Детство- это важный период для формирования самых лучших физических и психологических характеристик будущего гражданина общества. Именно поэтому международное сообщество обращает внимание на необходимость особой правовой защиты детей.
Организация Объединенных Наций в 1959г. принимает Декларацию о правах ребенка, которая содержит 10 фундаментальных принципов обеспечения защиты и благосостояния детей. В ней нашли отражение основные идеи по улучшению положения детей. Многие ее положения носили рекомендательный характер. Позже, через 20 лет начинается работа над Проектом Конвенции о правах ребенка. Конвенция- это наименование договора между государствами, которые подписывают и, соответственно, принимают для выполнения договорные положения.
Общими принципами являются:
-принцип недискриминации;
-необходимость специальной охраны и заботы о ребенке;
-государственное обеспечение интересов ребенка;
-признание права ребенка на жизнь, выживание и развитие;
-уважение идивидуальности ребенка и его взглядов;
-признание ответственности родителей за детей;
-возможность альтернативного ухода за ребенком.
Важнейшие права ребенка:
-право на жизнь, выживание и развитие;
-право иметь свое имя и гражданство;
-право на сохранение индивидуальности;
-право не разлучаться со своими родителями;
-свобода выражения своего мнения;
-свобода мысли, совести и религии;
-свобода ассоциаций и мирных собраний;
-право на образование и профессиональную подготовку;
-право на медицинское обслуживание.
В современном мире международное право выступает в качестве одного из правовых регуляторов. Поэтому статья 4 Конституции Республики Казахстан устанавливает, что международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.
В этом же разделе Конституции Республики Казахстан помещены статьи, которые соответствуют принятым в нашей стране обязательством по международным соглашениям. Например, в ст. 21 указано право гражданина Республики Казахстан выезжать за пределы республики и бесприпятственно возвращаться в нее. Учтены и другие положения о правах и свободах человека: о свободе совести, слова, творчества, объединений, выбора рода деятельности, языка общения и распространения информации ( ст. 19-24), о праве на свободу труда и отдыха ( ст. 24) права иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество (ст. 26), праве гражданства и праве изменения своего гражданства. Все эти права и свободы признаются абсолютными и неотчуждаемыми. Признаются и такие гражданские права, как право избирать и быть избранным, участвовать в управлении делами государства и др.
Статьи 10 и 11 Всеобщей декларации прав человека нашли свое отражение в Уголовном кодексе Республики Казахстан, который направлен на « защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также предупреждение преступлений» (ст. 2 Уголовного кодекса РК).
Защита прав человека — актуальная мировая проблема. Об угрозах и масщтабах опасностей для человечества ярко и убедительно говорил еще 1975 г. академик правозащитник Андрей Дмитриевич Сахаров в своей знаменитой Нобелевской лекции « Мир, прогресс, права человека. Анализ мировой ситуации – проблемы и решения»
- так, по приблизительным данным ООН, 1 млрд человек в мире живет в условиях абсолютной нищеты, 900 млн. – неграмотны, более 1.75 млрд. не имеют доступа к чистой питьевой воде, а 1.5 млрд.- к первичной медицинской помощи.
- угроза голода и нищеты, угроза военных катаклизмов с применением ядерного оружия массового уничтожения вследствии непродуманной политики государств, экологические бедствия, неграмотность и безработица в условиях мирового финансового и экономического кризиса – все это проблемы, решение которых определяет реальную возможность выживания отдельной личности в природной и социальной среде.
Проблема защиты прав и свобод человека в современном мире, раздераемом межнациональными, религиозными, этническими и прочими конфликтами, является глобальной. Она притягевает к себе постоянное пристальное внимание. Очевидно, что решение этой проблемы требует неустанных усилий мирового сообщества, государств, общественных институтов и каждой личности.
Республика Казахстан на сегоднешней день присоединилась к 14 международным документам о защите прав и свобод человека. Однако Казахстаном не ратифицированны такие важнейшие международные договоры, как Пакт об экономических,социальных и культурных правах и Пакт о политических и гражданских правах 1966 г., а также Факультативный протокол к последнему, предусматривающий возможность обращения граждан страны- участницы в международный суд по правам человека. Конституция РК начинается с главы, посвященной правам человека и провозглашает их в качестве главной социальной ценности.
В качестве регионального института защиты прав и свобод планировалась создание Комиссии СНГ по правам человека, предусмотренной статьей 33 Устава Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г. Работа Комисси предполагала защиту прав человека, обеспечение которых относилось к сфере совместного введения стран СНГ согласно статье 4 Устава СНГ в целях реализации статьи 2 того же Устава об обязательстве стран-участниц обеспечивать права и основные свободы человека в соответствии с общепризнанными нормами международного права и документами СБСЕ на постсоветском пространстве. Однако это позитивное начинание не нашло своего подтверждения на практике. Последнее приводит к тому, что сегодня у казахстанских граждан нет доступа к международным правовым механизмам защиты прав и свобод человека.
Обспечение прав ребенка относится к глобальным проблемам современности, в решении которых заинтересованна не только наша республика, но и все страны мира. Дети – будущее планеты Земля. Это объясняется определяющей ролью подрастающего поколения в гарантировании жизнеспособности общества и прогнозировании его будущего развития.
Даже для самых демократичных экономически развитых государств характерны рост преступности несовершеннолетних, наличие семей с низким жизненным уровнем, смертность детей из-за недостаточного медицинского обслуживания, рост беспризорных детей. Все эти факторы доказывают невозможность разрешения детской проблемы только национальными средствами и вызывают необходимость объядинения усилий мирового сообщества в целом, что и обусловила возникновение института международно-правовой защиты прав ребенка.
Необходимость разработки мер по охране прав ребенка, в силу его физической и умственной незрелости, потребывала выделения международной защиты прав детей в особое напрвление. С этой целью в ООН были созданы Социальная комиссия и Детский фонд ООН ( ЮНИСЕФ).
Организацией, которая занимается исключительно детскими проблемами, является Детский фонд ООН, ЮНИСЕФ был создан резолюцией Генеральной Ассамблеи 57(1) об учреждении ЮНИСЕФ от 11 декабря 1946 г. В ней было сказано, что Фонд создается для оказания помощи детям послевоенной Европе. Соглано резолюции был создан руководящий орган – Исполнительный совет. Исполнительный совет был набран ЭКОСОС из кандидатов, предоствленных государствами-членами ООН.
В 1953 г. Детский фонд вошел в систему ООН и егополномочия были разширины: ему предоставлялась право долгосрочной помощи детям. Которые терпели лишения в результате сложившейся экономической и политической обстановки в их странах , а также во время вооруженных конфликтов. Основная функция ЮНИСЕФ – помощь правительствам развивающихся стран в виде поставок оборудования для школ, продуктов питания, медикаментов, предоставление стипендий для преподавателей. Исполнительный совет ЮНИСЕФ, состоящий из 36 членов, определяет основные напраления деятельности, анализиует программы и утверждает бюджеты фонда. Секретериат ЮНИСЕФ, штабквартира которого находится в Нью-Йорке, проводит свою работу через бюро ( более 200), расположенные более чем в 140 странах ( в том числе и в Казахстане). В рамках ЮНИСЕФ функционитует Международный центр развития ребенка. Он был создан в 1988 г. в качестве специализированного исследовательского и учебного учреждения прибазовой финансовой поддержке правительства Италии.
Международная защита прав ребенка осуществляется по нескольким направлениям:
1) разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка.
2) создание специального контрольного органа по защите прав ребенка
3) содействие приведению национального законодательства в соответствии с международными обязательствами ( имплеметационная деятельномть)
4) оказание международной помощи через Детский фонд ООН
Декларация прав ребенка расширила 5 принципов Женевской декларации 1924г. до 10. в ее Преамбуле отмечается, что « ребенок ввиду его физической и умственной незрелости,нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения». В декларации говорится о недопущении дискриминации детей по каким бы то ни было признакам (пр.1), о праве ребенка на нормальное развитие(пр.2), о праве на получение образования (пр.7). согласно Декларации, ребенок должен быть защищен от жестокости и эксплуатации (пр.9), ему должно предоставляться право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание (пр.4). один из принципов Декларации устанавливает обязанность общества осуществлять особую заботу о детях, неполноценных в физическом, психическом или социальном отношении (пр.5). последний принцип посвящен вопросам воспитания ребенка(пр.10). таким образом, Декларация прав рабенка 1959 г. сформулировала принципы. На которых должна базироваться гос.политика по обеспечению прав ребенка.
Принятие конвенции о правах ребенка (1989) стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.
В Конвенции впервые особо оговоренна роль средств массовой информации: государства-участники обязуются поощрять средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении, чтобы ребенок имел доступ к информации из различных национальных и международных источников(ст.17). в соответствии со статьей 42 государств-участники обязуются « широко информировать о принципах и положениях Конвенции,как взрослых, так и детей.»
Впервые в истории в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля за выпонением положений Конвенции- Комитет по правам ребенка. Он уполномочен рассматривать периодические (раз в 5 лет) доклады государств о приеятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции (ст.44). Кроме того, ст.45 предусматривает, что Комитет также является координатором международного сотрудничества по выполнению поставленных в Конвенции целей. Для этого в его работе могут принимать участие Детский фонд ООН, специализированные учреждения, международные неправительственные организации. Еще одно новшество Конвенции- это положение, согласно которому государства должны обеспечить « широкую гласность своих докладов в своих странах» (п.6 ст.44).
На начало 1998г. 190 стран ратифицировали Конвенцию о правах ребенка. Из всех стран, признанных международным сообществом как суверенные государства, только 3 еще не ратифицировали Конвенцию (Сомали, ОАЭ, Оман). Конвенция о правах ребенка близка к тому, чтобы стать первым в мире договором по правам человека, который ратифицируют все страны мира.