Финансовые институты: Банки. Страховые компании

Для страхования, как специфического направления предпринимательской деятельности, требуется ряд условий ее осуществле­ния. Во-первых, должно быть многообразие специализированных предприятий, которые непосредственно занимаются страхованием и во-вторых, должен существовать большой круг физических и юриди­ческих лиц, которые имеют потребность в страховании, согласные участвовать в создании страхового фонда (т.е. уплачивать стра­ховые платежи), чтобы обеспечить себе соответствующее возмеще­ние убытков в случаях, предусмотренных договором. Кроме того, весьма велико число граждан страны, которые, не участвуя в соз­дании страхового фонда непосредственно, заинтересованы в его наличии и получении выплат на основе договора страхования в их пользу при наступлении определенных событий.

Государство также заинтересовано в страховании, как в ме­ханизме поддержания надлежащего уровня общественного воспроиз­водства и возможности покрытия непредвиденных затрат и убытков предприятий, предпринимателей и отдельных граждан без участия государственных ресурсов. Государство может выступать как стра­хователь, уплачивая страховые взносы за счет бюджетных средств непосредственно или через соответствующие государственные струк­туры, может быть учредителем или соучредителем страховых компа­ний, либо выступать гарантом исполнении обязательств по тем ви­дам страхования, где такая поддержка диктуется социальными проблемами или межгосударственным соглашением.

Страхование — это не естественная потребность индивидуума в еде, жилище, одежде и т.п., которую человек ощущает непосредственно и сам стремится удовлетворить. Для того, чтобы воз­никла потребность в страховании у граждан, предпринимателя, хо­зяйственника необходим комплекс взаимозависимых условий. Одним из них является достаточно высокий уровень экономической самос­тоятельности хозяйствующих субъектов.

В условиях рыночных отношений сфера страхования расширяется за счет появления новых страховых интересов и потребнос­тей, которые отражают новые условия жизни и предпринимательст­ва, необходимость защиты коммерческого интереса, уровня жизни и благосостояния, как отдельных граждан, так и целых коллективов, от неправомерных действий третьих лиц, от требований о возмеще­нии ущерба, который может быть причинен в ходе хозяйственно-предпринимательской деятельности.

Человек подвержен разным случайностям, имеющим определен­ные закономерности и требующие затрат по сохранению уровня до­ходов и гарантий имущественных интересов. Вступая во взаимоот­ношения с природой, подвергаясь воздействию природных факторов на свою жизнь и хозяйство, человек также вынужден искать защиты своих имущественных интересов. Взаимодействуя с другими индиви­дуумами, вступая в общественные, производственные,  правовые и иные отношения, принимая на себя или, требуя исполнения обяза­тельств каждый гражданин (или юридическое лицо) вправе искать обеспечения сохранения своих имущественных интересов в случае действия или бездействия другой стороны. Технологическое осна­щение быта и производства, рост энерговооружения и т.п., созда­ет дополнительные риски для жизни, имущества людей. Одновремен­но возрастают стоимостные оценки всех видов рисков, усложнение взаимосвязей между объектами и субъектами.

Расширение межтерриториальных связей как отдельных людей, так и хозяйствующих субъектов, приводит к возникновению имущественных интересов, разбросанных по территории, в т.ч. и дру­гих государств, и требует специальной защиты. Все это, да и многое другое, складывается в объективные предпосылки возраста­ния потребности в страховании, формирования рыночных отношений в страховании.

В странах с развитой рыночной экономикой страховую дея­тельность осуществляют множество различных по масштабам и фор­мам организации страховых обществ. Современный рынок США предс­тавлен 2500 страховым организациями, Великобритании — 840, Ита­лии — 252, Австрии — 170, Франции — 562. Деятель­ность всех страховых компаний регулируется законодательными ак­тами, за неисполнение которых они несут финансовую ответствен­ность.

Таким образом, обязательным условием существования страхового рынка является наличие общественной потребности на стра­ховые услуги и наличие страховщиков, способных удовлетворить эти потребности.

Страховой рынок — это особая социально-экономическая структура, определенная сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита (покрытие), формируют­ся предложение и спрос на нее.

В условиях развитых товарно-денежных отношений, присущих современному процессу общественного производства, страховое покрытие предоставляемое страховщиком страхователю, можно рассматривать как специфический товар.

К.Маркс, говоря о признаках товара, отмечал, «что каждый товар представляется с двух точек зрения: как потребительная стоимость и как меновая стоимость». Потребительная стоимость товара «страховое покрытие», приобретаемого страхова­телем в процессе заключения договора страхования, проявляется двояким образом. Прежде всего она состоит в способности специ­фического товара «страховое покрытие» удовлетворять потребности страхователя в’ определенной, страховой защите и гарантировать возмещение материального ущерба в случае наступления и негативного воздействия различных случайных факторов. Эта сторона пот­ребительской стоимости специфического товара «страховое покры­тие» всегда присутствует вне зависимости от того произошел страховой случай или нет. Во-вторых, для конкретного страхова­теля потребительная стоимость данного товара проявляется также непосредственно в получении соответствующего страхового возме­щения при наступлении страхового случая. Удовлетворяется пот­ребность в необходимых денежных средствах для преодоления пос­ледствий страхового случая. Такая двойственность в потребитель­ской стоимости во многом определяет специфику товара «страховое покрытие».

Меновая стоимость, определяемая прежде всего «как количественное соотношение , в котором потребительская стоимость обменивается одна на другую», воплощается и опосредствуется страховой премией, выступающей ценой данного товара.

Некоторые советские экономисты, правильно отмечая специфику создания страхового рынка, обеспечивающего необходимую страховую защиту посредством продажи страхового покрытия при заключении договора страхования, неправомерно сужают понятие «страховое покрытие» до платной услуги, отделяя его при этом от более мирского понятия товара. Понятие товар включает в себя также и понятие услуга. К.Маркс по этому поводу отме­чал: » Для производителя этих услуг они — товар. Они имеют опре­деленную потребительную стоимость (воображаемую или действи­тельную) и определенную меновую стоимость. Но для покупателя эти услуги — лишь потребительные стоимости, в виде которых он потребляет свой доход».

На наш взгляд страховой полис — это лишь документальное свидетельство продажи страховой услуги (своеобразная квитанция). Договор страхования, воплощенный в страховом полисе, оз­начает сам факт и условия купли-продажи страхового покрытия. Страховая премия, уплачиваемая страхователем страховщику высту­пает как цена специфического товара страховое покрытие. Страхо­вой рынок является сферой обращения данного специфического то­вара.

Заключение договора страхования, предусматривающего уплату соответствующей страховой премии, не сопровождается однов­ременным движением материальной формы стоимости. Оно лишь озна­чает право страхователя на получение денежного возмещения в бу­дущем при наступлении и за оговоренные заранее последствия страховых случаев, а также обязательство страховщика выплатить это соответствующее страховое возмещение.

С учетом этого более обоснованным видится точка зрения, что страховой рынок это «сфера оказания услуг по страхованию, осуществляемых страховыми компаниями, выражает определенную систему экономических отношений между страховщиком – продавцом специфического товара страхового покрытия и страхователем — по­купателем этого товара».

При этом вопрос о существовании и функционировании страхового рынка будет правомерен только при условии, что предложе­ние представлено более чем одним страховщиком (продавцом). Страховое покрытие как товар реализуется вне рынка, пос­кольку предложение осуществляется лишь одним товаропроизводите­лем.

Фактор множественности продавцов выделяется и в определениях страхового рынка, приводимых в исследованиях зарубежных экономистов, где под страховым рынком понимается сфера обраще­ния страхового товара между большим количеством страховщиков и страхователей, с присущим ей свободным изменением ставок стра­ховой премии и условий страхования.

Состояние страхового рынка определяется, прежде всего, спросом на страховое покрытие в процессе расширенного воспроизводства, который зависит как от чисто конъюнктурных факторов, связанных с цикличностью общественного производства, так и дол­госрочных факторов. Проблемы изучения спроса на страховом рынке требуют детального анализа с точки зрения интересов страховате­лей по каждому виду страхования. При существовании многих обо­собленных страховщиков и наличии спроса, необходимое страховое покрытие всегда будет предложено кем-либо из страховщиков за страховую премию, базирующуюся на соответствующих математичес­ких расчетах и с учетом спроса и предложения. Именно этим объ­ясняется широкий ассортимент различных видов предлагаемых страховых услуг.

Вышеуказанные особенности ведут и к регулированию страховым рынком предложения. В данном случае рынок выступает соизмерителем общественно необходимых затрат на страхование, чутко реагирует на прибыльность и рентабельность отдельных видов страхования. При развитом рыночном механизме непривлекательные по качеству и цене страховые услуги не находят спроса на рынке, а их продавцы вынуждены либо изменить условия, либо прекратить страховые операции.

Функционирующий страховой рынок представляет собой слож­ную систему, объединяющую различные структурные звенья. Первым таким участником страхового рынка являются компании прямого страхования (страховое общество, страховая компания), т.е. спе­циализированная организация проводящая страховые операции. Именно здесь осуществляется процесс формирования особых, специ­фических фондов, предназначенных для возмещения ущерба тем, кто участвует в создании этих фондов. Всего в 1989 году по зарубеж­ным источникам таких компаний в мире насчитывалось свыше 15 тыс., причем численность их за последние 20 лет существенно не изменилась. Наряду с большим количеством мелких по объему стра­ховой ответственности и активам компаний на страховом рынке вы­делено около 100 крупных страховых корпораций, чья деятель­ность носит ярко выраженный международный характер.

Поэто­му при достаточно острой борьбе между страховыми компаниями тем не менее не наблюдается монополизация страхового рынка той или иной компанией. Определяющая роль в этом принадлежит наличию на рынке большого количества мелких страховых компаний, которые не позволяют лидерам жестко диктовать свои условия страхователям.

Экономически обособленные страховые компании строят свои отношения с другими страховщиками на основе перестрахования. И перестраховочные компании следует выделить в качестве второго непременного участника страхового рынка. Перестраховочный рынок выступает исключительно важным фактором развития рынка прямого страхования. При современном уровне концентрации производства и колоссальной стоимости материальных ценностей только механизм, перестрахования позволяет принимать страховщикам на страхование риски и убытки такого масштаба, которые намного превышают воз­можности даже крупных страховых компаний, а иногда и отдельных страховых рынков. В этом случае распределение риска происходит не только в рамках национальных экономик, а учитывая интернаци­онализацию хозяйственных связей, приобретает международный ха­рактер.

В зарубежных странах перестраховочные компании являются обязательным участником страхового рынка. Они являются специализированными компаниями, имеющими по сравнению со страховыми организациями более высокую устойчивость, больший объем собст­венного уставного капитала, большие ресурсы, инвестированные в различные отрасли хозяйства, бизнеса и коммерции. В настоящее время в мире действует 250 профессиональных пересраховочных компаний. Ведущими компаниями являются «Мюних Ре» (ФРГ), ‘Свиес Ре» (Швейцария), «Женерал Ре Групп» (США) и др.

К участникам страхового рынка относятся и так называемые посредники — это страховые агенты и брокеры, которые своими усилиями способствуют продвижению страховых услуг от страховщи­ка к страхователю. При этом необходимо делать различие между этими двумя формами посредничества. Кроме того, существует и так называемая альтернативная сеть распространения данного страховщика» это совокупность юридических лиц (бюро брачных знакомств, туристические агентства, юридические консультации, нотариальные конторы и др.), выступающих в качестве страховых агентов. Наряду с услугами по основному профилю своей деятель­ности они предлагают оформить те или иные договоры страхова­ния. Взаимоотношения между страховой компанией и страховании агентами юридическими лицами регулируются генеральными соглаше­ниями о сотрудничестве или контрактами с работниками данных фирм, которые выступают в роли агентов совместителей. В совре­менных условиях преобладающей в работе по распространению поли­сов акционерных страховых обществ за рубежом является система генеральных страховых агентов. В этом случае вертикальный уро­вень системы продаж страховых полисов выстраивается в цепочку:

Профессионализм страхового агента определяется по конечному результату, т.е., во-первых, по тому, какой объем поступ­лений страховых платежей обеспечил он по заключенным и действу­ющим договорам, а во-вторых, какие впечатления о компании в це­лом остались у клиентов после подписания страхового договора и при наступлении страхового случая. Именно от страхового агента потребитель черпает информацию о страховых услугах, именно он формирует реальный имидж компании у потенциальных страхователей и от него зависит в конечном итоге, будет ли потребитель поль­зоваться услугами компании вновь. Поэтому эффективность работы любой страховой компании в большей степени зависит от эффектив­ности работы прежде всего низового звена в ее структуре, а именно — страхового представителя (агента). Заслуживает внимания опы

зарубежной страховой практики, Который уделяет большое внимание правильному подбору и обучению страховых представите­лей.

Следующий участник страхового рынка — различные общественные организации и ассоциации (Ассоциации страховых обществ, Союзы Страховщиков). Они, как правило, отвечают за соблюдение своими членами страхового законодательства и уполномочены регу­лировать их деятельность в интересах страхователей, следить за соблюдением этических норм, поддерживать здоровую конкуренцию. Как свидетельствует зарубежный опыт, страховые ассоциации долж­ны проводить экономические исследования и готовить для органов власти и управления соответствующие практические предложения и рекомендации, разрабатывать коммерческую политику страхового предпринимательства. Они обязаны оперативно информировать стра­ховщиков о всех интересующих их законодательных актах, адми­нистративных и арбитражных решениях. Немаловажный аспект в дея­тельности страховых ассоциаций — внешнеэкономический, т.е. представительство в международных страховых ассоциациях, орга­низация научных конференций и симпозиумов. К примеру, членами ассоциации британских, страховщиков являются 450 страховых ком­паний, интересы- которых она защищает в правительстве, средствах массовой информации.

Кроме названных участников страхового рынка существуют и другие организации, которые профессионально занимаются различными видами деятельности, необходимыми для развития страхования и перестрахования. Это — институт сюрвейеров — профессионалов по оценке имущества, институт «риск-менеджмента» и др.

Наиболее крупные и развитые страховые рынки сформированы в промышленно развитых странах. По объему собранной премии на первом месте находится США с долей в мировом сборе 39%,на вто­ром месте Япония с долей 22,5% и на третьем ФРГ с долей 7.6%.

БАНКИ

Современная экономика представляет собой очень сложную систему, каждая часть которой тесно связана с другими и играет важную роль. Но, одну из важнейших ролей играет банковская система, обеспечивающая на современном этапе развития экономических взаимоотношений нормальное функционирование всей экономики в целом. На сегодняшний день банки призваны:

  • аккумулировать свободные денежные средства,
  • выполнять функции кассиров хозяйственных субъектов,
  • производить эмиссию.

Сейчас невозможно представить гармонично развитое государство без разветвленной сети банков. И действительно, банки играют в современной экономике роль многочисленных сердец, с помощью которых возможно развитие и становление экономико-политической мощи государства. На сегодняшний день, банки являются экономическим инструментом в руках правительства.

Самые важные задачи банков заключается в обеспечении бесперебойного денежного оборота и оборота капитала, в предоставлении широкого круга возможностей вложения денежных средств с целью накопления сбережений народного хозяйства.

Преобразование централизованной плановой экономики бывшего Советского Союза, а также Казахстана, в эффективную рыночную экономику будет успешным только в случае, если будет создана соответствующая государственная типовая основа. Для этого параллельно с частной собственностью на средства производств, свободой занятия промыслом и свободной заключения договоров, конкуренцией, эффективной государственной администрацией, а также тарифной автономией и равновесием интересов различных социальных групп необходимо обеспечить функционирующую систему ценообразования и стабильности валюты.

При этом понятие денежной стабильности имеет огромное значение для социально направленной рыночной экономики. Девальвация денег искажает не только систему ценообразованием, и таким образом фальсифицирует сигналы, поступающие от рынка, она отрицательно отражается на решениях предприятий в отношении капиталовложений и лишает из основы накопления собственного капитала. Инфляционные процессы являются в особой степени несоциальными, так как они в огромном масштабе отражаются на формах хранения денег, которые выбирают более бедные слои населения и в крайних случаях могут полностью уничтожить сбереженные вклады экономически слабого или плохо проинформированного населения.

Двухуровневая банковская система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. По вертикали — отношения подчинения между Центральным банком как руководящим, управляющим центром и низовыми звеньями — коммерческим и специализированными банками; по горизонтали- отношение равноправного партнерства между различными низовыми звеньями. При этом происходит разделение административных функций и операционных, связанных с обслуживанием хозяйства. Центральный банк остается банком банков в полном смысле этого слова только для двух категорий клиентов — коммерческих и специализированных банков и правительственных структур, причем преобладающими становятся функции «банка банков» и управления деятельностью банковских учреждений в целях регулирования и контроля за функционированием рынка кредитно-финансовых услуг.

Также для формирования банковского сектора в экономике рыночного типа, на мой взгляд, имеют значение не только процессы, происходящие внутри банковского сектора, но прежде всего взаимодействие, взаимовлияние и взаимообусловленность этих процессов с процессами макроэкономического уровня.

Современная банковская система Казахстана сложилась в результате различных преобразований, приведенных в рамках банковской реформы, которая проводится в нашей республике с 1987 года.

Переходный период, в течение которого сосуществовали старые и новые банковские структуры, оказался сравнительно непродолжительным. В результате в Республике сложилась двухуровневая банковская система, первый уровень которой представляет Национальный банк, а второй или нижний уровень представляют государственные, коммерческие, совместные и иностранные банки. Национальный банк является главным банком Казахстана и находится в ее собственности. С одной стороны, он является юридическим лицом, осуществляющим определенные гражданско-правовые сделки с коммерческим банками и государством. С другой стороны, он же наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой республики, которые зафиксированы в Законе «О Национальном банке РК». Основной задачей НБК является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты Республики Казахстан, а также разработка и проведение денежно-кредитной политики, регулирование денежного обращения, организация банковских расчетов и валютных отношений, содействие обеспечению стабильности денежной, кредитной и банковской системы, защита интересов кредиторов и вкладчиков банка. НБК также выступает эмитентом государственных ценных бумаг, участвует в обслуживании внутреннего и внешнего долга РК, гарантом которых является Правительство РК; Национальный банк осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков и организаций, осуществляющих операции по купле, продаже и обмену иностранной валюты и устанавливает пруденциальные нормативы, регулирующие деятельность банков. То есть Нацбанк несет полную ответственность за функционирование денежно-кредитной сферы и представляет интересы РК в отношениях с центральными банками и финансово-кредитными учреждениями других стран.

Менее монополизирована сфера расчетного обслуживания юридических лиц. За крупных клиентов, хранящих или пропускающих через свои счета солидные средства, идет настоящая конкурентная борьба.

Основной вид активных операций Казахстанских коммерческих банков — кредитование юридических лиц (35-37% актива). Можно выделить несколько закономерностей присущих этому виду банковской деятельности. Во-первых, характерен чрезвычайно высокий удельный вес краткосрочных кредитов (95-96%), неизменна тенденция к росту данного показателя. Средний срок кредитов составляет 3-4 месяца, что вызвано высоким уровнем риска и неопределенности в условии кризиса и инфляции. Во вторых, ставки по кредитам государственным предприятиям ниже, чем по кредитам альтернативному сектору экономики, а по кредитам на расширение и модернизацию производство ниже, чем по кредитам на торгово-закупочные мероприятия. При кредитовании предприятия различных форм собственности применяются различные формы обеспечения возвратности ссуды: страхование, перестрахование, гарантия, залог, заклад. К другим видам операций коммерческих банков относятся вложения в свободно конвертируемую валюту — (40% активов) и выдача межбанковских кредитов (2% активов). Неполучили широко распространения новые виды банковских операций: вложение в ценные бумаги и паи (0,5-0,6% активов), трастовые операции, лизинг. Помимо кредитов хозяйственным органам и банкам, значительная часть средств коммерческих банков размещена на корреспондентских и резервных счетах в Нацбанке и в кассе (15-16%). Из источников средств банков можно выделить прежде всего средства на текущих и расчетных счетах предприятий, кредиты других банков, в первую очередь Нацбанком, собственные средства банков. Минимальная и максимальная процентные ставки составляли по депозитам соответственно 100 и 180%, по коммерческим банковским кредитам. На рост процентных ставок по кредитам влияет увеличение учетной ставки Нацбанка. К настоящему времени сложилась ситуация, когда банковские учреждения в Казахстане действуют как универсальные банки, без относительной специализации.

Менее монополизирована сфера расчетного обслуживания юридических лиц. За крупных клиентов, хранящих или пропускающих через свои счета солидные средства, идет настоящая конкурентная борьба.

Основной вид активных операций Казахстанских коммерческих банков — кредитование юридических лиц (35-37% актива). Можно выделить несколько закономерностей присущих этому виду банковской деятельности. Во-первых, характерен чрезвычайно высокий удельный вес краткосрочных кредитов (95-96%), неизменна тенденция к росту данного показателя. Средний срок кредитов составляет 3-4 месяца, что вызвано высоким уровнем риска и неопределенности в условии кризиса и инфляции. Во вторых, ставки по кредитам государственным предприятиям ниже, чем по кредитам альтернативному сектору экономики, а по кредитам на расширение и модернизацию производство ниже, чем по кредитам на торгово-закупочные мероприятия. При кредитовании предприятия различных форм собственности применяются различные формы обеспечения возвратности ссуды: страхование, перестрахование, гарантия, залог, заклад. К другим видам операций коммерческих банков относятся вложения в свободно конвертируемую валюту — (40% активов) и выдача межбанковских кредитов (2% активов). Неполучили широко распространения новые виды банковских операций: вложение в ценные бумаги и паи (0,5-0,6% активов), трастовые операции, лизинг. Помимо кредитов хозяйственным органам и банкам, значительная часть средств коммерческих банков размещена на корреспондентских и резервных счетах в Нацбанке и в кассе (15-16%). Из источников средств банков можно выделить прежде всего средства на текущих и расчетных счетах предприятий, кредиты других банков, в первую очередь Нацбанком, собственные средства банков. Минимальная и максимальная процентные ставки составляли по депозитам соответственно 100 и 180%, по коммерческим банковским кредитам. На рост процентных ставок по кредитам влияет увеличение учетной ставки Нацбанка. К настоящему времени сложилась ситуация, когда банковские учреждения в Казахстане действуют как универсальные банки, без относительной специализации.