Игры и развлечения в воде помогают решать воспитательные задачи, способствуют формированию характера, развитию чувства товарищества, дисциплинированности, воспитывают критически оценивать свои поступки, подчинять свои интересы интересами коллектива. Игры в воде имеют большое оздоровительное значение, содействуют укреплению всего организма, закаливанию и предупреждению простудных заболеваний.
В процессе игр занимающиеся выполняют достаточно интенсивную, физическую работу, однако вследствие высокой эмоциональности увлечения игрой легко переносят большие нагрузки.
Игры имеют и познавательное значение: в процессе игры ребенок может познать совершенно новые ощущение и, прежде всего привыкнуть к воде, усвоить тот или иной элемент техники плавания.
Игры в воде должны соответствовать физической, психической и возвратной подготовленности занимающихся, только в этом случае можно достичь поставленной цели. Они имеют и большое спортивное значение, так как именно в процессе приобретаются элементарные спортивные навыки.
Игры – не случайный элемент урока, включение ее должно соответствовать определенным целям и задачам учебно-воспитательного процесса на данном этапе. Важно руководить игрой, направлять ее, контролировать степень возбуждения занимающихся и вовремя прекращать игру, если она будет оказывать чересчур большое физическое воздействие на организмы занимающихся.
- Игры в воде проводятся индивидуальным методом – без разделения занимающихся на группы (команды) и групповым методом – с разделением занимающихся на группы (команды).
В соответствии с педагогическими заданиями все игры на воде могут быть преимущественно направлены на: 1) освоение с водой, 2) освоение различных элементов техники плавания, 3)повышение физической подготовленности занимающихся, 4) освоение элементов прикладного плавания, 5) освоение простых прыжков в воду, 6) подведение к спортивной игре в водное поло.
При подборе игр и их проведение необходимо помнить о том, что в процессе игры следует воспитывать занимающихся, укреплять их здоровье, повышать эмоциональное состояние
Игры для освоения с водой
Как отмечалось выше обстановка, в которой проходит игра, содействует повышению эмоционального состояния заннимающихся, что помогает им преодолевать чувства страха, боязни, неуверенности в своих силах. Играя в новой для себя среде, дети привыкают чувствовать вязкость и плотность воды, усваивают простейшие плавательные движения; у них быстрее формируются такие навыки как умение совершать выдох в воду, лежать у поверхности воды без движений и др.
Ниже приводиться описание нескольких игр. Для их проведения преподаватель должен выбрать такое место, чтобы уровень воды был чуть выше пояса занимающихся.
«Бег взапуски». По сигналу преподавателя занимающиеся, помогая себе рукам, продвигаются от одного борта бассейна к другому (поперек): а) грудью вперед; б) спиной назад; в) боком (левым, правым).
«Кто выше». Занимающиеся приседают и по сигналу преподавателя перемещаются по кругу влево, затем вправо, то ускоряя, то замедляя темп движений.
«Мы – веселые ребята». Водящий, стоя лицом к играющим, громко произносит: «Раз, два, три». Играющие говорят хором: «Мы веселые ребята, любим плавать и нырять. Ну, попробуй нас догнать!». После этого все бегут к противоположному борту бассейна, помогая себе руками, опираясь ими о воду. Водящий ловит играющих. Пойманные отходят в сторону. После нескольких повторений подсчитывают выбивших, выбирают нового водящего, а пойманные вновь включаются в игру.
«Дождь» . Играющие зачерпнув ладонями воду, подбрасывают ее вверх и подставляют под брызги лицо, не закрывая глаза.
«Морской бой». Занимающиеся делятся на две равные команды и становятся в две шеренги друг против друга. По сигналу «Огонь!» играющие сближаются и, ударяя ладонями по воде, направляют брызги в сторону соперников. Побеждает команда игроки которой меньше отворачивались от брызг и не закрывали глаза.
«Окуналки» . Участники образуют круг, в центре водящий. У него в руках легкий мяч на веревочке длиной 2-3 м. Водящий раскручивает мяч над головой стоящих в кругу, то замедляя то ускоряя темп вращения. Стоящие в кругу, что бы избежать удара мячом по голове погружаются в воду. Тот кто не успел окунуться и подставил голову под мяч, меняются местом с водящим.
«Медуза». Сделав глубокий вдох, играющие ложаться грудью на воду: руки и ноги свободно лежат на воде, чуть погрузившися, шейные мышцы расслаблены, голова под водой.
«Звездочка». Выполнив глубокий вдох, играющие ложаться на воду; руки и ноги разведены в стороны у поверхности воды, лицо погружено в воду.
«Смотри внимательно». Играющие становятся парами друг против друга на расстоянии метра. Один из них, приседая, опускается в воду и показывает первому различное количество пальцев. Встав, первый должен сообщить партнеру, сколько пальцев он видел. После двух трех повторений играющие меняются ролями.
«Стрелы» По сигналу преподавателя участники игры одновременно отталкиваются от дна (борта) бассейна и, вытянув вперед руки, скользят с опущенным в воду лицом. Побеждает тот, кто дальше всех проскользил по воде без дополнительных движений.
«Винт». Во время скольжения на груди по сигналу преподавателя играющие поворачиваются на бок, на спину , на грудь, выполняя полный поворот вокруг продольной оси тела.
Игры для освоения элементов техники плавания
Эти игры применяются для освоения и закрепления занимающимися отдельных элементов техники плавания спортивными способами, стартов и поворотов. В зависимости от подготовленности занимающихся они проводятся на мелком или глубоком месте.
«Насос». Занимающиеся делятся на пары и, став друг против друга, берутся за руки. По сигналу преподавателя играющие попеременно приседая погружаются в воду с головой и делают выдох: поднявшись делают вдох.
«Торпеды». Играющие становятся спиной к бортику бассейна. По сигналу, оттолкнувшись ногами, начинают скользить по воде, выполняя движения ногами как при плавании способом кроль (на груди, на спине). Побеждает тот, кто быстрее преодолеет заданное расстояние.
«Дельфины». Играющие по 5-6 человек в шеренге, стоят лицом к разделительным дорожкам бассейна. По сигналу поднимают руки вверх, приседают и, оттолкнувшись от дна, выпрыгивают вперед-вверх через дорожку, с последующим заныриванием. Преодолев первую дорожку, занимающиеся принимают исходное положение и прыгают через вторую дорожку. После этого в игру вступает вторая группа занимающихся и т.д.
«Гонки катеров». Занимающиеся делятся на две, три или четыре команды с равным числом игроков. По сигналу преподавателя первые номера каждой команды начинают заплыв с плавательной доской, выполняя плавательные движения ногами. Доплыв к противоположному борту (поперек бассейна), они возвращаются назад и передают доски следующим. Побеждает команда, последний игрок которой финиширует первым.
«Кто дольше проскользит со старта». Играющие делятся на две команды. По сигналу старт принимают по одному участнику от каждой команды. Они скользят в воде как можно дольше без движений руками или ногами. Команда-победительница определяется по сумме итогов соревнований каждой пары.
«Встречная эстафета». Игроки каждой команды делятся на две группы и строятся у противоположных бортов бассейна. По сигналу участники стартуют и плывут до противоположного борта бассейна, выполняя движение одними руками, одними ногами или же в полной координации установленным способом. Передача эстафеты производится путем касания рукой стенки бассейна. Выигрывает команда, первой пришедшая к финишу.
Игры направленные на повышение физической подготовленности занимающихся
В зависимости от подготовленности занимающихся игры проводятся или на мелком месте (где можно касаться дна ногами), или на глубоком.
«Мина». Играющие берутся за руки и образуют круг, после чего рассчитываются на первый-второй. Первые составляют одну команду, вторые другую. Надо подтянуть игрока команды-соперника к центру круга, что бы он любой частью тела коснулся мяча (мины) которая находится в кругу. Такой игрок приносит свой команде штрафное очко. Штрафное очко получает также игрок, отпустивший руку соседа. Побеждает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.
«Буксир». Все занимающиеся составляют пары. Поочередно сначала одни пытаются проплыть выполняя гребки руками и буксирую партнеров, которые держаться руками за ноги и скользят без движений, затем партнеры меняются ролями.
«Перетягивание в парах». Играющие лежат на воде друг к другу ногами, соединенными резиновыми амортизатором. По сигналу участники игры выполняют гребки руками. Каждый старается утащить соперника за линию своего «дома»После окончания перетягивания подсчитывают «пленных» и отпускают их в свои команды.
«Вытолкни партнера». Играющие делятся на команды. Партнеры ложатся на воду лицом друг к другу, опираясь руками о доску расположенную между ними. По сигналу участники делают гребковые движения ногами определенным способом. Каждый старается вытолкнуть соперника за линию чужого «дома» (рис. 56).
«Кто кого перетянет». Играющие делятся на две команды. Упираясь ногами в дно, берутся руками за канат. По сигналу каждая команда тянет канат свою сторону. Выигрывает команда, которой удастся перетянуть соперников.
«Перетягивание каната в плавь». Играющие делятся на две команды, ложатся на воду и берутся руками за канат. По сигналу каждая команда тянет канат в свою сторону, выполняя гребковое движение ногами. Выигрывает команда, которой удастся перетянуть соперников.
«Пятнашки». Игрокам разрешается плавать любым способом. Убегающий может погружаться в воду и продвигаться в любом направлении, а также вылезать на бортик бассейна и вновь прыгать в воду. Пятнать можно только касаясь головы.
Игры для освоения элементов прикладного плавания
Такие игры проводятся обычно с лицами умеющими достаточно хорошо плавать несколькими спортивными способами на глубине, не превышающей 2 м.
«Водолазы». На дно опускают 10 резиновых шайб на расстоянии 1-1,5 м одну от другой. Играющие ныряют по очереди. Выигрывает тот кто достанет больше шайб.
«Подводный тоннель». Из 5-6 обручей, расположенных вертикально на расстоянии 1 м друг от друга, образуются два «тоннеля». Играющие делятся на две команды, которые по сигналу преподавателя начинают эстафету. Участник ныряет в «тоннель», пройдя последний обруч, возвращается в плавь и передает эстафету следующему игроку. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят упражнение.
«Передай донесение». Занимающиеся делятся на две команды. По сигналу игроки каждой команды с листом бумаги в поднятой руке стремятся как можно быстрее доплыть до партнера и передать «донесение». Побеждает команда игроки которой первыми доставят лист на финиш. Разрешается плыть любым способом, но не опуская лист в воду и не брызгая на него.
«Эстафета с транспортировкой». Играющие делятся на две команды и в команде распределяются по парам. По сигналу первые пары входят в воду. В каждой паре один играющий транспортирует другого до определенного места, затем меняются ролями. Побеждает команда, первой пришедшая к финишу.
Игры для освоения простых прыжков в воду
Применение различных игр способствует более быстрому овладению техникой сначала простых, а затем и сложных спортивных прыжков в воду. Глубина – 2-2,5 м.
«Прыгни дальше». Играющие делятся на две команды. По сигналу один каждой команды, оттолкнувшись от стартовой тумбочки, прыгает ногами вперед. Команда-победительница определяется по итгам соревнований каждой пары.
«Прыгни в круг» Занимающиеся выполняют прыжок со стартовой тумбочки головой вперед (или ногами вниз) в круг (обруч, велосипедную камеру), лежащий на воде. Побеждает тот, кто меньшее число раз коснется круга.
«Волчок в воздухе». Играющие толчком со стартовой тумбочки выпрыгивают вверх, выполняют вращение вокруг продольной оси тела (налево, направо). Выигрывает тот, кто повернется на большее число градусов.
«Поймай мяч во время прыжка». Играющие, выполняя определенное количество попыток, прыгают в воду ногами или головой вперед. Прыгать можно с тумбочек или с однометрового трамплина. Находясь в полете, игрок должен поймать мяч, пролетающий на определенном расстоянии от него. Мяч бросает партнер на постоянной высоте и с определенной скоростью.
Игры, подводящие к спортивной игре в водное поло
Цель таких игр состоит в том, чтобы научить занимающихся простым приемам обращения с мячом, ловле и передаче мяча путем бросков, плаванию с мячом, ориентировке на поле во время игры.
«Мяч — капитану». Глубина воды — до пояса. Участники образуют два-три круга. В середине кругов – капитаны с мячами в руках. По сигналу капитаны бросают мячи поочередно всем игрокам своей команды, а те возвращают их обратно. Когда капитаны получают мячи от последних игроков, они поднимают их вверх. Побеждает команда закончившая игру первой и допустившая меньше падений мяча в воду. При повторении игры происходит смена капитанов.
«Не давай мяч водящему». Играющие располагаются по кругу и передают мяч друг другу. Два-три водящих плавают в кругу и стараются коснуться мяча. Место водящего, который коснулся мяча, занимает игрок, не сумевший передать мяч партнеру.
«Завладей мячом». Играющие делятся на две команды и плавают в воде. Преподаватель бросает мяч на свободное место. Игроки команды, захватив мяч, перебрасывают его между собой. Спортсмены другой команды стремятся отнять мяч. Не разрешается топить игрока соперника, вырывать мяч из рук или брызгать водой в лицо.
«Эстафета с мячом». Игроки каждой команды делятся на две группы и строятся на противоположных бортах бассейна. По сигналу первая пара плывет, толкая перед собой (рукой или головой) мяч. Побеждает команда быстрее выполнившая задание.
«Баскетбол на воде». В «водный баскетбол» играют пять человек с одной корзиной. Одна команда защищается, другая атакует. Через пять минут команды меняются ролями. Корзину закрепляют на автомобильной камере и ставят на якорь в центре места, выбранного для игры.
Развлечение в воде
Развлечение в воде пользуются большой популярностью. Организуемые в водоемах в местах массового отдыха трудящихся, они служат не только средством активного отдыха, но и пропаганде плавательного спорта среди молодежи.
Развлечения в воде делятся на два вида: 1) требующие специальных сооружений; 2) не требующие специальных сооружений.
Развлечения, требующие специальных сооружений
К специальным сооружениям, предназначенным для развлечений в воде, относятся: горка, бревно, барабан, качающийся мостик и др.
Развлечение с использованием горки. Горка – вышка высотой от 2 до 5 м, с которой купающийся соскальзывает в воду по наклонному желобу. Горка устанавливается на берегу или непосредственно в воде на деревянных или металлических опорах. Желоб с загнутыми с боков краями покрывается линолеумом. Ширина желоба – 40-60 см. Наверху желоб пологий, в средней части крутизна его постепенно увеличивается, а конец желоба – снова пологий. Глубина воды под нижним концом желоба должна быть не менее 100 см.
Развлечение с использованием бревна. Бревно диаметром 20-30 см, длиной 3-6 м устанавливается на опорах на высоте 20-100 см над водой. Используется для игры, которая заключается в следующем: игроки идя навстречу друг другу, пытаются столкнуть один другого в воду ударами ладоней.
Развлечение с использованием барабана. Барабан диаметром 100-130 см, закрепленный на оси, наполовину погружен в воду. Задача занимающихся – перелезть через барабан, свободно вращающийся в обе стороны.
Развлечение с использованием резиновых камер. Два участника садятся в надутые автомобильные камеры. По сигналу они подплывают друг к другу и стремятся столкнуть один другого в воду. Выигрывает тот, кто это сделает первым.
Развлечения дополнительных сооружений
К наиболее популярным развлечениям без дополнительных сооружений относятся «Волейбол на воде», «Пятнашки», «Бой всадников», «Борьба за мяч», «Перетяни в воду» и др.
Эстафеты и инсценировки
Большой интерес (как у непосредственных участников, так и у зрителей) вызывает проведение на водных праздниках различных эстафет и инсценировок.
Эстафеты. Отдельные этапы эстафет могут включать плавание в одежде, с ластами, на спине ногами вперед, с завязанными ногами, гонку мячей перед собой, гонку надувных резиновых шаров (дуя на них), переправу одежды, переправу на надувных матрасах, транспортировку «утопающего», плавание с партнером (один выполняет гребковые движения руками, второй – ногами, как в любом способе плавания, держась за ноги партнера), этап с переодеванием (участник стартует в куртке, которую он должен снять в конце своего этапа и передать следующему) и др.
Инсценировки. При проведении инсценировок необходимо заранее составить план-сценарий, предусматривающий и комические моменты.