Избирательная система Республики Казахстан

Формирование новой избирательной политики и права нашло свое отражение в Конституционном законе «О выборах в Республике Казахстан» и «О республиканском референдуме». Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» принят в связи с необходимостью приведения действующего законодательства о выборах в соответствие с новыми положениями Конституции Республики Казахстан о выборах и направлен на дальнейшую демократизацию избирательной системы Казахстана.

В нем нашли свое положительное решение и рекомендации Миссии БДИПЧ / ОБСЕ по оценке избирательного процесса в Казахстане по итогам выборов Президента Республики Казахстан 10 января 1999 года.

В Конституционном законе «О выборах в Республике Казахстан» закреплено право граждан Республики Казахстан участвовать в голосовании на выборах по достижении восемнадцатилетнего возраста, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или любых иных обстоятельств.

В Республике Казахстан нет никаких препятствий к участию женщин на равных с мужчинами правах в политической, социальной и экономической жизни. Граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, а также избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления и участвовать в республиканском референдуме.

Приняты все соответствующие меры по обеспечению женщинам равных прав голосовать на всех выборах и референдумах и избираться во все публично избираемые органы.

Примером обеспечения равных прав женщин и мужчин, а также участия их в избирательном процессе, служит образование состава избирательных комиссий. Так, из семи членов Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан четыре женщины.

Из 105141 членов избирательных комиссий Республики Казахстан 53931 (51,3%) являются женщинами.

Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан располагает общей численностью избирателей, которая по состоянию на 1 июля 1999 года составляет 8358450.

Существенные изменения внесены в количественный состав депутатов Мажилиса Парламента и сроки полномочий депутатов Парламента Республики Казахстан. Срок полномочий депутатов Сената – шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса – пять лет.

Увеличено число депутатов Мажилиса с шестидесяти семи до семидесяти семи. Впервые в истории Казахстана десять депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан будут избираться на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа.

В целях эффективности проводимых мер по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов предусмотрены полномочия Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан в части проведения семинаров с представителями политических партий по организации и проведению выборов.

В Конституционном законе о выборах подробно регламентирован механизм голосования за кандидатов от политических партий. Право включения в партийные списки лиц для избрания по территории единого общенационального избирательного округа принадлежит политическим партиям. Политические партии вправе включать в партийные списки лиц, не являющихся членами данной политической партии. Включение в партийные списки лиц для избрания в депутаты Мажилиса производится высшим органом политической партии. К регистрации допускается только один список от одной политической партии с любым количеством включенных в него лиц. В избирательный бюллетень для голосования за политические партии включаются наименования политических партий в порядке, определенном жеребьевкой. Порядок проведения жеребьевки и жеребьевка определяется и проводится Центральной избирательной комиссией.

Политические партии, преодолевшие трехпроцентный барьер и принимавшие участие в предыдущих выборах, могут также участвовать в повторных выборах.

Новшеством в избирательном праве является введение института избирательных фондов политических партий. Одновременно, для кандидатов политических партий исключается возможность использовать для проведения выборов средства республиканского бюджета.

Сохранен и дополнен принцип равного избирательного права. Избиратели участвуют в выборах на равных основаниях и каждый из них обладает соответственно одним голосом на один избирательный бюллетень.

Государство гарантирует свободное волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов. В законе нашли отражение нормы, устанавливающие, что участие граждан республики в выборах является добровольным. Никто не вправе принуждать к участию или неучастию гражданина в выборах, а также ограничивать его волеизъявление.

Исключена норма устанавливающая пятидесятипроцентный барьер для того, чтобы выборы считались состоявшимися.

Изменен порядок формирования избирательных комиссий. в состав которых будет входить семь человек. Так, областные (городов республиканского значения и столицы республики), окружные по выборам депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан избирательные комиссии образуются решением Центральной избирательной комиссии по представлению акимов областей (городов республиканского значения и столицы республики). Территориальные, районные, городские, районные в городе, окружные по выборам депутатов маслихатов, участковые избирательные комиссии образуются решениями соответствующей вышестоящей комиссией по представлениям соответствующих акимов. Ранее территориальные, окружные, участковые избирательные комиссии утверждались соответствующими акимами.

Всего в Республике Казахстан действует 13176 избирательных комиссий, в составе которых работает 105141 человек. Вновь создано 3358 соответствующих избирательных комиссий в формировании которых приняли участие политические партии, зарегистрированные в Министерстве юстиции Республики Казахстан. Всего в составе избирательных комиссий всех уровней 28 984 представителей политических партий и общественных объединений

Расширен круг лиц, осуществляющих предвыборную агитацию путем проведения личных встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями (выборщиками). В соответствии с конституционным законом о выборах такие встречи могут проводить и члены инициативных групп.

Внесены изменения и в порядок голосования. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На избирательном участке при вскрытии урн и подсчете голосов могут присутствовать одно доверенное лицо от каждого баллотирующегося кандидата, по одному журналисту – представителю от каждого средства массовой информации при наличии удостоверения и задания редакции, а также аккредитованные при соответствующей избирательной комиссии по одному наблюдателю от общественных объединений и наблюдатели иностранных государств и международных организаций.

Значительно уменьшен размер избирательного взноса для кандидатов в Президенты Республики Казахстан с тысячекратного до стократного, для кандидатов в депутаты Сената или Мажилиса Парламента Республики Казахстан — со стократного до двадцатипятикратного размера установленной законодательством минимальной заработной платы.

Политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, дано право вносить из средств политических партий на счет Центральной избирательной комиссии избирательный взнос в двадцатипятикратном размере установленной законодательством минимальной заработной платы за каждое лицо, включенное в партийный список.

Установлено, что внесенный взнос возвращается кандидатам в депутаты Парламента и политическим партиям в случаях, если по итогам выборов кандидат избран депутатом Парламента или по итогам голосования кандидат и политическая партия набрали не менее семи процентов голосов избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании.

Новым основанием для назначения внеочередных выборов депутатов Сената Парламента Республики Казахстан является образование соответствующих административно-территориальных единиц, не имеющих представительства в Сенате.

Гарантии граждан избирать и быть избранными реализованы в том, что исключена возможность блокирования выборов депутатов Сената одним кандидатом. С этой целью устанавливается, что кандидат должен быть поддержан не более чем пятьюдесятью процентами голосов выборщиков от одного маслихата. Исключено также требование о выдвижении не менее двух кандидатов в депутаты Сената от города республиканского значения или столицы республики.

Установлены гарантии избирательных прав граждан при сборе подписей выборщиков. Введена норма отзыва подписи выборщика в поддержку кандидата в депутаты Сената Парламента Республики Казахстан только на основании решения суда.

Регистрация партийных списков по территории единого общенационального округа производится при наличии документов, обязательных как для регистрации кандидатов в Президенты Республики Казахстан, так и для депутатов Парламента и маслихатов. Сохранено требование о том, что регистрации не подлежат в качестве кандидата лицо, привлекавшееся в течение года перед регистрацией к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения, на которое в течение года перед регистрацией налагалось в судебном порядке административное взыскание за умышленное правонарушение и лицо, имеющее судимость, которая ко времени регистрации не погашена или не снята в установленном законе порядке.

Расширено право кандидатов на предвыборную агитацию. Теперь они смогут выступать не только в государственных средствах массовой информации соответствующих областей, районов и городов, но также и в любых других государственных средствах массовой информации.

Подтверждено, что государство гарантирует кандидатам, баллотирующимся от политических партий возможность выступать со своими программами в государственных средствах массовой информации. Каждый кандидат наравне с другими кандидатами имеет право на однократное пятнадцатиминутное выступление по государственному телевидению, однократное десятиминутное выступление по государственному радио, а также на публикацию двух статей в государственных органах печати в объеме, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан.

В то же время, выступления кандидатов, баллотирующихся от политических партий, в государственных средствах массовой информации оплачиваются только из избирательного фонда политической партии. Кандидаты, баллотирующиеся в составе партийных списков, выдвинутых политическими партиями не вправе создавать собственные избирательные фонды.

В целях совершенствования и дальнейшей демократизации избирательной системы Республики Казахстан с учетом рекомендаций и предложений Миссии БДИПЧ/ОБСЕ по оценке избирательного процесса в Казахстане, Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан разработаны инструкции по вопросам:

  • проведения голосования и подсчета голосов на избирательном участке;
  • заполнение избирательного бюллетеня;
  • составления протоколов о результатах голосования участковыми, окружными и соответствующими территориальными избирательными комиссиями:
  • порядка голосования избирателей с помощью переносных урн;
  • досрочного голосования на выборах депутатов;
  • порядка голосования на выборах депутатов по удостоверениям на право голосования;
  • соблюдения тайны голосования.

Подготовлены положения о наблюдателях иностранных государств и международных организаций, наблюдателях от общественных объединений, доверенных лицах, а также представителях средств массовой информации на выборах в Республике Казахстан. Подготовлены правила расходования средств избирательных фондов и представления отчетов об их использовании при выборах депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, правила проведения жеребьевки о включении наименований политических партий в избирательный бюллетень и другие документы.

Вся деятельность Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан направлена на создание условий для проведения открытых, честных и справедливых выборов, непрерывной системы правового просвещения граждан, развитие и общественной активности и гражданской ответственности избирателей.