Все участвующие в уголовном процессе органы и лица являются субъектами уголовного процесса, поскольку они, при всем различии целей, стоящих перед ними при производстве по уголовным делам имеют права и несут обязанности, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.
Понятие субъектов уголовного процесса необходимо в первую очередь для определения объема их прав и обязанностей, реализуемых в процессе уголовно-процессуальной деятельности.
Субъектами уголовного процесса являются государственные органы, должностные лица, граждане, участвующие в принятии решений при отправлении правосудия, представители общественности, участники процесса и иные субъекты, участвующие в процессе.
Одним из субъектов уголовного процесса является дознаватель должностное лицо, производящее дознание.
Дознание является формой предварительного расследования и его производство основывается на том же законодательстве, что и предварительное следствие. Но помимо общих обязанностей, органы дознания в отличие от следственных органов, имеют и другие.
Кто же такой, дознаватель? Каков его процессуальный статус? Ответу на эти вопросы посвящена настоящая работа.
Основным нормативным источником является в данной работе Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан, а именно статьи 65 – 67 указанного закона. Кроме того, в работе имеются ссылки на некоторые статьи Главы 24 «Общие условия производства предварительного следствия», Главы 23 «Возбуждение уголовного дела» и другие статьи действующего Уголовно-процессуального кодекса; статьи Конституции Республики Казахстан; международные нормативные документы. Уголовно-процессуальный закон различает две формы дознания. Одна из них – дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия. Оно начинается органом дознания и состоит из производства неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления. К таким следственным действиям относятся: осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемого, освидетельствование, допрос потерпевших и свидетелей. О начале производства такого дознания немедленно уведомляется прокурор.
Данная форма дознания ограничена 10- дневным сроком со дня возбуждения уголовного дела. По истечению этого срока дело направляется следователю. После передачи дела орган дознания вправе производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Однако если не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания принимает оперативно-розыскные меры для его установления и сообщает о результатах следователю.
Другая форма дознания осуществляется при расследовании дел, по которым производство предварительного следствия не обязательно.
Она представляет собой расследование в полном объеме и завершается не передачей дела следователю или прокурору, а составлением обвинительного заключения или постановления о прекращении производства по делу. Дознание такого рода от следствия отличают некоторые особенности: в частности, нормальный срок такого дознания — один месяц; по окончании дознания его материалы предъявляются для ознакомления только обвиняемому, а другие участники процесса лишь извещаются об окончании дознания.
Порядок и сроки дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, установлены статьей 285 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан. По предусмотренным этой статьей делам в ходе досудебного разбирательства полномочиями начальника органа дознания обладают в пределах своей компетентности начальник Главного управления (Департамента), управления, отдела, отделения и иных подразделений органа дознания (статья 66 часть 1 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан).
Начальник органа дознания организует принятие необходимых уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступления и лиц, их совершивших, предупреждение и пресечение преступлений (часть 2 статьи 66 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан).
В соответствии с частью 3 статьи 66 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан начальник органа дознания: обеспечивает проведение неотложных следственных действий; организует выполнение поручений прокурора, следователя, в том числе о производстве отдельных следственных и иных действий и о применении мер защиты потерпевших, свидетелей, других лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве; организует выполнение поручений суда.
Начальник органа дознания осуществляет контроль за своевременностью и законностью действий дознавателей по делам о преступлениях, досудебное производство, по которым осуществляется органами дознания. Он вправе проверить находящиеся в их производстве дела, давать указания и поручать дознание одному или нескольким дознавателям. Кроме итого, как и следователь, начальник органа дознания вправе возбуждать уголовное дело, приняв его к своему производству, либо выполнять отдельные процессуальные действия: утверждать постановления о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, о производстве обыска и наложении ареста на имущество, об отстранении обвиняемого от должности, об избрании, изменении или отмене в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения в виде заключения под стражу, о прекращении, приостановлении, возобновлении производства по делу, о направлении обвиняемого (подозреваемого), не содержащегося под стражей, в медицинское учреждение для производства стационарной судебно-медицинской или судебно — психиатрической экспертизы, о продлении срока содержания обвиняемого (подозреваемого) под стражей, об этапировании, объявлении розыска обвиняемого; утверждает протоколы о задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, протокол обвинения: обеспечивает принятие мер по установлению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений; направляет прокурору уголовное дело с протоколом обвинения.
Определив таких субъектов, как должностные органы и должностные лица в уголовном процессе, их обязанности и права, ответим теперь на поставленный в настоящей работе вопрос: « Каков же процессуальный статус последнего в этом звене участника уголовного процесс – дознавателя? Каковы его функции?
По определению, данному в части 1 статьи 67 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, дознаватель – должностное лицо, уполномоченное осуществлять досудебное производство по уголовному делу в пределах своей компетенции.
Дознаватель, относящийся к приведенной в Главе 1 классификации к категории (а), как и остальные субъекты этой категории, пользуется, для обеспечения решения задач уголовного процесса, властными полномочиями в пределах своей компетенции.
Дознаватель вправе принимать решения о начале и осуществлении досудебного производства в формах, определенных законом, самостоятельно принимать решения и проводить следственные и другие процессуальные действия, за исключением случаев, когда законом предусмотрено утверждение их начальником органа дознания, предусмотрены санкция прокурора или решение суда.
При досудебном (разбирательстве) производстве по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, дознаватель руководствуется правилами, установленным статьей 201 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан для предварительного следствия, за изъятием предусмотренными главой 39 «Решение вопроса о назначении главного судебного разбирательства и подготовленные действия к судебному заседанию».
По уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознаватель уполномочен по поручению начальника органа дознания возбуждать уголовное дело в случаях, не терпящих отлагательства, а также проводить неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, о чем не позднее двадцати четырех часов обязан уведомить прокурора и орган предварительного следствия.
Дознаватель обязан выполнять поручения суда, прокурора, органа предварительного следствия и органа дознания о производстве отдельных следственных действий, о применении мер обеспечения безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе.
Указания начальника органа дознания обязательны для дознавателя, но они могут быть обжалованы прокурору (указания по уголовным делам). Обжалование указаний не приостанавливает их исполнение, за исключением указаний о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела прокурору для предания обвиняемого суду или о прекращении уголовного дела (статья 67 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан.
Итак, как уже было отмечено выше, в части 2 статьи 65 приведен список органов дознания. Начальники этих органов назначают дознавателем лицо, уполномоченное, в соответствии с определением в статье 67 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, осуществлять досудебное производство по уголовному производству. Таким образом, дознавателями являются: сотрудники милиции, военные, работники уголовно-исполнительных учреждений и следственных изоляторов, пожарные, пограничники, таможенники, сотрудники налоговой полиции, назначенные своими начальниками на эту должность. Соответственно, они выполняют функции по установлению событий преступления, лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние, виновность лица, характер и размер ущерба иные обстоятельства, имеющие значение по делу в той сфере, в которой они работают. Это в тех случаях, когда производство предварительного следствия является не обязательным.
В случаях же, когда предварительное следствие является обязательным (статья 191 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан), дознаватели выполняют неотложные оперативно-розыскные действия по установлению и закреплению следов преступления, о результатах которой сообщают следователю и далее ждут распоряжений (т.к. дальнейшее расследование не будет правомерным, т.е. собранные без распоряжений на это доказательства будут признаны незаконными).
Часто дознание осуществляет не орган указанный в статье 65 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, а лицо, производящее дознание, назначенное руководителем органа дознания для этой цели. Однако основные решения (о возбуждении дела, о его прекращении и пр.) принимаются (утверждаются) руководителем органа дознания. Он несет ответственность за деятельность лица, производящего дознание, что ни в коей мере не освобождает от нее и само лицо, производящее дознание.
Органами дознания, согласно действующему законодательству РК, являются:
1) органы внутренних дел;
2) органы национальной безопасности;
3) органы юстиции — по делам о преступлениях, связанных с проявлением неуважения к суду и нарушениями порядка исполнения судебных решений;
4) органы налоговой полиции — по делам о преступлениях, связанных с нарушениями налогового, финансового законодательства, а также законодательства о лицензировании;
5) таможенные органы — по делам о контрабанде и уклонении от уплаты таможенных платежей;
6) органы военной полиции — по делам о всех преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан; гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов; лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей или в расположении этих частей, соединений и учреждений;
7) командиры пограничных частей — по делам о нарушении законодательства о Государственной границе Республики Казахстан, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе Республики Казахстан;
8) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, в случае отсутствия органа военной полиции, по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов; по делам о преступлениях, совершенных лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении этих частей, соединений и учреждений;
9) руководители дипломатических представительств, консульских учреждений и полномочных представительств Республики Казахстан — по делам о преступлениях, совершенных их работниками в стране пребывания;
10) органы государственной противопожарной службы — по делам о всех преступлениях, связанных с пожарами
Из этого перечня видно, что дознание осуществляется различными органами и связано с основными функциями каждого органа.
2.Компетенция органов дознания
Органы внутренних дел в лице уполномоченных на то должностных лиц для выполнения возложенных задач в пределах своей компетенции имеют право:
- рассматривать заявления или сообщения о любых совершенных или готовящихся противоправных посягательств, в том числе и не относящихся к их ведению, регистрировать их, своевременно принимать меры по их пресечению, раскрытию, задержанию лиц, их совершивших, недопущению общественно опасных последствий;
- при выявлении, пресечении, раскрытии преступлений давать обязательные для исполнения поручения другим органам, организациям и должностным лицам;
- по находящимся в производстве материалам и уголовным делам вызывать граждан в органы внутренних дел, получать от них объяснения, документы, их копии, производить допросы, а также в установленном порядке подвергать приводу лиц, уклонившихся от явки без уважительной причины;
- осуществлять административное производство в соответствии с законодательством, регламентирующим эту деятельность: составлять протоколы, накладывать административные взыскания, доставлять нарушителей, производить административное задержание, личный досмотр, а также досмотр и изъятие предметов и документов;
- задерживать военнослужащих, совершивших правонарушения, и передавать их военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам;
- производить экспертизы по уголовным делам и необходимые исследования по оперативно-розыскным материалам;
- беспрепятственно и безвозмездно получать по возбужденным уголовным делам информацию и материалы в государственных органах, а также организациях;
- производить предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия и оперативно-розыскные мероприятия, привлекать к их производству специалистов, использовать научно-технические средства для собирания и исследования фактических данных. При этом не подлежат разглашению сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, а также сведения о частной жизни, личной и семейной тайне;
- производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, заключенных под стражу, задержанных по подозрению в совершении преступления, обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения либо совершивших их, при невозможности установления личности;
- при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, административных правонарушений, угрожающих безопасности граждан, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, не принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения (кроме представительств иностранных государств и международных организаций, обладающим дипломатическим иммунитетом) и осматривать их, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, административное правонарушение, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках. О случаях вторжения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения уполномоченные на то органы внутренних дел уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов;
- в соответствии с законодательством беспрепятственно и безвозмездно получать информацию и материалы от государственных органов и организаций, независимо от форм собственности, в том числе от специальных органов, осуществляющих дознание и следствие, в целях предупреждения правонарушений и раскрытия преступлений;
Сотрудникам органов внутренних дел предоставляется право ношения, хранения и применения специальных средств и огнестрельного оружия. Они также вправе применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы.
На органы дознания в зависимости от характера преступления возлагается:
1) принятие в соответствии с установленной законом компетенцией необходимых уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступлений и лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений;
2) выполнение уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных действий в порядке, предусмотренном статьей 200 УПК РК, по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;
3) дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, в порядке, предусмотренном главой 37 УПК РК;
4) производство предварительного следствия в случаях, предусмотренных частью третьей статьи 288 УПК РК.
Права и обязанности органа дознания по досудебному производству и выполнению неотложных следственных действий по делам о всех преступлениях возлагаются также на капитанов морских судов, находящихся в дальнем плавании, руководителей геологоразведочных партий, других государственных организаций и их подразделений, удаленных от органов дознания, перечисленных в части второй настоящей статьи, — в период отсутствия транспортного сообщения.
Органы национальной безопасности для выполнения возложенных на
них обязанностей имеют право:
- при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, отнесенных законодательством к ведению органов национальной безопасности, давать обязательные для исполнения поручения другим органам в пределах, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;
- вызывать в органы национальной безопасности граждан по материалам, находящимся в производстве, получать от них объяснения, справки, документы и снимать с них копии; подвергать приводу лиц, уклоняющихся от явки по вызову;
- использовать средства связи, транспортные средства, принадлежащие организациям, воинским формированиям, для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших или подозреваемых в совершении преступлений, доставления задержанных лиц к месту их содержания, а также для проезда к месту происшествия и доставления нуждающихся в срочной медицинской помощи граждан в лечебные учреждения.
- беспрепятственно входить на территорию и в помещения организаций, воинских формирований, жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки в целях пресечения преступлений, преследования лиц, подозреваемых в их совершении, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан, нанести ущерб безопасности страны. О случаях насильственного вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы национальной безопасности уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов;
- иметь следственные изоляторы для содержания в установленном законодательством порядке лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу или задержанных органами национальной безопасности по подозрению в совершении преступлений. В отдельных случаях, по согласованию с органами национальной безопасности, — задержанных и арестованных правоохранительными органами и судами, а также осужденных;
Закон различает понятие и компетенцию органа дознания и лица, производящего дознание.
Орган дознания представляет его руководитель, который вправе производить дознание по любому делу, отнесенному к компетенции органа дознания, и осуществлять отдельные следственные действия. Орган дознания в лице его начальника руководит дознанием, назначает лиц для ведения дознания и несет полную ответственность за качество расследования.
Лицо, производящее дознание – это должностное лицо, уполномоченное органом дознания на производство дознания. Будучи самостоятельным субъектом процесса, оно тщательно исследует все обстоятельства дела и, как и следователь, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, руководствуясь законом и правосознанием.
Лицо, производящее дознание, несет ответственность за законность и обоснованность своих действий. Однако его процессуальная самостоятельность более ограничена, чем у следователя. Это проявляется во взаимоотношениях и с руководителем органа дознания, и с прокурором.
Если следователь все решения принимает самостоятельно, кроме случаев, когда требуется санкция прокурора или решение суда, то лицо, производящее дознание многие решения принимает с согласия начальника органа дознания или по его поручению.
Наиболее важные действия и решения совершаются и принимаются органом дознания. Только орган дознания вправе возбудить уголовное дело или отказать в его возбуждении, задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, приостановить или прекратить производство по делу. В круг его обязанностей входит выявление причин и условий совершения преступлений и принятие необходимых мер к их устранению. Практически это означает, что данные решения принимаются от имени начальника органа дознания либо им утверждаются.
Полномочиями начальника органа дознания в ходе досудебного производства по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 285 УПК РК, в пределах своей компетенции обладают начальник Главного управления (Департамента), управления, отдела, отделения и иных подразделений органа дознания.
Начальник органа дознания организует принятие необходимых уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступлений и лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений.
По делам о преступлениях, подследственных органам предварительного следствия, начальник органа дознания:
1) обеспечивает проведение неотложных следственных действий;
2) организует выполнение поручений прокурора, следователя, в том числе о производстве отдельных следственных и иных действий и о применении мер защиты потерпевших, свидетелей, других лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве;
3) организует выполнение поручений суда.
По делам о преступлениях, досудебное производство по которым осуществляется органами дознания, начальник органа дознания контролирует своевременность и законность действий дознавателей и вправе:
1) проверять находящиеся в их производстве дела;
2) давать указания о производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий, о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о передаче дела (материалов) от одного дознавателя к другому;
3) поручать дознание нескольким дознавателям;
4) возбуждать уголовное дело и лично проводить дознание, приняв при этом дело к своему производству либо выполняя отдельные процессуальные действия.
Начальник органа дознания утверждает постановления о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, о производстве обыска и наложении ареста на имущество, об отстранении обвиняемого от должности, об избрании, изменении или отмене в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения в виде заключения под стражу, о прекращении, приостановлении, возобновлении производства по делу, о направлении обвиняемого (подозреваемого), не содержащегося под стражей, в медицинское учреждение для производства стационарной судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, о продлении срока содержания обвиняемого (подозреваемого) под стражей, об этапировании, объявлении розыска обвиняемого; утверждает протоколы о задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, протокол обвинения; обеспечивает принятие мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений; направляет прокурору уголовное дело с протоколом обвинения.
Указания начальника органа дознания по уголовному делу не могут ограничивать самостоятельность дознавателя, его права, установленные статьей 67 УПК РК. Указания даются в письменной форме и обязательны для исполнения, но могут быть обжалованы прокурору. Обжалование дознавателем действий начальника органа дознания прокурору не приостанавливает их исполнения.
Дознаватель — должностное лицо, уполномоченное осуществлять досудебное производство по уголовному делу в пределах своей компетенции.
Дознаватель вправе принимать решение о начале и осуществлении досудебного производства в формах, определенных УПК РК, самостоятельно принимать решения и проводить следственные и другие процессуальные действия, за исключением случаев, когда законом предусмотрено утверждение их начальником органа дознания, предусмотрены санкция прокурора или решение суда.
При досудебном производстве по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, дознаватель руководствуется правилами, предусмотренными УПК РК для предварительного следствия, за изъятиями, предусмотренными главой 39УПК РК.
По уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознаватель уполномочен по поручению начальника органа дознания возбуждать уголовное дело в случаях, не терпящих отлагательства, а также проводить неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, о чем не позднее двадцати четырех часов обязан уведомить прокурора и орган предварительного следствия.
Дознаватель обязан выполнять поручения суда, прокурора, органа предварительного следствия и органа дознания о производстве отдельных следственных действий, о применении мер обеспечения безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе.
Указания начальника органа дознания обязательны для дознавателя. Указания начальника органа дознания по уголовным делам могут быть обжалованы прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнение, за исключением указаний о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела прокурору для предания обвиняемого суду или о прекращении уголовного дела.
В заключение можно сделать следующие выводы:
- органы предварительного расследования можно условно классифицировать на органы предварительного следствия и органы дознания.
- Органами предварительного следствия являются: следователи органов внутренних дел, следователи органов национальной безопасности, следователи органов налоговой полиции.
- Органами дознания являются также органы военной полиции, органы юстиции, таможенные органы, командиры пограничных частей, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, руководители дипломатических представительств, консульских учреждений и полномочных представительств РК, органы государственной противопожарной службы, капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий, другие государственные организации и их подразделения.