Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее Агентство) является государственным органом, непосредственно подчинённым и подотчётным Президенту Республики Казахстан, осуществляющим государственное регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций.
Агентство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РК, законами РК, актами Президента РК, Правительства РК, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
Агентство является юридическим лицом в организационно – правовой форме государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на государственном языке, бланки установленного образца, а также счета в банках.
Финансирование и содержание Агентства осуществляется за счёт средств бюджета (сметы расходов) Национального Банка РК .
Утверждение общей суммы финансирования Агентства Осуществляется Правлением Национального Банка по представлению Председателя Агентства.
4.1Агенство аккумулирует в течение финансового года иные финансовые поступления, связанные с возмещением расходов:
- на основании вступившего в законную силу решения суда;
- связанные с передачей прав и обязанностей Агентству в связи с реорганизацией;
- покрывающие расходы на обучение, организованное Агентством для для работников финансовых организаций;
- получение то работников Агентства в качестве возмещения за транспортное обслуживание, междугородние и международные переговоры неслужебного характера;
- иные финансовые поступления, связанные с возмещением расходов.
По результатам финансового года в сроки, согласованные с Нац.Банком, на основании решения Председателя Агентства либо лица, его замещающего, финансовые поступления, предусмотренные пунктом 4.1 настоящего Положения, перечисляются в бюджет Нац.Банка.
Агентство на основании и во исполнение законов РК по вопросам, отнесённым к его компетенции, издаёт нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми финансовыми организациями, потребителями финансовых услуг, другими физическими и юридическими лицами на территории РК.
Цели, задачи и функции Агентства
Целями Агентства являются:
- обеспечение финансовой стабильности рынка и финансовых организаций и поддержание доверия к финансовой системе в целом;
- обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг;
- создание равноправных условий для деятельности финансовых организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции на финансовом рынке.
Задачами Агентства являются:
- реализация мер по недопущению нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг;
- создание равных условий для функционирования соответствующих видов финансовых организаций на принципах добросовестной конкуренции;
- повышение уровня стандартов и методов регулирования и надзора за деятельностью финансовых организаций, использование мер по обеспечению своевременного и полного выполнения ими принятых обязательств;
- установления стандартов деятельности финансовых организаций создание стимулов для улучшения корпоративного управления финансовых организаций;
- мониторинг финансового рынка и финансовых организаций в целях сохранения устойчивости финансовой системы;
- сосредоточения ресурсов надзора на областях финансового рынка наиболее подверженных рискам с целью поддержания финансовой стабильности;
- стимулирование внедрения современных технологий обеспечение полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах.
Агентство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет основные функций по государственному регулированию и надзору, в том числе на консолидированной основе в случаях, предусмотренных законодательными актами РК, за банковской, страховой деятельностью, деятельностью накопительных пенсионных фондов, инвестиционных фондов, кредитных бюро, а также за рынком ценных бумаг.
В целях осуществления регулирования и надзора за деятельностью банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в том числе на консолидированной основе, Агентство:
1) в установленном им порядке выдаёт либо отказывает в выдаче разрешения на открытие банков и их добровольную реорганизацию и ликвидацию, на создание и приобретение банками дочерней организаций, разрешения на значительное участие банка в уставном капитале организаций, а также выдаёт согласие на приобретение статуса крупного участника банка и банковского холдинга;
2) в установленном им порядке выдаёт (отзывает) согласие на назначение (избрание) руководящих работников банков;
3) в установленном им порядке проводит согласование учредительных документов ( в том числе изменений и дополнений в них) банков;
4) в установленном им порядке выдаёт лицензии, отказывает в выдаче лицензий на проведение отдельных видов банковских и иных операций, предусмотренных банковским законодательством РК, в том числе при наличии положительного заключения Нац.Банка, а также на осуществление аудита банковской деятельности, принимает решение о прекращении действия выданных лицензий в случаях, предусмотренных законодательными актами РК;
5) издаёт обязательные для исполнения всеми банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, в том числе ипотечными организациями, и их клиентами нормативные правовые акты по вопросам банковской деятельности и ликвидации банков в пределах полномочий, определённых законодательством РК, а также осуществляют надзор за их соблюдением;
5-1) устанавливает порядок обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов);
5-2) ведёт реестр банков, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в том числе ипотечных организаций, и аудиторских организаций, имеющих лицензию на проведение аудита банков;
6) требует представления учредительных документов и иной информации прямыми или косвенными участниками банков, физ. и юр. Лицами в целях выявления крупных участников и банковских холдингов, финансовой отчётности и иной информации аффилиированными с банками лицами в случаях, предусмотренных законодательными актами РК;
7) устанавливает перечень, формы, сроки и порядок представления отчётности, включая отчётность на консолидированной основе ( за исключением фин. и стат. отчётности), банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, в том числе ипотечными организациями, и их аффилиированными лицами;
8) проверяет деятельность банков, организаций, и их филиалов, в том числе с привлечением государственных органов и иных организаций, и получает от банков, гос. органов, организаций и граждан в случаях, предусмотренных законодательными актами РК, такую информацию, которую оно сочтёт необходимой для осуществления своих контрольных и надзорных функций, требует разъяснения по полученной информации;
9) регулирует деятельность банковских конгломератов и проверяет деятельность афилиированных лиц банков, в том числе с привлечением гос. органов и иных организаций, исключительно в целях определения степени и характера их влияния на деятельность банков в соответствии с нормативно правовыми актами;
10) устанавливает пруденциальные нормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты для банков, банковских конгломератов, организаций, осуществляющих
отдельные виды банковских операций, в том числе ипотечных организаций;
11)определяет порядок и условия формирования провизии для обеспечения безнадё жных и сомнительных активов;
12)в случае нарушения банками и их аффилиированными лицами , аффилиированными лицами крупных участников банков, банковскими холдингами, а также организациями, входящими в состав банковского конгломерата, организациями,
осуществляющими отдельные виды банковских операций, в том числе ипотечными организациями, требований законодательных и иных нормативно правовых актов РК по вопросам, входящим в его компетенцию, применяет к к ним ограниченные меры воздействия, санкции, принудительные меры, а также иные меры воздействия, предусмотренные законодательными актами РК;
13) рассматривает дела об административных правонарушениях банков, крупных участников банков, банковских холдингов, физ. и юр. лиц, соответствующих признакам крупного участника банка или банковского холдинга в соответствии с банковским законодательством РК, и их должностных лиц, в том числе председателей ликвидационных комиссий, и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в том числе ипотечных организаций, налагает на них взыскания в соответствии с законодательными актами РК;
14) получает от банков, а также их аффилиированных лиц, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в том числе ипотечных организаций, финансовую и иную отчётность и другую информацию, необходимую для обеспечения своих контрольных и надзорных функций;
15) осуществляет иные функций и полномочия в соответствии с законодательными актами РК;
Контрольные и надзорные функции Национального Банка Казахстана.
Принципы осуществления Нац.Банком Казахстана регулирования и надзора.
Национальный Банк Казахстана участвует в регулировании и надзоре за деятельностью финансовых организаций, применяет меры воздействия и санкций в соответствии с законодательством РК. При применении в пределах своей компетенции санкций к банкам и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, Нац.Банк Казахстана уведомляет об этом уполномоченный орган.
Регулирующие функций Нац.Банка Казахстана направлены на содействие обеспечению стабильности финансовой системы РК.
Нац.Банк Казахстана не вмешивается в оперативную деятельность финансовых организаций.
Для выполнения своих функций Нац.Банк Казахстана вправе запрашивать и получать стат. отчётность и в случае необходимости иную дополнительную информацию от гос. органов, финансовых и иных организаций, а также их ассоциаций.
Основные полномочия Нац. Банка Казахстана по регулированию и надзору за деятельностью финансовых организаций.
Нац.Банк Казахстана осуществляет лицензирование, контроль и надзор за финансовыми организациями в соответствии с настоящим законом и иными законодательными актами РК.
В этих целях Нац.Банк Казахстана полномочен:
1) принимать нормативно правовые акты, обязательные для исполнения финансовыми организациями и их клиентами;
2) определять условия и порядок выдачи лицензий финансовым организациям на проведение банковских операций в случаях, предусмотренных законодательными актами РК;
2-1) определять порядок проведения банковских операций , а также порядок и условия выдачи заключений уполномоченному органу в случаях, предусмотренных законодательными актами РК;
3) осуществлять проверки деятельности финансовых организаций и иных лиц по вопросам, отнесённым к компетенции Нац.Банк Казахстана;
4) получать от гос. органов, организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления своих контрольных и надзорных функции, в случаях, предусмотренных законодательными актами РК;
Нац.Банк Казахстана сотрудничает с уполномоченным органом, центральными банками и надзорными органами других государств и вправе обмениваться информацией, необходимой для осуществления ими контрольных функций.
Осуществления контрольных функций Нац.Банк Казахстана
Нац.Банк Казахстана осуществляет контрольные функций по вопросам, регулирование которых отнесено к его компетенции в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами РК, посредством:
- предварительного осмотра технической оснащённости помещений и оборудования банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в случаях предусмотренных нормативными правовыми актами Нац.Банк Казахстана;
- установления соответствия квалификационным требованиям; 3)проведения проверок с выездом на место или в документарной форме:финансовых организаций, а также лиц, осуществляющих валютные операций и деятельность, связанную с использованием валютных ценностей, на территории Республики Казахстан, на предмет соблюдения ими требований законодательство Республики Казахстан; организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций на основании лицензии Национального Банка Казахстана, для изучения их деятельности в целом или по отдельным вопросам, а также достоверности отчетов и сведений, представляемых ими в Национальный Банк Казахстана.
Способы банковского регулирования
В целях обеспечения финансовой устойчивости банков, защиты интересов их депозиторов, а также поддержания стабильности денежно-кредитной системы РК уполномоченный орган осуществляет регулирование деятельности банков, в том числе путём:
Установлением пруденциальных нормативов и других обязательных к соблюдению банками норм и лимитов, провизий против сомнительных и безнадёжных активов;
Издания обязательных к исполнению банками нормативных правовых актов;
Проверок деятельности банков;
Выдачи рекомендаций по оздоровлению финансового положения банка;
Применение к банкам ограниченных мер воздействия;
Наложение санкции на банки или их должностные лица.
Регулирование деятельности банков осуществляется как в отношении отдельного банка, так и на консолидированной основе, т.е. в отношений банковского конгломерата. Правила консолидированного надзора устанавливается уполномоченным органом.
Пруденциальные нормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты.
- В состав пруденциальных нормативов, устанавливаемых уполномоченным органом для их обязательного соблюдения банками, входят:
Минимальный размер уставного капитала банка;
Коэффициент достаточности собственного капитала;
Максимальный размер риска на одного заёмщика;
Коэффициент ликвидности;
Лимиты открытой валютной позиций.
В состав пруденциальных нормативов, устанавливаемых уполномоченным органом для их обязательного соблюдению банковскими конгломератами, входят:
Минимальный размер уставного капитала;
Максимальный размер риска на одного заёмщика.
Уполномоченный орган вправе устанавливать дополнительные пруденциальные нормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты, используемые в международной банковской практике.
Уполномоченный орган в соответствии с банковским законодательством принимает меры по привлечению к соответственности банков и (или) банковских холдингов либо их должностных лиц и (или) крупных участников банков- физ.лиц, владеющих более двадцатью пятью процентами акций банка, за нарушение банком пруденциальных нормативов и (или) иных обязательных к соблюдению норм и лимитов.
Уполномоченный орган вправе устанавливать к банкам и банковским конгломератам, не имеющим банковского холдинга, удельные пруденциальные нормативы и их нормативные значения на уровне, достаточном для покрытия потенциальных значительных убытков, возникающих при возможных максимальных изменениях факторов рисков, присущих данному банку и банковскому конгломерату.
- В целях решения вопроса соответствий финансового положения банка предъявляемым требованиям уполномоченный орган вправе определять размер капитала банка на определённую дату.
- Нормативные значения методики расчётов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов размера капитала банка и банковского конгломерата на определённую дату, порядок расчёта т лимиты открытой валютной позиций, формы соответствующей отчётности и сроки её приставления устанавливается уполномоченным органом.
3-1) При не исполнений банком или участником банковского конгломерата требований уполномоченного органа, указанных и в письменном предписаний, по корректировке данных в финансовой и (или) иной отчётности расчёт пруденциальных нормативов и др. обязательных норм и лимитов осуществляется уполномоченным органом на оснований откорректированной им отчётности.
4) В случае нарушения банком коэффициентов достаточности собственного капитала, установленных нормативными правовыми актами уполномоченного органа, банк должен направить в уполномоченный орган план рекапитализаций.
План необходимо представить в течении одного месяца со дня нарушения коэффициента достаточности собственного капитала подробным описаниям мероприятий и сроков по устранению нарушений.
- банковские холдинги а также крупные участники банка- физ. лица, владеющие прямо или косвенно более 25% голосующих и (или) размещённых (за вычетом привилегированных и выкупленных банком) акций банка, обязаны принимать меры, предусмотренные нормативными правовыми актами уполномоченного органа, по поддержанию коэффициентов достаточности собственного капитала банка и банковского конгломерата.
В случае ухудшения финансового положения банка банковский холдинг, крупный участник банка-физ.лицо владеющее прямо или косвенно более 25% голосующих и (или) размещённых (за вычетом привилегированных и выкупленных банком) акций банка, обязаны по требованию уполномоченного органа принять меры по улучшению финансового положения банка, в том числе увеличению собственного капитала банка в размере, достаточном для обеспечения финансовой устойчивости банка.
Аудит Банка
1 Аудит банка может производиться аудиторской организацией, правомочной на проведения аудита в соответствии с с законодательством об аудиторской деятельности и соответствующей требованиям пункта 4 статьи 19 настоящего Закона.
1-1. Проведения аудита по итогам финансового года обязательно для банков, банковских холдингов и организации, в которых банк и (или) банковский холдинг являются крупными участниками, копии отчета о котором и рекомендаций аудиторской организаций должны быть представлены банками банковскими холдингами и организациями в которых банк и (или) банковский холдинг являются крупными участниками, или аудиторскими организациями в уполномоченный орган в течение тридцати дней со дня получения данных документов или их представления банкам, банковским холдингам и организациям, в которых банк и (или) банковский холдинг являются крупными участниками.
Консолидированная годовая финансовая отчетность банка и банковского холдинга должна быть заверена аудиторской организацией, правомочной на проведение аудита банков.
Аудит участником банковского конгломерата осуществляется одной и той же аудиторской организацией.
2)Аудит банков проводится с целью установления:
Своевременности, полноты и точности отражения проведённых банковских операций в учёте и отчётности;
Соответствия проведённых банковских операций требованиям настоящего Закона, действующего законодательства и нормативных правовых актов уполномоченного органа и Нац.Банка;
Соответствия проведённых банковских операций общим условиям их проведения, а также
Соответствия порядка проведения банковских операций внутренним правилам банка.
Результаты аудита и свои выводы аудиторская организация излагает в отчёте, представляемом совету директоров и правлению банка, при необходимости, определяемой банком, другим юр.лицам, входящим в состав банковского конгломерата.
Аудиторский отчёт финансовой отчётности банка или др. юр.лиц, входящих в состав банковского конгломерата, и прочей информации не составляет коммерческой тайны. Аудит прочей информации включает в себя проверку выполнения банком пруденциальных нормативов и требований уполномоченного органа по классификации активов и условных обязательств (формированию провизии).
Договор на оказание аудиторской организацией сопутствующих услуг должен соответствовать требованиям, установленным уполномоченным органом.
Банк обязан предоставить копию аудиторского отчёта в течение 10 дней после его получения другим юр.лицам, входящим в состав банковского конгломерата.
В случае неустранения банком, банковским холдингом и организацией, в которой банк и (или) банковский холдинг являются крупными участниками, нарушений, которые влияют на финансовое состояние банка или банковского конгломерата, указанных в аудиторском отчёте, в течение 3 месяцев со дня получения банком, банковским холдингом и организацией, в которой банк и (или) банковский холдинг являются крупными участниками данного отчёта, уполномоченный орган до устранения нарушений вправе применить:
В отношении банковского холдинга, организации, в которой банк и (или) банковский холдинг являются крупными участниками,-меры, предусмотренные пунктом 2 статьи 47-1 настоящего Закона;
В случае неустранения нарушений в течение года со дня получения данного отчёта уполномоченный орган вправе:
В отношении банка- отозвать лицензию банка на основании подпункта0) пункта1 статьи 48 настоящего Закона;
В отношении банковского холдинга-применить меры, предусмотренные пунктом3 статьи 47-1 настоящего Закона.