Качество выпускаемой продукции по праву относится к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Увеличение производства высококачественных изделий казахстанскими предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности казахстанских товаров на внутреннем и мировом рынках. Современным предприятиям необходимо научиться более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.
Понятие качества продукции регламентировано ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Согласно этому документу под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Международная организация по стандартизации (ИСО) трактует качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (стандарт ИСО 8402-94).
С понятием качества тесно связаны такие понятия, как технический уровень продукции, конкурентоспособность товара, петля качества, показатели качества.
Технический уровень продукции может быть определен как относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, со значениями соответствующих базовых показателей. Технический уровень продукции является составной частью ее качества, отражается в различных показателях (производительности, безопасности, экономических параметрах и др.) и повышается в результате применения оригинальных конструктивных решений, использования новых материалов, внедрения прогрессивных технологических процессов производства, контроля и испытаний продукции.
Конкурентоспособность товара означает его способность быть более привлекательным для потребления по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря тому, что его качественные и стоимостные характеристики в большей степени соответствуют требованиям данного рынка и потребительским оценкам.
Под петлей качества понимают жизненный цикл продукции, включающий следующие этапы:
- маркетинг, поиск и изучение рынка;
- проектирование и разработка технических требований;
- разработка продукции;
- материально-техническое снабжение;
- подготовка и разработка производственных процессов;
- производство;
- контроль, испытания и обследования;
- упаковка и хранение;
- реализация и распределение продукции;
- монтаж и эксплуатация;
- техническая помощь и обслуживание;
- утилизация.
Факторы и показатели влияющие на качество продукции
Под показателями качества понимают взаимосвязанную совокупность показателей продукции, характеризующих ее назначение, надежность, технологичность, уровень стандартизации и унификации, эргономические, эстетические, экологические свойства, патентно-правовые аспекты, транспортабельность, безопасность, экономические параметры.
В общей совокупности показателей качества продукции выделяют единичные и комплексные показатели, характеризующие ее свойства, а также обобщающие показатели, выражающие уровень ее качества.
Обобщающие показатели характеризуют качество выпускаемой продукции независимо от ее вида и назначения. К ним, в частности, может относиться объем и удельный вес производства отдельных видов прогрессивных, высокоэффективных изделий в общем выпуске продукции данной группы, а также величина экономического эффекта от использования продукции повышенного качества. К обобщающим показателям относятся также показатели сортности для продукции ряда отраслей промышленности. Обобщающие показатели качества используются в планах предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. По уровню этих показателей можно судить о качестве выпускаемой продукции в целом на предприятии и в отрасли.
Единичные и комплексные показатели качества применяются для определения конкретных заданий по улучшению качества с учетом особенностей выпускаемой продукции и характера ее производства. Они используются в работе конструкторов и технологов при создании и освоении новых и модернизации ранее освоенных изделий, при техническом контроле их производства и в других целях.
Всю совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по различным признакам:
- количеству характеризуемых свойств (единичные и комплексные);
- отношению к различным свойствам продукции (показатели надежности, технологичности, эргономичности и др.);
- стадии определения (проектные, производственные и эксплуатационные);
- методу определения (расчетные, экспериментальные, экспертные);
- характеру использования для оценки уровня качества (базовые и относительные);
- способу выражения (показатели, выраженные безразмерными единицами измерения, например баллами, процентами, и размерные).
При оценке технического уровня и качества продукции используются следующие основные группы показателей качества:
- показатели назначения, характеризующие полезный эффект от эксплуатации и использования продукции и обусловливающие область ее применения;
- показатели надежности и долговечности, характеризующие свойства надежности и долговечности изделий в конкретных условиях их использования;
- показатели технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции;
- показатели стандартизации и унификации, характеризующие степень использования в продукции стандартизированных изделий и уровень унификации составных частей изделия;
- эргономические показатели, характеризующие систему «человек — изделие — среда» и учитывающие комплекс гигиенических, психологических, антропометрических, физиологических, психофизиологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах;
- эстетические показатели, характеризующие такие свойства продукции, как выразительность, оригинальность, гармоничность, целостность, соответствие среде и стилю и т. п.;
- патентно-правовые показатели, характеризующие степень патентной защиты изделия в стране и за рубежом, а также его патентную чистоту;
- экономические показатели, отражающие затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию (или потребление) продукции, а также экономическую эффективность эксплуатации.
В настоящее время кроме перечисленных выше традиционных групп показателей при оценке технического уровня и качества продукции используются также экологические показатели, показатели безопасности и транспортабельности продукции, показатели однородности продукции.
Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения.
Показатели назначения подразделяются на показатели:
- функциональной и технической эффективности (например, производительность машины, прочность ткани и др.);
- конструктивные (например, габаритные размеры,коэффициент сборности, коэффициент взаимозаменяемости и др.);
- состава и структуры (например, процентное содержание одного вещества в другом, концентрация примеси в растворах и др.).
Показатели назначения относятся к эксплуатационным показателям (показателям технического уровня), входящим, в свою очередь, в группу технических показателей качества продукции. Показатели назначения характеризуют степень соответствия изделия его целевому назначению, конструктивное исполнение и основные размеры, устойчивость к внешним воздействиям (механическим, тепловым, климатическим и др.), к нагрузкам и т.д.
В качестве общего примера показателей назначения для машин и оборудования можно назвать такие показатели:
- длительность рабочего цикла;
- потребляемая мощность;
- производительность;
- степень автоматизации;
- коэффициент полезного действия и др.
Применительно к конкретным видам машин и оборудования показателями назначения являются подача компрессора, мощность привода металлорежущего станка, расход электроэнергии на единицу работы насоса, грузоподъемность и вылет стрелы крана, объем ковша экскаватора, скорость ленточного конвейера и т. п.
Для изделий радиоэлектроники, например для усилителя низкой частоты, показателями назначения могут быть выходная мощность, полоса воспроизводимых частот, динамический диапазон и др.
Для продукции, свойства которой зависят от ее состава и структуры, например для пищевых продуктов, показателями назначения может быть процентное содержание жиров, белков, углеводов, витаминов и т. п.
Показатели назначения играют важную роль в оценке качества, на их основе часто строят критерии оптимизации процесса управления качеством продукции, используемые для нахождения наилучших управленческих решений.
Показатели назначения продукции зачастую довольно тесно взаимосвязаны с другими показателями, определяющими ее качество (экономическими, эргономическими, эстетическими, показателями надежности, безопасности и др.). Если не обеспечены требуемые значения взаимосвязанных показателей качества, то продукции иногда весьма сложно эффективно выполнять свое назначение.
При оценке уровня качества продукции очень важно правильно выбрать номенклатуру показателей назначения.
При выборе номенклатуры показателей назначения обычно учитываются:
- цель оценки уровня качества продукции;
- назначение продукции;
- условия эксплуатации (потребления) продукции. Следует отметить, что практически невозможно разработать постоянную номенклатуру показателей назначения, пригодную для всех видов продукции.
Отраслевые документы по оценке уровня качества содержат перечни наиболее часто употребляемых показателей назначения продукции отрасли.
Разделение совокупности показателей назначения на различные подгруппы (классификационную, конструктивную, состава и структуры, технического совершенства) не является обязательным во всех случаях, однако существенно облегчает выбор конкретной номенклатуры показателей назначения.
Важное место в оценке технического уровня и качества продукции занимает определение надежности.
Надежность — это свойство продукции выполнять заданные функции, сохраняя во времени значение эксплуатационных показателей. Из определения следует, что надежность изделия тесно связана с его работоспособным состоянием, поэтому показатели надежности и выражают его.
К числу основных показателей надежности относятся:
- безотказность;
- долговечность;
- ремонтопригодность;
- сохраняемость.
Номенклатура показателей надежности, основные методы их расчета и экспериментального определения регламентированы соответствующими стандартами.
Безотказностью называется свойство изделия (машины, агрегата и т. п.) выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки в конкретных условиях и режимах эксплуатации этого изделия.
Показателями безотказности являются: вероятность безотказной работы, средняя наработка до первого отказа, наработка на отказ, интенсивность отказов, гарантийная наработка.
Долговечность изделия характеризует его срок службы с учетом физического и морального износа до первого капитального ремонта, модернизации или списания.
К числу основных показателей долговечности относятся: ресурс, средний срок службы, срок службы до первого капитального ремонта, межремонтный срок службы, срок службы до списания, ресурс до первого капитального ремонта.
Под ремонтопригодностью понимают свойство изделия, заключающееся в его приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей при техническом обслуживании и ремонте.
К показателям ремонтопригодности относятся: вероятность восстановления в заданное время, среднее время восстановления, средняя и удельная трудоемкость технического обслуживания, средняя трудоемкость ремонтов, показатели средней и относительной стоимости технического обслуживания и ремонтов и др.
Сохраняемостью называется свойство изделия сохранять обусловленные эксплуатационные показатели в течение и после сроков хранения и транспортирования, установленных в технической документации.
Показателями сохраняемости являются срок сохраняемости, средний срок сохраняемости и др.
Одним из важных показателей эксплуатационной надежности многих ремонтируемых видов продукции служит также расход сменных частей на единицу работы, выполняемой этими видами продукции.
Помимо рассмотренных показателей с надежностью продукции тесно связаны такие понятия, как:
- исправность;
- неисправность;
- работоспособность;
- отказ;
- восстанавливаемость и т. п.
Под исправностью понимают состояние изделия, при котором оно в данный момент времени соответствует всем требованиям, установленным в отношении его параметров качества.
Под неисправностью понимают состояние изделия, при котором оно в данный момент времени не соответствует хотя бы одному из требований, характеризующих нормальное выполнение заданных функций.
Работоспособность характеризует такое состояние изделия, при котором оно соответствует всем требованиям, установленным в отношении его параметров качества, характеризующих нормальное выполнение заданных функций.
Отказ означает событие, при котором изделие полностью или частично утрачивает свою работоспособность.
Восстанавливаемостью называется свойство изделия восстанавливать первоначальные значения параметров качества в результате устранения отказов и неисправностей, а также технический ресурс в результате проведения ремонтов.
Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при ее создании, эксплуатации или потреблении, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества продукции.
Непосредственными объектами управления являются в данном случае показатели и характеристики качества продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла.
Субъектами управления являются различные органы управления и отдельные лица, функционирующие на различных иерархических уровнях и реализующие функции управления качеством в соответствии с общепринятыми принципами и методами управления.
Механизм управления качеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.
Механизм управления качеством продукции должен обеспечивать эффективную реализацию основных функций управления качеством, в число которых входят прежде всего такие функции, как:
- прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и качества продукции;
- планирование повышения качества продукции;
- нормирование требований к качеству продукции и стандартизация;
- разработка и постановка продукции на производство;
- технологическая подготовка производства;
- организация взаимоотношений по качеству продукции между поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, предприятиями-изготовителями и потребителями продукции;
- обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла;
- контроль качества и испытания продукции;
- профилактика брака в производстве;
- внутрипроизводственная аттестация продукции, технологических процессов, рабочих мест, исполнителей и др.;
- сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств;
- стимулирование и ответственность за достигнутый уровень качества;
- внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции;
- технико-экономический анализ изменения качества продукции;
- обеспечение управления качеством продукции (правовое, информационное, материально-техническое, метрологическое, организационное, технологическое, финансовое);
- специальная подготовка и повышение квалификации кадров.
Для характеристики механизма управления качеством продукции целесообразно использовать распространенный методологический подход к структуризации сложных хозяйственных систем, предполагающий выделение в составе данного механизма ряда общих, специальных и обеспечивающих подсистем.
К числу общих подсистем механизма управления качеством продукции необходимо отнести подсистемы прогнозирования и планирования технического уровня и качества продукции, регулирования качества продукции непосредственно в производстве, контроля качества продукции, учета и анализа изменения уровня качества, стимулирования и ответственности за качество.
В состав специальных подсистем механизма управления качеством продукции входят подсистемы стандартизации, испытаний продукции, профилактики брака в производстве, аттестации и сертификации.
Обеспечивающие подсистемы механизма управления качеством продукции включают в свой состав подсистемы правового, информационного, материально-технического, метрологического,кадрового, организационного, технологического и финансового обеспечения управления качеством продукции.
Планирование повышения качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. Для правильного обоснования планов повышения качества следует использовать данные о результатах эксплуатации продукции, обобщать и анализировать информацию о фактическом уровне ее качества.
Планирование повышения качества должно осуществляться на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны быть обеспечены необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества необходимо тщательно обосновывать расчетами экономической эффективности.
Главные задачи планирования повышения качества продукции таковы:
- обеспечить выпуск продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка;
- повысить технический уровень и качество продукции до уровня лучших отечественных и зарубежных образцов;
- установить экономически оптимальные задания по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;
- усовершенствовать структуру выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда;
- увеличить выпуск сертифицированной продукции;
- улучшить отдельные потребительские свойства уже выпускаемой продукции (надежность, долговечность, экономичность и др.);
- своевременно сократить выпуск или снять с производства морально устаревшую и неконкурентоспособную продукцию;
- обеспечить строгое соблюдение требований стандартов, технических условий и другой нормативной документации, своевременно внедрить вновь разработанные и пересмотреть устаревшие стандарты;
- разработать и реализовать конкретные мероприятия, обеспечивающие достижение заданного уровня качества;
- увеличить экономическую эффективность производства и использования продукции улучшенного качества.
Предметом планирования качества продукции являются, в конечном итоге, различные показатели, отражающие как отдельные свойства продукции, так и разнообразные характеристики системы и процессов управления качеством. Эти показатели находят свой отражение в конкретных заданиях по улучшению качества продукции, в планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизации и метрологического обеспечения, внедрения систем управления качеством, технического развития предприятия, подготовки кадров и т. д.
Важными принципами планирования повышения качества продукции являются:
- научная разработка планов, предполагающая учет в планировании новейших достижений науки и техники, требований перспективных стандартов, потребностей рынка (как существующих, так и перспективных);
- комплексность, предполагающая увязку в планах по качеству всех сторон деятельности предприятия (создание новой техники, внедрение стандартов, увеличение объема производства и др.). Комплексность планирования означает также, что задания по повышению качества конечной продукции должны быть увязаны с планами хозяйственных партнеров предприятия по повышению качества поставляемых ими сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей и других компонентов конечной продукции.