Конституция (от латинского слова “constitutio” — установление, устройство).
1) Основной закон государства;
2) Название некоторых программных документов политических партий, общественных организаций (например, Конституция Н. Муравьёва);
3) В Древнем Риме — акты, исходящие от императоров (Конституции Римских императоров);
4) Индивидуальные физиологические и анатомические особенности отдельного человека (конституция человека);
5) Общее строение организма животного (конституция сельскохозяйственных животных).
Конституция — основной закон государства. Конституция отражает общественное и государственное устройство, определяет принципы организации и деятельности органов государственной власти и управления, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Термин Конституция в Древнем Риме обозначал акты (эдикты, декреты, мандаты, рескрипты), исходившие от императора, в отличие от законов, принимавшихся в комициях. Конституция в смысле основного закона государства, касающегося главным образом принципов представительных органов государства и политических прав граждан, появляется впервые в результате буржуазных революций 17-18 веках.
В наше время КОНСТИТУЦИЯ определяется как основной закон, выражающий волю народа и закрепляющий в его интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.[2] Конституция — это политический документ. Главные вопросы её содержания — о власти, формах собственности, положение личности, устройства государства.
Появление конституций, как основных законов государств, относится к эпохе буржуазных революций и возникновение буржуазных государств. Первой такой Конституцией является Конституция США, принятая в 1787 году в Филадельфии Национальным Конвентом. В Европе первыми буржуазными Конституциями были Конституции Польши и Франции 1791 года.
Марксистско-ленинская теория видела сущность конституции в соотношении классовых сил в обществе. Первая советская Конституция РСФСР 1918 года зафиксировала такой итог классовой борьбы, как завоевание политической власти рабочим классом в союзе с беднейшим крестьянством, отстранения от неё буржуазии и помещиков. Она создала надежный фундамент строительства социализма.
Социальное назначение Конституции состоит в том, что она служит народу, выражает его интересы. Конституция закрепляет принадлежность власти народу
Сущность Конституции.
Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют её, как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано: с познанием её глубокой природы, той субстанции, которая в ней заложена; с решением вопроса о том, чью волю выражает.
В том плане сущность конституции, как и любого явления, во многом проясняется тем, как, когда и для чего она возникла, какие социальные потребности вызвали её к жизни. По общепризнанному мнению, появление конституции в современном её понимании относится в XVIII веку. Оно связано с эпохой буржуазно-демократических революций, с распадом феодального общества под натиском нарождающегося капиталистического строя.
Требовалась правовая форма за щиты и охраны новых экономических структур. Как отмечалось выше, такую роль мог выполнить только правовой акт, в общей форме определяющий все основы устройства государства и общества, объективно поставленный выше власти короля, феодалов, олицетворяющий волю как бы всего общества, всей нации. Такие потребности вызвали к жизни теоретические концепции о народе как единственном носителе верховной власти, его суверенитете, о юридическом равенстве всех членов общества, их праве самим определять основы устройства общества. На базе этих теорий и происходило первоначальное возникновение конституции.
Идея создания писаной конституции впервые возникла в Англии, которую Маркс метко охарактеризовал как “демиурга буржуазного космоса”.
Наряду с термином “конституция” применялось на первоначальных этапах её становления и наименование “Основной Закон”.
По вопросу о том, в чём состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых выводов.
Одним из распространенных представлений является трактовка сущности Конституции как общественного договора. По ней предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живёт. По этим концепциям Конституция — выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.
Теологические теории видят сущность Конституции в воплощении божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни, считают, что в Конституции воплощаются идеи высшей справедливости, разума.
Некоторые школы естественного права считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие Конституции обладают по этой концепции необходимой прочностью, устойчивостью, в отличие от “революционных” конституций, составляющихся в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствования чужого опыта.
Имеются и теории, отрицающие народный характер Конституции и связывающие её сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.
Марксистско-ленинская теория, которая, являясь теоретической основой государственно-правовой науки, усматривала сущность Конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а волю господствующего класса, т.е. что Конституция является классовой по своей сути.
Такое представление о сущности Конституции доказало свою историческую несостоятельность. Из него с необходимостью вытекла правомерность насилия, подавления, репрессий, массового уничтожения людей, неограниченного нарушения прав человека и гражданина, полное огосударствление общества.
Сущность Конституции, заключающаяся в утверждении общедемократических начал, предполагает возможность жить в государстве в качестве его полноправных граждан всем членам общества, как согласным, так и несогласным с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.
Общедемократическая сущность Конституции предполагает её принятие при участии большинства избирателей и поддержке её большей частью числа последних. Однако демократия несовместима и с диктатурой большинства. Демократическим признается тот строй, в котором обеспечиваются право меньшинства.
Конституция РК по своей сущности как конституция демократического, правового государства является выражением воли многонационального народа Республики Казахстан, выраженной путем народного голосования, воли, которая направлена на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые воплощают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценности человека, его прав и свобод.
Конституция РК — это основной закон нашего государства, который оформляет и закрепляет основы общественного строя и главные направления внутренней и внешней политики РК, основы правового статуса личности в обществе и государстве.
Юридические свойства, основные черты, принципы и функции Конституции Республики Казахстан
Юридические свойства:
Конституцию как правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличает следующая черта, а именно особые юридические свойства:
верховенство Конституции и её высшая юридическая сила;
— роль как ядра правовой системы;
— особая охрана;
— порядок принятия и внесения в неё поправок;
— специфические формы охраны.
Верховенство Конституции означает то, что её принципами, нормами, заложенными в ней концепциями, должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. На принципе верховенства Конституции основаны территориальная целостность, унитарная форма устройства, президентская форма правления в Казахстане. Поэтому выступления против указанных государственных институтов нарушают верховенство Конституции.
В Конституции закрепляется, что Конституция РК имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории Казахстана. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание по сравнению с принципом её верховенства.
Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Казахстане, не должны противоречить Конституции Казахстана, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РК и законы.
Таким образом, высшая юридическая сила Конституции выражает её место в иерархии правовых актов действующих в Республике Казахстан.
Конституция является ядром правовой системы Республики Казахстан. Её принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства.
Именно она определяет сам процесс правотворчества — устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. Принятие новой Конституции вызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства.
Особая охрана Конституции.
В этом задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.
В Конституции закреплено, что Президент является гарантом Конституции. В его присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию РК.
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Республики Казахстан, в случае противоречия их Конституции.
Важную роль в охране Конституции играет Конституционный Совет. Он был учрежден как специализированный орган конституционного контроля по французской модели. Конституционный Совет действует на основании Конституции и Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона “О Конституционном Совете Республики Казахстан”, закрепляющих его правовой статус. Другими словами, Конституционный Совет представляет собой особый квазисудебный орган конституционного контроля, не входящий ни в одну из ветвей власти, самостоятельно и независимо осуществляющий государственную власть. Он рассматривает дела в соответствии Конституции РК, нормативных актов государственной власти и их действий. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РК международный договор подлежит введению в действие и применению. Совет наделен правом определять конституционность международных договоров до их ратификации Парламентом. Таким образом, Конституция РК устанавливая нормы международного права над национальным, предусматривает возможность проверке международных договоров на предмет их соответствия национальному законодательству. По вопросам своей компетенции Совет принимает решения, которые имеют окончательный характер и должны исполняться всеми органами государственной власти: Президентом Республики, Парламентом, Правительством. Решения Совета обязательны также для всех судебных и административных органов Республики.
Следовательно, рассмотрев вопрос о статусе Конституционного Совета, мы можем сделать вывод о том, что этот орган призван выполнять очень важную и во многом полезную функцию в государстве – функцию обеспечения верховенства Конституции и поддержания режима конституционной законности на всей территории Республики Казахстан.
Конституцию отличает и особый, усложненный порядок её пересмотра и внесения поправок, изменений и дополнений (ст. 91 Конституции РК).
Изменения и дополнения в Конституцию РК могут быть внесены республиканским референдумом, проводимым по решению Президента РК, принятым им по собственной инициативе, предложению Парламента или Правительства. Проект изменений и дополнений в Конституцию не выносится на республиканский референдум, если Президент решит передать его на рассмотрение Парламента. Решение Парламента принимается в этом случае в порядке установленном Конституцией. Если Президент РК отклоняет предложение Парламента о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию, то Парламент вправе большинством голосов не менее 4/5 от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента, принять закон о внесении этих изменений и дополнений в Конституцию. В таком случае Президент РК подписывает этот закон или выносит его на республиканский референдум, который считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики, имеющих право участвовать в республиканском референдуме. Изменения и дополнения в Конституцию, вынесенные на республиканский референдум, считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан принявших участие в голосовании.
Основные черты Конституции
Они характеризуют связь Конституции как политического документа с общественным развитием, её истоки, специфику конституционного воздействия на жизнь страны.
Черты Конституции:
- основополагающий характер;
- Конституция — это документ прямого действия;
- реальность;
- стабильность.
Основополагающий характер конституции состоит в том, что она регулирует наиболее важные общественные отношения, являющиеся основой поступательного движения общества на пути строительства светского, правового, демократического государства. Конституционное регулирование носит обобщающий характер. Его задача:
1-раскрыть и закрепить самое главное в общественных отношениях;
2 — использовать минимум норм для этого;
3 — в отобранных нормах настолько четко и ясно отразить суть общественных отношений, чтобы эти нормы давали направление и определяли принципиальное содержание их последующей регламентации в актах текущего законодательства. Нормы Конституции РК представляют собой четкие и ясные правила, отражают перспективы общества, назначения государственных органов, порядок их формирования.
Конституция — это документ прямого действия.
Прямое действие Конституции означает, во-первых, что нормы Конституции обязательны для органов законодательной и, исполнительной и судебной власти, а также для органов местного самоуправления; а во-вторых, что гражданин, который считает нарушенными свои права, может обратиться в суд, ссылаясь исключительно на соответствующую статью Конституции, и суд не вправе отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на то, что нет конкретизирующих данную норму законов или подзаконных актов. Т.е. для действия Конституции не требуется конкретизация её норм в других нормативных актах.
Конституция носит реальный характер. Реальность Конституции — это, прежде всего её соответствие, фактически существующим общественным отношениям. Реальность Конституции обеспечивается постоянным углублением их социально-экономических, политических, организационных гарантий.
Стабильный характер — длительное действие норм Конституции без внесения в них существенных изменений. Стабильность Конституции не превращает её в застывший документ. Изменение жизни страны отражают в Конституции, вносятся поправки, дополнения. Но вносимые изменения не затрагивают принципиально регулирования общественных отношений, наоборот они направлены на их упрочение, расширение социальных гарантий действия конституционных положений.
Изменения и дополнения, которые были внесены 7 октября 1998 года, не противоречат этому принципу, т.к. они не касаются основ Конституционного строя Республики Казахстан.
Принципы Конституции
Перейдя к рассмотрению принципов Конституции РК надо дать определение слова “принцип”. Принципы Конституции РК — это основные начала, в соответствии, с которыми применяется и действует основной закон государства. Это руководящие идеи, которые в ней заложены.Теоретическая предпосылка “это концептуальные положения Н.А. Назарбаева по вопросам конституционного реформирования. Он является автором большинства основных идей Конституции. Им были обоснованы идеи о принципах деятельности Республики Казахстан, об укреплении суверенитета РК, о путях утверждения демократических начал во всем государственном механизме и укреплении государственной власти; о статусе языков, в частности об обеспечении реального статуса государственного языка, о роли русского языка; о развитии рыночных отношений и частной собственности; о принципах разделения власти и совершенствовании высшего представительного органа и правительства, о создании независимой судебной системы”.
Принципы Конституции подразделяются на:
- экономические;
- политические;
- социальные;
Экономические принципы:
1) Принцип многообразия форм собственности на средства производства.
2) Принцип рыночной экономики.
3) Принцип хозяйственной самостоятельности и инициативы предприятий, объединений и организаций.
4) Принцип широкого использования экономических рычагов и стимулов.
5) Принцип широкого развития индивидуальной трудовой деятельности.
6) Принцип приоритетного развития средств бизнеса.
Политическими являются следующие принципы:
1) Принцип народовластия.
2) Принцип многопартийности.
3) Принцип демократизма.
4) Принцип законности.
5) Принцип равноправия граждан.
6) Принцип политического плюрализма и гласности.
7) Принцип развития местного самоуправления.
Социальные принципы:
1) Принцип гармоничного сочетания интересов всех классов, социальных слоев.
2) Принцип равноправия рас и наций.
3) Принцип интернационализма.
4) Принцип свободы и неприкосновенности личности.
5) Принцип реального всестороннего развития личности.
6) Принцип свободы творчества и развития своих дарований.
Функции Конституции РК
Роль Конституции в жизни общества многогранны и выражается через её функции. Вопрос о функциях Конституции в юридической науке является спорным. Доктор юридических наук Авакьян выделяет 4 функции Конституции, а именно: учредительную, организаторскую, внешнеполитическую, правовую, функцию гармонизации отношений между классами и социальными слоями, между личностью, обществом и государством. Другие авторы называют некоторые другие функции.
Конституция РК имеет функции:
- учредительная;
- организаторская;
- внешнеполитическая;
- правовая.
Учредительная функция состоит в том, что Конституция становится политико-правовой основой развития общества на следующем историческом этапе.
Учредительную функцию выполняли все Конституции. Например, Конституция СССР 1936 года зафиксировала в стране построение основ социализма и начало строительства зрелого социального общества, создание экономической основы СССР в виде социалистической системы хозяйства и собственности, упрочение политической основы государства, расширение прав и свобод граждан.
Учредительную функцию выполняла и Конституция 1977 года: она знаменовала построение в СССР зрелого социализма, как закономерного этапа на пути к коммунизму
Конституция Республики Казахстан зафиксировала построение в республике светского, правового, демократического общества.
Как основной закон, Конституция РК выполняет учредительную функцию и тем, что закладывает исходные начала нового правопорядка в республике или же его очередного этапа. Ею определяются, и из неё вытекает весь строй правовых отношений в обществе. Она закрепляет систему главной функции и формы деятельности всех государственных органов.
Конституция РК выполняет организаторскую функцию, т.е. мобилизует трудящихся на дальнейшее свершение, стимулирует их политическую активность, творческое отношение каждого гражданина к общественному долгу. Основной закон обеспечивает активное участие общественных организаций в жизни страны, предоставляет каждому человеку возможности для удовлетворения личных потребностей и общественно полезной деятельности.
Внешнеполитическая функция состоит в том, что Конституция обращена не только к внутренней жизни государства, но одновременно она является фундаментом его внешнеполитической деятельности. В Конституции отражены основы внешней политики Казахстана, состоящей в борьбе за сохранение и упрочение мира во всем мире, следовании международным договорам и соглашениям.
За пределами нашей республики Конституция служит важным информационным источником. Она даёт представление людям других стран, государствам и международным организациям об общественном строе РК, политике его, внутренней структуре, правах и свободах граждан и т.д.