Основные средства предприятия — это совокупность материально-производственных ценностей предприятия, которые переносят свою стоимость товара по частям в виде амортизационных отчислений и участвуют в процессе производства постоянно.
Амортизационные отчисления — это износ основных средств, выраженный в денежной форме, который переноситься на себестоимость товара.
Основные средства в процессе эксплуатации находятся в движении (поступление, перемещение внутри предприятия, ремонт и модернизация, выбытие и ликвидация). Движение основных средств отражается в первичных документах: акт приёмки-передачи, накладная на внутреннее перемещение, акт о ликвидации основных средств.
При поступлении основных средств на предприятие оформляется акт приёмки-передачи основных средств на каждый принятый в эксплуатацию объект. Основными реквизитами акта являются инвентарный номер, год выпуска , год и месяц поступления на предприятие, комплектность, первоначальная стоимость, норма амортизации, синтетические счета и субсчета и коды аналитического учёта. Основные средства принимаются на учёт по первоначальной стоимости определённой в акте приёмке-передачи основных средств. В этом документе отражаются внешние движения основных средств. Первоначальная стоимость также отражается в инвентарной карточке учёта, которая составляется на основании акта. Кроме этого в ней существует инвентарный номер, дата выпуска и дата о вводе в эксплуатацию, первоначальная стоимость и др. Инвентарная карточка заводится на каждый объект основных фондов отдельно и, для удобства, группируется по шифрам. При ликвидации основных фондов создаётся акт о ликвидации основных средств: основные средства продаются другому хозяйству, ликвидируются по причине физического износа как лом, ликвидируются по причине морального износа и др.
Учёт материальных ценностей
Учёт материальных ценностей в бухгалтерском учёте является одним из основным объектом учёта на производстве. Под материальными ценностями в учёте понимают предметы труда, которые в отличие от средств труда, потребляются в одном цикле производства и поэтому их стоимость полностью включается в себестоимость изготовленной продукции. Например, это сырьё, основные и вспомогательные материалы, топливо и запасные части и другие материальные ресурсы. Деление материалов на основные и вспомогательные условно , т.к. одни те же материалы , но на разных производствах могут быть и теми и другими .
Бухгалтерский учёт , как известно , документальный учёт . Это касается и операций с материалами , что позволяет выполнять задачи по учёту материалов .
Полученные материалы предприятием своевременно оприходуются . Оприходование материалов оформляется приходным ордером на фактически принятое количество материальных ценностей . В ордере отмечается наименование , номенклатурный номер , единицы измерения , цена , количество — фактическое и плановое , сумма , роспись материально ответственного лица . Также движение и внутреннее перемещение оформляются накладной . При получении материалов на склад составляется акт приёмки материалов .
На каждый номенклатурный номер открывается отдельная карточка — карточка складского учёта материалов . В ней отображается приход и расход по отдельным видам материалам . На отдельных складах учёт ведётся в специальной книге , которая представляет собой сброшюрованные карточки .
Отпуск материалов со склада оформляется требованием , накладной и лимитно-заборной картой .
По первичному документу требование запрашивается количество определённого вида наименования материалов , которое надо отпустить со склада . Также здесь указывается их цена и сумма . Накладная на отпуск материалов на сторону указывает какое количество и какие материалы отпущены — по какой цене и на какую сумму. Независимо от способа документального оформления материалы отпускаются по лимиту. Для этого существует лимитно-заборная карта . Она предназначена для последовательного оформления отпуска материалов , потребляемых систематически при производстве продукции в данном цехе . В верхней части карты указывается лимит расхода материала на месяц , поэтому она служит средством контроля за лимитом отпуска материалов на производственные нужды . Существуют индивидуальные лимитные карты и групповые .
Вся первичная документация , поступающая в бухгалтерию , подвергается сплошной проверке как по существу операций и правильности их оформления , так и по точности арифметических подсчётов . Затем документы таксируются — указанное количество материалов в первичных документах умножается на учётные цены . Следующим этапом обработки документов является их группировка , цель которой — получение итоговых данных для записей в регистры бухгалтерского учёта .
Первые экземпляры документов группируются по видам операций , источникам поступления или направлениям расхода материалов . Для этого составляются группировочные ведомости прихода и расхода . Приходные документы используются для бухгалтерского учёта приобретения и заготовления материальных ценностей , а расходные — для учёта затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции .
Чтобы получить необходимые данные для аналитического и синтетического учёта , ведут накопительные ведомости синтетического учёта . Эти ведомости составляются на основании первичных документов по учётным ценам отдельно по приходу и расходу в разрезе синтетических счетов и групп материалов .
МБП ( малоценные быстроизнашивающиеся предметы ) — предметы имеющие срок службы менее 1 года ( независимо от их стоимости).
В состав МБП обычно входят инструменты общего пользования, спецодежда, хозинвентарь, канцелярские принадлежности и т.п.
По роли в процессе производства они являются средствами труда, но для упрощения планирования , финансирования учёта они включаются в состав материалов. Документальное оформление, учёт приобретения и учёт запасов на складах МБП ни чем не отличается от учёта материалов: применяются те же первичные документы и ведутся те же бухгалтерские записи по счетам.
МБП учитывается на специальном синтетическом счёте “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы”. Запись на этом счёте в части приобретения аналогична записям при приобретении материалов. Но отличие в том, что сначала МБП поступают на склад, а потом в эксплуатацию. В связи с этим , к синтетическому счёту открываются ещё два субсчёта: “МБП на складе” и “МБП в эксплуатации”. Отличительной способностью МБП является то, что они в процессе эксплуатации изнашиваются постепенно. Для учёта их износа применяется счёт “Износ МБП”.
Износ МБП начисляется ежемесячно, исходя из утверждённых норм в соответствии со сроком службы. Для упрощения допускается первые 50% стоимости предметов списывать на издержки в момент отпуска предметов со склада в эксплуатацию. Оставшиеся 50% стоимости списываются на издержки при выбытии.
Учёт труда и заработной платы
Заработная плата — часть национального или частного дохода, поступающая в личное пользование работника, зависимая от условий для её получения.
Для начисления заработной платы применяют три системы оплаты труда.
1. Тарифная система — применяется для начисления заработной платы рабочим (основным, вспомогательным, обслуживающим и ученикам). Элементы тарифной системы : тарифный — квалификационный справочник — нормативный документ, в котором, в зависимости от профессии, установлен технический и практический минимум;
тарифная сетка — это таблица, в которой, в зависимости от условий труда, а также от продолжительности рабочего дня, вида работ, формы оплаты, квалификации, устанавливается тарифный коэффициент и часовая тарифная ставка;
часовая тарифная ставка — оплата за единицу времени, в зависимости от сложности выполняемых работ, от квалификации исполнителя, его опыта и умения.
2. Штатная — окладная система — применяется для начисления заработной платы ИТР, СКП и МОП.
3. Система дополнительной зарплаты (премиальная) — применяется дополнительно к двум предыдущим.
Для оплаты труда предприятия применяют 3 формы оплаты труда:
1. Сдельная форма оплаты труда — оплата труда в соответствии с количеством и качеством изготовленной продукции или выполненной работы по сдельной расценке. Определение сдельной расценки происходит путём деления тарифной ставки на норму выработки.
норма выработки — количество годной продукции, которое должен изготовить исполнитель в единицу времени.
Сдельная форма заработной платы имеет такие основные системы, как прямая сдельная, сдельно-премиальная и сдельно-прогрессивная.
При прямой сдельной выплата заработной платы прямо пропорциональна количеству выработанной продукции или выполненной работы. Умножив сдельную расценку на объём выработки, определяют размер заработной платы.
При сдельно-премиальной системе оплата труда не отличается от прямой сдельной. Отличием является лишь премия исполнителям помимо заработной платы за количественные или качественные показатели работы.
При сдельно-прогрессивной системе часть продукции или работ, выполненных в связи с перевыполнением установленных норм, оплачивают по повышенным расценкам.
2. Повременная форма оплаты труда — оплата труда за определённое количество проработанного времени без прямой зависимости от количества и качества выполняемых работ . Повременная форма имеет в основе две системы : простую повременную и повременно-премиальную .
При простой повременной системе учитывается только отработанное время .
При повременно-премиальной системе в дополнение к простой повременной добавляется премия .
3. Аккордная форма оплаты труда — та же сдельная форма , но за конечные результаты производства . В основном применяется для выплат зарплаты бригаде за определённый вид работ .
Общую сумму денежных средств , распределяемых между работниками предприятия в соответствии с количеством и качеством их труда , называют фондом заработной платы . Затраты на оплату труда отражаются в себестоимости продукции . А так как вычисление затрат на оплату труда , непосредственно связанных с выпуском этой продукции , определяет более точное вычисление себестоимости , то заработную плату и в планировании и в учёте принято подразделять на основную и дополнительную .
- К основной заработной плате относят ту, которая выплачивается трудящимся за отработанное время . В её состав входят оплата по тарифным ставкам , сдельным расценкам , доплаты по сдельно- и повременно-премиальным системам оплаты труда , надбавки за вредные условия труда и т.д.
К дополнительной заработной плате относят заработную плату и выплаты , которые выдаются за неотработанное время , подлежащее оплате в соответствии с действующим законодательством о труде . Сюда входят оплаты дополнительных и очередных отпусков , льготных часов подростков , вознаграждение за выслугу лет и т.д.
В зависимости от сфер применения труда различают промышленно-производственный персонал и персонал непромышленных хозяйств .
К промышленно-производственному персоналу относят работников , непосредственно занятых в основном производстве , вспомогательных производствах , а также в управлении и обслуживании этих хозяйств .
К непромышленному персоналу оносят рабоников жилищного и коммунального хозяйства , детских садов и других непромышленных производств и хозяйств .
От участия в процессе производства рабочие делятся на основных рабочих , занятых непосредственным изготовлением продукции , и вспомогательных , обслуживающие производственные процессы изготовления продукции . При учёте численности рабочих различают списочный и несписочный составы . В списочный состав включаются не только постоянные , состоящие в списке данного предприятия , но временные работники , принятые на срок не менее 5 дней. К несписочному составу относят работников , временно привлекаемых для выполнения отдельных работ или поручений, как правило, не по основной деятельности предприятия. Например, кого-нибудь послать сбегать за пивом . Учёт использования рабочего времени ведётся в табеле по учёту рабочего времени. В табеле учитывается по каждому работнику и служащему дни явок и неявок, отработано и недоработано часов, выходные и праздничные дни др. Данные табельного учёта необходимы для контроля за использованием рабочего времени и соблюдением трудовой дисциплины. Для работников-повременщиков они, кроме того, являются основанием для начисления заработной платы . Два раза в месяц бухгалтерия по данным табелей начисляет заработную плату.
Исходными данными для учёта выработки и начисления зарплаты являются : ведомость ИТР, СКП, МОП; ведомость основных рабочих; ведомость начисления зарплаты на вспомогательном производстве, а также тарифная сетка .Учёт затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
Себестоимость — сумма затрат на производство и реализацию продукции .
На стадии проектирования той или иной продукции , работ и услуг определяется их нормативная себестоимость, расчитаная на основе нормативов , затрат по статьям расходов. В целях анализа производственно-хозяйственной деятельности и разработок рациональной концепции развития предприятия в процессе изготовления изделия, выполнения работ или услуг исчисляется также их фактическая себестоимость, расчитывающаяся на основе статей затрат, связанных с использованием основных средств, материалов, энергии и т. д. Сравнение плановой себестоимости с фактической позволяет объективно оценить степень рентабельности предприятия и рациональность использования материальных и интеллектуальных ресурсов .
Рентабельность — уровень прибыли выраженный в процентах . Существуют два вида рентабильности : расчётная рентабильность — отношение оставшейся прибыли к сумме производственных фондов ; рентабильность от реализации — отношение прибыли от реализации к себестоимости или к сумме затрат .
Затраты , определяющие себестоимость можно сгруппировать по следующим статьям : материальные затраты , расходы на оплату труда , отчисления на социальное и медицинское страхования, аммортизация основных средств , прочие расходы . Таким образом себестоимость складывается из затрат на производство продукции , её реализацию , организацию и обслуживание производства . Для отображения затрат на производство существует Ведомость учёта затрат на производство. Данная ведомость обобщает данные по какому-либо виду продукции: показывает затраты этого изделия в месяц, распределяя из по материалам, МБП, зарплате, отчислению в фонд занятости, отчисления в соц. и мед. страхование и общехозяйственные расходы. Также показывается количество изготовленных изделий и количество на складе.
Аналитический учёт ведётся по каждому виду продукции. Для этого разработаны карточки аналитического учёта производства.
Синтетический учёт затрат на производство ведётся на группе производственных счетов. Основное производство, Вспомогательное производство, Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, Общепроизводственные расходы, Брак в производстве, Расходы будущих периодов, Резервы предстоящих расходов.
Для обеспечения учёта затрат на производства по элементам и статьям калькуляции , все затраты основного производства группируются по видам изготовляемой продукции на счёте 20 “ Основное производство ” . Счёт — активный . Сальдо по дебету отражает остаток незавершённого производства , оборот по дебету — производственные затраты текущего месяца , оборот по кредиту — фактическая производственная себестоимость товарной продукции.Учёт готовой продукции и её реализации
Готовая продукция — это конечный продукт производственного процесса, прошедший все стадии технической обработки , отвечающий требованиям стандартов и технического контроля .
Предприятия изготавливают продукцию в строгом соответствии заключённого договора , разработанным плановыми заданиями по ассортименту , количеству , качеству . Готовая продукция входит в состав оборотных средств предприятия и должна отражаться в баллансе по фактической себестоимости ( производственной ) . После изготовления выпущенная продукция переходит из сферы производства в сферу обращения . Этот процесс фиксируется в первичных документах — “Накладная на сдачу готовой продукции” , в которой содержатся все данные о данной продукции , и “Платёжное поручение” , в котором указываются данные получателя и плательщика , а также наименование товара и его сумма.
Готовую продукцию отпускают покупателям . На отобранную и упакованную продукцию составляют накладную . При отправке грузоотправитель выписывает товарно-транспортную накладную .
Расчёты с покупателями осуществляют непосредственно объединения и предприятия на основе прямых договоров или по их поручению органы материально-технического снабжения через учреждения банка . В условиях малого бизнеса все операции проводятся бухгалтерией . В синтетическом учёте поступление и выбытие готовой продукции показывают по фактической производственной себестоимости .
Последний этап в учёте готовой продукции это реализация продукции . Реализацией продукции завершается процесс кругооборота оборотных средств предприятия . Под реализованной понимается готовая продукция, отгруженная покупателю, в оплату которой полностью поступили средства на расчётный счёт или заплачено наличными.
Аналитический учёт готовой продукции ведётся в картотеках количественно-сортового учёта . Внутри готовая продукция учитывается по наименованием , заказам , способам реализации .
Для синтетического учёта готовой продукции в бухгалтерском учёте существуют счета: №37 “Выпуск продукции (работ , услуг)”. Особенность счёта в том, что он не имеет сальдо, так как ежемесячно закрывается. Используется для выявления отклонений фактических затрат от нормативной ( плановой ) себестоимости выпущенной продукции , работ , услуг . Дебет счёта отражает фактическую производственную себестоимость при корреспонденции со счетами “Основное производство” , “Вспомогательное производство” . Кредит счёта показывает нормативную ( плановую ) себестоимость при корреспонденции со счетами “Готовая продукция” , “Товары отгруженные” , “Реализация”.
Счёт №40 “Готовая продукция” предназначен для обобщения информации о движении готовой продукции .
Счёт №46 “Реализация “ предназначен для учёта реализованной продукции и результатов от реализации . По дебету идёт отражение суммы фактических затрат и НДС . Кредит указывает сумму предъявленного к оплате платежа за отгруженную продукцию .
Остатки готовой продукции в местах их хранения подвергают инвентаризации не реже одного раза в год , но не ранее 1 октября .
Основными задачами учёта готовой продукции являются своевременное документальное оформление её из производства на склады , контроль за её сохранностью в местах хранения , правильное и достоверное отражение в бухгалтерских счетах операций , связанных с отгрузкой , реализацией и расчётами с покупателями , контроль за выполнением плана реализации .Учёт денежных средств, расчётных и кредитных операций
В процессе хозяйственной деятельности между объединениями, предприятиями , организациями и учреждениями возникают различные расчётно-денежные отношения с поставщиками материалов, покупателями готовой продукции в связи с выполнением различных финансовых обязательств , с оплатой услуг транспортным и другим организациям . Указанные расчёты осуществляют безналичным расчётом, т.е. перечислением денежных средств через банк и под его контролем с расчётного счёта плательщика на счёт получателя , кроме случаев , когда расчёт удобней производить налиными ( например , в условиях малого бизнеса ) . Для хранения денежных средств и совершения необходимых расчётно-денежных операций предприятия открывают в любом банке расчётный счёт . На него поступает основная или вся масса причитающихся владельцу платежей — зачисление выручки от реализации продукции и услуг , получение ссуд и др. С расчётного счёта оплачиваются счета поставщиков за приобретённое сырьё , материалы , топливо , полученные услуги , погашение обязательств и т.д. С него выдаются наличные деньги для выплаты заработной платы , пособий по социальному страхованию , для оплаты мелких хозяйственных и других расходов . При этом банк контролируе законность совершаемых по счёту операций .
Основными расчётными документами являются платёжное требование , платёжное поручения и расчётные чеки . Учреждение банка выдаёт владельцу счёта в обусловленные с ним сроки выписки из лицевого расчётного счёта с необходимыми приложениями документов . Записи в выписке банка по дебету означают выдачу наличных денег по чекам или списание по счёту по безналичным расчётам , а по кредиту — взносы наличных денег на расчётный счёт .
Денежные средства предприятия хранятся для удобства в банках , но всё-таки незначительные суммы денежной наличности остаются в кассе . Она нужна для хозяйственных расходов . Сверх этого в кассе остаются деньги только для выплаты заработной платы .
Операции с денежными средствами , находящимися в кассе предприятия, называются кассовыми, а документы, их оформляющие, — кассовыми документами. Кассовые операции выполняет кассир, который является материально ответственным лицом. Кассовые операции оформляют специальными документами — ордерами, которые делятся на приходные (по ним деньги принимаются) и расходные (по ним деньги выдают из кассы).
Кассовый ордер — это письменный приказ предприятия кассиру совершить операцию, указанную в ордере.
Приходные и расходные кассовые ордера регистрируются в журнале регистрации приходных и расходных ордеров.
Расчётные отношения между предприятиями есть платежи по обязательствам, вытекающим из договоров поставки, подряда, перевозки, оказания услуг и других хозяйственных договоров. Эти платежи погашаются перечислением денежных средств через банк со счёта плательщика на счёт получателя. Только мелкие суммы уплачивают наличными. Расчёты, производимые предприятиями, делятся на товарные операции и нетоварные операции. К первой группе относят расчёты за реализованные товарно-материальные ценности, оказанные услуги и выполненные работы; ко второй — операции по финансовым обязательствам. Наибольший удельный вес составляют расчёты по товарным обязательствам. Основными формами расчётов являются: акцептная форма, расчёты с особых счетов.
Акцептная форма расчётов — это согласие на оплату расчётного документа в определённый срок.
При недостачи у предприятий оборотных средств эта дополнительная потребность покрывается краткосрочными и долгосрочными кредитами. Кредит выдаётся на определённое время с последующей выплатой процентного числа от данной суммы. По просроченным ссудам банк взимает повышенную плату. Объектами банковского кредита в оборотных средствах являются в основном затраты в сфере производства и сфере обращения.
При синтетическом учёте денежных средств в кассе предприятия существует счёт 50 “Касса” . По дебету счёта отражаются поступления денежных средств в кассу, по кредиту — выплата денежных средств из кассы предприятия. Для установления денежного состояния предприятия проводится инвентаризация денежных средств и расчётных отношений с другими предприятиями, банками, бюджетом, дебиторами и кредиторами. Инвентаризация представляет собой способ выявления фактического наличия денежных средств и расчётов на определённый момент. Осуществляется она с помощью переписи в натуре средств и выверки расчётов. Полученные в результате инвентаризации данные сопоставляются с данными бухгалтерского учёта.
Учёт фондов и финансовых результатов в хозяйственной деятельности предприятия
При создании предприятий для осуществления ими своей производственно-хозяйственной деятельности нужно иметь некоторую сумму денег для приобретения основных и оборотных средств , которые в денежном выражении принято называть первоначальный капитал. Общая величина первоначального капитала называется уставной фонд предприятия, размер которого отражается в бухгалтерском балансе и специальном отчёте о движении уставного фонда. Учёт источников средств фонда осуществляют на счёте “Уставной фонд” , на котором показывают изменения, связанные с увеличение и уменьшением стоимости основных и оборотных средств . Увеличение уставного фонда по части основных средств связано с введением в эксплуатацию новых объектов. Его уменьшение в этой части происходит главным образом в связи с ликвидацией и продажей основных средств . Аналитический учёт уставного фонда осуществляется по отдельным статьям. Обороты по счёту “Уставной фонд” записывают в журнале-ордере №13. На его последней показывают дебетовые и кредитовые месячные обороты по аналитическим статьям данного счёта.
Основным показателем рентабильности предприятия является прибыль . Она отражает финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия . Основная масса прибыли создаётся от реализации продукции, работ и услуг промышленного хозяйства. Для выявления общих финансовых результатов служит счёт “Прибыли и убытки”. На этом счёте учитывают в течение года финансовые результаты работы предприятия до их распределения по соответствующим назначениям . Условное распределение полученной прибыли происходит по 2 основным направлениям.
1. Вначале предприятие платит налоги, вносит в бюджет установленные платежи и отдаёт банку установленные проценты.
2. После этого прибыль направляется на удовлетворение потребностей предприятия.
3. И, если предприятие муниципальное или имеет вышестоящий орган , то третьим направлением следует считать перечисление ему части прибыли.
С целью усиления материальной заинтересованности работников и служащих в выполнении установленных планов , повышения эффективности производства и темпов роста производительности труда , улучшения качества продукции , роста объёма производства и прибыли , снижения себестоимости продукции многие предприятия создают фонды материального поощрения , развития производства, а также фонды основаные на специфике данного производства . Эти фонды учитываются на счёте “Фонды экономического стимулирования и специального назначения” по субсчетам , открываемые для каждого фонда в отдельности .
Одним из самых общепринятых является Фонд потребления , который образуется за счёт прибыли и предназначается в основном для текущего премирования работников предприятия и выплаты вознаграждения за годовые итоги работы .
Для обеспечения финансирования капитальных затрат на техническое перевооружение производства служит Фонд накопления . Это внедрение новой техники , механизации и автоматизации производства , модернизации оборудования , обновления основных фондов и т.д. Этот фонд создаётся за счёт части аммортизационных отчислений , предназначенных для реновации основных фондов , за счёт отчислений от прибыли предприятия по нормативам , от выручки от реализации выбывшего и излишнего имущества .
В этом разделе бухгалтерского учёта существует такое понятие , как целевое финансирование и целевые поступления . К этим источникам относят средства , предназначенные для финансирования определённых мероприятий целевого назначения . Значительная часть таких расходов — затраты на подготовку и переподготовку кадров с отрывом от производства . Средства целевого финансирования и целевых поступлений должны расходоваться строго по назначению . Как правило , эти средства хранят на особых счетах в банке. Учёт этих средств ведётся на специальном счёте “Целевое финансирование и целевые поступления”.
Отчётность промышленного предприятия
Отчётность промышленного предприятия представляет собой систему показателей, характеризующих в обобщённом виде выполнение плановых заданий и итоги их хозяйственно-финансовой деятельности за истёкший период ( месяц, квартал, год) по данным бухгалтерского учёта, статистики и оперативно-технического учёта. Её составляют с помощью подсчёта, группировки и специальной обработки данных учёта. Отчётность является завершающей стадией учёта. С её помощью анализируется деятельность предприятия, путём составления содержащихся в отчётности плановых и фактических данных. Выявляют причины и факторы найденных отклонений, положительные и отрицательные стороны в работе предприятия за отчётный период. В зависимости от источника данных текущего учёта различают 3 вида отчётности: бухгалтерская отчётность, статистическая и оперативная.
Бухгалтерская отчётность — отчётность, показатели которой, органически вытекают из данных синтетического и аналитического бухгалтерского учёта и подтверждаются первичными учётными документами.
Статистическая отчётность — составляется не только по данным бухгалтерского учёта и подтверждаются первичными учётными документами.
Оперативная отчётность — применяется для текущего контроля за ходом выполнения плана по наиболее важным показателям.
Деление это условно , так как многие формы содержат показатели двух, а иногда и всех видов учёта.
По периодичности представления различают периодическую (внутригодовую) отчётность и годовую отчётность. К периодической отчётности относят месячную, квартальную, текущую отчётность . К годовой относят отчётность, которая характеризует работу предприятия за истёкший год, т.е. заключительная отчётность.
Составлению годового отчёта предшествует большая подготовка , цель которой обеспечит максимальную точность , доверенность и реальность , а также другие требования , предъявленные к системе отчётных показателей .
Основной формой бухгалтерской отчётности является баланс. Бухгалтерский баланс состоит из двух равновеликих частей — актива и пассива, в первой из которых отражают величину и состав средств предприятия, а во второй — источники их образования на отчётную дату. Сопоставление показателей балансов на начало и конец отчётного периода позволяет установить изменения объёма и состава средств, источников их образования за рассматриваемый период. В балансе приводят финансовые результаты работы — сумму полученной прибыли или убытка. В составе баланса имеется ряд приложений, которые содержат расшифровки некоторых статей баланса.