В июне 1997 г. в Нью-Йорке на специальной сессии Генеральной ассамблеи
ООН подведены итоги работы за 5 лет, минувших после 2-Ой конференции
ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро
(КОСР-2). Отмечено, что понятие устойчивого развития все еще не получило
ясного и конструктивного определения.
При подведении итогов глобального социально-экономического
развития сделано заключение, что хотя и достигнуто некоторое снижение
доли людей, живущих в нищете, во многих странах происходит углубление
процесса обнищания, ухудшились экономические условия, увеличилось
число людей находящихся за порогом нищеты. За последние несколько
десятилетий почти каждая экосистема и первичная культура на Земле были
повреждены, а во многих случаях полностью разрушены человеком.
На сессии выделены следующие аспекты, характеризующие глобальную
экодинамику: пресная вода, океаны и моря, сельское и лесное
хозяйство, энергетика, транспорт, атмосфера, отходы, радиоактивные отходы,
опустынивание и засухи, биоразнообразие, туризм, развивающиеся
государства на малых островах, природные бедствия, техногенные катастрофы.
Состояние дел по этим проблемам следующее.
Пресная вода — проблема высокого приоритета. В глобальном масштабе
ресурсы воды достаточны. Острота проблемы связана с низким качеством
и дефицитом воды в первую очередь в развивающихся странах. Начиная с 1950 г. мировое потребление воды возросло и к 1960 г. удвоилось. В 1990 г. оно достигло 4138 км3, причем самым крупным потребителем воды была Азия. За ней шла Северная Америка и Европа. В 28 странах Африки с населением 338 млн человек существует дефицит воды, в глобальном масштабе около 1 млрд людей в развивающихся странах живет в условиях дефицита воды. С этим связаны плохие санитарно-гигиенические условия, в которых находится примерно 1,7 млрд человек. 70 — 90 % потребляемой воды расходуется на нужды сельского хозяйства (в развитых странах 39 %).
Эффективное управление водными ресурсами имеет особое значение для стран Западной Азии и ряда регионов Африки: помимо дефицитов воды для этих регионов характерны большие ее потери вследствие испарения.
В число вопросов, требующих решение, входят: проблемы водоснабжения крупных городов, трансграничные проблемы и пути решения возможных конфликтов.
Неумеренная эксплуатация источников поверхностных и подземных вод чревата падением уровня грунтовых вод, разрушением и засолением прибрежных источников воды.
Океаны и моря. Сохраняется острота проблемы истощения рыбных ресурсов и охраны морской окружающей среды. Необходим анализ экономических аспектов морских промыслов, информация о состоянии морской среды.
Приоритетной считают проблему прибрежных регионов Мирового океана, которые подвергаются интенсивному антропогенному воздействию, в том числе загрязнению. По оценкам специалистов сейчас около трети прибрежных регионов подвержены высокой степени риска деградации. Например, в Западной Азии и в Карибском регионе большую опасность представляют загрязнения от судоходства, в Балтийском регионе — опасность эвтрофикации.
Сельское и лесное хозяйство. Главная тревога по поводу производства продовольствия связана с тем, что, несмотря на возрастающее применение удобрений, среднеглобальный урожай на гектар пашни уменьшается. Сохраняется неравномерность распределения продовольственных ресурсов. Хотя подушное потребление пищи в развивающихся странах возросло на 13%, а в развитых странах на 10%, ее калорийность составляет 75% по сравнению с западными странами.
Энергетика. Мировые потребности в энергии продолжают возрастать. Среднегодовой темп развития энергетики в 1970—1997гг. составил 2,3%. Вклад развивающихся стран увеличился за этот период с 14 до 30%. Относительный среднегодовой среднеглобальный прирост потребления энергии, уменьшился, как и расходы энергии на единицу продукции. С учетом ожидаемого роста населения к 2100 г. до 10 млрд человек производство энергии надо увеличить по крайней мере в 4 раза, а в развивающихся странах — в 10 раз.
Возрастающие потребности придется удовлетворять за счет использования не возобновляемых источников энергии, что приведет к росту выбросов диоксида углерода в атмосферу.
Лидерство во внедрении энергосберегающих технологий остается за развитыми странами, поэтому ископаемые виды топлива будут преобладать в качестве источника энергии.
Главные задачи — ослабить связи между экономическими ростом и энергопотреблением, стремится к декарбонизации мирового производства энергии и передаче технологий развивающимся странам.
Транспорт. Среднеглобальный рост дорожного транспорта за период 1980-1993гг. достиг 50%. Развитие транспорта является ярким примером того, как успехи в энергосбережении за счет усовершенствования двигателей перекрываются влиянием роста транспорта. К 2015 г. выбросы загрязнений воздушного транспорта в атмосферу увеличатся в З раза.
Атмосфера. Главной остается проблема сокращения выброса парниковых газов, которая находится в центре внимания при изучении изменений климата. Как известно, концентрация диоксида углерода, метана и закиси азота по сравнению с доиндустриальным периодом удвоилась. При сохранении существующей тенденции к 2010 г. на планете температура повысится на 1—3°С, что вызовет подъем уровня Мирового океана (по разным оценкам от 0,3 до 1 м).
Согласно Конвенции об изменении климата (Рио-де-Жанейро, 1992), к 2000 г. необходимо стабилизировать эмиссию парниковых газов на уровне 1990 г., когда антропогенный выброс составлял более 6Гт/ год (в т.ч. диоксида углерода — 60%, метана — 23%). Основными загрязнителями были США (22%) и СССР (19%). Уже в 1995 г. на конференции по климату в Берлине участники признали, что эти обязательства недостаточны , и в 1997 г. на 2-ой конференции по климату в Киото они были пересмотрены, до настоящего времени — к моменту проведения З конференции в Буэнос- Айресе в 1998 г. — вопрос окончательно не решен. США намерены к 2008 г. сократить выбросы и достичь уровня 1990 г. Однако выбросы продолжают расти. В 1996 г. (к марту месяцу — за 1 год) в Канаде выброс увеличился на 13%, в Японии на 8,3%. Страны Южной Азии требуют сократить выбросы к 2005 г. на 20% по сравнению с 1990 г. Остается в центре внимания неравномерное распределение выбросов углекислого газа между странами . В 1998 г. выбросы углекислого газа на душу населения составили в США —5,4 т, в Англии — 2,5 т, в Аргентине — 1 т, в Индии — 0,3 т.Одним из новых подходов к решению проблемы является введение системы «рыночных» отношений. Так, протокол 2-ой конференции по климату в Киото (1996) предусматривал следующие шаги:
— реализацию совместных проектов по распределению эмиссии диоксида углерода между странами;
— торговлю квотами на эмиссию (для стран, имеющих резервы);
— «чистое» развитие.
Токсиканты. Создан межправительственный Форум по химической безопасности и межведомственная Программа по разумному управлению токсикантами при решении проблемы загрязнения окружающей среды. Важными задачами являются: ответственность производителей за выбросы токсичных компонентов и повышение активности по передаче экологически безопасных технологий.
Отходы. Продолжается рост муниципальных отходов. В странах Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЕСD) в период 1980 —1992 гг. их количество возросло на 42% — в основном из-за внедрения упаковки пищевых продуктов, экономического роста и увеличения площади жилища на душу населения.
Особое внимание привлекает проблема опасных отходов. В то же время позитивным моментом является прогресс во вторичной переработке отходов.
На сессии ООН особое внимание было уделено радиоактивным отходам — их безопасному хранению и ответственности стран.
Поверхность суши и устойчивое сельское хозяйство. Задачи в этой сфере: остановить процесс деградации плодородия почв, создать условия для устойчивого сельского хозяйства. От их решения зависит продовольственная безопасность, особенно в регионах Африки и Западной Азии. Для решения задач развивающимся странам необходима финансовая поддержка.
Опустынивание и засухи. Меры определены Конвенцией по борьбе с
опустыниванием и документами сессии (1997).
Биоразнообразие. Главные цели определены Конвенцией по разнообразию: сохранение и равноправное использование биоразнообразия.
Туризм. Важны экологические и юридические меры и оказание международной помощи развивающимся странам в развитии туристической индустрии и ограничения негативных последствий влияния туризма на окружающую среду.
Природные бедствия. Меры предусмотрены документами Всемирной конференции по природным бедствиям (1994). На фоне тенденции к усилению разрушительных последствий природных катастроф особого внимания требуют развивающиеся страны, не обладающие средствами раннего предупреждения. Техногенные катастрофы. Главные задачи — расширение международного сотрудничества по ликвидации последствий.
Обезлесивание. КОСР-2 специальными документами отметила необходимость проведения в глобальном масштабе восстановления лесного покрова Земли.
Конвенцию по лесам до сих пор не удалось принять. Пока действует Международный протокол по лесам, в котором предусмотрены меры по обеспечению охраны и рационального использования лесов.
В течение 1980—1990 гг. произошло существенное уменьшение площади лесов в развивающихся странах. Наиболее значительные потери тропических лесов зарегистрированы в Латинской Америке и в странах Карибского бассейна, в Африке, Азии и в Тихоокеанском регионе. В ряде регионов, особенно в Западной Азии, вырубка леса привела к усилению эрозии почв, в Африке — к повышению чувствительности к наводнениям. Опасения, касающиеся падения концентрации кислорода в атмосфере вследствие обезлесивания, разделяют далеко не все специалисты. По видимому, при существующей биосфере не приходится ожидать уменьшения содержания кислорода в атмосфере. Если бы вся растительность Земли вдруг исчезла, то тогда она бы уменьшилась в несколько раз за 10 тыс. лет. Вырубка лесов и лесные пожары пока не приводят к снижению концентрации кислорода в глобальном масштабе. Как и в прошлом столетии, площадь лесных угодий практически не изменилась в Западной Европе и в Северной Америке, хотя в последнем случае усилилось негативное влияние кислотных дождей.
Структура производства и потребления. Цели изменений в этой сфере сформулированны в документе «Повестка дня на ХХI в». Главной задачей является создание стабильной структуры потребления — производства.
В связи с глобализацией этой структуры отмечают важную роль правительств в корректировании неудач в рыночной экономике в связи с введением необходимого регулирования структуры производства и потребления, а также роль международного сотрудничества. Эти два аспекта важны для согласованного понимания основ устойчивого потребления, улучшения координации в сборе данных, ускорения экологического маркетинга, аудита и сертификации. Для разработки практических мер, устанавливающих стабильную структуру потребления — производства, имеет значение постепенный переход к стратегии управления потребностями в таких секторах экономики, как энергетика, транспорт, сельское и лесное хозяйство, отходы, водное хозяйство. Для этого необходимо принять обязательные стандарты эффективности энергопотребления при производстве различной продукции, ввести экологические налоги на производство энергии или углеродосодержание различных топлив, применять экологические субсидии для производства экологически чистой продукции, использовать совместные действия с целью снижения суммарных выбросов и др.
Важный документ, который был принят на КОСР-2 (1992 г.) — «Повестка дня на ХХI век», включает более 100 программ, охватывающих разнообразные глобальные проблемы: от преодоления нищеты и голода до усиления роли общества в решении проблем охраны природы.
«Повестка…» представляет собой основополагающую программу действий по достижению устойчивого развития. В ней сформулированы условия, необходимые для устойчивого развития всех стран, и главное из них — бережное отношение к природе и природным ресурсам. Необходимо формирование более эффективной и справедливой экономики как средства для создания благоприятных международных условий. Отмечено, что уровни потребления в некоторых частях мира являются очень высокими. Это создает огромную нагрузку на окружающую среду. При этом основные нужды потребителей большей части человечества остаются неудовлетворенными. Более бедные люди оказываются не в состоянии удовлетворить потребности в пище, медицинском обслуживании, жилье и образовании. Изменение структуры потребления потребует осуществления комплексной стратегии, сфокусированной на требовании удовлетворить основные потребности бедных людей, снизить уровень отходов и использование органических ресурсов в производственном процессе. Необходимо проанализировать современные концепции экономического роста и потребность в новых концепциях богатства и процветания, которые допускают более высокие стандарты жизни, менее зависящие от ограниченных природных ресурсов Земли и находящиеся в большей гармонии с несущей способностью Земли.
«Повестка…» призвала развитые страны к 2000 г. решить выдвинутую ООН задачу выделять 0,7% валового национального продукта для оказания экологически ориентированной помощи развивающимся странам.
Выдвинуты различные концепции изменения структуры потребления и производства. Суть одной из них — «эко-эффективности» — заключается в максимизации эффективности (в том числе экономической) использования энергетических и сырьевых ресурсов с целью снижения потребления ресурсов и загрязнения окружающей среды и отходов. В основу другой концепции — «экопространства» — положено необходимое количество энергии, воды, территории и невозобновляемых природных ресурсов, которое может быть использовано без нарушения устойчивости развития.Окружающая среда рассматривается с одной стороны как сток отходов, с другой — как источник ресурсов. Выполнение этих функций лимитируется загрязнением и связанной с ним деградацией окружающей среды. Концепция экопространства является динамической в том смысле, что условия ее реализации становятся благоприятными при использовании эффективных технологий и реструкгуризации системы потребления и производства. Введение понятия экопространства позволяет определить параметры и верхнюю границу мирового потребления и производства, взаимосвязи потребностей человека и воздействия на функции окружающей среды и даже обосновать распределение «прав на потребление и загрязнение». Сторонники этой концепции часто выступают за экологические налоги и систему договорных отношений об уровнях загрязнений.
Стратегические подходы для достижения устойчивого развития должны быть разными и соответствовать сложности взаимодействия человека и реального строения окружающей среды. Предлагают три различные стратегии развития, которые должны реализоваться одновременно.
Первая — стратегия взаимодействия хозяйствующего человека с природно-неравновесными системами естественной биоты Земли. Конечной целью ее является сохранение видов, среды их обитания, биологического разнообразия. Понятие экологической безопасности должно включать обеспечение условий развития природных экосистем. Обеспечить экологическую безопасность можно, ограничив величину допустимого порога возмущения естественной биоты. «Принятие этой стратегии приведет к самоограничению роста потребления в той мере, в какой этот рост будет происходить за счет освоения новых земель и сокращения оставшейся естественной биоты».
Вторая — стратегия взаимодействия хозяйствующего человека с искусственно-равновесными антропогенными экосистемами, обеспечивающими его пищевые потребности. Имеется в виду сельское хозяйство и другие виды деятельности по производству продуктов питания. Степень сохранности естественной биоты Земли полностью зависит при этой стратегии от эффективности технологий, применяемых с целью обеспечения человека пищевыми продуктами.
Третья — стратегия взаимодействия хозяйствующего человека (производства) с экосистемами искусственной среды. Последние — это города и другие населенные пункты, где земля занята под бытовые, рекреационные и инфраструктурные объекты. Задача сохранения биоразнообразия в таких системах не стоит, важным является обеспечение здоровья людей, сохранения зданий, сооружений и коммуникаций, а также различных сред, имеющих значение для существования человека. Подробный анализ осуществления стратегии Устойчивого Развития на сессии Генеральной ассамблеи ООН (Нью-Йорк, 1997) показал ЧТО пока удалось решить главные вопросы для обеспечения реальных перспектив устойчивого развития в следующем столетии:
— осуществить практические меры по устранению голода и Нищеты;
— уменьшить разрыв уровней жизни в развитых и Развивающихся странах;
— найти средства и пути для ослабления антропогенного давления на окружающую среду в глобальном масштабе.
Другими словами, пока не удалось пр9отвратить сползание мира к
глобальной экологической катастрофе.
На сессии принята «Программа действий по дальнейшему осуществлению «Повестки дня на ХХI век».