Капитал, представленный в ценных бумагах: акциях, векселях, облигациях и других их формах — фиктивный капитал. Его возникновение и обращение тесным образом связано с функционированием реального капитала. С одной стороны, существует реальный капитал, представленный производственными фондами, с другой — это отражение в ценных бумагах.
Действительный капитал вложен в производство и функционирует в этой сфере, тогда как ценные бумаги представляют собой бумажный дубликат капитала.
Появление фиктивного капитала связано с потребностью привлечения все большего объема кредитных средств вследствие усложнения и расширения коммерческой и производственной деятельности. Таким образом, фиктивный капитал исторически начинает развиваться на основе ссудного, так как покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу части денежного капитала в ссуду, а сама бумага получает форму кредитного документа, в соответствии с которым ее владелец приобретает право на определенный регулярный доход, представленный в виде дивидендов на отданный взаймы капитал.
Появившись, фиктивный капитал начинает жить самостоятельной жизнью. Стоимость фиктивного капитала может колебаться в больших пределах по отношению к размеру функционирующего капитала, как превышая его в несколько раз, так и сокращаясь, практически до нуля.
Независимая от производственного капитала жизнь ценных бумаг проявляется также в самостоятельном обращении на рынке. С теоретической точки зрения такое положение становится возможным в силу того, что, во-первых, в результате акта ссуды происходит отделение капитала-собственности от капитала-функции и, во-вторых, бумага представляет собой потенциальный денежный капитал, обладающий высокой степенью ликвидности, т.е. способностью легко быть превращенной в наличные средства.
Основные функции фиктивного капитала заключаются в мобилизации денежных средств вкладчиков для целей организации и расширения производства.
Другая функция — информационная. Она состоит в том, что ситуация на рынке ценных бумаг сообщает инвесторам информацию об экономической конъюнктуре в стране и дает им ориентиры для вкладывания своих капиталов. В целом же функционирование фиктивного капитала способствует формированию эффективной и рациональной экономики, поскольку он стимулирует мобилизацию свободных денежных средств в интересах производства и их распределение в соответствии с потребностями рынка.
Использование ценных бумаг в качестве способа подтверждения определенных имущественных отношений между людьми обусловлено развитием рынка как сферы обмена одних материальных благ на другие посредством денег. Ведь именно отсутствие в силу любых причин денег (для того, чтобы оплатить приобретенные товары в момент их получения) лежит в основе возникновения векселя. Идея же вексельного обязательства заключается в том, что покупатель может отсрочить оплату купленных товаров наличными деньгами, выдав продавцу гарантию выплаты всей суммы обязательства в определенный срок (на определенную дату). Такая гарантия оформлялась в виде векселя, который является первым известным истории общества видом ценной бумаги. В настоящее время вексель используется в основном как средство расчетов, а операции с векселями осуществляются преимущественно с участием банков.
Сходным с векселем, но имеющим несколько иной режим обращения платежным инструментом, является чек. С векселем чек объединяет и обращение в единой сфере — на денежном рынке. Однако плательщиком по чеку всегда является только банк.
Если вексель как денежный документ в своем появлении имел экономические предпосылки уже в древние (в Китае) и средние века (Европа), то остальные известные сегодня виды ценных бумаг появились в XVIII в. с возникновением крупного машинного производства и развитием капиталистических отношений. Для создания мануфактуры нередко требовалось наличие довольно большой суммы денег, которую один или несколько людей просто не. имели. Но такую сумму можно собрать, если много людей вложат в создание мануфактуры каждый определенное количество денег. А для того, чтобы эти вкладчики были заинтересованы рискнуть своими деньгами, их можно заинтересовать возможностью получать часть будущей прибыли, а также правом в определенной мере управлять вложенными средствами путем участия в голосовании по принятию наиболее важных производственных решений, Таким образом появились акции, которые в настоящее время представляют собой обязательство акционерного общества как лица, выпустившего акцию в обращение, выплачивать ее владельцу часть своей чистой прибыли в виде дивиденда и предоставить этому владельцу возможность участвовать в управлении акционерным обществом путем голосования, а в случае ликвидации общества владельцу гарантируется передача части имущества общества на сумму, равную стоимости соответствующей акции.
В некоторых случаях владельцы мануфактур, нуждаясь в средствах на развитие своего производства, не желают при этом допускать к управлению посторонних лиц. Выход в данной ситуации был найден в виде возможности выпускать долговые ценные бумаги, подтверждающие отношения займа между собственниками предприятия и вкладчиками, Привлекательными моментами для этих вкладчиков являются два: гарантированное периодическое получение заранее определенного размера дохода в виде процента от стоимости долговой ценной бумаги и возврат всей суммы займа через определенный период (на определенную дату). Гарантией возврата заемных средств, как правило, являлось предприятие как собственное имущество капиталиста-заемщика. Описанные долговые отношения, как правило, удостоверялись так называемыми промышленными. облигациями.
В Казахстане такие долговые ценные бумаги называются облигациями юридических лиц.
Примерно в одно время с появлением акций и облигаций в обращении появились различные виды государственных ценных бумаг, причиной чего явилось жесткое разграничение государственной и частной собственности и увеличение государственных расходов на содержание государственных институтов и объектов общественного пользования (дороги, приюты и т.п.), охрану границ, обеспечение общественного порядка и национальной безопасности и др. Для выполнения своих функций государство занимает деньги у своих граждан (в настоящее время — и у частных юридических лиц) на условиях возврата и выплаты периодического дохода в виде процентов. Гарантиями возврата заемных средств выступают государственная казна и иное имущество, находящееся в государственной собственности. Таким образом, государственные ценные бумаги в сущности являются долговыми ценными бумагами, К ним относятся облигации государственного займа, казначейские боны и др.
Особым видом государственных ценных бумаг можно признать выпускаемые местными исполнительными органами долговые ценные бумаги, эмиссии которых гарантируются местным бюджетом и остальным имуществом эмитента — местного государственного органа.
С развитием банковской деятельности получили распространение и такие виды ценных бумаг, эмитентами которых выступают только банки. Например, банковские (депозитные) сертификаты. Однако юридическая теория еще не дала четкого ответа на природу этих инструментов: являются ли они ценными бумагами либо это разновидность контракта. Сфера их обращения, на наш взгляд, — денежный рынок.
Экономика как Казахстана, так и любой другой страны вряд ли способна эффективно (при отсутствии каких-либо специфических экономических или аномальных политических условий) справляться со своими задачами без системы специализированных рынков ценных бумаг. Для создания привлекательных и безрисковых условий для инвесторов необходима целенаправленная экономическая политика государства. Особую роль в создании таких условии играет развитие фондового рынка. Его рост, значительная финансовая емкость и направление использования в немалой степени предопределяют его решающее воздействие на стабильность макроэкономической ситуации в республике и масштабы инвестирования. Механизм рынка ценных бумаг осуществляет обслуживание инвестиционного процесса, устроенного таким образом, что инвестиции автоматически направляются в самые эффективные сферы экономики, их получают наиболее жизнеспособные рыночные структуры.
Именно по фондовому рынку можно судить об уровне развития инвестиционных процессов, эффективности вовлечения совокупных финансовых активов в воспроизводственный процесс, мотивационной базе и самой культуре предпринимательства.
Этапы становления казахстанского рынка ценных бумаг и перспективы его развития на современном
К основным проблемам фондового рынка Республики Казахстан можно отнести: небольшие объемы; высокий инвестиционный риск ценных бумаг; недостаточно развитая институциональная инфраструктура, низкий потенциальный спрос на ценные бумаги; незадействованность средств населения как мощного источника инвестиций; изолированность различных секторов фондового рынка, затрудняющая перелив капитала между ними, проблема привлечения портфельных инвестиций; несовершенство системы регулирования развития рынка ценных бумаг; проблема соблюдения прав акционеров.
Создание рынка ценных бумаг Казахстана началось еще в бытность Советского Союза. Появившиеся в 1990-1991 гг. первые акционерные общества уже к концу 1991 г. выпустили свои первые акции. В том же году были организованы Алматинская и Казахстанская фондовые биржи, объединившиеся в декабре 1994 г. в Центрально-азиатскую фондовую биржу. Первыми законодательными актами, регулирующими зарождающиеся РЦБ, стали Постановления Верховного Совета Республики от 11 июня 1991 г о введении в действие Закона «Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Казахской ССР»
В ноябре 1991 г. Кабинет Министров своим Постановлением № 701 утверждает разработанное Минфином «Положение о ценных бумагах»
В 1992 г. процедура регистрации и выпуска в обращение ценных бумаг регулировалась на основе Временных правил, впоследствии переработанных в «Инструкцию о правилах выпуска и регистрации ценных бумаг акционерных обществ и Инвестиционных фондов».
В 1993 г. был введен закон, запрещающий депозитным банкам работать на рынке корпоративных ценных бумаг.
В начале 1994 г. в записке Управления государственных ценных бумаг и финансового рынка Минфина Республики Казахстан «О состоянии дел на рынке ценных бумаг» предлагается создать комиссию по ценным бумагам и акционерным обществам.
11 марта 1994 г. выходит Указ Президента РК «О выделении части государственного пакета акций для продажи руководителям государственных акционерных обществ», узаконивающий присваивание госсобственности власть имущими.
20 марта 1994 г. издается Указ Президента «О товарных биржах», замененный впоследствии 7 апреля на новый с таким же названием. А уже 4 апреля 1994 г. проводится первый аукцион казначейских векселей, чуть позже, 19 апреля того же года состоялись первые торги на бирже.
20 марта 1994 г. Президент РК принимает Указ «О мерах по формированию рынка ценных бумаг», согласно которому учреждается Национальная комиссия по ценным бумагам Республики Казахстан.
3 октября 1994 г. Постановлением № 1099 Правительства РК утверждаются временные положения: «О выпуске и обращении ценных бумаг и фондовой бирже», «О ценных бумагах». В декабре 1994 г. для регламентации национального режима для резидентов и нерезидентов Республики Казахстан принимается Закон «Об иностранных инвестициях».
27 января 1995 г. Кабинет Министров РК принимает Постановление за № 98 «Организационные вопросы Национальной комиссии по ценным бумагам РК».
15 февраля 1995 г. Постановлением Кабинета Министров РК за № 2044 принято Положение «О реализации государственных пакетов акций государственных акционерных банков». Согласно этому положению полномочия по влa-дению, пользованию и распоряжению этими пакетами от Минфина РК передавались Госкомитету РК по приватизации. Еще один способ законно присвоить важнейшие предприятия Казахстана.
21 апреля 1995 г. вышел Указ Президента РК, имеющий силу Закона «О ценных бумагах и фондовой бирже». В этом же году приняты новый Гражданский Кодекс (Общая часть) РК, Закон «Об иностранных инвестициях». Указы Президента РК, имеющие силу Закона «О хозяйственных товариществах», «О производственном кооперативе», «О банках и банковской деятельности», «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».
17 июля 1995 г. Постановлением Кабинета Министров РК «О размещении и обслуживании выпуска в обращение краткосрочных казначейских векселей со сроком обращения три и шесть месяцев» открывается рынок «длинных ценных бумаг».
9-10 ноября 1995 г. прошел Международный семинар по проблемам инвестирования и функционирования рынка ценных бумаг в Казахстане
Конец 1996 г. — активное формирование рынка корпоративных ценных бумаг. Подготовлены три законопроекта: «О рынке ценных бумаг в Казахстане»; «Об инвестиционных фондах»; «О регистрации сделок с ценными бумагами». Согласно выработанной к тому времени новой концепции рынка корпоративных ценных бумаг на рынок выводились бумаги купонной приватизации и приватизировались крупные предприятия.
В 1996 г. решением НКЦБ вводится процедура государственной регистрации эмиссии акционерных обществ. Были зарегистрированы эмиссии корпоративных ценных бумаг 1275 акционерных обществ
19 марта 1996 г. принято Постановление Правительства РК за № 320 «О подготовке и проведении тендера по разработке пакета законодательных актов по рынку ценных бумаг». НКЦБ планирует разработку модельного устава биржи в части ужесточения процедуры листинга и требования к торговой системе бирж. Поэтому в течение 1996 г. организованная торговля ценными бумагами осуществлялась на двух биржах: на Центрально-Азиатской Фондовой бирже и Казахстанской фондовой бирже. По проведенному тендеру Объединенная биржа, в состав которой вошли Международная казахстанская агропромышленная биржа и Казахстанская Фондовая биржа, определена как единственный институт рынка ценных бумаг, в том числе эмитируемых государством. Кроме того Правительственным Постановлением «Об утверждении перечней хозяйствующих субъектов, часть государственного пакета которых будет реализована на фондовой бирже» определены 56 акционерных обществ, являющихся потенциальными «голубыми фишками».
Вторая половина 1995 г. Обостряются проблемы формирования расчетных, клиринговых и депозитных организаций.
29 июля 1996 г. Постановление Правительства РК утверждает » Положение о ведении реестра держателей ценных бумаг в Республике Казахстан».
Середина сентября 1996 г. В Алматы проходит трехдневный семинар по развитию рынка ценных бумаг в Центральной Азии. Проводился он для руководителей национальных комиссий по ценным бумагам, министерств, национальных банков и фондовых бирж Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Монголии, Турции. Семинар был организован национальной комиссией по ценным бумагам РК, Международным центром по рыночной экономике «Арман» и Институтом экономического развития Мирового банка при финансовой поддержке правительства Нидерландов.
В целом развитие рынка ценных бумаг было неравномерным и непредсказуемым. Нормативно-правовая база развивалась весьма замедленными темпами. Инфраструктура рынка ценных бумаг не сформирована. Отсутствует законодательно определенный институт фиксации прав на ценные бумаги. Весьма вредоносным фактом для развития была практика реализации пакетов акций наиболее привлекательных казахстанских предприятий через механизм приватизации, минуя рынок ценных бумаг вообще и фондовую биржу в частности. Чистейший провал, по крайней мере для населения, купонного этапа приватизации вызывает торможение процесса развития рынка.
В течение 1996 г. рынок ценных бумаг развивался в соответствии с приоритетами, установленными программой развития, выработанной согласно Среднесрочной программе действий Правительства по углублению реформ 1996-1998 гг. Основным направлением деятельности является формирование правового режима рынка ценных бумаг. За 1996 г. было подготовлено и yтвepждено свыше двадцати нормативных актов, регулирующих рынок ценных бумаг.
14 декабря 1996 г. Постановление Кабинета Министров «О мерах по активизации биржевой торговли ценными бумагами». Утверждается план мероприятий, направленных на выполнение программы развития РЦБ. В частности НКЦБ предписывалось до 20 декабря 1996 г. согласовать и представить в правительство перечни хозяйствующих субъектов Республики Казахстан, часть пакетов акций которых принадлежит государству. 31 декабря 1996 г. было принято постановление Правительства, в котором четко определен список предприятий претендентов. Их было на тот момент около 60, относящихся к базовым отраслям промышленности: нефтегазовому и горно-металлургическим комплексам.
В 1997 г. суть принимаемых НКЦБ усилий сводилась к созданию треугольника, где тремя сторонами являются — формирование рынков капиталов, дальнейшее развитие приватизации и реформы пенсионной системы
В марте — апреле 1997 г. были приняты такие фундаментальные законы как «О рынке ценных бумаг», «Об инвестиционных фондах в Республике Казахстан», «О регистрации сделок с ценными бумагами», «О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть)», «О вексельном обращении в Республике Казахстан».
Помимо принятия трех основополагающих законов, Постановлением Правительства были приняты Положения о лицензировании Центрального депозитария, брокеров и дилеров и др. На этот же период приходится и процедура выбора модельной биржи, которая должна была выработать новую процедуру листинга. Началось построение промежуточной депозитарно-расчетной системы.
В 1997 г. повышены нормы капитализации для профессиональных участников рынка ценных бумаг. Это соответственно, привело к большому сокращению числа брокерско-дилерских контор на рынке.
После того, как в марте 1997 г. было принято Положение о лицензировании кастодиальной деятельности, открылась возможность вести бизнес и в этом сегменте фондового рынка.
НКЦБ Республики Казахстан 4 ноября 1997 г. решением ежегодно созываемой конференции Комитета президентов принята в Международную организацию комиссий по ценным бумагам на правах обыкновенного членства. Необходимость вступления в IOSCO была обусловлена стоящими перед Национальной комиссией Республики Казахстан по ценным бумагам задачами создания рынка корпоративных ценных бумаг в соответствии с международными стандартами, способного интегрироваться в международные рынки капитала.
НКЦБ в августе 1997 г. допустила 11 международных компаний и банков к заключительному этапу тендера по продаже «голубых фишек». Участникам тендера предложены части госпакетов акций тридцати АО, среди которых крупнейшие предприятия цветной металлургии, нефтегазового комплекса, телекоммуникаций, а также Народного банка Казахстан. Отбор предполагалось провести по принципу «одно предприятие — один банк».
По состоянию на конец 1997 г. в Казахстане, согласно статистическим данным (приложение), существовало 8 тыс. 191 акционерное общество. 4 тыс 192 (54,8%) из них зарегистрировали эмиссию своих акций в соответствии с законодательством, действовавшим на момент регистрации.
Общее количество действующих эмиссий на конец 1997 г cocтaвляло 4 тыс.468; количество ценных бумаг в действующих эмиссиях 3 млрд 496млн.754тыс.289 штук. Общий объем действующих эмиссии по номинальной стоимости — 362136,7 млн. тенге.
По экспертной оценке, общее количество утвержденных отчетов об итогах выпуска и размещения акций составило за 1991-1997 гг. около 1 тысячи
Общая капитализация рынка на Казахстанской фондовой бирже (KASE) составило на начало 1998 г. — 101228,4 млн. тенге, на Центрально-Азиатской фондовой бирже (ЦАФБ) — 300,8 млн. тенге. Необходимо отметить, что на ЦАФБ это последняя регистрируемая капитализация, т.к. НКЦБ решило отозвать лицензию у ЦАФБ из-за невыполнения новых остановленных нормативов собственного капитала.
Наиболее популярными негосударственными ценными бумагами на фондовом рынке являются акции АО ТНК «Казхром» (простые акции), «Актобему-найгаз» (простые и привилегированные акции), «Мангистаумунайгаз» (привилегированные акции), «Мерея» (простые акции), «Казахтелекома» (привилeгиpo-ванные акции). По остальным негосударственным ценным бумагам объемы сделок в 1998 г. не превышали 20 млн. тенге. Наивысшая оборачиваемость негосударственной ценной бумаги привилегированной акции ОАО «Актобемунайгаз» составила в 1998 г. 0,0147.
Оборачиваемость наиболее популярной государственной ценной бумаги МЕККАМ-12 — составила в 1997 г. 4,543 (без учета залоговых операций), была выпущена в количестве 68 штук на сумму 6824 млн. тенге. В 1998 году эта цифра составила 60 и 6052 млн. соответственно.
Общее количество более-менее полноценно существующих акционерных обществ как не превышающее 2500.
На конец 1998 г. в республиканском обороте осталось только 2 действующие сделки с фьючерсами — фьючерсами KASE на цену 1 тыс. долл.
На конец 1998 г. в Казахстане существовало 60 брокеров-дилеров, в том числе 31 банк. 28 брокеров-дилеров имели первую категорию — с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя
На 1 ноября в Казахстане существовало 4 банка-кастодиана и 34 регистратора, которые вели 3 тыс.289 реестров, акционеров (в том числе 15 алматинских регистраторов вели 3 тыс. 131 реестр).
На конец 1998 г. в Казахстане отсутствуют управляющие портфелями ценных бумаг (в том числе управляющие инвестиционных фондов) и компания по управлению пенсионными активами. 6 января 1998 г. Национальный банк Республики Казахстан получил лицензию НКЦБ на осуществление деятельности в качестве кастодиана и инвестиционного управляющего пенсионными активами государственного накопительного пенсионного фонда.
На конец 1998 г. в Казахстане отсутствуют саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением KASE). На конец 1998 г. функционирующих институциональных инвесторов в Казахстане нет, т.к. 64 страховые организации не выступают как институциональные инвесторы, а 5 негосударственных накопительных пенсионных фондов не имеют, как отмечено выше, инвестиционных управляющих.
Рынок государственных ценных бумаг в Казахстане уже полностью сформирован, в то время как рынок негосударственных ценных бумаг существует только наполовину. Вся необходимая для него инфраструктура для него уже создана, но самих корпоративных ценных бумаг еще нет.
В соответствии с республиканским бюджетом на 1997г. запланированная сумма поступлений от уплаты налога на операции с ценными бумагами составляла 150 млн. тенге.
Фактически в 1997г. сумма поступившего в бюджет налога превысила запланированное значение и составила 400 млн. тенге, из них за счет; регистрации эмиссии в бюджет — 100 млн. тенге; регистрации эмиссии в Министерстве финансов — 10 млн. тенге; операций по движению государственных ценных бумаг — 1,5 млн. тенге; операций по движению корпоративных ценных бумаг на внебиржевом рынке — около 290 млн. тенге,
На 1998 г. сумма поступлений в бюджет по налогу на операции с ценными бумагами составляла 674,8 млн. тенге, а в 1999 г. – 1 млрд. 97 млн. тенге.
Совершенствование государственного регулирования рынка ценных бумаг как основа его эффективного функционирования
Формирование адекватной нормативно-правовой базы рынка ценных бумаг — одна из наиболее важных задач развития казахстанского рынка ценных бумаг. Необходимы законодательное регулирование вопросов выпуска и погашения государственных и муниципальных ценных бумаг, создание депозитарно-регистраторской системы рынка ценных бумаг, определение правовых рамок функционирования инвестиционных компаний и трансформаций действующих инвестиционно-приватизационных фондов.
Национальная комиссия по ценным бумагам в соответствии со Среднесрочной программой действий Правительства по углублению реформ на 1996-1998 годы разработала Программу развития рынка ценных бумаг в Республике Казахстан. Реализация этой программы позволит осуществить комплексное развитие всех элементов структуры рынка ценных бумаг.
В частности, с целью упорядочения правил регистрации выпуска и утверждения отчетов по итогам эмиссии разработаны Положение о регистрации и перерегистрации выпуска и погашения акций акционерных обществ в Республике Казахстан, Положение о рассмотрении и утверждении отчетов об итогах выпуска и размещения ценных бумаг, Положение о допуске ценных бумаг иностранных эмитентов к обращению на территории Республики Казахстан.
Одной из проблем развития рынка ценных бумаг является необходимость создания условий для функционирования институтов, осуществляющих фиксацию и подтверждение прав на ценные бумаги. Национальной комиссией подготовлены Положение о Центральном депозитарии, Положение по ведению реестра держателей ценных бумаг, Положение о кастодиальной деятельности, Положение о порядке выдачи разрешения на обучение специалистов для работы на рынке ценных бумаг, Положение об аттестации слушателей курсов по подготовке специалистов для работы на рынке ценных бумаг, Положение о лицензировании брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, Требования к страховым компаниям, осуществляющим деятельность по страхованию финансовых рисков на рынке ценных бумаг.
В настоящее время в Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам осуществляется разработка следующих нормативно-правовых актов:
— Положение о лицензировании депозитарной деятельности;
— Положение о сертификации программного обеспечения ведения реестра держателей ценных бумаг;
— Положение о деятельности по хранению ценных бумаг;
— Положение о лицензировании деятельности по хранению ценных бумаг;
— Положение о порядке выдачи лицензии на производство и ввоз на территорию Республики Казахстан бланков ценных бумаг;
-Положение о порядке выдачи разрешения на проведение сертификации программного обеспечения по ведению реестра держателей ценных бумаг.
Национальная комиссия по ценным бумагам принимает участие в разработке проекта закона «О вексельном обращении в Республике Казахстан», а также ведет работу по совершенствованию действующего законодательства. В процессе разработки проекта дополнений и изменений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, «О ценных бумагах и фондовой бирже» Национальная комиссия по ценным бумагам пришла к заключению о необходимости подготовки принципиально нового режима деятельности на рынке ценных бумаг. Действующий закон «О ценных бумагах и фондовой бирже» не соответствует требованиям настоящего времени и в определенной степени тормозит дальнейшее развитие рынка ценных бумаг. Закон «О ценных бумагах и фондовой бирже» не согласуется с соответствующими законами постсоциалистических государств. В связи с этим Национальная комиссия приступила к разработке проекта закона «О рынке ценных бумаг».
Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам непосредственно участвовала в организации конкурса, объявленного постановлением Правительства от 19 марта 1996 года № 326 «О подготовке и проведении тендера по разработке пакета законодательных актов по рынку ценных бумаг». В соответствии с решением Организационного экспертного комитета по проведению конкурса на рассмотрение Правительства Республики Казахстан представлены проекты Положения о Центральном депозитарии, Положения о регистраторской деятельности в Республике Казахстан и Положения о кастодиальной деятельности в Республике Казахстан.
Национальной комиссией в Правительство на рассмотрение внесены проекты законов «Об инвестиционных фондах (инвестиционных компаниях) в Республике Казахстан», «О депозитарной деятельности в Республике Казахстан».
С целью углубления интеграции с республиками СНГ Национальной комиссией по ценным бумагам ведется работа по унификации законодательства Республики Казахстан в соответствии с рекомендациями Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ.
Становление рынка ценных бумаг сопровождается многочисленными аферами и махинациями на фондовом рынке, особенно широкие масштабы приняла практика создания финансовых пирамид, когда успех в привлечении акционеров и вкладчиков достигается за счет их прямого обмана и фальсификации финансовой отчетности. Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам пресекает подобные злоупотребления, регулируя взаимоотношения участников рынка ценных бумаг в целях создания справедливого, честного рынка, обеспечивающего равенство доступа к информации всем инвесторам.
Для наиболее эффективного регулирования рынка ценных бумаг Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам должна иметь возможность функционировать как независимый орган во избежание эксцессов в сфере обращения ценных бумаг, имевших место в России. В России рынок ценных бумаг регулировался несколькими органами государственного управления (Комитет по государственному имуществу, Министерство финансов и Национальный банк), и фрагментарность и нескоординированность действий этих органов позволила участникам рынка ценных бумаг манипулировать этим рынком в своекорыстных интересах. Поэтому, во избежание негативных явлений, крайне важно, чтобы Национальная комиссия Республики Казахстан была единственным регулирующим органом, отвечающим за состояние данного рынка. Не случайно в настоящее время в России предпринимаются попытки переструктурировать органы, регулирующие функционирование рынка ценных бумаг, в некое более единое целое. Парламент также сможет влиять на деятельность Национальной комиссии, так как ему предстоит утверждать ее бюджет.
Таким образом, все вышеперечисленные направления и методы государственного регулирования развивающегося рынка ценных бумаг Республики Казахстан служат основой для совершенствования взаимоотношений всех участников рынка и создают предпосылки для создания действительно цивилизованного отечественного рынка ценных бумаг.