ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБОБЩЕНИЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

В настоящее время в искусстве усиливается тяготение мастеров к художественным формам, в которых активно перерабатываются жизненные впечатления. В свою очередь художественное обобщение выступает как неотъемлемое качество профессионального видения, которое ярче всего проявляется в такой сфере деятельности, как искусство. Этот факт заставляет по-новому посмотреть на проблему художественного обобщения и его роль в процессе творческого развития студентов в ходе обучения рисунку. Важная роль здесь отводится воображению, обобщению, отбору визуальной информации, интуиции, ассоциации, а также умению оперировать ими в процессе создания произведения.

Основной целью художника является создание художественного образа, который представляет собой обобщение видимого, опирающееся на все знания и визуальный опыт людей. Потому и существует многообразие стилей и форм, присущее нашему искусству. Развитие искусства сегодня — это новый важный шаг в развитии художественного сознания. Углубление и расширение знаний, меняющееся представление человека об окружающем мире и о самом себе, — все это воздействует на творческую практику и теоретическую разработку современных проблем теории воображения.

Общеизвестно, что искусство является процессом познания и отражения окружающего нас мира. Создавая в процессе изображения реального объекта его художественный образ, художник определяет его как сложную систему отражения объективной реальности, где имеет место процесс художественного обобщения и воображения. Исследуя вопрос обобщения, ученые, искусствоведы, педагоги и психологи рассматривают обобщенное отражение действительности, связывая его с концентрацией и заострением ее типических черт, с развитием воображения, где важная роль принадлежит специфическим приемам и средствам.

Ряд ученых (В.С. Кузин, С.П. Ломов, Барциц Р.Ч., Ю.Я. Герчук, В.П. Бранский, Л.Г. Медведев и ряд других авторов) отмечают, что правдивость художественного обобщения выражается через условность изображения. В «Кратком словаре по эстетике» условность трактуется следующим образом: «Когда говорят о реалистической условности, то имеют в виду не отход от жизненной правды, а меру соответствия видовой специфике, национально-этнографическим и историческим особенностям. Цель художественной условности — найти наиболее адекватные формы существенному, заключающемуся в этих формах, с тем, чтобы выявить смысл, придав ему наиболее экспрессивное метафорическое звучание».

Изучая проблему формирования художественного образа на занятиях по специальным дисциплинам на художественно-графическом факультете, Л.Г. Медведев обращает внимание на необходимость изучения и использования художественной условности в процессе обучения рисунку, живописи и определяет три ее функции:

  1. Акцентирование. Способствует тому, что внимание зрителей оказывается сразу привлечено к главному действующему лицу.
  2. Целенаправленное пробуждение ассоциаций. Закрепляет возникшее у зрителя представление о какой-нибудь стороне изображаемого, дает эмоциональную характеристику образа.
  3. Смысловое сопоставление отдельных компонентов образной структуры.[2]

По мнению многих художников-педагогов необходимой основой в этом случае является наличие конфликта. Конфликт в этом случае трактуется как противопоставление, которое нельзя увидеть или изобразить непосредственно, но художник посредством противопоставлений характеров, состояний, величин, далекого и близкого, света и тени, объема и плоскости передает свое эмоциональное состояние и отношение к изображаемому [4, с. 115].

В этой связи искусства с действительностью заключается мера ее достоверности, объективности отражения жизни и познания сущностных сторон в основных закономерностях, отражаемых в специфических формах, присущих разным видам искусства. Это обстоятельство представляет то разнообразие проявления условности в различных видах художественного творчества, которое не допускает механического перенесения его признаков, свойственных одному виду искусства на другой вид творчества.

Все попытки дать научное обоснование, выразить сущность художественной условности, по отдельности могут быть вполне убедительны, но вместе с тем явно свидетельствуют о том, что каждая из них справедлива только для определенного круга явлений и не охватывает всех возможностей.

Исторические формы условности меняются, эволюционируют, но меняются и сами принципы эволюции, поэтому каждое последующее явление в истории условности не может быть приравнено к предыдущему: каждая новая форма условности не только изменяется в качестве по отношению к предшественникам, но и образует новое качество (2, 3, 5).

Внешние опознавательные признаки условности в произведениях изменчивы, и каждый раз произведения опознаются по степени верности и глубине отражения действительности. Можно представить весь комплекс видов и форм условного творчества как динамическое целое, в котором постоянно происходят образования, кристаллизация разнообразных качественных модификаций под влиянием сложных отношений между непосредственностью живого восприятия и глубиной осмысления жизни.

Исследование законов художественной условности и в первую очередь законов восприятия предметной среды и переработки ее в творческом осмыслении художника, имеет непосредственный выход в сферу научной организации творческого процесса и непосредственно в процесс развития творческих способностей. Роль художественной условности и влияние ее механизмов на процесс художественного формообразования в искусстве, на формирование эстетических потребностей и способностей человека, обладает всеми признаками самостоятельной области знаний, системой специальных подходов и методов изучения. В связи с вышесказанным становится понятно, что в настоящее время актуальной задачей методики изобразительного искусства и педагогики становится методологическая работа по художественному воспитанию учащихся в этой области.

Художник отражает не только свои наблюдения, но и свое отношение к ним. Личность художника оказывается здесь столь же ценной, как и изображенный в произведении объект. Чтобы понять этот личностный смысл художественного содержания появляется необходимость изучения художественно-выразительных средств, форм и способов художественного обобщения.

Познание, стремясь к определенным обобщениям необходимым для выражения глубоких переживаний, для отражения существенных сторон действительности, для передачи жизненного опыта, не может обойтись без известной абстрагирующей работы мышления, воображения и фантазии. Еще Аристотель называл воображение «интеллектуальным зрением», благодаря которому у нас возникает образ.

Активность субъекта в мыслительной деятельности не ограничивается восстановлением объекта, а зачастую идет на создание новой структуры образа в соответствии с задачами и способностями самого восприятия. Этот процесс разворачивается в системе воображения, когда психическое воображение, отрываясь от объекта, как бы достраивается в представлении человека по ассоциации с образами и связанными с ними настроением, сохранившимися в памяти [7, с. 72].

Художник может отходить от непосредственного контакта с натурой, создавая образ модели из материала одних только прошлых впечатлений. Зависимость воображения от восприятия в создании образной модели наиболее явно обнаруживается, как мы уже отмечали, при работе над художественным образом.

Так как развитие художественной деятельности предстает перед нами как логический процесс совершенствования способа художественного познания окружающей нас действительности, то задача каждого художника заключается в том, чтобы найти те формы и средства, наиболее отвечающие и соответствующие особенностям видения и мироощущениям его современника. Это положение подтверждается и современной психологией, которая экспериментально доказывает, что элемент воображения в творческом процессе является не только продуктом перцептивной деятельности, но и результатом усвоения определенных художественных принципов, приемов и методов, включает в себя и точку зрения самого художника, что позволяет ему отступать от точного воспроизведения видимого. О возможности нарушения зрительного правдоподобия в изображении явлений с целью глубокой передачи эмоций и чувств, вызванных этим явлением, высказался в свое время известный художник П. Кончаловский: «Не копировать ее, не подражать ей, а настойчиво искать в ней характерное, не задумываясь даже перед изменением видимого, если этого требует мой замысел, моя волевая эмоция» [1, с. 35].

Каждый вид искусства имеет свою ограниченную сферу средств выражения. Сочетание этих средств составляет основу, специфику вида искусства, очерчивает круг его познавательных возможностей в раскрытии содержания реального мира, который отражается опосредовано. Приемы и средства, которые использует художник для отступления от натуры, рассматриваются как условные.

Художественное обобщение характеризуется пересозданием природных форм, предпринимаемым ради выявления, конкретизации существенного, переформированием облика явлений в целях раскрытия правды жизни в формах искусства.

Условность в изобразительном искусстве во многом также определяется и представлениями о соотношении окружающего мира и личности, при этом условное изображение содержит в себе не только то, что в нем изображено, или сказано, но и имеет второе содержание, более глубокое, чем представление очевидного.

А. Хримли определяет термин «условность» в разных значениях:

— в том смысле, что искусство не сама жизнь, а лишь ее образное отражение;

— в узком смысле слова, как одно из средств образной выразительности.

Говоря об условности в первом значении, он предусматривает качественное отличие материальных средств изобразительного искусства от предметного мира, от объекта отражения. По существу, в этом случае речь идет о специфических особенностях форм отражения в искусстве, не тождественных объективному, материальному миру, познаваемому человеком. Комплекс конкретных образно-пластических приемов, определяющих художественную выразительность произведения и вместе с тем нередко «нарушающих» зрительное правдоподобие изображения. К их числу относятся:

— изменение природных тоновых отношений;

— нарушение пропорций;

— подчеркнутый силуэт;

— намеренная «незаконченность» изображения;

— геометризация и обобщенность форм;

— усиленная декоративность линии;

— использование разновременных пространств и т.д.

Здесь перечислены не все приемы обобщения реального изображения в условный образ, а только наиболее часто применяемые в учебном рисунке средства и приемы, способствующие активизации воображения.

Раскрывая особенности процесса художественного воображения, необходимо исходить не только из особенностей творческого процесса, где происходит процесс обобщения, но и учитывать процесс абстрагирования как особой форме мышления.

Художественно образная абстракция также требует непосредственных жизненных впечатлений. Содержание специфической памяти художника составляют живые впечатления и представления о жизни. Однако художественный образ это не просто первичные впечатления, но обобщенное отражение картины действительности и, следовательно, своеобразная абстракция.

Характерно также то, что образ представляет не только сущностные, но и особенные, индивидуально неповторимые черты явления. Это одна из сторон специфики процесса художественного абстрагирования. Художественное обобщение не только удерживает в себе черты конкретного, оно опирается на них, чтобы одновременно представить и то и другое. Рождение вторичного, осмысленного, художественного образа из образов впечатлений — особенность механизма художественного абстрагирования. Сам процесс определяется как выбор объекта и деталей изображения и определение смыслового содержания образа.

В искусстве мы наблюдаем, что абстрагирование по своей сути необязательное абсолютное отвлечение от конкретного; абстрагирование происходит и как выбор и как замещение конкретного объекта конкретной моделью, вымышленного образа, условного знака и т.п. «Операция» замещения, сохраняя черты особенного и отдельного, является одним из способов раскрытия сущностных признаков объекта.

Замещение включает обобщение и идеализацию. Гегель открыл процесс, Чернышевский объяснил его материалистически, и показал, что образ искусства есть представитель сущности и идеи предмета. Художественная абстракция, по их мнению, является таким идеализирующим допущением, в котором упущены те факторы, которые не имеют значение для смысла образа.

В процессе художественного обобщения художник ничего не «отнимает» у реальности, он только раскрывает ее идею путем замещения объекта образом. Процессуально происходит то, что образ впечатления перерастает в образ воображения, обогащенный мыслью художника. Воображение обнажает суть впечатления и привносит в образ суждение путем « приращения» ассоциативных впечатлений и знаний предмета.

Стремление к созданию нового, непохожего на существующее, даже если оно прекрасно и совершенно, всегда присуще художнику. Потому перед ним стоит не только вопрос о том, что описывать, но и как исполнять то или иное произведение. Настоящий художник, как бы он не восхищался творениями больших мастеров, никогда не удовлетворится лишь повторением их.

Изучая природу художественного обобщения, нельзя не отметить, что одним из важнейших элементов творческого метода как системы обобщения является способ типизации. Это – внутреннее свойство искусства как эмоционально-образного отражения действительности. Типизация обуславливается самой природой искусства, его объективным призванием отражать мир в собирательных, обобщенных образах, синтезирующих в себе наиболее характерные, типические черты отображаемых предметов и явлений, выражающих их сущность.

Собирательный характер творчества свойственен всем видам искусства, а также всем творческим методам. Художник стремится к обобщениям и тогда, когда работает с конкретным явлением или предметом. Для каждого творческого метода характерны свои, специфические приемы и принципы типизации. Все это позволяет сделать вывод, что формирование правильного эстетического восприятия реального мира и произведений изобразительного искусства, их идейно-эстетических принципов, специфики художественно-изобразительных средств художественного отражения действительности, через создание художественного образа является важнейшим условием творческого развития личности.