ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Федеральное Собрание-парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации.Он состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы.Формально Совет Федерации не является верхней палатой парламента, а Государственная Дума — нижней ( это не установлено Конституцией ).

Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов.

В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Государственная  Дума в начале первой сессии образует из числа депутатов палаты комитеты. В обязательном порядке Государственная Дума образует: Комитет по конституционному законодательству судебно-правовой реформе и правам человека; Комитет по социальной политике; Комитет по бюджету, налогам и финансам; Комитет по вопросам собственности и предпринимательской деятельности;

  • Комитет по аграрной политике;
  • Комитет по вопросам экологии и природопользования;
  • Комитет по международным делам и обороне;
  • Комитет по вопросам безопасности;
  • Комитет по образованию, науке и культуре;
  • Комитет по делам общественных объединений, религиозных организаций и средств массовой информации;
  • Комитет по внутренней организации деятельности палаты.

Но общее количество комитетов не должно превышать 15, а в случае необходимости могут образовываться и другие комитеты.

В настоящее время в Государственной Думе дополнительно созданы:

Комитет по экономической политике, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками, Комитет по делам национальностей, Комитет по делам Федерации и региональной политике, Комитет по вопросам местного самоуправления, Комитет по организации работы Государственной Думы, Комитет по информационной политике и связи, Комитет по вопросам геополитики, Комитет по промышленности, строительству, транспорту и энергетике.

Государственная Дума вправе создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей.

По истечении установленного срока или выполнении порученного палатой задания комиссия прекращает свою работу.

Государственная Дума формирует комитеты на основе принципа пропорционального представительства фракций и групп депутатов.

Численный состав  каждого комитета  определяется Государственной Думой, но не может быть менее 25 депутатов палаты.

Комитет может для более детального рассмотрения вопросов, а также по основным направлениям своей деятельности образовывать подкомитеты.

В соответствии со ст.18 Регламента комитеты Государственной Думы: разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты;

организуют и проводят парламентские слушания; способствуют проведению в жизнь положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов; решают вопросы  организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению Государственной Думы.

Порядок деятельности  комитетов определяется Конституцией Российской Федерации, Регламентом и Законом Российской Федерации о комитетах палат Федерального Собрания.

В соответствии со ст. 28 Регламента депутатское объединение в Государственной Думе,сформированное на основе избирательного объединения,  прошедшего в  Государственную  Думу  по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам именуется фракцией. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы, которые обладают равными правами. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации, в дальнейшем могут войти в любое из них с согласия его членов.

Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении. В настоящее время в Государственной Думе существуют следующие фракции и депутатские группы: Фракция аграрной партии России, Фракция «Выбор России», Фракция демократической партии России, Фракция политического движения «Женщины России», Фракция коммунистической партии Российской Федерации, Фракция либерально-демократической партии России, Фракция партии Российского единства и согласия, Фракция «ЯБЛоко», Депутатская группа «Новая региональная политика», Депутатская группа либерально-демократический союз «12 декабря» (данное перечисление по понятным причинам является достаточно условным).

Конституции Российской Федерации гласит:

  1. Государственная Дума избирается сроком на четыре года.
  2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.» Однако в заключительных и переходных положениях Конституции Российской Федерации подчеркнуто, что Государственная Дума первого созыва избирается сроком на два года.

Согласно Положению о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 г., утвержденному Указом Президента России о 11 октября 1993 г. N 1626, депутаты Совета Федерации первого созыва были избраны гражданами России н основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе мажоритарной системы по двухмандатным (один округ — два депутата) избирательным округам, образуемым в рамках границ субъектов Российской Федерации.

Выборы депутатов первого созыва проводились по смешанной системе, когда одна половина депутатов (225) избиралась по мажоритарной системе, а другая — на основе системы пропорционального представительства. В Российской Федерации количество депутатов, избранных 12 декабря 1993 г. в Государственную Думу (444), оказалось меньше, чем предусмотрено Конституцией (450).

Списки кандидатов в состав Государственной Думы, избираемых по общефедеральному избирательному округу, выдвигаются избирательными объединениями.

Кандидаты в состав Государственной Думы, избираемые по одномандатным избирательным округам, выдвигаются группами избирателей и избирательными объединениями.

Избирательные объединения это: общефедеральные партии, общефедеральные политические движения или блок таких общественных объединений, создаваемый на период проведения выборов. Партия, политическое движение и общественная организация не могут входить в состав более чем одного избирательного объединения и не могут выступать в качестве самостоятельного избирательного объединения.

Организация выборов в Государственную Думу возлагается на избирательные комиссии: Центральную избирательную комиссию по выборам депутатов Государственной Думы, окружные избирательные комиссии по выборам в Государственную Думу, участковые избирательны комиссии.

Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляются открыто и гласно. Одномандатные избирательные округа охватывают в своей совокупности всю территорию Российской Федерации.

Число избирательных округов по выборам в Государственную Думу, приходящихся на каждый субъект Российской Федерации, устанавливается Центральной избирательной  комиссией пропорционально численности избирателей в нем в соответствии с данными учета  избирателей к референдуму 25 апреля 1993 года. В соответствии с ч.1 ст. 9 общефедеральный избирательный округ по выборам в Государственную Думу включает в себя всю территорию Российской Федерации.

Избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней до дня выборов решениями глав администраций районов, городов, районов в городах из расчета от 10 до 3000 избирателей на один участок. Избирательные участки образуются с учетом границ районов, городов, районов в городах и с целью создания максимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.

Общефедеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы выдвигается избирательным объединением, которое может выдвинуть не более одного общефедерального списка кандидатов.

Избирательное объединение, определяя порядок размещения кандидатов в списке, вправе разбить его полностью или частично на региональные группы кандидатов, указав каким субъектам или группам субъектов Российской Федерации соответствует каждая из указанных региональных групп кандидатов. Для регистрации общефедерального с иска кандидатов требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее 100 тысяч избирателей. Из них не более 15 процентов должны приходиться на один субъект Российской Федерации.

Общефедеральный список кандидатов с подписными листами и заявлениями кандидатов о согласии баллотироваться по данному списку вносится уполномоченными представителями избирательного объединения на регистрацию в Центральную избирательную комиссию не позднее 35 дней до дня выборов.

Избирательное объединение, выдвинувшее общефедеральный список кандидатов, может выдвигать кандидатов в депутаты Государственной Думы в одномандатных избирательных округах по выборам в Государственную Думу. При этом оно вправе выдвигать не более одного кандидата в каждом из данных округов. Для выдвижения в одномандатном избирательном округе по выборам в Государственную Думу иного кандидата требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее 1 процента общего числа избирателей округа.

Граждане России, находящиеся за ее пределами, могут присылать подписные листы в окружную комиссию своего избирательного округа через консульские учреждения Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 27 Положения о выборах, граждане России, общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов в депутаты. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в депутаты и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов в депутаты и их доверенных лиц с избирателями.

Предвыборные встречи, митинги, агитации проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.

Средства массовой информации, одним из учредителей которых выступают государственные органы, организации, учреждения, органы местного самоуправления, а равно средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет государственных средств или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов в депутаты Государственной Думы.

Кандидат в депутаты имеет право на одно выступление по государственному телевидению и одно по государственному радио.

Политические партии, участвующие в выборах, кандидаты в депутаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата или общефедерального списка кандидатов и прекращается в день выборов.

Для выборов в Государственную Думу каждый избиратель получает два избирательных бюллетеня различной формы, установленной Центральной избирательной комиссией.

Голосование проводится в день выборов с 8 до 22 часов по местному времени. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным.

По каждому избирательному округу прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не снабженные печатью окружной или участковой избирательной комиссии либо подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а также такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя.

Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его документа.

Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи с указанием фамилии, имени и отчества этого лица, адреса, серии и номера его удостоверения личности или паспорта и уполномоченным представителем избирательного объединения.

Центральная избирательная комиссия немедленно по получении протоколов участковых избирательных комиссий производит подсчет голосов, поданных по общефедеральному избирательному округу по выборам в Государственную Думу, путем суммирования данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий.

Если 5 процентов действительных голосов не будут получены ни одним из общефедеральных списков кандидатов, выборы по общефедеральному округу считаются несостоявшимися.

Окружная избирательная комиссия по выборам в Государственную Думу по получении протоколов участковых избирательных комиссий избирательного округа производит не позднее трех дней после выборов  подсчет голосов, поданных по одномандатному избирательному округу по выборам в Государственную Думу, путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах, и выносит решение: признать избранным кандидата, признать выборы недействительными или несостоявшимися.

После получения информации из Окружной избирательной комиссии о том, признаны ли  выборы по общефедеральному избирательному округу состоявшимися и действительными, экземпляр протокола направляется в Центральную избирательную комиссию. На основании протокола Центральной избирательной комиссии о результатах выборов по общефедеральному избирательному округу, протоколов окружных избирательных комиссий по выборам в Государственную Думу Центральная избирательная комиссия в течении 10 дней по их получении, но не позднее чем через месяц после проведения выборов определяет и публикует общие итоги выборов.

Средства, выделенные из республиканского бюджета России на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение центральной избирательной комиссии немедленно по ее сформировании и распределяются ею между всеми избирательными комиссиями, которые представляют ей отчет о расходовании выделенных им средств не позднее 45 дней со дня официального опубликования результатов выборов.

Избирательные объединения и кандидаты в депутаты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Соответственно ст. 47 Положения о выборах, лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем свободному осуществлению гражданином России избирать и быть избранным депутатом Государственной Думы, вести предвыборную агитацию, также члены избирательных комиссий, должностные лица государственных органов и организаций, общественных организацией, совершившее подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения законодательства России, несут установленную законом ответственность.

Конституции Российской Федерации раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации

Согласно ст.11 Конституции Федеральное Собрание наряду с Президентом и судами Российской Федерации осуществляет государственную власть в нашей стране. На федеральном уровне Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации. Каждая палата устанавливает порядок работы в самостоятельно принимаемом ею регламенте (ч.4 ст.101 Конституции).

Палаты в основном заседают раздельно. Единственным совместным органом двух палат, является согласительная комиссия, которая образуется палатами в случае возникновения разногласий при принятии закона (ст.105 Конституции).

В связи с принятием Конституции России изменился конституционный статус законодательного и представительного органа государственной власти Российской Федерации. В новой Конституции России перечень вопросов, подлежащих рассмотрению палатами Федерального Собрания, более ограничен. Из сферы ведения парламента исключены распорядительные и контрольные функции. Парламентский контроль достаточно ограничен.

За палатами парламента сохранено право осуществлять контроль за исполнением федерального бюджета (ст.101), а за Государственной Думой — также полномочие решать вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

Существуют три основные группы полномочий палаты, которые установлены Конституцией: относящиеся к исключительному ведению палаты (статьи 102 и 103); связанные с организацией деятельности палаты (ст.101); по принятию федеральных законов (ст.105).

Статьи 102 и 103 являются юридическим выражением системы сдержек и противовесов в построении и функционировании высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти. В ст.103 определяются вопросы исключительного ведения Государственной Думы. «К ведению Государственной Думы относятся:

а)дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б)решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в)назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г)назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д)назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е)объявление амнистии; ж) выдвижение обвинения против

Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. Частями 2 и 3 той же статьи установлено, что Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации, которые принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией.

Регламентом Государственной Думы предусмотрен целый раздел (IV), посвященный вопросам, которые относятся к исключительному ведению Государственной Думы.

В частности, Государственная Дума дает согласие Президенту России на назначение председателя Правительства в соответствии со ст.103 Конституции Российской Федерации. Кандидат на должность Председателя Правительства Российской Федерации докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства Российской Федерации (ч.2 ст.137 Регламента).

Согласие на назначение Председателя Правительства считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы (ч.2 ст 138 Регламента).

В случае отклонения кандидатуры Президент в течение недели со дня ее отклонения вносит на согласование палаты новую кандидатуру. А в случае двух кратного отклонения представленных кандидатур на должность Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации в течение недели со дня отклонения второй кандидатуры вправе представить третью кандидатуру (ст.140 ч.1 Регламента).

Условием, сдерживающим свободу Государственной Думы при определении своей позиции по кандидатур на должность Председателя Правительства является положение ч.4 ст.111 Конституции, в которой указано, что в случае трехкратного принятия Думой решения об отклонении представленных Президентом кандидатур на должность Председателя Правительства Президент без предварительного согласия ГД назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

К исключительной компетенции Государственной Думы отнесено решение вопроса о доверии Правительству (п.»б» ст.103 Конституции), что является юридической формой ответственности Правительства перед парламентом. В соответствии со статьями 143 и 144 Регламента, Государственная Дума принимает постановление о недоверии Правительству Российской Федерации большинством голосов от общего числа депутатов. Предложение о выражении недоверия Правительству считается отклоненным, если оно не собрало большинства голосов депутатов. Например, в связи с предложением фракции ДПР о выражении недоверия правительству, на внеочередном заседании Государственной Думы 27 октября 1994г. заслушивался и обсуждался доклад председателя правительства Российской Федерации В.Черномырдина. В результате поименного голосования за отставку правительства высказалось 194 депутата. Таким образом, необходимое количество голосов (226) для решения вопроса о вотуме недоверия набрано не было.

В случае, если Президент России не согласился с решением Государственной Думы о недоверии Правительству, Государственная Дума в течение трех месяцев вправе провести повторное голосование по вопросу о выражении недоверия Правительству.

В зависимости о того, кто является инициатором рассмотрения вопроса, в ч.3 и 4 ст.117 устанавливается различный режим отношений Президента и Государственной Думы в случае принятия последней решения о недоверии Правительству. Общим и главным моментом здесь является то, что выражение Государственной Думой недоверия Правительству не влечет обязанности Президента принять решение об отставке Правительства.

Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека, который назначается ею на срок, установленный федеральным конституционным законом об Уполномоченном по правам человека (ст.147 Регламента). Если кандидатура на должность Уполномоченного по правам человека отклонена палатой, фракции и депутатские группы вправе предложить для нового рассмотрения ту же или новую кандидатуру. Повторное рассмотрение кандидатуры проводится на следующий день после получения палатой соответствующего представления в порядке, установленной главой 19 Регламента.

Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности председателя счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Кандидатуры представляются Комитетом Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и назначаются на срок предусмотренный федеральным законом о Счетной палате. Вопрос о назначении и освобождении от должности аудитора Счетной палаты и Председателя Счетной палаты решается на заседании Государственной Думы большинством голосов от общего числа депутатов.

В соответствии с пунктом «г» статьи 83 Конституции Российской Федерации кандидатура на должность Председателя Центрального банка представляется Президентом России. Государственной Думой назначается Председатель Центрального банка Российской Федерации на срок, предусмотренный Законом РСФСР «О Центральном банке РСФСР» и считается назначенным, если за него проголосовало большинство от числа избранных депутатов Государственной Думы. Освобождение от должности Председателя Центрального Банка осуществляется после представления Президента в Государственную Думу, в свою очередь, Государственная Дума большинством голосов от числа избранных депутатов принимает решение об его освобождении (статьи 158-161 Регламента).

Государственная Дума может вынести предложение о выдвижении обвинения против Президента России для отрешения его от должности, которое может быть внесено по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Государственной Думы. В предложении должны быть конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту Российской Федерации (ст.163 Регламента). В соответствии со статьей 164 Регламента предложение о выдвижении обвинения против Президента направляется в Верховный Суд Российской Федерации для дачи заключения о наличии в действиях Президента России признаков преступления. Специально созданная комиссия проверяет обоснованность выдвинутого против Президента Российской Федерации обвинения и большинством голосов принимает заключение о наличии фактических обстоятельств, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения. По итогам обсуждения двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты Государственная Дума принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности или об отказе в выдвижении обвинения против Президента, которое является окончательным и подлежит официальному опубликованию (ст.167 Регламента).

Согласно п.»е» ст.103 в ведении Государственной Думы находятся вопросы амнистии, она принимает решение об объявлении амнистии. На уровне субъектов Федерации решения об амнистии приниматься не могут. Эти вопросы — исключительная компетенция Российской Федерации в лице Государственной Думы (п.»о» ст.71).Объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путем принятия постановления большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Постановление об объявлении амнистии, в соответствии со ст.169 Регламента, подписывается Председателем Государственной Думы и подлежит официальному опубликованию в течение трех дней.

В ст. 170 Регламента Государственной Думы утвержден порядок рассмотрения внешнеполитических вопросов: «Государственная Дума рассматривает внешнеполитические вопросы по собственной инициативе, или в связи с обращением Президента Российской Федерации, ибо по докладам и сообщениям Правительства Российской Федерации и комитетов палаты.» В частности, Президент Российской Федерации в установленном порядке вносит в Государственную Думу подлежащий ратификации Международный договор Российской Федерации с проектом федерального закона о его ратификации, пояснительной запиской и другими необходимыми материалами.

В соответствии со ст.173 Регламента «Совет Государственной Думы, исходя из содержания поступившего на рассмотрение договора, определяет ответственный комитет по подготовке к его ратификации Государственной Думой и направляет договор и проект федерального закона о его ратификации с сопроводительными материалами на заключение в соответствующий комитет. Пакет документов одновременно направляется в Комитет Государственной Думы по международным делам и (или) в Комитет по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками в соответствии с их компетенцией.

Ответственный комитет направляет свое заключение в Государственную Думу, а также направляются рекомендации других комитетов, если они содержат предложение воздержаться от ратификации или сопроводить ее оговорками. После чего Государственная Дума принимает федеральный закон о ратификации международного договора большинством голосов от общего числа депутатов (ст.180 Регламента).

В соответствии со ст.183 Регламента «Государственная Дума может в случае необходимости заключать с парламентами других государств и с международными парламентскими организациями соглашения о межпарламентском сотрудничестве».

Статьей 191 Регламента предусмотрено, что Комитет Государственной Думы по международным делам и Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками в соответствии с их компетенцией совместно с другими комитетами Думы по профилю их деятельности проводя при необходимости консультации с Президентом России по вопросам назначения и отзыва дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Согласно ст.194 Государственная Дума может обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации: с ходатайствами по разрешению дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, международных договоров, не вступивших в силу для Российской Федерации; с запросом о толковании Конституции Российской Федерации и по другим вопросам, относящимся к ведению Государственной Думы, предусмотренным в ст.125 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст.104 Конституции Российской Федерации Государственная Дума обладает правом законодательной инициативы. Депутаты Государственной Думы вносят на рассмотрение: законопроекты и поправки к ним; законодательные предложения о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов; законопроекты о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР либо о признании этих законов утратившими силу.

Внесению законопроекта в законодательный орган предшествует продолжительная работа по его подготовке. К процессу подготовки законопроектов субъекты права законодательной инициативы обычно привлекают различных специалистов и соответствующие учреждения.

Все законопроекты вносятся на рассмотрение в Государственную Думу (ст.104 ч.2 Конституции).

В соответствии с частью 3 той же статьи законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Процедура принятия федерального закона Государственной Думой в соответствии с ее Регламентом осуществляется в трех чтениях. Во время первого чтения обсуждаются основные положения законопроекта. Обсуждение начинается с доклада инициатора проекта, затем заслушиваются содоклады и проводятся прения. По завершении прений депутаты приступают к принятию решения по законопроекту с учетом всех замечаний и предложений. В случае решения об одобрении законопроекта и продолжении работы над ним проект передает я на обсуждение комитета, ответственного за его подготовку. После того, как комитет вновь представит в палату доработанный проект закона, проводится его второе чтение на Пленарном заседании. На этом этапе происходит постатейное, детальное обсуждение законопроекта, каждой его статьи и внесенных депутатами поправок. Завершающей стадией является третье чтение законопроекта, во время которого уже не разрешается вносить никаких поправок. Третье чтение состоит лишь в голосовании за или против законопроекта в целом. Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении. Государственная Дума может принять закон после его обсуждения в первом чтении.

Для принятия федерального закона необходимо большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст.105 части 2 и 3 Конституции).

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового

валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной

эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров

Россий8ской Федерации; статуса и защиты государственной границы

Российской Федерации; войны и мира.

Следует особо отметить закрепленное в Конституции различие функций палат по принятию федеральных законов.

Согласно Конституции  законодательная   деятельность сосредоточена преимущественно в Государственной Думе:

законопроекты вносятся в Государственную Думу; существует возможность преодоления несогласия Совета Федерации с законом, принятым Думой; ограничены сроки, в течение которых Совет Федерации обязан, рассмотреть законы,  переданные ему Государственной Думой.

Совет Федерации фактически рассматривает законы, принятые Думой, одобряет или не одобряет их. Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту России, который в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент в течение этого срока отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривает этот закон, если же при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию в течении 7 дней и обнародованию (ст.107 Конституции).

В России за всю историю ее государственно-правового развития понятие «федеральный конституционный закон» впервые закреплено Конституцией Российской Федерации 1993г.

Особая юридическая сила федеральных конституционных законов находит свое выражение в ом, что им не должны противоречить обычные федеральные законы. Признание за федеральными конституционными законами принципа верховенства выражается также в том, что, будучи принятыми палатами Федерального Собрания, они, как и принятые поправки к Конституции, не могут быть отклонены Президентом и возвращены в парламент на новое рассмотрение, что возможно в отношении федеральных законов. Конституция обязывает Президента России независимо от того, имеются у него возражения по принятому конституционному закону или нет, подписать его в той редакции, в какой он принят Федеральным Собранием, и обнародовать (ч.2 ст.108 Конституции).

Конституция Российской Федерации дает перечень вопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы. Это законы об условиях и порядке введения чрезвычайного положения на территории России или в ее отдельных местностях (ст.56 и 88); о принятии в Российской Федерации и образовании в ее составе нового субъекта, а также об изменении конституционно-правового статуса Федерации (ст.65, 66 и 137); о государственных флаге, гербе и гимне Российской Федерации, их описании и порядке официально о использования (ст.70); о референдуме (ст.84); о режиме военного положения (ст.87); об Уполномоченном по правам человека (ст.103); о порядке деятельности Правительства Российской Федерации (ст.114); о судебной системе РФ (ст.118); о полномочиях, порядке образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, высшего Арбитражного Суда и иных федеральных судов (ст.128); о Конституционном Собрании (ст.135). Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ст.108 ч.2 Конституции), в то время как для принятия федеральных законов достаточно простого большинства. Принятый закон также в течение 14 дней подлежит подписанию и обнародованию.

Государственная Дума в своей работе руководствуется не только Конституцией Российской Федерации и Регламентом, но и законами, которые позволяют осуществлять нормальное функционирование депутатам и палате в целом.

5 октября 1994г. за N 234-1 было принято постановление Государственной Думы «О примерной программе законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 1994 г (с 1 октября по 25 декабря 1994 г.).

В перечень законопроектов, подлежащих рассмотрению в первую очередь включены следующие: о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, об Основах избирательного законодательства Российской Федерации, о внесении изменений и дополнений в Регламент Государственной Думы Федерального Собрания — парламента Российской Федерации.А в число законопроектов, необходимых для обеспечения деятельности Государственной Думы – о специальных временных комиссиях Федерального Собрания Российской Федерации,об имуществе Федерального Собрания Российской Федерации, о порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов, о нормативно-правовых актах, о дополнении в Регламент Государственной Думы в связи с принятием федерального закона «О порядке рассмотрения и утвержден я проекта федерального бюджета на 1995 год».