Одним из орудий управления на хозяйствующих субъектах является управленческий учет.
В состав управленческого учета входят многие системы из современных методов и приемов:
- система стандарт — кост и директ – костинг;
- системное деление на переменные и постоянные расходы;
- применение гибких смет, учет затрат по центрам возникновения и ответственности;
- определение точки критического объема производства и другие.
Поскольку за последние годы ликвидированы планово — экономические службы на предприятиях, и не имеется необходимости возобновить их действия, то управленческий учет расширяет область применения.
В состав современного управленческого учета следует также включить следующие участки:
- процесс нормирования и прогнозирования производственных затрат и себестоимости продукции;
- учет и распределение затрат по различным направлениям;
- калькулирование себестоимости продукции;
- анализ себестоимости продукции и выявление отклонений от стандартов и смет;
- подготовка проектов управленческих решений, связанных с регулированием затрат, и по вопросам инвестиционной деятельности.
Управленческая информация является неотъемлемой частью управления современным производством, а управленческий учет создает условия для максимального обеспечения всех уровней управления необходимой информацией.
Если остановиться на специфических методах и приемах управленческого учета, то эти приемы заключаются в следующем. Например, себестоимость по центрам ответственности, как один из элементов метода управленческого учета используется для планирования и контроля деятельности ответственных исполнителей. Полная производственная себестоимость определяется в целях установления цен и реализации продукции на рынке и для принятия оперативных решений при различных обстоятельствах. Себестоимость готовой продукции (изделий) по прямым затратам необходима также для установления цен, принятия других оперативных решений при специфических обстоятельствах.
Как известно, все затраты производства по отношению к изменениям объема производства в планировании и учете подразделяются на переменные и постоянные расходы. Следует отметить, что такое деление приводится в целях рассмотрения классификации, однако практического значения не имеет.
В международной практике учета деление расходов на переменные и постоянные имеет большое значение при построении графиков анализа поведения затрат, прибыли и объема продаж, позволяет определить точку критического объема продаж, ниже которой производство становится убыточным. Основным принципом, лежащим в основе критического объема продаж является уравнение:
Объем продаж = Переменные расходы + Постоянные расходы + Прибыль (или убыток). Точка безубыточности означает, что нет ни прибыли, ни убытков и уравнение имеет вид: Объем продаж = Переменные расходы + Постоянные расходы.
Итак, некоторые расходы (допустим) остаются неизменными при определенных колебаниях продаж. Сюда относятся амортизация, арендная плата, некоторые виды эксплуатационных расходов, коммунальные услуги. Уровень постоянных расходов может увеличиваться также за счет увеличения управленческих расходов, не связанных с уровнем продаж.
Следовательно, при проведении аудита, как системы управления на предприятии внутренним аудитом, следует руководствоваться теми же принципами, что и независимый внутренний аудитор
В Казахстанском стандарте аудита «Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности» приведены следующие основные принципы:
- независимость;
- честность;
- объективность;
- профессиональная компетентность и должная тщательность, конфиденциальность;
- профессиональное повеление;
- соблюдение стандартов.
Однако специфика деятельности внутренних аудиторов делает перечисленные принципы недостаточными. Поэтому в специальной литературе выделяют также принципы, свойственные только внутреннему аудиту:
- это принцип обособленности;
- это принцип конфиденциальности программ внутреннего аудита;
- принцип информационной обеспеченности;
- принцип регламента.
В условиях подчиненности руководству предприятия, а также полной финансовой зависимости внутренних аудиторов наиболее сложным является соблюдение принципа независимости. Вследствие этого самостоятельный статус отдела внутреннего аудита должен быть обязательно оговорен в положении о внутреннем контроле (аудите). Для обеспечения объективности внутренний аудитор должен подчиняться не исполнительному руководству предприятия, а внешним учредителям (например, совету директоров). Для сохранения же финансовой независимости в этом же положении желательно оговорить, кто устанавливает размеры заработной платы и из каких источников будет осуществляться оплата труда персонала службы внутреннего аудита. При этом необходимо, чтобы размеры оплаты труда не зависели от результатов деятельности подразделений, подлежащих в будущем проверке. Кроме того, внутренний аудитор не должен принимать участие и нести ответственность за исправление обнаруженных им нарушений.
При создании службы внутреннего аудита руководство субъекта, как правило, преследует следующие цели:
- обеспечение надежной информацией для успешного руководства субъектом и принятия эффективных управленческих решений;
- обеспечение сохранности активов, документов и регистров бухгалтерского учета;
- обеспечение эффективности финансово-хозяйственной деятельности субъекта путем избежания непроизводительных затрат, а также предотвращения неэффективного использования финансовых и производственных ресурсов;
- обеспечение соответствия предписанным учетным принципам и требованиям правовых актов республики. На основе перечисленных целен российские аудиторы дают классификацию основных направлений деятельности внутреннего аудита, которая может быть использована на отечественных предприятиях.
В рамках перечисленных, взаимосвязанных между собой, видов проверок внутренними аудиторами проводится оценка системы бухгалтерского учета на предприятии; аудит отдельных статей баланса; аудит производственных затрат; аудит правильности формирования финансовых результатов; аудит налогообложения; технологический аудит производственного процесса; операционный аудит; аудит финансовой отчетности; аудит на соответствие и т.д.
Новым направлением проверок, имеющим принципиальное отличие от ранее существовавшей системы контроля, является операционный аудит. При проведении операционного аудита не ограничиваются только бухгалтерским учетом, операционный аудит охватывает оценку организационной структуры компьютерных операций, методов производства, маркетинга и любой другои области. Операционный аудит больше, чем какой-либо другой тип аудита носит субъективный характер, так как полностью основывается на личных знаниях и опыте аудитора.
В отечественной профессиональной литературе часто вместо термина «операционный аудит» используют понятия «управленческий аудит» или «аудит хозяйственной деятельности». При этом считается, что операционный аудит является обязательной функцией внутреннего аудита. Если же операционный аудит осуществляется независимыми аудиторами, он определяется как консультационные услуги.
Работа внутренних аудиторов должна строиться при неуклонном соблюдении требований казахстанского законодательства об аудиторской деятельности и применении стандартов аудита. Очевидно, что при создании служб внутреннего контроля необходимо опереться на международный опыт, который подсказывает, что в первую очередь необходима разработка методик по проведению внутреннего аудита. В связи с этим особую актуальность на крупных предприятиях, создающих службы внутреннего аудита, приобретает разработка стандартов внутреннего аудита по планированию, ведению рабочей документации, оформлению справок, отчетов. иных материалов, представляемых высшим органам руководства; рекомендаций по ведению архива рабочей документации; методик по осуществлению аудита отдельных участков финансово-хозяйственной деятельности предприятия и т.п.
Мировая практика свидетельствует о том, что по мере возрастания потребности в эффективном управлении предприятием учет производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции (производственный учет) трансформируется в управленческий учет.
В бывшем Советском Союзе невозможно было пропагандировать формирование управленческого учета, поскольку он был порождением капиталистической экономики. Однако, необходимость в комплексном решении проблем себестоимости продукции существовала.
В 1950 году группа английских специалистов по вопросам учета и отчетности по заданию Британского совета по производительности изучала систему зарождающегося в тот период управленческого учета. Группа после изучения состояния учета представила отчет под названием « Управленческий учет».
Особенности аудита в условиях формирования рыночных отношений
В настоящее время, с переходом к формированию рыночных отношений препятствий к внедрению управленческого учета нет. Но освоение управленческого учета в Республике Казахстан происходит противоречиво. Противоречивость в подходе к управленческому учету проявляется в законопроектах по бухгалтерскому учету. Известно, что в Законе «О бухгалтерском учете» от 26 декабря 1995 года не предусматривается подразделение бухгалтерского учета на: финансовый, управленческий. Следует к этому добавить, что Департаментом методологии бухгалтерского учета и аудита Минфина РК до сих пор не определена концепция развития управленческого учета и нет нормативных документов, которые предусматривали бы формирование управленческого учета.
В послевоенный период в США выделение управленческого учета в самостоятельную отрасль предопределялось необходимостью сохранения коммерческой тайны каждого хозяйствующего субъекта.
Под стандартами в теории и практике аудита понимают основные правила или основополагающие принципы аудиторских процедур. Данный минимум правил помогает аудитору определить масштаб аудиторских процедур и методику их проведения, является критерием оценки результатов аудиторской деятельности. Стандарты аудита в профессиональной литературе тоже трактуются по-разному. Так, американские ученые Д.Р.Кармайкл и М.Бенис дают такое определение:
«Стандарты аудита — это качественные критерии определения процедур аудита, а также цели, которые достигаются в результате их применения». Авторы книги «Аудит Монтгомери» пишут, что «стандарты аудита в самом широком смысле слова являются руководством к поведению аудитора на профессиональном уровне». А.Д.Шеремет и В.П.Суйц, определяют это понятие следующим образом: «Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований». Другое определение сводится к тому, что «аудиторские стандарты — это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей профессиональной деятельности». Отдельные авторы под стандартами аудита понимают «правила», которые устанавливают общие для аудиторов и аудиторских фирм требования по организации, проведению и оформлению аудиторских проверок. Наиболее полное и верное определение этому понятию, в новом законе «Об аудиторской деятельности». В статье 16 его указывается, что «под стандартами аудита понимаются нормативные документы, устанавливающие единые требования к аудиту и определяющие принципы, порядок проведения аудита».
Значение аудиторских стандартов состоит в том, что при их соблюдении они, во-первых, гарантируют определенный уровень качества аудита и надежности его результатов, т.е. позволяют поддерживать аудиторскую деятельность на должном уровне, во-вторых, заставляют аудиторов постоянно повышать свои знания и квалификацию, в-третьих, обеспечивают сравнимость качества работы отдельных аудиторских организаций и тем самым содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений, в-четвертых, определяют действия аудитора в конкретных ситуациях и, в-пятых, рационализируют и облегчают аудиторскую работу.
При проведении аудита, как внешнего, так и внутреннего необходимо руководствоваться основными стандартами бухгалтерского учета, разработанных и утвержденных Департаментом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РК. от 11.07.1997 года.
Одним из основных стандартов является стандарт отчетности. Данный стандарт определяет порядок классификации и учета статей отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности в целях составления и представления его юридическими лицами (кроме банков и бюджетных учреждений) последовательно, что обеспечивает сопоставимость финансовой отчетности юридического лица за разные отчетные периоды и финансовых отчетностей различных юридических лиц.
Стандарт также определяет порядок раскрытия различных статей доходов и расходов, полученных от обычной деятельности, дохода и убытка от чрезвычайных ситуаций, прекращенных операций и при учете изменений в учетных оценках, учетной политики и корректировки существенных ошибок в финансовых отчетах.
При внедрении данного стандарта необходимо учитывать события или операции, отличные от обычной деятельности юридического лица. Предполагается, что такие события и операции не будут повторяться часто или регулярно.
Кроме того определяются ошибки предыдущих периодов, обнаруженные в отчетном периоде, которые настолько значительны, что финансовые отчеты предыдущих периодов не считаются достоверными на дату их составления.
На основании данного стандарта отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности необходимо раскрывать следующую информацию:
- доход от основной деятельности;
- себестоимость реализованной продукции (работ, услуг);
- валовой доход;
- расходы периода:
общие и административные расходы, расходы на выплату процентов, расходы по реализации;
5) доход (убыток) от основной деятельности;
6) доход (убыток) от неосновной деятельности;
7) доход (убыток) от обычной деятельности до налогообложения;
8) подоходный налог;
9) доход (убыток) от обычной деятельности после налогообложения;
10) доход (убыток) от чрезвычайных ситуаций;
11) чистый доход (убыток).
Все статьи доходов и расходов, признанные за отчетный период, включаются при определении чистого дохода или убытка отчетного периода, если стандарты бухгалтерского учета не предусматривают иного подхода.
Доход или убыток от чрезвычайных ситуаций представляются отдельно в отчете о результатах финансово-хозяйственной деятельности. Сущность и сумму каждой чрезвычайной ситуации следует раскрывать в пояснительной записке.
Если статьи дохода и расхода от обычной деятельности достигают определенного объема и имеют значимую сущность операций, то необходимо их раскрытие для объяснения результатов деятельности юридического лица за отчетный период. Следует раскрывать отдельно как сущность, так и сумму таких статей.
Результаты прекращенных операций включаются при определении дохода или убытка от обычной деятельности, за исключением тех случаев, когда операции прекращены в результате событий, отличающихся от обычной деятельности юридического лица, и не ожидается, что эти события будут повторяться. В этом случае доход или убыток от прекращенных операций рассматривается как от чрезвычайных ситуаций.
- По каждой прекращенной операции следует раскрывать:
1) сущность прекращенной операции;
2) отраслевые структуры и географические районы, в состав которых операция включается в целях подготовки финансовой отчетности;
3) дата фактического прекращения операции в целях учета;
4) способ прекращения (продажа, ликвидация и т. д.);
5) доход или убыток от прекращенной операции и учетная политика, применяемая для измерения дохода или убытка;
6) доход от реализации продукции (работ, услуг), доход или убыток от обычной деятельности филиала за отчетный период с соответствующими суммами за каждый предыдущий отчетный период.
В целях обеспечения сопоставимости финансовых отчетов разных периодов изменения в учетных оценках включаются в те же статьи отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности, которые использовались ранее для оценки.
Сущность и объем изменений в учетных оценках, оказывающих существенное влияние на результаты отчетного периода или последующих отчетных периодов, должны быть раскрыты. Если определение результата изменения в стоимостном выражении невозможно, это необходимо раскрывать.
Сумма корректировки ошибок, допущенных при составлении финансовых отчетов предыдущих периодов, включается в доход или убыток отчетного периода.
Сумма корректировки существенной ошибки, относящейся к предыдущим периодам,
1) отражается в отчете путем изменения начального сальдо нераспределенного дохода;
2) включается при определении чистого дохода или убытка отчетного периода.
При исправлении существенной ошибки путем изменения начального сальдо нераспределенного дохода (сравнительные данные корректируются соответствующим образом, если это возможно) необходимо раскрывать следующее:
1) характер существенной ошибки;
2) сумму корректировки за отчетный период и за каждый предыдущий представленный период;
3) сумму корректировки, относящуюся к периодам, предшествующим тем, которые включены в сравнительные данные;
4) пересчитанные сравнительные данные или причины невозможности их пересчета.
При исправлении существенной ошибки предыдущего периода путем включения в результаты отчетного периода сравнительные данные представляются в том виде, в каком они отражены в финансовых отчетах предыдущего периода. Однако дополнительная информация может представляться в виде отдельных таблиц, чтобы показать чистый доход или убыток за отчетный период и любые предыдущие периоды, как если бы существенная ошибка была исправлена в тот период, когда она была допущена. При этом юридическое лицо раскрывает:
1) характер существенной ошибки;
2) сумму корректировки, признанную в чистом доходе или убытке отчетного периода;
3) сумму корректировки, включенную в каждый период, за который представлены дополнительные данные, и сумму корректировки, относящуюся к периодам, предшествующим тем, которые включены в дополнительные данные. В случае, когда раскрытие дополнительных данных является невозможным, этот факт должен быть раскрыт.
В тех случаях, когда изменения в учетной политике оказывают существенное влияние на отчетный период, предыдущий период представления финансовой отчетности и могут оказать влияние на последующие отчетные периоды, юридическое лицо раскрывает в пояснительной записке следующую информацию:
1) причины изменения;
2) сумму поправки за отчетный период и каждый представленный предыдущий период;
3) сумму поправки, учтенную при определении чистого дохода или убытка отчетного периода;
4) сумму поправки за периоды, предшествующие отчетным периодам, включенным в сравнительные данные;
5) сумму поправки, включенную в каждый отчетный период, за который представлены дополнительные данные, и сумму поправки, связанную с периодами, предшествующими тем, которые включены в финансовые отчеты. Если невозможно представить дополнительные данные, то следует этот факт раскрыть.