В конце января 1998 года на индивидуальные пенсионные счета вкладчиков ЗАО «Государственный накопительный пенсионный фонд» (ГНПФ) начали поступать первые пенсионные взносы, и с этого момента в стране начала функционировать накопительная пенсионная система. Можно согласиться с высказываниями многих чиновников и аналитиков, что пенсионная реформа у нас в стране состоялась. Однако за успехами по созданию оптимальной инфраструктуры рынка пенсионных услуг кроется очень серьезная проблема — инвестиционная, отрешения которой, возможно, будет зависеть дальнейшая судьба всей накопительной пенсионной системы. Причем, в институциональном плане основные проблемы связаны с взаимоотношениями КУПА и НПФ.
Центральное звено системы — накопительные пенсионные фонды (НПФ), которые в ходе своей основной деятельности сталкиваются с рядом проблем. В первую очередь, это:
- привлечение дополнительных вкладчиков из других НПФ и сферы скрытой (теневой) оплаты труда,
- налаживание оптимального механизма своевременной уплаты обязательных пенсионных взносов работодателями и вкладчиками,
- закрытие ошибочных пенсионных счетов, своевременное
и качественное выполнение обязательств по пенсионным выплатам и переводам, обеспечение юридической и технической защиты пенсионных накоплений от преступных посягательств,
- оперативный учет и оценка пенсионных активов на основе ежедневного расчета условной пенсионной единицы и других показателей.
На наш взгляд, необходимо использовать эти активы в деле структурной перестройки экономики Казахстана. Согласно нормативно-правовым актам действуют следующие ограничения по размещению пенсионных активов для КУПА:
— государственные ценные бумаги Республики Казахстан (в том числе эмитированные в соответствии с законодательством других государств) — не менее 50%%
— ценные бумаги международных финансовых организаций — не более 10%;
— банковские депозитные сертификаты и депозиты в банках второго уровня по перечню Национального банка Республики Казахстан на дату размещения — более 40%;
— негосударственные эмиссионные ценные бумаги организаций Республики Казахстан (в том числе эмитированные в соответствии с законодательством других государств, включая эмитированные с использованием иностранных организаций, участниками (акционерами) которых являются эмитенты -так называемые SPV (Special Purpose Vehicle — специальные предприятия), чьи ценные бумаги включены в официальный список Казахстанской фондовой биржи по категории А, — не более 30%. Ситуация с новыми размещениями корпоративных ценных бумаг на фондовой бирже остается плачевной и ежедневно пенсионные активы НПФ растут не менее чем на 1 млн. долларов, и выход остается только один — наращивать инвестиции средств НПФ в экономику развитых стран Запада. Отметим, что если раньше КУПА и НПФ делали это неохотно, объясняя нехваткой инвестиций в Казахстане для развития отечественного производства, то сейчас ситуация измелилась с точностью до наоборот.
За последнее время пенсионными фондами были приобретены облигации таких крупных американских компаний, как «Exxon Capital Corporation» (срок обращения — 15 лет, купонная ставка — 6,125 годовых), «Walmart stores Inc» (10 лет, 6,875%), «General Electric Capital Corporation» (10 лет, 7,375), «KFW International Finance Inc» (10 лет, 5,75%), «BP North America Company», «Hapitax pic» (Великобритания), «Oesterreichische Kontroll Bank AG» (Австрия). Бумаги всех последних компаний выпущены со сроком обращения 10 лет под 6% годовых. Пенсионные фонды приобрели ценные бумаги двух федеральных компаний США, финансирующих приобретение жилья американцами. Теперь на средства, которые эти компании заняли у казахстанских НПФ. многие нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане США смогут приобрести себе в рассрочку недвижимость и внести тем самым свой посильный вклад в оживление американской экономики.
Помимо инвестиций в бумаги иностранных корпораций, наши НПФ дали в последнее время денег в долг правительствам США, Швеции, Австрии, Канады.
Оставляет желать лучшего освоение инвестиционной составляющей бюджета. В настоящее время бюджетом выделяются средства на инвестиционные проекты, но они не осваиваются, так как нет даже технико-экономического обоснования проекта, а в размещении активов пенсионных фондов финансовые инструменты правительства составляют более 50%. Все это свидетельствует о том, что так называемые «длинные» деньги размещаются и вкладываются крайне неэффективно, а главное, не способствуют структурной перестройке экономики Казахстана. По нашему мнению, необходимо изменить механизм размещения пенсионных активов. Во-первых, правительство должно стимулировать вложение пенсионных активов в те зарубежные компании, которые инвестируют их совместно со своим капиталом в создание высокотехнологичных, экспортоориентированных предприятий, перечень которых должен быть определен в предстоящей промышленной программе, а следом и в индикативных планах. В свою очередь, правительство, продав свои долгосрочные ГКО пенсионным фондам, вкладывает их в создаваемые предприятия на паритетных началах, но под менеджмент компании, инвестирующей в Республике Казахстан.
Таким образом, достигается распределение рисков вложения активов пенсионных фондов, а также рисков инвестирования. В то же время на наши деньги, но под ответственность крупных компаний, в страну приходят передовые технологии, передовой менеджмент. Вновь создаваемые таким образом современные предприятия, по нашему мнению, со временем приведут к структурным сдвигам в экономике Казахстана.
КУПА – уникальный тип институционального развития
С началом пенсионной реформы в стране появился уникальный тип институционального инвестора — КУПА. Все без исключения действующие в настоящее время на рынке КУПА за несколько лет работы на рынке пенсионных услуг накопили опыт инвестиционной работы. В отличие от многих брокерских компаний, деятельность которых в силу неразвитости отечественного фондового рынка и отсутствия на нем полноценного спроса на инвестиционные продукты и брокерские услуги носит эпизодический и несистемный характер, работа КУПА является стабильно динамичной, так как при условии оптимального развития экономики и роста заработной платы вкладчиков НПФ пенсионные активы будут поступать непрерывно и в постоянно увеличивающихся суммах.
Но особое значение для характера реформ имеют проблемы деятельности КУПА организационного и инвестиционного характера, возникающие в процессе инвестирования пенсионных активов.
В этом аспекте выделяются ряд проблем, учет которых крайне необходим, потому что именно они тормозят модельное развитие этих институтов финансового капитала
К основным организационно-правовым проблемам относятся, в первую очередь, проблемы институционального лоббирования, которые имеют следующую направленность:
- Лоббирование НГПФ предложения о самостоятельном управлении пенсионными активами.
- Лоббирование брокерскими компаниями предложения о лишении КУПА дополнительных лицензий для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
В связи с увеличением объема работы, возрастанием инвестиционной активности на рынке ценных бумаг и усилением на нем конкуренции практически у всех КУПА возникает необходимость расширения сферы деятельности. Следовательно, кроме своего основного вида деятельности (инвестиционного управления пенсионными активами) с целью повышения инвестиционной оперативности и минимизации комиссионных расходов и всевозможных технических рисков, связанных с присутствием посредников в сделках, у КУПА появилась объективная необходимость выхода на фондовую биржу и самостоятельного совершения сделок. Отзыв брокерских лицензий у тех КУПА, которые их уже имеют, может привести только к ослаблению КУПА как профессионального участника рынка ценных бумаг Опыт управления пенсионными активами можно эффективно и без ущерба для пенсионных активов применить в отношении активов других институциональных инвесторов, например инвестиционных фондов и страховых компаний. Утверждение о том, что параллельное управление КУПА другими непенсионными активами может привести к снижению доходности пенсионных активов и, как следствие, к ущемлению интересов вкладчиков НПФ, является ошибочным и не имеет под собой реального основания. Так, например, крупнейшие отечественные банки второго уровня, которые предлагают широкий спектр услуг на финансовом рынке, кроме своей основной банковской деятельности, активно принимают участие на рынке ценных бумаг в качестве брокера, первичного дилера, кастодиана, маркет-мейкера и т.д. Одним из факторов достижения банками высокой рентабельности и эффективности работы является универсализация и глобализация его деятельности без ущерба для своей основной деятельности, результатом чего становится снижение общих расходов.
Инвестиционные параметры развития КУПА
Трудности в работе брокерских компаний в настоящее время объясняются не присутствием КУПА на рынке, а скорее отсутствием на этом рынке достаточного спроса на брокерские услуги. Следовательно, утверждение о том, что КУПА должны управлять исключительно активами НПФ, никак не будет способствовать развитию фондового рынка. Вторая группа проблем связана с инвестиционными параметрами развития КУПА. В этом аспекте следует выделить:
Во-первых, высокую норму инвестирования пенсионных активов в государственные ценные бумаги. На определенном этапе развития накопительной пенсионной системы пруденциальные нормативы и ограничительные нормы инвестирования пенсионных активов в финансовые инструменты в какой-то мере начинают тормозить рост доходности по пенсионным активам. Забота о сохранности пенсионных накоплений путем проводимых государством мероприятий по снижению риска инвестиционных портфелей НПФ на начальном этапе пенсионной реформы начинает преобладать над второй основной целью накопительной пенсионной системы -приумножением пенсионных накоплений путем их оптимального инвестирования. Несмотря на постепенное снижение доли государственных ценных бумаг (ГЦБ) и соответствующего увеличения доли негосударственных (корпоративных) и международных финансовых инструментов в общем объеме инвестиций КУПА за счет пенсионных активов, ГЦБ продолжают преобладать в инвестиционных портфелях НПФ. В соответствии с внесением последних изменений в Правила осуществления инвестиционной деятельности компаниями по управлению пенсионными активами, утвержденные постановлением Национальной комиссии от 13 августа 1998 года №11, норма инвестирования в ГЦБ составляет не менее 40%, в т.ч. не менее 5% в ГЦБ со сроком обращения свыше 1 года и номинированных в тенге, т.е. в различные средние и долгосрочные внутренние казначейские обязательства Министерства финансов (МЕО КАМ, МЕЖАМ и МЕАКАМ ).
Во-вторых, особое значение приобретает механизм низкой доходности по государственным ценным бумагам. Правительство Республики Казахстан и Национальный Банк начиная с конца 1998 года и до настоящего времени предпринимали широкомасштабные шаги по снижению процентных ставок на финансовом рынке с целью оживления экономики. Ставка рефинансирования за этот период была снижена с 25 % до 9 %.
Постоянное снижение доходности на пенсионные активы также может вызвать недовольство со стороны большинства вкладчиков и создать социальную напряженность в обществе. Такой уровень доходности не будет способствовать росту добровольных пенсионных взносов, когда на финансовом рынке существуют более доходные инструменты для вложения вкладов населения, например банковские депозиты, процентные ставки вознаграждения по которым почти в 2-3 раза превышают уровень средней доходности по ГЦБ.
В третьих, следует учитывать ограничения при инвестировании пенсионных активов в негосударственные ценные бумаги.
Согласно Пруденциальным нормативам для организаций, осуществ-лягощих деятельность по инвестиционному управлению пенсионными активами, утвержденным постановлением Национальной комиссии от 1 5 ноября 2000 года № 87, существуют несколько ограничений относительно размера инвестиций в финансовые инструменты (ценные бумаги, депозиты или депозитные сертификаты) одного эмитента в зависимости от размера собственного капитала этого эмитента и объема эмиссии, что не позволяет КУПА пропорционально инвестировать пенсионные активы в финансовые инструменты каждого эмитента и оптимально диверсифицировать риски. Так., например, в соответствии с Пруденциальным нормативом суммарный размер инвестиций КУПА за счет пенсионных активов в ценные бумаги одного эмитента (небанковской организации) не должен превышать 5% от объема пенсионных активов каждого отдельного НПФ, находящихся у КУПА в инвестиционном управлении. Также при приобретении облигаций размер инвестиций в совокупности не должен быть выше 25% от размера капитала данного эмитента или не более 25% от общего количества облигаций одной эмиссии данного эмитента (в зависимости от того, какая из указанных величин является наименьшей), а при покупке акций — не более 5% от общего количества акций данного эмитента.
Пенсионные активы всех НПФ растут ежедневно. У некоторых крупных НПФ прирост пенсионных активов за один день достигает суммы несколько миллионов тенге. Поэтому первое ограничение инвестиций в соответствии с Пруденциальным нормативом 6 (не более 5% от объема пенсионных активов каждого отдельного НПФ) для крупных НПФ на каком-то этапе перестает работать, т.к. согласно данному ограничению сумма инвестиций будет намного превышать суммы остальных ограничений.
Если эмитент является относительно маленькой и динамично развивающейся компанией, предлагающей привлекательную доходность по своим облигациям, и к тому же обладающей маленьким размером собственного капитала, то заинтересованные КУПА не смогут приобрести достаточное количество облигаций этого эмитента в силу существования второго ограничения в соответствии с Пруденциальным нормативом (не выше 25% от размера капитала эмитента). Это ограничение превращается в барьер между спросом и предложением на рынке корпоративных облигаций и в итоге может привести к патовой ситуации, когда эмитент не может разместить свои облигации, а КУПА не в состоянии купить достаточное их количество.
Согласно положениям текущего законодательства аффилиированным лицом какого-либо эмитента считается любое лицо (юридическое или физическое), имеющее право оказывать влияние на данного эмитента.Пруденциальные нормативы накладывают некоторые ограничения на инвестирование пенсионных активов в зависимости от того, является ли эмитент лицом аффилиированным к другим эмитентам, ценные бумаги (или депозиты) которых уже находятся в портфеле. Это ограничение, безусловно, является одной из многочисленных мер по защите пенсионных активов, однако оно ведет к снижению диверсификации портфеля и, соответственно, к повышению риска из-за сокращения количества эмитентов для инвестирования пенсионных активов.
Проблемой является не суть аффилиированности как таковой, а способы толкования этой юридической категории при отсутствии ее четкого законодательного определения. Когда нет прямой аффилиированности между эмитентами финансовых инструментов, КУПА, не имея возможности определить степень их аффилиированности на каком-то уровне из-за отсутствия и закрытости информации по эмитентам, особенно в части структуры акционеров (учредителей), может разместить в них пенсионные активы в соответствии с нормами инвестирования и пруденциальными ограничениями. Однако если выявится их косвенная аффилиированность, которую никоим образом нельзя серьезно расценивать как степень влияния этих эмитентов друг на друга, это может толковаться как нарушение пруденциальных нормативов, и КУПА должно оперативно избавляться от каких-то финансовых инструментов в ущерб доходности портфеля.
В настоящее время срок размещения пенсионных активов в депозиты банков второго уровня в соответствии с перечнем Национального Банка для негосударственных НПФ составляет три месяца. Для ГНПФ этот срок равняется одному году, т.е. государствен ный и негосударственные НПФ заведомо поставлены в неравное положение в части размещения пенсионных активов в банковские депозиты. Учитывая снижающиеся ставки на финансовом рынке, выгодная процентная ставка по депозитам через три месяца может снизиться, став невыгодной для пролонгации вклада в том же банке.
Практически все НПФ имеют в своих портфелях значительную долю еврооблигаций суверенного долга Республики Казахстан, приобретенных в свое время по номинальной стоимости, а порой и ниже нее. Эти ценные бумаги в настоящее время в силу высоких биржевых котировок представляют достаточно высоколиквидный потенциал (ресурс) инвестиционных портфелей, позволяющий КУПА легко реализовывать их на рынке и тем самым капитализировать курсовой доход и повышать доходность по пенсионным активам.
Периодически происходящий быстрый рост доходности на пенсионные активы отдельных НПФ на фоне постоянно снижающихся доход-ностей практически по всем финансовым инструментам, представленным в инвестиционных портфелях НПФ, обычно является результатом использования приема капитализации накопленного инвестиционного дохода. Это дает им временную пользу в части увеличения пенсионных активов за счет дополнительного привлечения вкладчиков, т.к. в настоящее время почти единственным и самым серьезным аргументом для рядового вкладчика в вопросе выбора того или иного НПФ является доходность пенсионных активов. Однако вкладчика должны интересовать не только уровень доходности пенсионных активов, но и такие немаловажные вопросы, как способность НПФ своевременно выплатить или перевести в другой НПФ его пенсионные накопления, уровень безопасности и защиты пенсионных накоплений от всякого рода человеческих и технических факторов, уровень развития информационных технологий, наличие филиальной и агентской сети, создающей удобства для вкладчиков в регионах республики, и т.д.
Нынешний рейтинг НПФ, основанный на двух коэффициентах (реального и номинального дохода), искажает реальную и объективную картину финансового состояния и инвестиционного потенциала НПФ. Этот рейтинг становится инструментом для спекулятивных игр некоторых НПФ с вкладчиками и неправильного представления текущего положения НПФ на рынке.