Индустриализация — это ключевой элемент стратегии развития. Но в своей эксплуатации природных ресурсов , потреблении энергии и порождении загрязнения и отходов, промышленный сектор находится среди важнейших причин ухудшения качества окружающей среды. В дальнейшем, как только экологические последствия промышленной активности превысят допустимый уровень, произойдет блокирование дальнейшего существования. Одна из важнейших целей промышленной политики — это создать основу и условия для сильного, новаторского и конкурентоспособного индустриального сектора, таким образом гарантируя конкурентоспособность и стабильность. Интерес общества состоит в том, чтобы долгосрочные экономические и социальные вознаграждения не приносились в жертву ради краткосрочных финансовых прибылей. Сейчас стало ясно, что экологически чистая промышленность более не вопрос роскоши, но скорее вопрос необходимости. Многие сектора промышленности берут на себя ответственность по сохранению среды и природных ресурсов. Таким образом, промышленность становится не только частью проблемы, но и также частью ее решения. Экологическая политика может способствовать оптимизации управления ресурсами, созданию общественного доверия и развитию рыночных возможностей. Многие новые чистые и низко отходные технологии не только снижают загрязнения, но и экономят расход сырых материалов и энергии до такой степени, что снижение издержек сможет более, чем возместить исходные , более высокие, инвестиционные затраты и таким образом снизить себестоимость единицы продукции. Широкие возможности скрыты в использовании генетической инженерии и биотехнологии для сельского хозяйства, пищевой промышленности, химии и фармацевтики, очистки окружающей среды и получения новых материалов и энергетических источников. Соединение передового технологического общества с сильной, творческой и приспособленной производственной базой может принести больший личный выбор и должно в конечном счете гарантировать лучшее здоровье и улучшенное качество жизни. Специальные усилия требуются, чтобы избежать обременительных административных, финансовых и законодательных принуждении, которые могут препятствовать созданию или развитию малых и средних предприятий. Необходима практическая помощь, включая обеспечение экспертными службами, обучающими программами и т.д. Однако следует иметь в виду, что малые и средние предприятия имеют более высокий уровень гибкости, что будет во многих случаях давать им преимущество на рынках.
ЭНЕРГЕТИКА
Энергетический сектор продолжает находиться лицом к лицу с местными и региональными экологическими проблемами, такими как повышение кислотности. Беспокойство по поводу глобальных аспектов энергетической политики и их действия на окружающую среду растет. Долгосрочная стратегия должна гарантировать, что решения для одной проблемы не усилят другую. Глобальная проблема будущего будет состоять в том, что экономический рост, эффективные и безопасные энергетические поставки и чистая окружающая среда — это совместимые цели. Энергетическая политика, таким образом, будет ключевым фактором в достижении стабилизирующего развития.Планируемый будущий энергетический рост, основанный на мудром сценарии, выдвигает на первое место проблему безопасности энергетических поставок. Это будет особенно сильно проявляться в развивающихся странах, которые не имеют местных энергетических ресурсов и цель будет, вероятно, недостижима пока существует различный подход к ядерной энергии, к отходам энергетических источников или пока существует разрыв в развитии и проникновении альтернативных энергетических технологий, таких как биомасса, Солнце, ветер и т.д. Общие энергетические и экологические улучшения могут быть реализованы только если улучшения будут достигнуты в развивающихся странах, в Центральной и Восточной Европе. Спорный вопрос в этом контексте — это необходимость в передаче финансов, технологий и ноу-хау, чтобы помочь им контролировать развитие в энергетических потребностях.
ТРАНСПОРТ
Транспорт жизненно важен как для экономики, так и для социального благополучия. Он необходим для производства и распространения товаров и услуг, так же как и для торговли и регионального обслуживания. Транспорт сделал возможным достижение масштаба производства и привел к увеличению конкуренции. Современные тенденции в дорожном и воздушном транспорте ведут к перегруженности, загрязнению, потере времени, повреждению здоровья, опасности для жизни и общей экономической потере. Транспорт экологически не нейтрален, но виды транспорта имеют различную степень влияния на окружающую среду. Выбросы транспорта — главным образом дорожного и воздушного — представляют очень высокую долю всех выбросов: более 90% всех свинцовых выбросов, более 50% всех выбросов NO_2 и более 30% всех летучих органических составляющих. Транспорт выделяет 22% всех выбросов СО_2. Кроме того транспортный сектор — в частности, дорожный и воздушный транспорт — рассматриваются как наибольший вкладчик в проблему шума. Оптимизация видов транспорта и инфраструктурных возможностей, сетей и инвестиций может служить частным интересам, интересам национальной экономики и защите окружающей среды одновременно.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
Взаимодействие энергетического предприятия с окружающей средой происходит на всех стадиях добычи и использования топлива, преобразования и передачи энергии. Тепловой электростанцией активно потребляется воздух. Образующиеся продукты сгорания передают основную часть теплоты рабочему телу энергетической установки, часть теплоты рассеивается в окружающую среду, а часть — уносится с продуктами сгорания через дымовую трубу в атмосферу. Продукты сгорания, выбрасываемые в атмосферу, содержат оксиды азота, углерода, серы, углеводороды, пары воды и другие вещества в твердом, жидком и газообразном состояниях. Удаляемые из топки зола и шлак образуют золошлакоотвалы на поверхности литосферы. В паропроводах от парогенератора к турбоагрегату, в самом турбоагрегате происходит передача тепла окружающему воздуху. В конденсаторе, а также в системе регенеративного подогрева питательной воды теплота конденсации и переохлаждения конденсата воспринимается охлаждаемой водой. Одним из факторов воздействия угольных ТЭС на окружающую среду являются выбросы систем складирования топлива, его транспортировки, пылеприготовления и золоудаления. При транспортировке и складировании возможно не только пылевое загрязнение, но и выделение продуктов окисления топлива. По-разному воздействует не окружающую среду удаление шлака и золы. Распространение перечисленных выбросов в атмосферу зависит от рельефа местности, скорости ветра, перегрева их по отношению к температуре окружающей среды, высоты облачности, фазового состояния осадков и их интенсивности. Одним из видов взаимодействия ТЭС на атмосферу является все возрастающее потребление воздуха, необходимого для сжигания топлива. Основными факторами воздействия ТЭС на гидросферу являются выбросы теплоты, следствием которых могут быть: постоянное локальное повышение температуры в водоеме; временное повышение температуры; изменение условий ледостава, зимнего гидрологического режима; изменение условий паводков; изменение распределения осадков, испарений, туманов. Основным видом ядерных реакций, протекающих реакторах и сопровождающихся выделением энергии, являются реакции деления ядер нейтронами. При этом почти вся тепловая энергия ядерной реакции передается в активной зоне теплоносителю. В зависимости от типа ядерного реактора и схемы электростанции теплоноситель может быть рабочим телом термодинамического цикла, передавать теплоту в парогенераторе или в теплообменнике. При нормальной эксплуатации АЭС дают значительно меньше вредных выбросов в атмосферу, чем ТЭС, работающие на органическом топливе. Так, работа АЭС не влияет на содержание кислорода и углекислого газа в атмосфере, не меняет ее химического состояния. Основными факторами загрязнения окружающей среды здесь выступают радиационные показатели. Прямой выход радиоактивных отходов ядерных реакций в окружающую среду предотвращается многоступенчатой системой радиационной защиты. Наибольшую опасность представляют аварии АЭС и неконтролируемое распространение радиации. Поэтому проекты АЭС должны гарантировать серы обеспечения ядерной безопасности окружающей среды при любом возможном единичном нарушении любой системы АЭС. Гидроэлектростанции (ГЭС) также оказывают существенное влияние на природную среду, которое проявляется как в период строительства, так и при эксплуатации. Сооружение водохранилищ перед плотиной ГЭС приводит к затоплению значительной прилегающей территории и влияет на рельеф побережья в районе сооружения ГЭС, особенно при ее строительстве на равнинных реках. Изменение гидрологического режима и затопление территорий вызывает изменения гидрохимического и гидрологического режимов водных масс. При интенсивном испарении влаги с поверхности водохранилищ возможны локальные изменения климата: повышение влажности воздуха, образование туманов, усиление ветров и т.п. При сооружении крупных водохранилищ ГЭС создаются условия для развития сейсмической активности, что обусловлено возникновением дополнительной нагрузки на земную кору и интенсификацией тектонических процессов.
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
Из большого объема промышленных выбросов, попадающих в окружающую среду, на машиностроение приходится лишь незначительная его часть — 1-2%. В этот объем входят и выбросы предприятий военно-ориентированных отраслей, оборонной промышленности, являющейся значительной составной частью машиностроительного комплекса. Однако на машиностроительных предприятиях имеются основные и обеспечивающие технологические процессы производства с весьма высоким уровнем загрязнения окружающей среды. К ним относятся: внутризаводское энергетическое производство и другие процессы, связанные во сжиганием топлива; литейное производство; металлообработка конструкций и отдельных деталей; сварочное производство; гальваническое производство; лакокрасочное производство. По уровню загрязнения окружающей среды районы гальванических и красильных цехов как машиностроительных в целом, так и оборонных предприятий сопоставимы с такими крупнейшими источниками экологической опасности, как химическая промышленность; литейное производство сравнимо с металлургией; территории заводских котельных — с районами ТЭС, которые относятся к числу основных загрязнителей. Таким образом, машиностроительный комплекс в целом и производства оборонных отраслей промышленности, как его неотъемлемая часть, являются потенциальными загрязнителями окружающей среды: воздушного пространства; поверхностных водоисточников; почвы. При всем многообразии подотраслей машиностроения и в том числе военно-ориентированных, оборонных предприятий по специфике загрязнения окружающей среды их можно разделить на две группы: ресурсо и наукоемкие. Особенности наукоемких подотраслей машиностроения: их небольшая материало и энергоемкость , малое водопотребление и значительно меньший выброс загрязняющих веществ в окружающую среду по сравнению с ресурсоемкими. Эти под отрасли и производства характеризуются небольшим выбросом в атмосферу таких традиционных массовых загрязняющих веществ, как диоксиды серы, азота и др., но в то же время выбрасываются другие загрязняющие вещества, не столь свойственные для ресурсоемких отраслей машиностроения. В последнее время ресурсоемкие под отрасли преобладают над наукоемкими. Экологическая безопасность атмосферы, минимизация выбросов загрязняющих веществ может быть обеспечена применением методов обезвреживания загрязнителей или использованием безотходных технологий. К этим методам относят обычно следующие: Отстаивание; Фильтрование; Коагуляция; Магнитный метод; Ультразвук ой метод; Адсорбция; Абсорбция; Нейтрализация; Восстановление; Флотация; Флокуация; Экстракция; Десорбция; Ионный обмен; Перегонка и реактивизация; Концетрирование; Метод образования осадков; Окисление химическими реагентами; Электрохимическая очистка.