Натюрморт как жанр искусства

Натюрморт один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, снеди, цветов.

Историческое появление натюрморта связано с развитием реализма в живописи, с расширением её технологических и познавательных возможностей, с освоением способов воссоздания в картине, многообразия конкретной материи. Окончательное развитие натюрморта в самостоятельный жанр относится к 17 в. когда он достигает особого расцвета в голландской живописи, испанской. Задача художника в области натюрморта состоит не только в передачи вещей самих по себе, но и в  том , чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них к окружающему миру вообще

Так, голландский натюрморт 17в. явился поэтическим художественным утверждением национального

голландского быта.

История русского натюрморта.

Последние годы 19 века и первые 20 века были началом нового периода в истории русского натюрморта. Скорее даже, даже это была эпоха его второго рождения, так как реалистическое искусство 60-80 годов, как известно не культивировало этот жанр.

В искусстве русских реалистов второй половины 19 века натюрморт был явлением, как правило эпизодическим.

В натюрморте как правило ставилась локальная задача- передать собственную, изолированную сущность выбранного предмета.

Таков в своей сущности ранний натюрморт Серова Яблоки и листья, лишь настойчивость с которой мастер анализирует светотеневое построение формы и стремится найти специфику яблочной плоти, позволяет ощутить приближение нового этапа в развитии натюрморта.

Однако уже 80-е годы в творчестве Коровина и Серова можно ощутить предвестия нового понимания натюрморта, которое найдет принципиальное осознание, законченное воплощение в первые годы 20 века. Общий характер новых тенденций можно определить как стремление вынести натюрморт на воздух, под небо или связать его с интерьером, с портретом, увидеть его в световоздушном пространстве, воспринять как отражения мироощущения конкретного человека, его жизненного уклада.

В творчестве раннего Коровина не много чистых натюрмортов. Лучшие работы в этом роде относятся к 1910 годам. Однако то решение, которое получают аксессуары в его портретных произведениях, достаточно убедительно. Чрезвычайно типичен типичен групповой портрет ,,За чайным столом,, написанный почти в пленере – на террасе загородного дома. Задача живописца передать изображенных в живой естественной сценке утреннего чаепития , в единой световоздушной среде. Это среда окутывает и фигуры людей, и кусты сада, и живописный натюрморт на столе с просвечивающим стеклом стаканов,

отражающих и одновременно пропускающих дневной свет.

Коровинским ,,Завтраком,, серовской ,,Девочкой с персиками,, указан был путь дальнейшему развитию натюрморта. Его аналитический характер резко противостоял салонной линии развития этого жанра, где господствовал принцип натуралистической схожести, соединенной с этюдной легкостью манеры или напротив скурпулезностью исполнения. Элементы внешней красивости композиции, стремление к роскоши общего впечатления были здесь основными. Типичным здесь может казаться полотно Маковского ,,В мастерской художника,,. Пафос этого своеобразного жанризированного натюрморта отнюдь не в портретном изображении сына художника и не в сюжете , а истинно в натюрмортном нагромождении роскошных тканей , экзотических фруктов, антикварных редкостей . Огромная породистая собака и полуобнаженный мальчик с длинными локонами кажутся не более как экспонатами этой выставки предметов роскоши , украшением буржуазного салона.

Аналитический подход к задачам изображения «мертвой природы», близкий по своей сущности импрессионистическому методу, был тем путем, по которому пойдет в последние годы 19-первые годы 20 века русский реалистический натюрморт. Наиболее яркое его воплощение находим мы в творчестве Грабаря начала 1900-х годов. В его полотнах в полной мере выразилась тенденция к восприятию натюрморта не изолированно, как узкой задачи изображения конкретного предмета, а в определенном пространстве, в интерьере, на открытом воздухе. Натюрморты кажутся отражением определенной душевной настроенности человека, его быта. Такова одна из ранних работ этой группы — мажорное полотно «Утренний чай» (1904, Национальная галерея, Рим). «Стояло дивное лето, — пишет художник. – Для утреннего чая стол с самоваром накрывался в примыкавшей к дому аллее из молодых лип. На ближнем конце длинного, накрытого скатертью стола стоял пузатый медный самовар в окружении стаканов, чашек, вазочек с вареньем и всякой снеди.… Весь стол был залит солнечными зайчиками, игравшими на самоваре, посуде, скатерти, цветах и песочной дорожке аллеи».

Соединение специфически натюрмортных задач с задачами пленэрной живописи находим мы и в «Дельфиниуме» (1908, ГРМ), где ваза с цветами написана на садовом столе, в окружении берез, вся в световых бликах. Характерно, что даже изображенный в интерьере «Неприбранный стол» кажется расположенным в саду, настолько в нем много света, так все объединено световоздушным пространством. Натюрморт «Хризантемы» (1905, ГТГ) и картина «За самоваром» (1905, ГТГ) остаются до известной степени в пределах подобных замыслов. Однако если «Утренний чай», «Дельфиниум», «Неприбранный стол» дают мажорное решение «натюрморта настроения», то эти два полотна представляют его лирико-романтический вариант. Мягкий полумрак сумерек, мерцание угольков в самоваре, переливы гаснущего света на поверхности хрусталя – во всем этом тихий уют вечернего чаепития, так хорошо гармонирующий с образом сидящей за столом девочки («За самоваром»). Строгие ритмы чередования желтого – в цветах на рояле, на столе, у окна, дробное мерцание бликов сумеречного света на хрустале и фарфоре, почти таинственное свечение желтых цветов в полумраке, усиленное соседством синего и лилового, — несут в себе какую-то внутреннею взволнованность, создают ощущение чего-то необычного («Хризантемы»).

Сам художник справедливо считал натюрморты этих лет созданными под знаком импрессионизма. Типичные для этого времени «Сирень и незабудки» (1904, ГРМ)

художник называл ,,чистокровным импрессионизмом,, .Именно этот период Грабарь увлекался живописным методом Клода Моне.

Наиболее характерная вещь этого круга – уже упомянутые «Хризантемы»- написана со свойственным импрессионизмом , увлеченным анализом вибрирующим световоздушной формы. Однако уже в этом натюрморте чувствуется стремление к преодолению рыхлости формы и неустойчивости цвета. Как уже говорилось выше , художник ищет средств внутренней организации живописной изменчивости натуры в подчинение её определенному декоративному ритму. Очень скоро это в преодолении известной ограниченности импрессионистического метода становится осознанно принципиальным . Художник ставит натюрморты с задачами на цвет, на четкую форму , на ощущение материальности предмета.

Натюрморты этого года вообще отмечены разнообразием и сложностью поставленных задач ,поисками новых форм.Все в них свидетельствуют о близости следующего этапа в развитии этого жанра в русской живописи. В атмосфере борьбы за новые художественные формы натюрморт становится одним из ведущих жанров, ареной творческого эксперимента. В нем открываются иные горизонты реалистического метода и, с другой стороны , проявляется самодовлеющее формотворчество, уводящее отдельных художников на путь субьективизма.

Для курсовой работы я выбрала тему восточного натюрморта. Прежде чем приступить к работе мною были сделаны эскизы для поиска композиционного решения, также цветового. Моя работа выполнена в буйном колорите свойственному восточной тематике. Закончив поисковую работу я приступила к написанию на холсте 55 на 75.Для данной работы я выбрала акрил. Это матовая краска которая быстро сохнет и при высыхании темнеет, но ничем ни хуже масляных красок. Акрилом надо писать на тон светлее. Живопись зависит от качества материала, лучше писать итальянским акрилом эта краска не сильно меняется при высыхании, сохраняет свою насыщенность цвета. Сделав точный рисунок, обвела его тонкой кистью ,нейтральным цветом. После высыхания рисунка, я сделала имприматуру. Начала писать методом высветления, потому что так легче попасть в тон, белый фон очень отвлекает. Сразу определила что тень холодная ,а свет теплый. В своей работе пыталась добиться материальности предметов. Это стекло, металл, ткань. Некоторые предметы были написаны без натуры. Главное кальян и индийская ваза. Это основные части композиции, также узбекская ткань показывает плоскость стола своим рисунком .

Выполнение работы акрилом занимает меньше времени нежели маслом. Акрилом можно писать пастозно, мастехином. Также и лиссеровкой, в некоторых случаях работу можно закончить масляными красками. Для этого поверхность холста надо пропитать льняным маслом. А писать надо на пинене. Акриловые краски более интенсивные чем масло , для меня акрил больше подходит потому что маслом замыливаю. Акрилом пишешь на одном  дыхании, работа получается более яркая даже декоративная.

Акрил водорастворимая краска и дает возможность писать на любых поверхностях: на холсте , на картоне. Для грунтовки используется акриловый грунт. Также после окончания работы можно покрыть её поверхность специальным лаком предназначенным для акрила, чтобы появился глянец.

В своей работе по технике в материале я хотела показать

технологию живописи акрилом , что в  более короткий срок можно добиться эффекта масляной живописи. Но конечно есть разница между акрилом и маслом , акриловые работы более декоративные. Быстрое высыхание большое преимущество  перед маслом которое долго сохнет.

С помощью лаков работа не смотрится матовой и лучше сохраняется. Также можно использовать связующее акриловое молочко. В своей работе я его не использую и обхожусь водой. Главное в работе это композиция, без повторяющихся предметов. В натюрморте преобладают круглые предметы , их перебивают резкие углы стола и квадратная коробка. По цвету основную роль играют теплые цвета , лишь несколько холодных пятен приносят равновесие.

Я надеюсь что с помощью акрила мне удалось передать колорит восточных предметов и их материальность.

НАТЮРМОРТЫ ЭРНИ БЕЙБЕРА.

СВЕТОВОЙ КЛЮЧ ЖИВОПИСИ.

Решение живописных масс.

Стремлюсь создать эффект реального присутствия каждого из объектов — придать им целостность и весомость. Для этого сохраняю каждую из существующих форм и лаконичные массы светлого и темного в течение всей работы – даже когда пишу детали. Время от времени отхожу от холста чтобы удостовериться в реальной трактовке натуры.

Практически всегда пишу на тонированном холсте – он создает мгновенное ощущение глубины. Тонирую одним из семи двухцветных  колеров ; ультрамарин синий и умбра жженая, ультрамарин синий и умбра натуральная.

Какую бы комбинацию я не выбрал, разбавляю специальным средством- так получается очень тонкая заливка.

Работу над картиной начинаю с наброска, рисую свободно, стараюсь вписать точно формы натюрморта в холст. Внимание сосредоточено на композиции, ведь даже высокий уровень исполнения не в состояние скрыть композиционные просчеты. И снова ключевой становится гармония : нельзя пропускать слишком больших пустот, равно как забитого пространства.

По мере развития форм необходимо удостовериться что каждый объект хорошо сбалансирован, а его конструктивные части симметричны. Лучший способ решения этой проблемы – перевернуть холст и внимательно присмотреться. Если предмет ассиметричен и наклонился в одну из сторон, вы это сразу заметите. Кроме того весьма полезно воспользоваться зеркалом, исследование отражения картины поможет определить места, нуждающихся в исправлениях.

Если в целом я доволен рисунком и композицией, приступаю к моделировке теней .Цель — создать тени наибольшей глубины и к тому же теплого  оттенка.

После того как подмалеваны массы главных объектов и теней, начинаю слегка вводить локальный цвет предметов в теневые участки, намечая тем самым колористическое единство

Построение светоносного центра.

Прокладываю пятна света и цвета практически так же, как делал это в отношение теней; однако беру более фактурные мазки кроющей краски. Это помогает сразу создать впечатление прочной поверхности, до которой буквально можно дотронуться. В данный момент максимально обобщить теневые части, чтобы не отвлекать внимание от световых акцентов.

Предметный мир имеет большое, но не главное значение. То, что вы пишете может определять характер живописи.

Кроме этого , красивые, привлекательные предметы не обязательно гарантируют создание хорошей живописи.

Есть и другой подход к выбору натуры я вполне доверяю ему: живопись бытовых даже уродливых предметов.

В конце концов то, как вы пишете предмет, гораздо важнее его внешнего вида.