Согласно ст. 39 Уголовного кодекса Республики Казахстан к лицам, признанным виновными в совершении преступления, могут применяться следующие основные наказания: штраф; лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью; привлечение к общественным работам; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы; смертная казнь. Кроме основных наказаний к осужденному могут применяться следующие дополнительные наказания: лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград; конфискация имущества.
Возникает вопрос о месте институтов освобождения от уголовной ответственности и наказания по нереабилитирующим обстоятельствам или реабилируюшим отчасти: освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 65 УК РК); освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим (ст. 67 УК РК); освобождение от наказания в связи с болезнью (ст. 73 УК РК); освобождение от наказания и отсрочка отбывания наказания в следствии чрезвычайных обстоятельств (ст. 74 УК РК); освобождение от уголовной ответственности и наказания на основании акта амнистии или помилования (ст. 76 УК РК). Те из них, которые нацелены на исправление осужденных, способствуют закреплению положительных результатов воздействия на лицо со стороны правоохранительных органов на досудебной и судебной стадиях, следует отнести к иным уголовно-правовым мерам воздействия на осужденного, остальные к чистому освобождению от наказания. Проявляемый при применении названных институтов гуманизм со стороны государства предполагает в большинстве случаев осознание лицом, совершившим преступление, вины, его раскаяние и, следовательно, возможность исправления без применения наказания.
Наиболее сложны, на наш взгляд, в оценке принудительные меры к осужденным, которые определены уголовным законом. Конечно же, по своему содержанию, социальной природе они не являются чисто уголовно-правовыми. Например, принудительные меры воспитательного характера, применяемые судом, при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания (ст. ст. 81, 82 У К РК); принудительные меры медицинского характера (раздел 7 УК РК).
Вместе с тем, по цели применения, по форме и процессуальному порядку, они имеют свои уголовно-правовые характеристики. Возможно, здесь уместно сравнение с рецепиированием норм и их соответствующей трансформацией. В этой связи принудительные меры, закрепленные уголовным законом, по нашему мнению, можно было бы отнести к отдельной группе иных уголовно-правовых мер воздействия, хотя мы понимаем, что данное предложение является спорным. Дискуссионность и недостаточная теоретическая разработанность затронутых проблем подтверждается существующим мнением среди ученых о том, что никаких иных мер уголовно-правового характера, кроме наказания, быть не должно. Нам кажется, что более предпочтительной является позиция Н.А. Стручкова, который выдвинул очень интересное предложение: «Следовало бы реально поддержать предложение о закреплении в уголовном законодательстве возможности назначения приговором суда, не только наказания, но и иных предусмотренных законом мер уголовно-правового воздействия, которые- как и наказание, исполнялись бы в порядке реализации уголовной ответственности». Иными словами, и наказание, и иные меры уголовно-правового воздействия, являются мерами (средствами) «реализации уголовной ответственности». Причем, наказание в этом ряду мер воздействия занимает последнее место, являясь крайней, вынужденной мерой государства. Главной отличительной чертой наказания от иных мер уголовно-правового воздействия является кара самая существенная его черта, так как правоограничения имеют место не только в случае применения наказания.
Целям восстановления социальной справедливости, исправления осужденных и предупреждения преступности служат не только лишь применение уголовного наказания, а целый комплекс мер направленных на борьбу с преступностью. Важно не расширять искусственно карательные меры государства, исключая из их числа те, которые могут служить целям борьбы с преступностью действием другого механизма
Освобождение от наказания — это освобождение виновного лица от определенных лишений и ограничений прав, являющихся содержанием наказания. Основанием для применения данного института является невозможность или нецелесообразность исполнения назначенного судом наказания. Иногда освобождение от уголовного наказания рассматривают как составляющее освобождения от уголовной ответственности, считая, что наказание представляет собой форму реализации уголовной ответственности. На самом же деле освобождение от наказания — самостоятельный уголовно-правовой институт.
Они различны по содержанию, основаниям, юридическим последствиям и процессуальному порядку применения. Так, например, освобождение от наказания допускается не только за преступления небольшой или средней тяжести, в то время как освобождение от уголовной ответственности применяется к лицам, виновным в преступлениях, не представляющих большой опасности — небольшой или средней тяжести. Освободить от наказания может только суд, а от уголовной ответственности также следователь, прокурор, орган дознания. Наконец, освобождение от наказания не означает освобождения от уголовной ответственности, хотя последняя может быть и без наказания.
Уголовным кодексом предусмотрены следующие виды освобождения от наказания:
— условно-досрочное освобождение от отбывания наказания;
— замена необычной части наказания более мягким видом наказания;
— отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей;
— освобождение от наказания в связи с болезнью;
— освобождение от наказания и отсрочка отбывания наказания вследствие чрезвычайных обстоятельств;
— освобождение от отбывания наказания в связи с истечением срока давности обвинительного приговора.
Освобождение от наказания может быть условным (при условно-досрочном освобождении, при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей) и безусловным (освобождением от наказания в связи с болезнью или в связи с истечением срока давности обвинительного приговора).
УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ
Условно-досрочное освобождение по своему содержанию является видом освобождения от наказания на стадии его отбывания. Сущность условно-досрочного освобождения от наказания заключается в том, что отбывающее наказание лицо освобождается от его дальнейшего отбывания с условием, что в течение неотбытой части наказания не совершит нового преступления или не допустит нарушения общественного порядка, за которое на него будет наложено административное взыскание, не совершит злостного уклонения от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения.
Таким образом, неотбытая часть наказания является специфическим испытательным сроком для условно-досрочного освобождаемого, а существование в законодательстве института условно-досрочного освобождения от наказания является для осужденных важным стимулом к исправлению. Освобождая осужденного условно-досрочно от основного наказания, суд может одновременно освободить его полностью или частично от отбывания дополнительного вида наказания.
Условно-досрочное освобождение от наказания применимо к лицам, отбывающим только следующие виды наказания: исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части и лишение свободы.
В соответствии со статьей 5 УК РК вопрос о возможности применения или неприменения условно-досрочного освобождения от наказания должен решаться в соответствии с законом, действующим на момент совершения преступления.
Условно-досрочное освобождение от наказания применяется судом по месту отбывания наказания осужденным по представлению органа, ведающего исполнением наказания, а в отношении лиц, отбывающих наказание в дисциплинарной воинской; части — по представлению командования дисциплинарной воинской части.
Применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на осужденного в течение неотбытой части срока наказания исполнение определенных обязанностей. Например, не менять постоянного места жительства, работы или учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно-досрочно освобожденного, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, венерического заболевания или от ВИЧ/СПИДа, осуществлять материальную поддержку семьи, заботиться о нормальном воспитании своих детей и др.
Применение условно-досрочного освобождения от наказания обусловлено требованием обязательного наличия двух оснований:
материального и формального.
Материальное основание предполагает необходимость для условно-досрочно освобождаемого лица доказать свое исправление ранее, чем оно отбыло определенный судом срок наказания. Исправление должно быть доказано прежде всего примерным поведением.
Под примерным поведением следует понимать исполнение всех правовых норм, правил общежития, норм морали, соблюдение всех требований режима отбывания наказания в местах лишения свободы, качественное выполнение поручаемой работы, соблюдение правил техники безопасности, бережное отношение к оборудованию, материалам, инструментам и т.д. Вывод суда об исправлении осужденного должен быть основан на всестороннем учете данных о его поведении за весь период отбытой части наказания, а не за время, непосредственно предшествующее рассмотрению представления об условно-досрочном освобождении. Если суд придет к выводу о том, что лицо, отбывающее наказание, исправилось, то за этим последует и другой вывод о том, что это лицо для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.
Требуемый законом (часть третья статьи 70 УК) минимальный срок отбытия наказания является формальным основанием, — условно-досрочною освобождения от наказания. Причем закон дифференцирует указанные сроки в зависимости от общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного.
Лицо, отбывающее назначенное судом пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы.
В тех случаях, когда наказание осужденному было смягчено актом амнистии или помилования либо судом при повторном рассмотрении дела, суд при применении условно-досрочного освобождения от наказания должен исчислять часть фактически отбытого наказания, установленного актом амнистии или помилования либо судом.
Таким образом, формальное и материальное основания освобождения тесно связаны между собой, однако главным является материальное. Вместе с тем, в правовом регулировании рассматриваемого института имеются, на наш взгляд, недостатки, связанные с отсутствием учета прошлой преступной деятельности.
Отмена условно-досрочного освобождения означает возврат осужденного в места отбывания того же вида наказания, от которого он условно-досрочно освободился, для дальнейшего отбывания оставшейся неотбытой части наказания.
Пункт «а» части седьмой статьи 70 УК предусматривает возможность отмены условно-досрочного освобождения, если освобождаемый в течение оставшейся неотбытой части наказания совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, злостно уклонялся от исполнения обязанностей, возложенных па него судом при применении условно-досрочного освобождения. Данный пункт дает право, но не обязывает суд отменять условно-досрочное освобождение даже при наличии указанных в этом пункте статьи 70 УК обстоятельств.
Пункт «б» части седьмой статьи 70 УК также допускает возможность суду отменить условно-досрочное освобождение в отношении лиц, совершивших в течение неотбытой части наказания новое неосторожное преступление. В случае отмены суд назначает наказание за новое преступление по правилам, установленным статьей 60 УК, Если суд не отменяет условно-досрочное освобождение, то условно-досрочно освобожденному назначается наказание за совершение нового преступления, которое он будет отбывать будучи условно-досрочно освобожденным.
Совершение в течение оставшейся неотбытой части назначенного судом наказания нового умышленного преступления влечет обязательную отмену условно-досрочного освобождения и назначения наказания за совершение нового преступления по правилам, предусмотренным статьей 60 УК.
При применении статьи 70 УК лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания.
В целях предупреждения совершения рецидивных преступлений со стороны лиц, которые будут условно-досрочно освобождены, статьей 70 УК предусмотрен ряд норм, обеспечивающих возможность достижения целей срочного наказания и контроля за поведением лица, освобожденного условно-досрочно:
фактически отбытый осужденным срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев;
контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих -командованием воинских частей и учреждений.
Условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания назначенного наказания целесообразно лишь в тех случаях, когда достигаются цели предупреждения преступлений. Лица, которые были осуждены к смертной казни, представляют серьезную опасность для общества, поэтому условно-досрочное освобождение не применяется к лицу. которому наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования.
Рассмотрение таких институтов как условно-досрочное освобождение (ст. 70 У К РК) и предусмотренного в отдельных случаях не засчитывается в срок отбывания наказания времени отбывания административного взыскания в виде ареста- времени болезни вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением и т.д. (п. 7 ст. 38 УИК РК) в рамках системы наказаний требует обоснования тех исключений, которых закон делает из единообразного применения указанных мер воздействия для всех видов наказания. Как известно, условно-досрочное освобождение не применяется к лицам, отбывающим наказание в виде штрафа, лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, привлечение к общественным работам, ареста (ст. 70 УК РК), не поднимается и вопрос о возможности условно-досрочного освобождения от дополнительных наказаний. Естественно, что предусмотренные исключения в большинстве случаев обоснованы. Так, например, в соответствие ч. 4 ст. 70 УК РК регламентирующей условно-досрочное освобождение, фактически отбытый осужденным срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев. Арест согласно ч. 2 ст. 46 УК РК устанавливается на срок от одного месяца до шести месяцев, что не превышает ограничения установленного ч. 4 ст. 70 УК РК. Подобное ограничение в применении условно-досрочного освобождения связано в частности с тем, что, как показали исследования, оно малоэффективно (в плане большой вероятности рецидива, в случае применения краткосрочных сроков лишения свободы до 1 года). Аналогично, краткие сроки наказания имеют место при назначении наказания в виде привлечения к общественным работам (при перерасчете на месяцы — не более 5 месяцев).
Логичной и не требующей особого обоснования выглядит позиция не применения условно-досрочного освобождения в случае назначения наказания в виде штрафа, как наказания краткого в своем исполнении. Что касается остальных перечисленных в рассматриваемом случае наказаний, то они должны быть исключены из системы наказаний как неудовлетворяющие многим параметрам, о которых шла речь выше.
Единообразного подхода требует и применение такой меры как засчитывание в срок наказания времени уклонения от него по неуважительным причинам. По нашему мнению предусмотрение подобной меры (система зачетов в свое время применялась на практике, в том числе в местах лишения свободы) в законе для всех видов наказаний вполне оправдано. Согласно статьи 38 УИК РК в срок отбывания наказания в виде исправительных работ не засчитывается:
время, в течение которого осужденный не работал (за исключением, когда не работал по уважительным причинам, в том числе официально был признан безработным); время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями связанными с ним: время отбывания административного взыскания в виде ареста, а также ареста в порядке меры пресечения по другому уголовному делу в период отбывания наказания. Системный подход предполагает либо чтобы система «незачетов» распространялась на все виды наказания- либо незасчитывание в срок наказания времени в предусмотренных законом ситуациях должно быть полностью исключено, и сохранен только институт замены одного наказания другим в случае злостного уклонения от отбывания наказания с предусмотренными уголовно-правовыми и уголовно-исполнительными последствиями.
Многие наши предложения носят постановочный характер и требуют дальнейшего своего анализа и исследования, но их учет позволит создать действительно стройную и внутренне взаимосвязанную систему наказаний, позволяющую обеспечить принцип справедливости при их исполнении.
Таким образом, рассмотрение системы наказаний, взаимосвязей ее элементов перспективное научное направление, имеющее важное прикладное значение. С точки зрения теории необходимо сконструировать не только стройную систему наказаний, но и обеспечить определенное единообразие в замене одного наказания другим, выработать общие для всех наказаний подходы в решении вопросов ответственности за злостное уклонение от отбывания наказания, в применении условно-досрочною освобождения от отбывания наказания и т.д. Достижение данных задач позволит не только обеспечить совершенствование правоприменительной практики, но и облегчит понимание гражданами политики государства в области применения наказания.
Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания
В отличие от условно-досрочного освобождения замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания может быть применена только в отношении лиц, отбывающих лишение свободы за преступление небольшой или средней тяжести. Осужденные за совершение преступлений, относящихся к другим категориям, не могут претендовать на такое право.
Другой отличительной чертой, которая разграничивает замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания от условно-досрочного освобождения- является отсутствие оснований для отмены решения суда и возврата осужденного для исполнения прежнего наказания. В этом плане данный вид освобождения от наказания является окончательным.
В то же время рассматриваемый вид освобождения от наказания является факультативным, так как применяется на основании решения суда к осужденному после фактического отбытия им не менее одной трети срока наказания с учетом его поведения в период отбывания наказания. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания. Если таковое является более строгим, чем новое, более мягкое наказание, то осужденный должен быть освобожден от дополнительного наказания в обязательном порядке. При замене неотбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанных в статье 39 Уголовного кодекса, в пределах, предусмотренных Кодексом для каждого вида наказания.
Рассматриваемый вид освобождения от наказания не может выражаться в сокращении неотбытого срока наказания либо в условном осуждении. Лица, которым наказание заменено более мягким, могут на основании и в порядке, установленных статьей 70 УК, быть условно-досрочно освобождены от дальнейшего отбывания этого нового более мягкого наказания. В случае совершения рассматриваемыми лицами нового преступления, суд к наказанию за новое преступление полностью или частично присоединяет неотбытую часть более мягкого, а не первоначально назначенного наказания.
В случае, если назначенное осужденному наказание смягчено вышестоящей судебной инстанцией или актом амнистии или помилования, суд при применении статьи 71 УК должен исчислять фактическую часть отбытого наказания, исходя из наказания, установленного последующей судебной инстанцией или актом амнистии или помилования.
Если теперь рассматривать замену наказания более мягким с позиций сформулированных правил, то, прежде всего, возникает вопрос, какие наказания чем могут заменяться. Уголовный кодекс в ч. 3 ст. 71 определяет только общее правило, согласно которому суд может избрать любой мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в статье 39 УК РК. Как отмечалось выше в п. 2.1.2., по объему правоограничений колонии-поселения мало чем отличаются от исправительных центров, в которых отбывают наказание в виде лишения свободы. В случае замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы в колонии-поселении более мягким видом наказания в виде ограничения свободы, осужденный фактически не почувствует того, что оно действительно заменено более мягким и стимулирующая сторона такой меры воздействия будет утрачена.
Новый УК РК предусматривает возможность замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания только лицам, отбывающим лишение свободы за преступления небольшой и средней тяжести (ст.71УК РК). На наш взгляд, системный подход требует расширения института замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания не только в случае лишения свободы, но и для других видов наказания. Например, ч.З ст.43УК РК предусматривает право суда заменить осужденным к исправительным работам данный вид наказания штрафом, если в период отбывания наказания возникли обстоятельства, связанные с потерей трудоспособности, потерей постоянной работы или поступлением в учебное заведение с отрывом от производства. Несмотря на то, что этот вид замены имеет под собой совершенно иное основание, тем не менее, он позволяет выдвинуть предложение о расширении института замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Было бы логичным распространить замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания на другие виды наказания, то есть не только в случае лишения свободы. Конечно же на этом пути возникает ряд трудностей, например, возникает вопрос и о целесообразности замены неотбытой части наказания в виде ограничением свободы наказанием в виде исправительных работ. В данном случае у осужденного возникает новое правоограничение -удержание от 20 % заработка при фактическом сохранении очень сходного контроля за ним. При таком условии подобную замену наказания вряд ли можно использовать. Если исходить из предложенной нами классификации видов наказаний, то подобной ситуации не возникнет (см.п.2.1.2). Кроме того в правовом регулировании ст. 7i УК имеются недостатки (см.п.3.5).
Другим вопросом, который представляет собой серьезную проблему является определение соотношения видов и форм наказания. В законе существуют определенные соотношения, уравнивающие тяжесть разных видов наказания. Если лишение свободы заменяется любым более мягким наказанием, то возникает вопрос в каком соотношении, это должно делаться; Иначе будет нарушаться принцип справедливости. Так, сумма штрафа соответствующая трехкратному размеру месячного расчетного показателя приравнивается к 80 часам привлечения к общественным работам, одному месяцу исправительных работ, десяти дням ареста (ст. 40 УК РК). В других случаях при замене исправительных работ более тяжким наказанием приравниваются один день наказания в виде ограничения свободы, ареста или лишения свободы (п. 4 ст. 43 УК РК). Во-первых, из изложенною следует, что хотя привлечение к общественным работам — более мягкое наказание, чем исправительные работы, но 90 часов привлечения к общественным работам — более тяжкое наказание, чем один месяц исправительных работ или десять дней ареста- Во-вторых, соотношение дано в законе не для всех наказаний.
Наказание в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью в соотношении видов наказаний вообще не упоминается. Хотя, конечно можно определить его исходя из анализа санкций Особенной части УК РК, но это достаточно сложно. Не предусмотрена и возможность замены данного наказания более тяжким видом наказания. Конечно же, существует возможность привлечения осужденного к наказанию в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью к уголовной ответственности по ст, 362 УК РК «Неисполнение приговора суда или иного судебного акта, в случае злостного уклонения от отбывания наказания», но это приведет к новой судимости и к исключению из общих правил установленных законодательством в рассматриваемых случаях. Кроме того, суровость последствия от уклонения от отбывания данного вида наказания, уровень кары за содеянное в виде привлечений к уголовной ответственности должен быть необходимым и достаточным. Если попытаться сравнить по тяжести исправительные работы и наказание в виде ограничения свободы, то исходя из толкования норм УК РК один день исправительных работ более мягкое наказание, чем один день ограничения свободы, но тогда возникает вопрос как они соотносятся. Ответ на него в определенной степени можно найти в ст.61 УК РК «Порядок определения сроков наказания при их сложении», в которой устанавливается, что при частичном или полном сложении наказаний по совокупности преступлений и совокупности приговоров одному дню лишения свободы соответствует:
а) один день ареста или содержания в дисциплинарной воинской части;
б) два дня ограничения свободы;
в) три дня исправительных работ или ограничения по военной службе;
г) восемь часов привлечения к общественным работам. Из смысла ст. 40 УК РК, — 3 дня исправительных работ равняются одному дню ареста, но в ст. 43 УК РК, в случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытый срок исправительных работ наказанием в виде ареста на тот же срок. На сколько справедливо отсутствие единообразия в замене одного наказания другим его видом? В одних случаях при замене наказания при злостном уклонении от отбывания наказания законодатель исходит из установленных соотношений (ст. 40,42 УК РК), в других резко ужесточает характер подобной замены (ст.43,45 УК РК). Мне кажется, что принцип справедливости в указанных случаях, в определенной степени, нарушается.
Рассмотрение замены наказания более тяжким в рамках системы наказания дополнительно подтверждает ранее сделанный мною вывод о нецелесообразности выделения ареста в отдельный вид уголовного наказания. Очевидно, что его нельзя заменить более тяжким — наказанием в виде лишения свободы, так как это разные формы одновидового наказания. Вряд ли будет разумным заменять неотбытую часть наказания, в виде лишения свободы, более мягким, в виде ареста, как это предусматривает теоретически ст. 71 У К РК. Таким образом, рассмотрение взаимосвязей наказаний в рамках их системы — перспективное научное направление, имеющее важное прикладное значение.
Отдельного рассмотрения требует предусмотренная законом возможная замена одного наказания другим или освобождение от отбывания наказания в случаях когда в процессе наказания обнаруживается невозможность его отбывания осужденным в связи с определенными обстоятельствами, например, тяжкая болезнь (ст.73 УК РК), достижение определенного возраста (п. 3 ст. 31 УИК РК), наступление инвалидности (ч. З ст. 45 УК РК), утрата трудоспособности (ч 3 ст. 43 УК РК) или другие обстоятельства» (беременность, отсутствие постоянной работы, ухудшение материального положения и т.д.).
Указанные случаи замены одного наказания другим видом наказания не являются мерами воздействия на осужденного, они обеспечивают разумность, целесообразность наказания, демонстрируют гуманное отношение к осужденным при возникновении перечисленных выше обстоятельств.