью действовать. Сама власть ничего делать не может. Действуют люди, обладающие властью или подчиняющиеся. Субъектом может быть как индивид, так и коллективно действующее лицо – партия, организация, сообщество, воплощающее активное, направляющее начало власти. Субъекты власти должны обладать такими качествами, как : желание властвовать, воля к власти, готовность брать на себя ответственность, компетентность, профессионализм, умение использовать ресурсы власти (принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, страх, традиции), обладать авторитетом. Иногда стремление властвовать связано с тем, что власть открывает широкие возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, привилегий, выгодных связей и т.д., на которых направлено властное воздействие. Властная деятельность реализуется для достижения определенных целей, основными из которых являются:
- согласование отдельных социальных процессов, т.е. поддержание отвечающей интересам всего общества или социальных общностей определенной пропорциональности в удовлетворении интересов людей и их групп в процессе социального производства;
- придание социальным отношениям определенной направленности в соответствии с целями общества или господствующих в нем социальных групп;
- формирование и поддержание устойчивого функционирования и развития определенной социальной системы;
- осуществление легитимизированного принуждения в предусмотренных нормами общества случаях.
Властная деятельность осуществляется различными методами и средствами, имеет множество видов и форм.
Методы властвования – это способы, приемы, средства воздействия властвующих на подвластных с тем, чтобы добиться их повиновения. В любом сообществе на любой стадии его развития властная деятельность осуществляется двумя основными методами: принуждения и убеждения. Принуждение – это достижение субъектом власти своей цели вопреки неповиновению объекта властного воздействия, путем использования силы или угрозы силой и лишения его возможности выбора между подчинением или неподчинением. Принуждение подразделяется на физическое и психическое. Физические формы – штрафы, лишения свободы, террор, репрессии. Психические – общественное мнение. Убеждение – представляет собой применение комплекса различных приемов и способов побудительного обеспечения поведения.
От функционирования политической власти во многом зависит тип политического режима в обществе, открытость или открытость общества, характер политических отношений и другие политические характеристики данного государства, включая стабильность, авторитет, разделение и сотрудничество властей, роль оппозиции, демократичность.
Власть призвана формировать политическую систему общества, политические отношения между государством и обществом, общественными группами. Классами, политическими институтами, партиями, гражданами, органами государственного управления.
Власть призвана контролировать эти отношения, превращать их по возможности в бесконфликтные и организованные. Координация этих отношений и является функцией политической власти.
Функции власти отражают ее социальную необходимость и значимость:
1 организаторская (власть организует сообщество людей в определенную целостность, она формирует социальное пространство, в котором данное сообщество осуществляет свою жизнедеятельность, содействует развитию социальных отношений между агентами данного сообщества, удовлетворению их потребностей;
2 идеологическая (теоретически обосновывает значение власти для сохранения порядка в сообществе, определяет перспективы его жизнедеятельности);
3 принудительная ( принуждение во имя социально – значимых целей и сохранения стабильности);
4 управленческая (управление делами общества);
5 согласительная (достижение общественного согласия – консенсуса).
Власть обладает таким свойством как всеобщность, т.е. функционирование во всех сферах общественной жизни и политических процессах, способность проникать во все виды деятельности, объединяя или разъединяя людей, общественные группы. Политическая власть всегда носит общественный характер, проявляется через функционирование специальных структур.
Политическая власть делится на три ветви. Проекты разделения государственной власти на несколько независимых, но взаимодействующих, взаимосвязанных властей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга, появились в 17 веке. Первый проект такого рода принадлежит Дж. Локку, разделившему власть на законодательную, исполнительную (она же и судебная) и федеративную, которая занимается международными отношениями. Впоследствии Ш. Монтескье уже в 18 веке создал теорию разделения властей в ее современном виде: на законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательная власть, представленная обычно парламентом страны, это власть, обладающая полномочиями издавать законы, обязательные для исполнения на определенной территории и на конкретном участке деятельности. В парламентских республиках, где правительства формируются законодательными органами, именно им принадлежит и верховная власть в государстве.
Исполнительная власть, представленная правительством, может избираться как прямыми выборами (США), так и формироваться парламентом. Она представляет из себя систему органов государственного управления, обладающую полномочием обеспечивать действие законов и решений на всей территории страны и осуществлять функции управления всеми сферами жизнедеятельности общества.
Судебная власть обеспечивает разрешение споров и конфликтов нормами правого государства и руководствуясь законами.