На территории государства, как правило, кроме собственных граждан проживает категория физических лиц, которых называют иностранцами. В каждом государстве существует своё внутреннее законодательство устанавливающее, кто является иностранцем. В обыденной речи иностранцем называют человека из другой страны. В нормативных актах и правовой литературе существуют два определения «иностранца»: в широком и узком смысле. В широком смысле иностранцем считается всякое лицо, которое не обладает гражданством данного государства. Во многих странах применяются именно данное понятие иностранца. В узком смысле иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами страны пребывания и имеющие доказательства наличия у них гражданства иностранного государства. В СССР до 1977 года термины «иностранцы» и «иностранные граждане» были равнозначными: ими обозначались граждане других государств. Лица без гражданства иностранцами не именовались. Но Конституция 1977 года расширила содержание понятия «иностранец». Теперь в это понятие входило иностранные граждане и лица без гражданства, хотя такое уточнение не означает полного уравнивания правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Термин «иностранец» применяется и в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН 1985г. о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают. Термин «иностранец» означает, с должным учетом положений нижеследующих статей, любое лицо, не являющееся гражданином государства, в котором оно находится».[1] Рабочие группы, которые участвовали в подготовке этой декларации, учли замечания правительств и пришли к выводу, что термин «иностранец» более приемлем для государств-членов ООН и отвечает потребностям их внутренних законодательств.
Развитие правового положения иностранцев связано со становлением человеческой цивилизации. В Древнем мире и в средние века иностранцы были бесправны. Лишь в 19 веке положение начинает ощутимо меняться, прежде всего, под влиянием развития международных экономических связей. В это время иностранцы пользовались специальным режимом, который в одних случаях был более ограниченным, чем режим местных граждан, а в других — более благоприятным. Последний режим был типичен для зависимых стран. В странах Ближнего Востока и в Китае существовал так называемый режим капитуляций (основанный на статьях договора – капитулах). При этом режиме иностранцы в значительной мере изымались из местной юрисдикции.
В международно-правовых документах, прямо или косвенно затрагивавших правовое положение иностранцев, не давалось определение понятия «иностранец». В 1972 г. с началом разработке проекта Декларации о правовом положении лиц, не являющихся гражданами государства пребывания, была предпринята попытка сформулировать понятие «негражданин», которое впоследствии было заменено понятием «иностранец». В окончательной редакции по официальным документам ООН это определение выглядит следующим образом: «иностранец» означает.. любое лицо, не являющееся гражданином государства, в котором оно находится. Из этого определения следует, что в категорию «иностранец» включены и граждане других государств, и лица, не имеющие гражданства вообще, и беженцы, которые формально имеют гражданство какого-либо государства, но фактически утратили с ним связь, и политэмигранты, которые вынуждены, были по политическим мотивам покинуть свою страны и т.д.
Так, например, положение иностранцев в России определяется, прежде всего, Конституцией РФ 1993г. В ст. 62 новой Конституции устанавливается: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ». Согласно закону Великобритании о государственной принадлежности от 1981г. «иностранцами являются лица, которые не относятся к категориям граждан Содружества, британских подзащитных или граждан Ирландии (п.4, разд.51). В арабских странах в современном понимании иностранцем считается лицо, не имеющее гражданство данного государства (это относится к государствам, где действует положение международного права в шариате). Статус иностранцев (граждане иностранных государств и лица без гражданства) в Германии регулируется Законом об иностранцах 1965г. (с последующими изменениями). Надо отметить, что до 1993г. Германия весьма либерально относилась к поселению иностранцев, однако поток пришельцев из стран Азии и Африки, а в последние годы также и из Восточной Европы осложнил ситуацию в стране. Федеральное законодательство в Швейцарии, согласно ст.69 Федеральной конституции, регулирует въезд и выезд, пребывание и поселение иностранцев. Конфедерация принимает окончательные решения по вопросам разрешений на длительное пребывание, поселение и отклонение от установленных пределов, нарушении договоров о поселении, производимой кантонами высылки из пределов Конфедерации, отказ в предоставлении убежища. Конфедерация, в соответствии статьёй 70, может высылать со своей территории лиц, не являющихся ее гражданами и угрожающих её внутренней или внешней безопасности. Во второй главе Конституции Болгарии, ч.2 ст.57, определяется правовой статус иностранцев, предоставляющих иностранцем национальный режим, за исключениями, установленными Конституцией и законами. В ч.1 ст.27 Конституции, законно пребывающим в стране иностранцам гарантируется, что они не будут изгнаны или выданы против своей воли другому государству, кроме как при условиях и в порядке, установленных законом. Правовая защита США и судебная практика употребляют термин «иностранцы» (aliens) в двух смыслах: во-первых, им определяются иностранцы, проживающие на территории США с разрешения иммиграционных служб (resident aliens). У них почти столько же прав, сколько у лиц, имеющих гражданство США. Однако в соответствии с первым параграфом второй статьи Конституции США они не могут избираться кандидатами в президенты, в палату представителей и сенат. В другом значении термин «иностранцы» употребляется по отношению к лицам, которые не проживают на территории США (nonresident aliens), однако в соответствии с законами штатов, федеральными законами и судебными прецедентами могут обладать имущественными правами (например, право наследования имущества на территории США, право собственности на недвижимое имущество, авторские права и т.д.).
Обратимся к законодательству Республики Казахстан. Так согласно Указу Президента РК, имеющего силу закона «О правовом положении иностранных граждан в Республики Казахстан» от 19 июня 1995года, иностранными гражданами в Республике Казахстан признаются лица, не являющиеся гражданами республики и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства. Соответственно лицами без гражданства признаются лица, не являющиеся гражданами Казахстана и не имеющие доказательства принадлежности к гражданству другого государства. В Указе также существуют разделения на постоянно проживающих и временно прибывающих иностранных граждан. Это разделение существует не случайно, так как от него зависит объем прав и обязанностей иностранцев. Критерием данного разделения иностранцев является не время пребывания иностранцев в Казахстане, а правовое основание его нахождения в республике, степени устойчивости правовой связи лица с Республикой Казахстан. Статья 4 Указа гласит, что лицами, постоянно проживающими в Республике Казахстан, признаются иностранные граждане, получившие на то разрешение и постоянный вид на жительство, выданный органами внутренних дел.[2] Иностранные граждане, находящиеся в Казахстане на ином законном основании считаются временно прибывающими в Республику Казахстан. Они обязаны зарегистрироваться в установленном порядке и выехать из республики по истечении определенного им срока пребывания. Законными основаниями могут быть, например, приезд на учебу, работу или в качестве туриста и т.п.
Казахстанский ученый-юрист Г.С.Сапаргалиев отмечает: «Иностранные граждане в Республике Казахстан имеют все права и свободы, а также несут все обязанности, установленные Конституцией и законами. В разделе II Конституции Республики Казахстан содержится 31 статья. Из них 17 статей содержат нормы, предоставляющие права, свободы и возлагающие обязанности одновременно на граждан Республики Казахстан и на иностранных граждан. В этих статьях не употребляется термин «иностранные граждане», а используются слова «каждый», «все», «никто». Права, свободы и обязанности иностранных граждан могут быть установлены международными договорами Республики Казахстан. Международные договоры могут устанавливать правила, вытекающие из Конституции и законодательства Республики Казахстан, и содержать иные правила, чем предусмотрено законодательством Республики Казахстан». Доктрина не единодушна в определении видов режима иностранцев. Поскольку каждое государство само устанавливает правовой статус этой категории лиц, постольку, естественно, он в различных государствах не одинаков по своему объему. Тем не менее, правовая его регламентация имеет сходные черты, позволяющие выделить виды правового режима иностранцев.
Разграничения между гражданами иностранных государств и лицами без гражданства является юридически обоснованным. В правовом положении у лиц без гражданства много общего с иностранными гражданами, но имеются различия. Так, граждане иностранных государств подчиняются не только правопорядку страны пребывания, но и сохраняют права и обязанности по отношению к своему государству, а вот лица без гражданства имеют только правовую связь с государством, на территории которого проживают.
В Конституции основные права и свободы признаются и гарантируются человеку, независимо от его гражданства. Большинство статей соответствующей главы Конституции начинается словами «все равны» или «каждый имеет право». Только отдельные права принадлежат исключительно гражданам и, следовательно, иностранцы ими не обладают. К таким правам относятся: право беспрепятственно возвращаться на территорию государства, гражданином которого являешься; право на митинги, демонстрации, шествия; право иметь в частной собственности землю; право занимать государственные посты и т.д.
Особенно важное отличие правового статуса иностранца от статуса гражданина состоит в отсутствии права на дипломатическую защиту со стороны государства пребывания и права участвовать в управление делами государства, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Законодательство многих стран ограничивает права иностранцев в отношении занятия некоторыми видами профессиональной деятельности, например, в отношении занятия должностей в госаппарате, работы в качестве адвокатов, капитанов морских и воздушных судов и др. Важным правом иностранца является право на дипломатическую защиту со стороны своего государства. Эта обычная норма подтверждена Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года и Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года статьёй 3: «Функции дипломатического представительства состоят, в частности:
а) в представительстве аккредитующего государства в государстве пребывания;
б) в защите в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом…».
В стремлении к международному признанию Республика Казахстан декларирует свою защиту и предоставление права убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые стали жертвами нарушении прав человека. [3]
Право убежища – предоставление государством права безопасного проживания на его территории лицам, которые преследуются на своей родине или в других странах за свои взгляды или деятельность. Это из древнейших правовых институтов. Известны три формы убежища: территориальное (предоставление защиты на территории другого государства), религиозное (укрытие преследуемо в местах религиозного культа – храмах, часовнях и пр.), дипломатическая (оказание покровительства в зданиях посольств и консульств).
Тем не менее, право убежища не предоставляет лицу, являющимся беженцем каких-либо льгот и преференций, но и не лишает его установленных прав и свобод. Неотъемлемой частью понятийного аппарата данной сферы правоотношений является гражданство. Гражданство Республики Казахстан – устойчивая политико-правовая связь лица с государством, выражающую совокупность их взаимных прав и обязанностей. Известно, что гражданами Казахстана признаются все граждане, проживающие в республике на момент вступления в силу Закона РК «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 года, а также лица, которые приобрели гражданство в соответствии с данным нормативным актом республики. Решения по хозяйствам о приеме в гражданство принимаются Президентом Республики Казахстан.
Анализ понятия «иностранец» показывает, что его широкое понимание отражает его правовое содержание. Следовательно, иностранцем является любое лицо, не являющееся гражданином государства, в котором оно находится, состоящее в гражданстве или подданстве другого государства, включая лиц, пользующихся иммунитетом от местной юрисдикции или являющихся лицами без гражданства.
Международно-правовые принципы, характеризующие правовой статус иностранных граждан
В международной практике существуют принципы международного права, основные из них зафиксированы в Декларации и принципах международного права и в Уставе ООН. Понятие общих принципов международного права имеет следующие толкования: общие для международного права национально-правовых систем, а также общие для всех школ науки международного права. Основные принципы международного права имеют характер общепризнанных. Государства, определяя правовое положение иностранцев у себя в стране, должны соблюдать основные принципы современного международного права, а также нормы международных договоров, участниками которых они являются. Среди основных принципов наибольшее значение имеет принцип защиты прав человека. Его требования нашли наиболее подробное отражение в Международных пактах о правах человека (1966г.) 1) Функциональные принципы: а) Принципы международного сотрудничества: сотрудничества государств; суверенное равенства государств; добросовестного выполнения международных обязательств; б) Принципы обеспечения мира и безопасности. Мирного разрешения споров.
2) Новые принципы (уставные): а) принципы обеспечения и защиты глобальных ценностей; б) принципы обеспечения мира и безопасности.
3) Специальные принципы: а) принципы обеспечения и защиты глобальных ценностей. Защита окружающей человека среды; равенства и самоопределения народов, наций; б) принципы международного сотрудничества. Невмешательство во внутренние дела государств; уважения государственного суверенитета; в) принципы обеспечения мира и безопасности человечества. Запрещения применения силы и угрозы силой; мирного разрешения споров нерушимости границ; всеобщего и полного разоружения; территориальной целостности.
4) Новейшие принципы (послеуставные): а) защита окружающей среды человека; б) всеобщего и полного разоружения.
Принцип правового статуса иностранцев – основополагающие идеи, начала лежащие в его основе.[8] Они закреплены как в Конституции, так и в Указе Президента РК от 19 июня 1995 года. Закреплены такие принципы как, национальный режим, равенство всех перед законом, единство прав, свобод и обязанностей, взаимности. Государство самостоятельно решает вопрос об объеме прав, свобод и обязанностей иностранцев, но это не следует понимать, что право государства в этой области ограничены. Государства, определяя правовое положение иностранцев у себя в стране, должны соблюдать основные принципы современного международного права, а также нормы международных договоров, участниками которых они являются.
В данном Указе президента республики, в статье 3 первым из принципов закреплен национальный режим. Когда речь идет о национальном режиме, то соотносят правовой статус иностранцев со статусом граждан страны пребывания, однако это означает, что иностранцы в принципе, но не, безусловно, приравниваются к гражданам данного государства. Этот режим устанавливается национальным законодательством, предусматривается и в международных договорах, соглашениях.
Данный режим применяется в республике со времен СССР. В данное время, как уже отмечалось в Указе, иностранные граждане в Республике Казахстан имеют все права и свободы, а также несут ответственности, установленные Конституцией, законами и международными договорами, за исключением случаев, предусмотренных законами и международными договорами Республики Казахстан.
Исключительными случаями являются: избирательное право, право занимать должности в государственных органах и учреждениях, право на занятие определенными видами трудовой деятельности, право на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности, а также воинская повинность. В частности, существует ограничение на участие иностранцев и иностранного капитала в определенных отраслях промышленности, которые находятся в абсолютной монополии государства.
Таким образом, национальный режим обеспечивает иностранцам реализацию своих прав практически в полном объеме, однако параллельно облагает той совокупностью обязательств, которая устанавливается государством в интересах общества. Отсюда вытекает следующий принцип – единства прав и обязанностей. Образно выражаясь, это соотношение прав предоставляемых иностранным гражданам и возлагаемых на их обязанностей. Вместе с тем, помимо обычных обязанностей, как уплата налогов и иных обязательных платежей и др., существуют обязанности, возлагаемые только на иностранных граждан и лиц без гражданства. В данном контексте это, все требования связанные с режимом их пребывания на территории республики. Данный вариант будет рассмотрен более конкретно в следующей главе.
В целях обеспечения эффективности национального режима законодатель учитывает принцип равенства граждан Казахстана и иностранцев перед законом независимого от происхождения, социального.
В целях обеспечения эффективности национального режима законодатель учитывает принцип равенства граждан Казахстана и иностранцев перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий. Это находит своё отражение в различных отраслях национального права, таких как гражданское, трудовое, административное, семейное и уголовное законодательство.
В результате процессов глобализации и интеграции Казахстана в мировое сообщество особую актуальность приобретает принцип взаимного предоставления прав. Этот принцип находит все большее применение в международных договорах. Поэтому в ряде случаев взаимность не только подразумевается, но и прямо оговаривается в текстах нормативных актов. Это представляется оправданным, ибо, предоставляя соответствующим категориям иностранцев те или иные права и, устанавливая обязанности, наше государство, тем самым обеспечивает соответствующее правовое положение для своих граждан за рубежом.
Однако, рассматривая вопрос с практической стороны, претворение в жизнь принцип взаимности было бы не верно считать, что можно полностью уровнять права и обязанности казахстанских граждан, находящихся за рубежом, с правовым положением иностранцев в Республике Казахстан. Это не возможно в связи с имеющимися различиями правовых систем государств. Объем и характер прав и обязанностей иностранцев в различных странах не могут совпадать. Поэтому специальные оговорки по внутригосударственных нормативных актах о применении условия взаимности относится к определенным государствам и затрагивает лишь те или иные аспекты правового регулирования, а не их правовое положение в целом.
Казахстан, то наше государство может принять ответные меры, так называемые реторсии. Реторсия является исключительно чрезвычайной мерой. В обычных условиях права и льготы, национальный режим предоставляются иностранцам, безусловно, от них не могут требоваться иные обязанности, кроме тех, которые указаны в законе.
Применение реторсии находится в соответствии с нормами современного международного права. В частности статья 47 Венской конвенции «О дипломатических сношениях»: «При реализации её положений государство пребывания не должно проводить дискриминации между государствами. Не считается дискриминацией, если государство применяет какое-либо из положений данной конвенции ограничительно ввиду ограничительного применения этого положения к его представительству в аккредитующем государстве.
Статус иностранцев в Республике Казахстан
Иностранцем является лицо, которое находится на территории данного государства постоянно или временно и которое не является гражданином данного государства. Правовой статус иностранцев определяется законодательством той страны, на территории которой они находятся. Кроме того, их положение регулируется также и международным правом.
Права и обязанности иностранца определяются рядом законодательных, нормативных актов конкретного государства. Вот эта совокупность норм, определяющих комплекс прав и обязанностей иностранцев в определенном государстве, и составляет их правовой режим.
В Республике Казахстан иностранным гражданам предоставлен режим наибольшего благоприятствования, что нашло отражение во внутреннем законодательстве Казахстана, а также в заключенных Казахстаном международных договорах.
Указ Президента РК, имеющего силу закона «О правовом положении иностранных граждан в РК» от 19 июня 1995 года указано, что «… правовое положение иностранных граждан в Республики Казахстан может определяться также международными договорами Республики Казахстан. Если международным договором Республики Казахстан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Указе, применяются правила международного договора». Перед казахстанскими законодателями стоит постоянная задача следить за соответствием международного права и принятых в РК законов. Следует отметить, что по всем аспектам обращения с иностранцами РК придерживается принятых ею международных обязательств, а по некоторым вопросам ее законодательство значительно их опережает. Приняты меры по усилению гарантий для иностранцев по защите их интересов на основе норм внутригосударственного права и международного права. Одновременно с этим усиливаются санкции в отношении иностранцев, совершающих преступления и другие противоправные действия. Это делается с целью обеспечения общественного порядка и защиты прав и безопасности как граждан РК, так и иностранцев на территории страны.
Правовые гарантии защиты прав и законных интересов иностранцев закреплены в основном законе РК. Статья 12 ч.4 Конституции РК четко определяет: «Иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике правами и свободами, а также несут ответственность, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами».
Среди действующих источников внутригосударственного права РК в области регулирования правового статуса иностранных граждан на территории Республики следует выделить следующие: Гражданский кодекс, Закон о гражданстве в РК, закон «О миграции населения», Указ Президента РК, имеющий силу закона «О правовом положении иностранных граждан в РК», инструкция МИД РК «О порядке предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в РК» и другие.
Принципы международного сотрудничества и суверенное равенство между государствами утверждают право на доступ иностранцев на территории страны, чтобы не обременять его сложными ограничениями, особенно дискриминационного характера. Необоснованный отказ во въезде и неоправданные ограничения, которые устанавливаются государством, можно квалифицировать как недружественный акт. В этом отношении государствам надо придерживаться принципов взаимного уважения и равноправия.
Казахстан руководствуется международными нормами при установлении правил въезда, пребывания и выезда иностранных граждан, что закреплено во внутренних законах, правилах и соответствующих инструкциях.
После въезда иностранцев на территорию РК их правовой статус определяется казахстанским законодательством, которое должно соответствовать международным обязательствам РК.
Определение объема прав, свобод и обязанностей иностранцев – дело внутренней компетенции каждого государства. Как было нами отмечено, государства, определяя правовое положение иностранцев у себя в стране, должны соблюдать основные принципы современного международного права, а также нормы международных договоров, участниками которых они являются.
Существует специальный и национальный режим для иностранцев. Согласно специальному режиму, иностранцы могут пользоваться теми правами, которые определены внутригосударственным правом или международными договорами. При национальном режиме иностранцы имеют почти тот же объем прав и обязанностей, что и собственные граждане государства прав иностранных граждан и граждан определенного государства не бывает.
Основываясь на Конституции, Указом Президента были установлены следующие основные постулаты правового положения иностранных граждан в РК.
Во-первых, иностранным гражданам на территории нашей республики предоставляются все права и свободы, а также возлагаются на них все обязанности, установленные Конституцией, законами и международными договорами РК, за исключением случаев, предусмотренных законами и договорами РК. Иными словами, иностранцам предоставляется национальный режим, но это не значит, что они будут полностью уравнены с гражданами РК. Так, например, иностранцы не могут иметь права и нести ответственность, которые непосредственно вытекают из гражданства лица. Это – избирательное право и обязанность нести воинскую службу, а также некоторые другие.
Во-вторых, иностранные граждане в РК равны перед законом, независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, рода и характера занятий. Таким образом, и Конституция, и Указ Президента РК от 19 июня 1995 года устанавливают принцип недискриминации, а также РНБ, суть которого сводится к тому, что все иностранные граждане на территории РК равны между собой.
В-третьих, установлен и действует принцип использования иностранцами своих прав и свобод в неразрывной связи с исполнением обязанностей, а также не во вред РК, гражданами и другими лицами.
Для въезда в РК иностранным гражданам необходимо иметь действительный заграничный паспорт или документ, его заменяющий, и въездную визу РК, если иной порядок не установлен соглашением с соответствующим государством. Въездные визы выдаются дипломатическими и консульскими представительствами РК за рубежом, а в исключительных случаях – Департаментом консульской службы МИД или консульским пунктом в аэропорту.
Иностранные граждане, нарушившие установленный порядок пребывания в РК, порядок регистрации, въезда или выезда, а также внутреннее законодательство РК, несут ответственность, предусмотренную законодательством РК. Может быть сокращен срок пребывания иностранных граждан или же они могут быть вообще выдворены за пределы республики. Рассмотрение данной темы было бы неполным без характеристики заключенных в этой области международных договоров и соглашений РК с соответствующими государствами. Необходимо помнить, что урегулирование правового статуса граждан одного государства на территории другого находит своё отражение в наибольшей степени в двух сторонних договорах на основе взаимности. Так, например, договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о правовом статусе граждан РК, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории РК, заключенный в г. Москве 20 января 1995 года. Целями данного договора являются дальнейшее развитие дружественных отношений между двумя государствами; урегулирование вопросов, связанных с правовым статусом граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства; стремление в их интересах обеспечить равные условия проживания и предоставления гражданам контрагента, проживающим постоянно на территории стороны, правового статуса, максимально близкого к правовому статусу собственных граждан. В соответствии с этим договором граждане одной Стороны, постоянно проживающие на территории другой Стороны, сохраняют правовую связь со Стороной своего гражданства и пользуются защитой обеих сторон.[5] Данный договор содержит в себе перечисление всех тех прав, которых лишаются граждане одной Стороны, постоянно проживающие на территории другой Стороны. Таким образом, на этих граждан не распространяются ограничения в правах или дополнительные обязанности, которые установлены или могут быть установлены для иностранных граждан в Стороне проживания. Нужно отметить, что, подписав договор, Стороны договорились в частности:
- О взаимном признании документов об образовании;
- Предоставление прав собственности и прав на участие в приватизации наравне с соответственными гражданами;
- О вопросах применения законодательства Стороны проживания к делам об опеке и попечительстве;
- По установлению правоспособности и дееспособности;
- По обязательствам о возмещении вреда между гражданами другой Стороны.
Данный договор предоставляет такие права и свободы гражданам другого государства, хотя они и проживают постоянно на территории государства, являющимся Стороной договора. В рамках СНГ были подписаны и другие соглашения, содержащие положения, которые касаются правового статуса граждан обоих государств. Среди них – договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, заключенные Республикой Казахстан с Россией, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном, Консульский Договор с Российской Федерацией от 28 марта 1994 г., Консульская Конвенция с Украиной от 20 марта 1994 г., а также Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами РК, пребывающими для постоянного проживания в РК от 20 января 1995 г.
Уголовно-правовая ответственность иностранцев в Республике Казахстан
За противоправные поступки человек подвергается мерам государственного воздействия, несет личные имущественный ущерб в полном объеме. Из-за неправильного поведения граждан и организаций, наступает гражданская ответственность. Если нарушаются административные правила, наступает административная ответственность. За преступления, грозит уголовная ответственность. Есть еще дисциплинарная ответственность за нарушение работником трудовых или служебных обязанностей. Говорят и о процессуальной ответственности. Все это — разные виды юридической ответственности.
Возникает вопрос, какова ответственность иностранцев?
Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории Республики Казахстан подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами Республики Казахстана, за исключением случаев, установленных международными договорами Республики Казахстан. Это относится и к лицам без гражданства.[6]
Необходимо отметить, что для дипломатов и консулов, а также для
членов их семей, действуют особые правила в отношении ответственности.
Это обусловлено тем, что вышеуказанные лица обладают иммунитетами, т.е.
их нельзя привлечь к уголовной, административной, или гражданской
ответственности. Хотя и здесь существуют некоторые исключения. При
условии участия иностранного дипломата в гражданско-правовых отношениях
(как правило, коммерческие сделки), ответственность за нарушения
обязательств наступает соответственно гражданам Казахстана. Для
привлечения иностранцев пользующихся дипломатической
неприкосновенностью необходимо объявить ему дисмисл (англ. dismissal- увольнение, отставка; отстранение от себя) – объявление члена дипломатического персонала зарубежного органа внешних сношений частным лицом, сопровождаемое лишением его дипломатических привилегий и иммунитетов.Статья 6 УК РК гласит: «Ч.4 Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими людьми преступления на территории РК разрешается в соответствии с нормами международного права».
Итак, учитывая все вышеизложенное можно перейти к рассмотрению видов ответственности.
В Казахстане действуют многочисленные правила о соблюдении общественного порядка, таможенные, противопожарные правила, дорожного движения и т.д. Эти правила установлены для охраны государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, порядка управления. За виновное противоправное нарушение данных правил наше законодательство устанавливает административную ответственность.
В отношении иностранцев административная ответственность применяется на общих основаниях с гражданами Казахстана, если только в соответствии с законом или международным договором им не предоставлен иммунитет от административной юрисдикции. Вопрос об административной ответственности таких лиц разрешается дипломатическим путем.
Посмотрим, каковы же правила казахстанского законодательства об административной ответственности.
Статья 23 АК РК устанавливает виды изысканий. Ими являются:
- Предупреждение
- Штраф
- Возмездное изъятие или конфискация предметов
- Лишение специального права (например, водительские права и т.п.)
- Административный арест
- Установление надзора за предпринимательской деятельностью
- Лишение лицензии (патента) не определенный вид деятельности
Только к иностранным гражданам и лицам без гражданства может быть применено такое административное взыскание, как выдворение из пределов Республики Казахстан, «За совершение административных правонарушений, грубо нарушающих правопорядок».
Законодатель также дает основания выдворения иностранцев за пределы республики:
- Если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;
- Если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан Республики Казахстан и других лиц;
- Если он нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан, таможенное, валютное или иное законодательство.
Решение о выдворении применяется органами внутренних дел или комитетом национальной безопасности Казахстана. Иностранный гражданин обязан покинуть Республику Казахстан в срок указанный в этом решении. Уклоняющиеся граждане от выезда, в таких случаях подлежат, задержанию и выдворению в принудительном порядке. Задержание допускается при этом на срок, необходимый для выдворения. [8]Иностранцы могут совершить административный проступок, но не более серьезное преступление.
В соответствии статье 6 УК РК, лица, совершившие преступления на территории Республики Казахстан, отвечают по казахстанским законам. Речь здесь идет обо всех лицах, т.е. и о гражданах РК, и об иностранных гражданах, и о лицах без гражданства. Вообще, уголовно-правовой статус иностранных граждан можно определить как совокупность установленных внутренним законодательством, а также международно-правовыми актами прав, свобод, обязанностей, в сфере уголовно-правовых и возникающих на их основе уголовно-процессуальных отношений в связи с совершением этими лицами преступлений на территории государства пребывания. При этом учитываются цели пребывания иностранных граждан в стране, характер осуществляемых ими функций, должностное положение представительстве иностранного государства или международной организации, т.е. определяется наличие или отсутствие у лица иммунитета от уголовной юрисдикции соответствующего государства. В целом уголовно-правовой статус иностранных граждан представляет собой частный случай действия уголовного закона по кругу лиц.[15] Определяя уголовную ответственность на иностранных граждан, Республика Казахстан действует в соответствии с основными принципами международного права, одним из которых является принцип сотрудничества государств, в борьбе с преступностью. Нам известно, что международное сотрудничество государств, в борьбе с преступностью включает в себя борьбу с общеуголовной преступностью, с преступлениями международного характера, а также с международными преступлениями. Борьбу с общеуголовными преступлениями государства в силу своего суверенитета осуществляют в основном национально-правовыми средствами. Но отдельное государство порой не в силах осуществить принцип неотвратимости наказания в отношении лиц, совершивших уголовное преступление и оказавшихся за пределами этого государства.
Республика Казахстан имеет ряд соглашений с иностранными государствами, в которых затронуты некоторые вопросы, касающиеся уголовных законов. Республика Казахстан, обладая полной международной правосубъектностью и провозгласив свою приверженность основополагающим принципам и нормам международного права, является также активным участником международного процесса по противодействию международной преступности. В частности, Республикой Казахстан были приняты следующие международные документы: Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна (Токио, 14 сентября 1963 года), Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 г.). Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющих Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (23 сентября 1971 г.), Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970 г.). Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 19 декабря 1988 г.). Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.). Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (22 января 1993 г., Москва 28 марта 1997 г.). Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области контроля над незаконным производством, оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотребление ими (Ташкент, 4 мая 1996 г.). Соглашение между правительством РК, Правительством Кыргызской Республикой и Правительством Республики Узбекистан «О сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблении ими» (Ташкент, 5 апреля 1996 г.). Договор между РК и Монголией о выдаче лиц, совершивших преступление, для привлечения их к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение (Ула-анбатар, 22 октября 1993 г.). Соглашение между Правительством РК и Правительством Федеративной Республики Германия о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и другими опасными видами преступлений (Алматы, 10 октября 1995 г.). Договор между РК и Турецкой Республикой о правовой помощи по гражданским делам (Алматы, 13 июня 1995 г.). Соглашение между Правительством РК и Правительством Кыргызской Республики о сотрудничестве в области контроля наркотиков (Алматы, 8 апреля 1997г.). Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988г.) и т.д.
Итак, какие действия считаются в Республике Казахстан преступными?
Преступлением признаются совершенные виновно общественно опасные деяния (действия или бездействия), запрещенные уголовным законом под угрозой наказания. Преступление будет считаться совершенным на территории Казахстана, если именно на данной территории преступником причинен вред.
Иностранцы в Республике Казахстан отвечающие за преступления на общих основаниях с нашими гражданами, могут привлекаться к уголовной ответственности за самые различные преступления, предусмотренные в законе. При этом не имеет значение, кому конкретным преступлением причинен вред — нашему или иностранному гражданину. Однако уголовный закон не предусматривает уголовную ответственность по некоторым видам преступлений, где он, в силу своего иностранного подданства не может являться их субъектом. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, а именно государственная измена, разглашение государственной тайны, утрата документов, содержащих государственную тайну, уклонение от призыва по мобилизации. Преступления против интересов государственной службы и воинские преступления.Если иностранца привлекают к уголовной ответственности, то он оказывается участником уголовного процесса. Кроме того, он может оказаться в качестве потерпевшего, свидетеля или каком-либо ином качестве. В целом, уголовное судопроизводство в отношении иностранцев и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с УПК РК. Участие иностранца в процессе не вносит изменение в общий порядок рассмотрения дела. Исключения составляет только лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом.
Гарантией защиты прав является положение о том, что лицу, участвующему в деле, не владеющему языком судопроизводства обеспечивается право бесплатного пользования услугами переводчика, право давать показания и заявлять ходатайства на родном для себя языке. Вместе с тем, следственная практика по делам с участием иностранцев (в особенности в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых) показывает аморфность данной нормы, поскольку не отработан точный механизм ее применения. Во-первых, отсутствует соответствующее материальное обеспечение органов следствия и дознания для оплаты труда переводчиков. Во-вторых, государство не установило конкретных ставок, регулирующих оплату устных и письменных переводов в государственных органах. И, в-третьих, зачастую обнаруживается невозможность найти переводчиков могущих осуществить квалифицированный перевод.
Защитниками иностранца могут быть не только адвокаты, но и близкие родственники, либо другие лица, допущенные в качестве таковых, судом, ведущим уголовное дело. В случаях задержания, ареста и лишения свободы иностранцев об этом должно быть извещено консульство или посольство их гражданства. Так, согласно статьи 36 Венской конвенции о консульских сношениях, компетентные органы страны пребывания должны безотлагательно уведомлять консульское учреждение, представляемого государства о том, что в пределах его консульского округа какой-либо гражданин этого государства арестован, заключен в тюрьму или взят под стражу в ожидании судебного разбирательства, или же задержан в каком-либо ином порядке, если этот гражданин этого требует.Срок уведомления, устанавливаемый для органов следствия и дознания -15 суток.
Иногда при рассмотрении уголовного дела нашим судам приходится прибегать к помощи иностранных судов, чтобы вручить повестку, допросить свидетеля, произвести осмотр на месте. Такую помощь иностранные органы юстиции обязаны оказывать нашим судам, если это предусмотрено международным договором.
В соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. между странами СНГ, каждая договаривающаяся сторона обязуется произвести запрашиваемые действия любой другой договаривающейся стороной. В Конвенции «О борьбе с незаконным захватом воздушных судов» от 16 декабря 1970 года записано, что страны участницы оказывают друг другу «полную правовую помощь в связи с уголовно-процессуальными действиями, предпринятыми в отношении такого преступления». [11]
Существует проблема уголовного преследования за границей, т.е. преследование иностранца совершившего преступление на территории Казахстана и скрывающегося на территории своего или иного государства. И в этом случае данная проблема регулируется международными договорами, в частности договорами о правовой помощи. Однако существуют преступления, которые могут быть совершены только иностранцами. Например, злостное нарушение иностранцем правил пребывания в Казахстане, шпионаж. Статья 166 «Передача, а равно собирание, похищение или хранение с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну. А также, передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности или суверенитета РК, если это деяние, совершенно иностранным гражданином или лицом без гражданства, — наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой». Шпионаж относится к особо опасным государственным преступлениям. Такие действия, как передача, похищение или собирание с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или иной агентуре сведений, составляющих государственную или военную тайну, сами по себе, в случае их совершения, квалифицируются в качестве шпионажа. Что же касается таких действий, как передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений, то они составят преступление шпионажа только при наличии определенной цели – использование в ущерб интересам Республики Казахстан. Следует отметить, что данная статья прямо не указывает принадлежность гражданства лица, совершившего данное преступление. История международного права знала не мало случаев, когда разведывательной деятельностью занимались также лица, пользующиеся дипломатической защитой и лица, являющиеся не гражданами государства пребывания и т.д.
Как было отмечено выше, иностранные граждане могут нести ответственность (уголовную, административную) за нарушение правил пребывания на территории РК, и одним из пунктов нарушений является опасность для здоровья населения со стороны иностранного лица. Проблема защиты здоровья населения в Республики Казахстан, как и во всем мире, на сегодняшний день занимает не последнее место. Тем более что 2002 год объявлен «годом Здравоохранения РК». Например, случай произошедший в апреле 2000 года. Старший советник юстиции прокурор Жетысуйского района г. Алматы Абый Калиев дал санкцию на арест девушки-иностранки помощницы суданского инвестора-миллиардера Шебе. [12] Иностранка Шеба провела 9 суток в одиночке спецприемника ГУВД, после того как алматинские власти обвинили её носительницей вируса СПИД. На руках у девушки оказались два полностью противоположных заключения на СПИД: один – ВИЧ положительно, другой – ВИЧ отрицательный. В соответствии с Законом РК «О профилактике заболевания СПИД», статья 6 закона гласит о необходимости выдворения иностранцев. На практике бывают случаи, что не всегда правоохранительные органы могут обеспечить выдворение иностранцев, распространяющих указанные заболевания, из-за отсутствия финансовых средств. Следовательно, бывают случаи, когда сотрудники правоохранительных органов помещают данных лиц в спецприемник, хотя в Законе «О профилактике заболевания СПИД» нет ни слова о необходимости их помещения в спецприемник. Так, иностранку Шебу, как было указано выше, распределили в спецприемник, на что она обратилась в Международное бюро по правам человека с жалобой о нарушении её прав человека. В любом случае, законодательство РК, в частности УК РК статья 115 и статья 116, четко определяет: «1. Заражение другого лица венерической болезнью лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, — наказывается штрафом в размере от ста до пятидесяти расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года…». Данная категория, в соответствии с национальным законодательством, расценивается как преступление против личности, а если рассматривать с точки зрения международного права – это преступление носит международный характер. Мировым сообществом ведется постоянная работа по регулированию и борьбе с данными преступлениями (созыв конференций, совещаний и т.д.), несомненно, следует ужесточить контроль по медицинскому обследованию выезжающих иностранцев на территорию Республики Казахстан. Мы думаем, что необходимо ввести одним из обязательных пунктов «Правил въезда и пребывания иностранных граждан в РК, а также выезда из РК» от 28.01.2000 г. №136 наличие медицинского обследования данной категории заболеваний ВИЧ/СПИДА до прибытия иностранных граждан в РК и на период прибытия в Казахстан, где обследование иностранных граждан проводится в первые к дни въезда на территорию РК. Это обеспечит защиту здоровья населения не только определенного государства, но всех государств – лицам, которые посещают территорию РК.
Борьбу с общеуголовными преступлениями государства в силу своего суверенитета осуществляют в основном национально-правовыми средствами. В отношении иностранных граждан, прибывших на территорию РК, действует юрисдикция РК, а это значит, что на иностранных граждан, совершивших общеуголовные преступления, будет распространяться уголовная ответственность наравне с гражданами РК.
Необходимо также ответить на вопрос, может ли иностранец быть привлечен к уголовной ответственности, в нашей стране, за преступления совершенные им за пределами РК. Уголовный кодекс РК, который был принят 16 июля 1997 года, содержит в себе следующие статьи, которые определяют уголовную ответственность иностранцев. Статья 6 гласит: «Ч.1 Лицо, совершившее преступление на территории РК, подлежит ответственности по настоящему Кодексу». Статья 7 п.1 «Граждане РК, совершившие преступления за пределами РК, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на котором оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в другом государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом того государства, на территории которого было совершено преступление. На тех же основаниях несут ответственность и лица без гражданства». П.4 УК РК гласит, что «иностранцы, совершившие преступления за пределами Республики Казахстан подлежат уголовной ответственности по данному кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Республики Казахстан, и в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Казахстан, если они не были осуждены в другом государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Казахстана». Статья 8 п.2 «Иностранцы и лица без гражданства, совершившие преступления за пределами РК и находящиеся на территории РК, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международными договорами РК». Статья 166 «Передача, а равно собирание, похищение или хранение с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности или суверенитета РК, если это деяние совершенно иностранным гражданином или лицом без гражданства, — наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой».
Существует институт выдачи преступников (экстрадиция), также регулирующие данную проблему. В соответствии с данным институтом, по требованию государства, гражданином которого, является преступник, Казахстан может его выдать данному государству. Выдача производится на основании международного договора, а если договора нет, — дипломатическим путем. Есть и третий путь требования выдачи преступника. Это требования выдачи преступника через Интерпол. Граждане Казахстана выдаче другому государству не подлежат.
За последние несколько лет в Республике Казахстан все больший размах приобретает браконьерство, совершаемое не только гражданами РК, но и иностранцами.[13]
Особенно ажиотажным спросом в странах Персидского залива и Ближнего Востока пользуется сокол-балобан. При этом его браконьерский отлов и контрабандный вывоз за пределы РК становятся все более отлаженными и, по всей вероятности, коррумпированными. С 1993-го по 1998 год только при попытке отлова и вывоза птицы было задержано 278 человек. Однако наказание их было лишь административным – штраф 500 тенге. Стоимость такого сокола, к примеру, в Объединенных Арабских Эмиратах, в среднем составляет 20 тысяч американских долларов. В последние годы количество задержанных за браконьерство резко снизилось, а это говорит, скорее всего, о том, что нелегальный экспорт соколов приобрел организованный характер. По сведениям МВД, если раньше иностранцы при браконьерстве пользовались услугами местного населения, и при этом работники ОВД могли рассчитывать на утечку информации, то сейчас криминальные туристы оснащены по последнему слову техники и прекрасно ориентируются на местности. У иностранных браконьеров почти всегда имеются специальные автомашины, приборы ночного видения, бинокли, мобильные телефоны, IPS-приборы, позволяющие самостоятельно ориентироваться в незнакомой местности, необходимый запас продуктов и ГМС. Это позволяет браконьерам практически не появляться в людных местах. У них также отлажена система вывоза птиц за рубеж, только 1998 году из Республики Казахстан было вывезено как минимум 500 Соколов-Балобанов. Зачастую иностранцы браконьерство маскируют под видом научных экспедиций. Например, у задержанной в ВКО группы браконьеров из одной арабской страны были документы Института зоологии и генофонда животных, однако не было ни одного представителя этого института.
«Правила содержания в неволе, разведения и торговли хищными птицами в РК» противоречат законодательству РК в данной сфере и решению международной конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой и исчезновения (СИТЭС), согласно которой раздел «Торговли хищными птицами» должен быть исключен полностью. Подвид Балобанов входит в категорию животных, торговля которыми регулируется в соответствии с СИТЭС. Статья 8 этой конвенции предусматривает наказание за торговлю такими образцами или наказание за владение ими, конфискацию или возвращение экспортировавшему государству таких образцов. Разрешена лишь торговля выведенными в неволе экземплярами второго и третьего поколения. Раздел «Экспорт, импорт, транзитная перевозка хищных птиц» полностью противоречит постановлению Кабинета министров «О мерах по сохранению популяризации редких, находящихся под угрозой исчезновения хищных, ловчих птиц». В разделе «Правила сбора, хранения и использования информации о распространении и численности хищных птиц в РК» прослеживается идея арабских браконьеров «пометить казахстанских соколов для своих целей». Учитывая, что Институт зоологии работает в тесном контакте с казахстанско-саудовскоаравийским экологическим фондом, несложно догадаться о происхождении этой идеи и с помощью каких организаций это будет осуществляться. Концепция этих документов, в которых варьируются термины и фразы «выдача спецразрешений», «для создания коллекций», «разведение в неволе», «мечение» и т.д., как бы завуалировано лоббирует идею торговли исчезающим видом. Подводя итоги, следует отметить, что с 1993-го по 1999 год за браконьерство на соколов было задержано более 300 граждан. Сотрудниками ОВД изъято и выпущено на волю 394 сокола. По оперативным данным МВД РК, в 1998 г. генеральный директор фирмы «Азия – сафари», занимающейся организацией охотой для иностранцев, устроил незаконную охоту для гражданки Дании Урсулы Нины Серенцен на территории Уйгентасского охотничьего хозяйства, где были отстрелены 1 белокогтный медведь и 1 джунгарский архар, охота на которых строго запрещена.
Следующим мы рассмотрим гражданскую ответственность. Данный вид Ответственности возникает в результате несоблюдения определенных условий (требований):
-лицо должно действовать свободно без принуждения;
-оно должно действовать в соответствии с законом.
Если не соблюдено хотя бы одно из названных условий, сделка признается не действительной. По недействительной сделке каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке. Нельзя исключать случаев совершения сделки с целью, заведомо противоречащей интересам государства и общества. Если хоть одна сторона действовала умышленно, то все полученное, ею по этой сделке будет взыскано в доход государства. Предусматривается также ответственность и за не исполнение или не надлежащее исполнение взятых на себя обязательств. Такого рода нарушителям применяются определенные меры воздействия.
Главное из мер — обязанность возместить убытки. Под убытками понимаются расходы кредитора, утрата или повреждение его имущества, а также упущенная выгода. Другой мерой воздействия может стать неустойка. Ее разновидности штраф, пеня. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Другими мерами могут выступать задаток, поручительство, залог. Закон защищает от причинения вреда и людей, которые не состоят с причинителем вреда в договорных отношениях. Но надо отметить, что обязанность возместить вред возникает только при условии противоправности и виновности действий лица, причинившего вред.
Процесс гражданского делопроизводства, или попросту говоря гражданский процесс, с участием иностранных граждан в Республике Казахстан производится в установленном Гражданским кодексом РК порядке. При чем статус иностранца, как участника гражданского процесса не отличается от статуса гражданина Казахстана. Отличительным моментом, который следует выделить, является порядок представления суду доказательств. К примеру, иностранные граждане, представляя в суд различного рода документы иностранного происхождения (договора, контракты, справки государственных органов, решения исполнительной власти и судов и т.д.) обязаны предварительно подтвердить их действительность и легальность посредством их удостоверения в консульстве.
Помимо указанного, при рассмотрении гражданских дел с участием иностранцев, нередко возникает необходимость собирать доказательства за границей, где живут свидетели, находятся документы, а иногда живет и сам истец или ответчик. Поскольку судебная власть государства ограничена пределами своей территории, допросить в таких случаях свидетелей, вручить документы, провести экспертизу, воплотить другие подобные действия суд Республики Казахстан сам не сможет. По сложившейся международной практике, при необходимости выполнения отдельных процессуальных действий за границей суды обращаются с поручениями к иностранным судам, один суд оказывает другому «правовую помощь». Но это в равно мере и помощь гражданам участникам процесса, заинтересованным в получении доказательств, подтверждающих обоснованность их требований. Таким образом, под судебным поручением понимается обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве процессуальных действий на территории этого другого государства.
В отличие от судебных поручений, не признание и не исполнение иностранного судебного решения не рассматривается в мировой практике как нарушение начал международной вежливости и не дружественный акт. Это объясняется тем, что признание и особенно исполнение иностранных решений в гораздо большей степени, чем выполнение указанных поручений, связаны с вторжением в сферу власти данного государства. В принципе, на его территории действуют только решения собственных судов. По сложившейся международной практике, решения судов одного государства приобретают юридическую силу на территории другого лишь, если последнее в той или иной форме выражает на это согласие. Отношение нашего государства к признанию и исполнению иностранных судебных решений отражает, с одной стороны, стремление оказать гражданам правовую помощь и расширить международное правовое сотрудничество, с другой стороны — осторожный подход к решениям, принятым судами иностранных государств. В международной практике, иногда достаточно, чтобы решение было только признано. В других же случаях решение должно быть еще и исполнено, т.е. подвергнуто специальной процедуре по разрешению исполнения (например, выдача экзекватуры). Таким образом, признание судебного решения является предпосылкой его принудительного исполнения; для принудительного исполнения необходимые требования. Взаимность здесь является общим для всех систем исполнения решений иностранных судов. Решение иностранных судов признается и исполняется в Республике Казахстан, если это предусмотрено законом или международными договорами Республики Казахстан на началах взаимности. Однако в семейно-правовых отношениях начала взаимности исключаются, а решения должны были исполнены, если они вынесены в соответствии с законодательством иностранного государства.
В Республике Казахстан, важнейшая форма защиты прав — судебная. Сейчас много говорится о правом государстве, а ведь одно из главных условий создания такого государства — сильный и независимый суд, который должен быть действительно надежным защитником граждан, в том числе и иностранных. Для получения судебной защиты важно правильно избрать суд, т.е. действовать сообразной правилам международной подсудности. Этот термин означает компетенцию судов данного государства (всей их совокупности) по рассмотрению дел с иностранным элементом.
Необходимо рассмотреть принципы, служащие основой определения международной подсудности, как во внутренних законах, так и в международных документах (Конвенция о правовой помощи стран СНГ).
Первый принцип можно сформулировать, как принцип установления подсудности по делам с иностранным элементом по принадлежности к гражданству сторон. Вторым принципом, является принцип установления подсудности по месту жительства ответчика. Третьим принципом, можно считать принцип установления подсудности по месту нахождения спорного имущества, вещи. Не исключено установление подсудности по месту нахождения истца, по месту причинения ущерба, а также по месту исполнения договора.
Существует также деление подсудности на два вида: исключительную и альтернативную. Исключительная подсудность означает, что решение дел с участием иностранцев государство определяет только за своими судами.
К исключительной компетенции судов Республики Казахстан относятся:
- Дела, связанные с правом на недвижимое имущество, находящееся в Республике Казахстан;
- Дела по искам перевозчиком, вытекающим из договоров перевозки;
- Дела о расторжении брака казахстанских граждан с иностранными гражданами или лицами без гражданства, если оба супруга имеют место жительство в Республике Казахстан;
- Дела, особого искового производства;
Альтернативная же подсудность означает, что по соглашению сторон конкретное дело может быть отнесено к юрисдикции иностранного государства, хотя по закону страны суда оно подсудно местному суду, или наоборот дело, которое по закону местонахождения суда подсудно иностранному суду, может быть в силу соглашения сторон отнесено к юрисдикции местного суда. Соглашения сторон, устанавливающие выбор подсудности, называют пророгационными соглашениями. Законодательство и практика Казахстана, допускает и использует договорную подсудность.
Мировой юриспруденции известны три основные системы определения подсудности:
- По признаку гражданства сторон спора (Франции);
- По признаку местожительства ответчика (Германия);
- По признаку «присутствия» ответчика, т.е. суд, считает себя компетентным рассматривать дело с иностранным элементом, если приказ о вызове в суд был вручен ответчику, находящемуся в стране суда пусть даже с краткосрочным визитом (Великобритания, США).
В данном контексте вспоминается пример с судебными тяжбами одного из американо-казахстанских предприятий с английской компанией «Trands World Group», когда последняя фирма, проиграв суд в Казахстане, обратилась с иском в судебные органы Великобритании. Суд Соединенного Королевства, рассмотрев дело в пользу «TBG» вынес определение о наложении санкций на предприятие находящееся в Казахстане. Если обратиться к внутреннему законодательству нашей республики, то здесь компетенция судов РК определяется принципами о подсудности указанными выше.
Республика Казахстан заключила ряд международных соглашений о правовой помощи по уголовным делам с государствами мира. На сегодняшний день, на наш взгляд, международно-законодательная база РК возросла во много раз выше, по сравнению с прошлым. И это свидетельствует о том, что Республика Казахстан присоединилась к ряду международных конвенций по регулируемым вопросам.
Лица, обладающие дипломатическим иммунитетом от уголовного преследования
- В соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, иммунитетом от уголовного преследования в Республике Казахстан пользуются следующие лица:
1) главы дипломатических представительств иностранных государств, члены дипломатического персонала этих представительств и члены их семей, если они проживают совместно с ними и не являются гражданами Республики Казахстан;
2) на основе взаимности сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств и члены их семей, проживающие совместно с ними, если эти сотрудники и члены их семей не являются гражданами Республики Казахстан или не проживают постоянно в Казахстане, главы консульств и другие консульские должностные лица в отношении деяний, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей, если иное не предусмотрено международным договором Республики Казахстан;
3) на основе взаимности сотрудники административно-технического персонала дипломатических представительств и члены их семей, проживающие совместно с ними, если эти сотрудники и члены их семей не являются гражданами Республики Казахстан или не проживают постоянно в Казахстане;
4) дипломатические курьеры;
5) главы и представители иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций и, на основе взаимности, — сотрудники делегаций иностранных государств, прибывающие в Казахстан для участия в международных переговорах, международных конференциях и совещаниях или с другими официальными поручениями, либо следующие для тех же целей транзитом через территорию Республики Казахстан и члены семей указанных лиц, которые их сопровождают, если эти члены семей не являются гражданами Республики Казахстан;
6) главы, члены и персонал представительств иностранных государств в международных организациях, должностные лица этих организаций, находящиеся на территории Республики Казахстан, на основе международных договоров или общепризнанных международных обычаев;
7) главы дипломатических представительств, члены дипломатического персонала представительств иностранных государств в третьей стране, проезжающие транзитом через территорию Республики Казахстан, и члены их семей, которые сопровождают указанных лиц или следуют отдельно, для того чтобы присоединиться к ним или возвратиться в свою страну;
8) иные лица в соответствии с международным договором Республики Казахстан.
- Лица пользующихся дипломатическим иммунитетом, , а также иные лица в соответствии с международным договором Республики Казахстан могут подвергаться уголовному преследованию лишь в случае, если иностранное государство предоставит определенно выраженный отказ от иммунитета от уголовного преследования. Вопрос о таком отказе разрешается по представлению Генерального Прокурора Республики Казахстан через Министерство иностранных дел Республики Казахстан дипломатическим путем. При отсутствии отказа соответствующего иностранного государства от иммунитета от уголовного преследования указанных лиц уголовное дело в отношении их не может быть возбуждено, а возбужденное — подлежит прекращению.
Лица, пользующихся дипломатическим иммунитетом, а также иные лица в соответствии с международным договором Республики Казахстан пользуются личной неприкосновенностью. Они не могут быть задержаны или арестованы, кроме случаев, когда это необходимо для исполнения вынесенного в отношении их приговора, вступившего в законную силу.
Лица, пользующихся дипломатическим иммунитетом могут быть задержаны или арестованы, если иное не предусмотрено международным договором Республики Казахстан, только в случае преследования их за совершение тяжкого, особо тяжкого преступления либо при исполнении приговора суда, вступившего в законную силу.
Лица, пользующихся дипломатическим иммунитетом а также иные лица в соответствии с международным договором Республики Казахстан могут не давать показания в качестве свидетеля, потерпевшего, а при согласии давать такие показания не обязаны для этого являться в орган, ведущий уголовный процесс. Вызов на допрос, врученный указанным лицам, не должен содержать угрозы принудительных мер за их неявку в орган, ведущий уголовный процесс.
В случае, если эти лица на предварительном следствии давали показания как потерпевшие, свидетели, а в судебное заседание не явились, суд может огласить их показания. Лица, пользующихся дипломатическим иммунитетом не могут отказаться давать показания как свидетели и потерпевшие, кроме показаний по вопросам, связанным с исполнением ими служебных обязанностей. В случае отказа консульских должностных лиц давать свидетельские показания к ним не могут быть применены меры процессуального принуждения.
Лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, не обязаны представлять органу, ведущему уголовный процесс, корреспонденцию и другие документы, относящиеся к исполнению ими служебных обязанностей.
Резиденция главы дипломатического представительства помещения, занимаемые дипломатическим представительством, жилые помещения членов дипломатического персонала и членов их семей, имущество, находящееся у них, и средства передвижения являются неприкосновенными Доступ в эти помещения, а также обыск, выемка, наложение ареста на имущество могут производиться только с согласия главы дипломатического представительства или лица, его заменяющего.
- На основе взаимности иммунитет, предусмотренный частью первой настоящей статьи, распространяется на жилые помещения, занимаемые сотрудниками обслуживающего персонала дипломатического представительства и членами их семей, которые проживают совместно с ними, если эти сотрудники и члены их семей не являются гражданами Республики Казахстан. Помещение, занимаемое консульством, и резиденция главы консульства пользуются на основе взаимности неприкосновенностью. Доступ в эти помещения, обыск, выемка, арест могут иметь место только по просьбе или с согласия глав консульств или дипломатического представительства соответствующего иностранного государства. Архивы, официальная переписка и другие документы дипломатических представительств и консульств являются неприкосновенными. Они не могут быть подвергнуты осмотру и выемке без согласия главы дипломатического представительства, консульства. Дипломатическая почта не подлежит распечатыванию и задержанию.
Согласие глав дипломатических представительств и консульств на доступ в помещения, указанные в частях первой, второй и третьей настоящей статьи, производство в них обыска, выемки, а также на осмотр и выемку документов, указанных в части четвертой настоящей статьи, запрашивается прокурором через Министерство иностранных дел Республики Казахстан.