Экономисты всех школ, начиная с экономических учений древней Азии и древней Греции, стремились выявить причину возникновения добавочного продукта и пояснить каким образом можно этот добавочный продукт увеличить. Так, в Кодексе законов вавилонского царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.) большое внимание уделялось регулированию отношений найма и размеров оплаты за наемный труд, правовой защите личностей производителей. При этом производитель, а в Древней Греции, например, это, прежде всего, был раб, рассматривался как «говорящее орудие, имеющее низкую производительность труда». Тем не менее, признавалось, что и раба нужно материально поощрять за его труд.
Далее, Томас Мен (1571 – 1641 гг.) являлся классическим представителем зрелого меркантилизма. Не заботясь об общем благосостоянии нации и являясь представителем купеческого капитала, он признал первым и главным способом снижения издержек ограничение заработной платы наемных рабочих и понижение жизненного уровня народа в целом.
Родоначальник классической буржуазной политэкономии Уильям Петти (1623 – 1687 гг.) источниками стоимости считает: «Труд – отец и активнейший принцип богатства, земля – его мать».Петти определяет зарплату как стоимость, создаваемую землей и трудом, которая сводится к среднему дневному пропитанию взрослого человека. Зарплата определяется объективным фактором: физиологически прожиточным минимумом. На взглядах, Петти сказалось сильное влияние меркантилизма.
Адам Смит объясняет, как и что нужно делать для роста богатства народов. Объем производства, и потребления продуктов он ставит в зависимость от двух факторов: от доли населения, занятого производительным трудом, и от производительности труда. А. Смит в «Исследовании о богатстве народов» писал, что совокупный запас общества, составляет постоянный капитал, и что одной из частей этого капитала является «полезность талантов, приобретенных жителями страны или членами общества. Для приобретения этих талантов требуются всегда немалые расходы на содержание того, кто старается приобрести их, во все время его воспитания, обучения и дальнейшего образования, и все эти расходы составляют постоянный капитал. Если эти дарования составляют часть его личного богатства, то они в то же время составляют и часть богатства целого общества, к которому он принадлежит».
К. Маркс в своей работе «Капитал» говорит о «полезном труде» затраченном в течение года.«Все эти товары существуют лишь вследствие того, что общественно примененный труд был израсходован в многообразно разветвленной системе различных видов полезного труда. Только поэтому в их общей стоимости стоимость средств производства, потребленных на их производство, сохранилась, опять появившись в новой натуральной стоимости»3 .
Уильям Томпсон (1785 – 1833 гг.), являясь представителем левых рикардианцев, в трудовую теорию стоимости внес существенного уточнение. Во-первых, свел все виды сложного труда к общественно необходимому простому труду. Во-вторых, он утверждал, что в основе стоимости лежит не просто рабочее время, а общественно необходимое рабочее время . Английский экономист Шилд Никольсон в 1896 г. попытался определить соотношение «стоимости» населения и вещного богатства Англии. Л. Дублин в 1922 г. подсчитал, что «капитальная стоимость» населения США в пять раз превышала «материальное богатство» этой страны.
Тем не менее, детерминизм средств производства господствовал в экономической теории вплоть до ХХ в., и только к его середине возникло достаточно предпосылок к разработке теории «человеческого капитала». Заложенные до этого методологические основы и главные направления теории «человеческого капитала» были сформулированы такими экономистами, как Г. Беккер, У. Боуэн, Э. Дженисон, Т. Шульц и др. К концу ХХ в. теория «человеческого капитала» получает свое признание присуждением Нобелевской премии по экономике Теодору В. Шульцу – в 1979 г. и Гэри Беккеру – в 1992 г. В эпоху научно-технической революции и преобразований в структуре производительных сил, фактором экономического роста становится непосредственно сам работник. Эффективность использования основных ресурсов все больше зависит от того, насколько работники морально и материально заинтересованы в достижении высоких конечных результатов. «Человеческий капитал – наиболее ценный ресурс, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности».
Теории «человеческого капитала» стало придаваться большое значение, так как она позволяла с общих позиций изучать многие явления рыночных отношений, выявлять эффективность вложенных в человеческий фактор финансовых средств.
Применение понятия «человеческого капитала» позволяет понять роль социальных институтов, выяснить не только социальные параметры, но и провести экономический анализ влияния социального фактора на рыночную экономику. Понятие «человеческого капитала» получает определение как категория общественного воспроизводства: «Человеческий капитал – это сложная категория общественного воспроизводства, имеющая системную структурно-функциональную организацию»7 . А.И. Добрынин находит, что в структуре производительных сил человека необходимо различать две стороны: рабочую силу или (способность к труду) и потребительскую силу (или способность к потреблению). По его мнению, труд есть функция рабочей силы, потребление – функция потребительной силы. С.А. Дятлов считает так же. Он пишет, что важнейшими свойствами живой человеческой личности являются способность к труду и способность к потреблению, входящие в структуру производительных сил человека. Добрынин А.И. понимает под человеческим капиталом имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов (заработков). Для постиндустриального общества характерно воспроизводство производительных сил человека не в товарной форме, а в форме человеческого капитала.
Человеческий капитал – это форма выражения производительных сил человека на постиндустриальной стадии развития общества с социально-ориентированной экономикой рыночного типа. По мнению Т. Стоуньер, человеческий капитал – важнейший ресурс постиндустриального общества. Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. И только опытная квалифицированная рабочая сила способна управлять высокотехнологическим процессом. Кроме этого, необходимо знание деловой конъюнктуры, рыночных возможностей, способов их практического применения, но и в этом случае нам необходимы знания человека, его «капитал», используемый в процессе производства для создания богатства общества.
Возникновение теории «человеческого капитала» связано также с расширенной трактовкой понятия национального богатства. Суть теории «человеческого капитала» состоит в том, что «одной из главных форм богатства являются материализованные в человеке знания, общие и специальные, его способность к производительному труду». К нематериальным формам богатства Дж. Кендрик, как и многие американские экономисты, относит накопленные научные знания, которые материализуются в новой технологии. Расширенная концепция национального богатства включает в себя и вложения в здоровье человека. Данной расширенной концепции придерживаются многие американские экономисты, в том числе и Дж. Кендрик.
Под человеческим капиталом в экономике понимается имеющий у человека запас знаний, здоровья, навыков, опыта, которые используются индивидом для получения дохода. Нужно отметить, что это не просто совокупность знаний, способностей, которыми обладает человек. Значит, под понятием «человеческий капитал» нужно видеть:
1) приобретенный запас знаний, умений, навыков;
2) что этот запас целесообразно использовать в той или иной сфере общественной деятельности, и это способствует росту производительности труда и производства;
3) что использование данного запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника в будущем путём отказа от части текущего потребления;
4) что увеличение доходов способствует заинтересованности работника, и это приводит к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал;
5) что человеческие способности, дарования, знания и т.д. являются неотъемлемой частью каждого человека;
6) и что мотивация является необходимым элементом для того, чтобы процесс воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого капитала носил полностью завершенный характер.
Для всего общества выгода состоит в том, что происходит дополнительный прирост продукции. Беккер в своей работе «Человеческий капитал» вводит понятие «специального человеческого капитала», то есть под этим понимаются только те навыки, которые представляют интерес для какой-либо одной фирмы, какого-либо одного вида деятельности. О. Тоффлер вводит понятие «символического капитала – знания», который в отличие от традиционных форм капитала неисчерпаемо и одновременно доступно бесконечному числу пользователей без ограничений.
М.М. Критский дает нетрадиционную оценку человеческого капитала: «Человеческий капитал исходно выступает как всеобщая конкретная форма жизнедеятельности, ассимилирующая предшествующие формы, ….и осуществляющаяся как итог исторического движения человеческого общества к его современному состоянию .
Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы. Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческий капитал». И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Таким образом, по его мнению, формула человеческого капитала принимает следующий вид:
ЧК = Кз + Кк + Ко,
Где ЧК –человеческий капитал;
Ко – капитал образования;
Кз – капитал здоровья;
Кк – капитал культуры.
Капитал здоровья представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования, поддержания и совершенствования его здоровья и работоспособности. Капитал здоровья является несущей конструкцией, основой для человеческого капитала вообще. Инвестиции в здоровье, его охрана, способствующие сокращению заболеваний и смертности, продлевают трудоспособную жизнь человека, следовательно, и время функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека — это его естественный капитал, часть которого является наследственной. Другая часть является приобретённой в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы. Капитал здоровья является национальным достоянием.
И.В. Ильинский в понятии капитала здоровья выделяет базовый и приобретенный капитал. Первый, по его мнению, определяется совокупностью физиологических свойств человека, получаемых наследственным путём. Эти свойства во много определены заранее, хотя при современной генной инженерии возможны довольно успешные корректировки.
Приобретенный капитал образуется в процессе формирования и потребления физических свойств человека, осуществляемом в производственной деятельности. В условиях инновационного производства от человека требуется высокая скорость обработки информации, выносливость, быстрота реакции, скорость принятия решений.
С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова человеческий капитал рассматривают как качественную характеристику рабочей силы, как способность человека к трудовой деятельности, его знания. По их мнению, человеческий капитал складывается из природных способностей отдельного человека. Они считают, что человеческий капитал может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, приобретения опыта работы. Инвестиции в человеческий капитал – затраты времени и денежных средств, необходимые для получения образования и профессиональной подготовки. Если инвестиции приносят отдачу, окупаются, т.е. приносят более высокий доход, то только в этом случае они приносят более высокий доход.
Инвестиционный оборот имеет место в условиях качественного обновления и совершенствования физического капитала и требует не только значительных инвестиций, но и активного использования достижений НТП и новых научно-образовательных знаний (технологий). В процессе воспроизводства человеческого капитала С.А. Дятлов различает следующие циклы: микроциклы, локальные циклы и макроциклы оборота человеческого капитала.
Различают два вида человеческого капитала: потребительский, создаваемый потоком услуг, потребляемых непосредственно (творческая и образовательная деятельность); производительный, потребление, которого содействует общественной полезности (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).
Человеческий капитал классифицируется по формам, в которых он воплощен:
живой капитал включает в себя знания, здоровье воплощённое в человеке;
неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются в физических, материальных формах;
институциональный капитал представляет собой институты, содействующие эффективному использованию всех видов человеческого капитала.
Для характеристики качества человеческого капитала (уровня, качества, количества) используется система показателей. Это показатели – интегральные, частные, социальные (натуральные) и экономические (стоимостные).
А Акулин отмечает, что полная динамика затрат и результатов позволяет определить объективную стоимость – цену человеческого капитала по различным видам труда. Пользуясь этими ценами, можно определить объективную стоимость человеческого капитала так же, как стоимость капитала и труда.
Стоимость человеческого капитала экономисты определяют как на макро — так и на микроуровнях.
Микроуровень – это стоимость затрат фирмы по восстановлению человеческого капитала фирмы. А именно:
повышение квалификации уже принятых работников;
медицинское обследование;
оплата больничных листов нетрудоспособности;
затраты по охране труда;
добровольное медицинское страхование, оплаченное фирмой;
оплата медицинских и других социальных услуг за работника фирмы;
благотворительная помощь социальным институтам и т.п. Мотивация фирм заключается в том, что доход, получаемый при этом, будет выше, чем произведённые затраты.
На макроуровне мы рассматриваем социальные трансферты, оказываемые населению, как в натуральной, так и в денежной форме, а так же льготное налогообложение, которое является целевыми затратами государства. К таким затратам относятся и затраты домашних хозяйств на сохранение и восстановление человеческого капитала.
Экономисты дают и другое определение человеческому капиталу (Гальперин): величина человеческого капитала, есть приведенная к данному моменту, посредством дисконтирования, сумма всех ожидаемых доходов от труда. То есть, Гальперин применяет экономическую оценку человеческого капитала, его способностей.
Накопление человеческого капитала состоит из определённых затрат человека (семьи, фирмы, государства) направленные:
на поддержание здоровья;
на получение общего или специального образования;
на поиск работы;
на профессиональную подготовку и переподготовку на производстве;
на миграцию по зависимым и независимым от человека причинам;
на рождение и воспитание детей;
на поиск приемлемой информации о ценах и заработках и т.п.
Общепринято, что для расчета экономической эффективности вложений средств в человеческий капитал необходимо учитывать жизненно важные показатели, характеризующие социально-экономическую обстановку в стране (регионе). Таким показателем выступает ВВП для страны в целом или ВРП – для региона.
Большое внимание анализу производства человеческого капитала уделил Л. Туроу. Он считал, что у каждого индивидуума имеются свои особенные возможности производства своего интеллектуального капитала. «Процессы производства человеческого капитала различны для различных индивидуумов». Туроу признает, что производительность уже имеющегося человеческого капитала может в весьма большей степени зависеть от экономической способности индивидуума».
Экономисты при определении понятия «человеческий капитал» учитывают следующие особенности.
- Человеческий капитал является главной ценностью современного общества, а также основополагающим фактором экономического роста.
- Формирование человеческого капитала требует значительных затрат как от самого индивидуума так и от общества в целом.
- Человеческий капитал может быть накоплен, а именно индивидуум может приобретать определённые навыки, способности, может увеличить своё здоровье.
- Человеческий капитал на протяжении своей жизни не только приобретает знания, но и изнашивается, как физически, так и морально. Устаревают знания индивидуума, т.е. экономически изменяется стоимость человеческого капитала в процессе бытия, человеческий капитал амортизируется.
- Инвестиции в человеческий капитал дают своему обладателю, как правило, в будущем более высокий доход. Для общества вложения дают более длительный (по времени) и интегральный (по характеру) экономический и социальный эффект.
- Инвестиции в человеческий капитал носят довольно длительный характер. И если инвестиции в человеческий капитал образования имеют период 12 – 20 лет, то в капитал здоровья человек производит вложения в течение всего периода времени.
- Человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности. Человеческий капитал не отделим от его носителя – живой человеческой личности.
- Прямые доходы, получаемые человеком, контролируются им самим независимо от источника инвестиций.
- От решения человека, от его волеизъявления зависит функционирование человеческого капитала. Степень отдачи от применения человеческого капитала зависит от индивидуальных интересов человека, от его предпочтений, его материальной и моральной заинтересованности, мировоззрений, от общего уровня его культуры.
Рассматривая экономическую основу формирования человеческого капитала нужно отметить, что человек, отделенный от средств производства продаёт свой труд, свои производительные силы как принадлежащий ему капитал. Предприниматель покупает их, как покупал бы и другой актив, необходимый для успешной работы своего предприятия. Для работника его индивидуальные способности выступают как товар, а для капиталиста – предпринимателя – это капитализированная величина авансированной стоимости капитала, затраченной на наём работника (прибыль). По мнению Т. Стоуньена,богатство создается людьми. Техника, созданная обществом, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. Предприятие должно не только иметь квалифицированный аппарат менеджеров разного ранга, но и квалифицированную рабочую силу, обладающую хорошим здоровьем и культурой общения, иначе, самая совершенная техника не даст желаемого эффекта.
Амортизационные отчисления вещественных средств производства производят на следующий месяц после ввода в эксплуатацию. Амортизация физического капитала, вещественных средств производства, происходит таким образом, что по окончании срока службы можно списать полностью стоимость объекта. Иначе происходит амортизация человеческого капитала. В экономической литературе рассмотрен процесс морального и физического старения накопленного научно-образовательного потенциала. По мнению экономистов, в первые годы использования человеческого капитала, за счёт физического взросления работника и за счёт накопления производственного опыта, экономическая его ценность не уменьшается, а возрастает. Интеллектуальный капитал в течение первого десятилетия увеличивается. К концу второго десятилетия темпы роста морального и физического износа запаса интеллектуального капитала перекрывают накопление другого актива человеческого капитала – производственного опыта.
С этого периода происходит процесс обесценивания человеческого капитала, и темпы его увеличиваются к концу третьего десятилетия. Тем не менее, и по окончанию трудовой деятельности нельзя говорить о полной амортизации человеческого капитала.
Если в течение всех трех десятилетий индивидуум постоянно производил инвестиции в человеческий капитал, в составные его (в части образование, здоровье, искусство), то в этом случае также нельзя говорить об обесценивании человеческого капитала.
Человеческий капитал оценивается количественно: общее количество людей, количество активного населения, количество студентов и т.д. Качественные характеристики: мастерство, образование и также то, что влияет на работоспособность человека и способствует увеличению производительности труда.
Экономисты считают, что затраты, произведённые в целях увеличения в дальнейшем производительности труда и способствующие росту в будущем доходов индивидуума носят название «инвестиции в человеческий капитал».
Производство инвестиций – это очень важный процесс в воспроизводстве человеческого капитала, в котором он выступает либо объектом, либо субъектом, либо результатом воздействия. При этом важную роль в создании человеческого капитала играют «затраты труда и усилий по саморазвитию и самосовершенствованию». Произведённые затраты неизбежно включаются в общественные затраты во всём воспроизводственном процессе.
Производственная функция Кобба–Дугласа устанавливает математическую зависимость роста национального дохода от изменений двух факторов производства – капитала и труда.
Y = A Ka * Lb
Y – национальный доход; K, L – соответственно затраты капитала и труда, a, b — коэффициенты эластичности производства по капиталу и труду. При этом K – физический капитал, т.е. овеществленный труд, а L –человеческий капитал, т.е. целостная личность человека, учавствующая в процессе производства.
Аппарат производственной функции располагает значительными аналитическими возможностями. Она позволяет исследовать текущие соотношения затрат ресурсов и результатов производства.
Экономисты, рассматривая вопросы инвестирования в человеческий капитал, особое внимание уделяют инвестициям в капитал образования. По этой теме издано ряд работ. А именно, работы таких экономистов как Г. Беккер, У. Боуэн, Л. Самуэльсон, Нордхаус В. Г. Псахаропулос, Л. Туроу, М. Фишер, Т. Шульц, У. Боуэн, А. Аулин, В.И. Басов, В.С. Гойло, С.А. Дятлов, И.В. Ильинский, А.И. Добрынин, В.А. Коннов и. т.д.
Можно сделать вывод, что из всех компонентов совокупного капитала особый интерес до настоящего времени вызывал фактор влияния образования и образовательного процесса на рост капитализации человека, на улучшение его здоровья, являются очень важными и интересными объектами для дальнейшего исследования. Оценка человеческого капитала и его влияние на экономический рост осуществляется, в основном, с позиции эффективности капиталообразования. Известны такие зарубежные разработчики теории интеллектуального капитала как Т. Стюарт, Р. Кроуфорд, Л. Эдвинссон, Дж. Тобин и др. Так, лауреат Нобелевской премии Дж.Тобин предложил рассчитать коэффициент использования интеллектуального капитала в целом, как отношение рыночной стоимости актива к его восстановительной стоимости. Расчетам эффективности инвестиций в капитал здоровья уделяется недостаточно должного внимания.При этом, как отмечает Дж. Кендрик, инвестиции в здравоохранение способствуют количественному росту рабочей силы. Успехи в охране здоровья людей позволяют сократить смертность, потери трудоспособности, заболеваемость. Исследования в области капитализации человека, его здоровья имеют большое значение для дальнейшего развития научной мысли.