Одним из основных источников формирования доходов населения является заработная плата.
Заработная плата, или ставка заработной платы, — это цена, выплачиваемая за использование труда. Экономисты часто применяют термин «труд» в широком смысле, включая оплату труда
- рабочих в обычном понимании этого слова, то есть «голубых и белых воротничков» самых разных профессий;
- специалистов – юристов, врачей, преподавателей и т.д.;
- владельцев мелких предприятий – парикмахеров, мастеров по ремонту бытовой техники и множество различных торговцев – за трудовые услуги, предоставляемые при реализации их деловой активности.
Важно также провести различие между денежной, или номинальной, и реальной заработной платой. Номинальная заработная плата – это сумма денег, полученная за час, день, неделю и т.д. Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату. Реальная заработная плата – это «покупательная способность» номинальной заработной платы. Вполне очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги. Изменение реальной заработной платы в процентном отношении можно определить путем вычитания процентного изменения в уровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате. Так, повышение номинальной заработной платы на 8% при росте уровня цен на 5% дает прирост реальной заработной платы на 3%. Номинальная и реальная заработная плата не обязательно изменяются в одном и том же направлении. Например, номинальная заработная плата может повыситься, а реальная заработная плата в то же самое время – понизиться, если цены на товары возрастают быстрее, чем номинальная заработная плата.
Рынок не гарантирует права на труд, на доход, не обеспечивает социальную защиту малообеспеченных. В связи с этим возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода, что государство может сделать с помощью фискальной политики, изымая в виде налогов часть доходов у богатых и перераспределяя эту сумму в пользу малоимущих. Однако в перераспределении дохода существуют очень серьезные проблемы. Должно ли в стране наблюдаться неравенство в доходах населения вообще? Существует ли оптимальная степень этого неравенства? Сколь широко должно распространять свое влияние на перераспределение дохода государство? Однозначных ответов на эти вопросы современная экономическая наука пока дать не в состоянии.
Имеется два подхода к проблеме выравнивания доходов. Сторонники первого считают, что при достижении полного равенства доходов общество добивается максимального удовлетворения нужд потребителей. Действительно, степень удовлетворения потребностей можно оценить по предельной полезности того или иного товара (в основе использования теории предельной полезности для исследования спроса потребителей лежит предположение, что поведение индивидуального покупателя на рынке отдельного товара зависит от того, как удовлетворяются его потребности, какую полезность приносит ему тот или иной товар). Если взять двух среднестатистических индивидов A и B, то можно с большей долей вероятности полагать, что их вкусы и желания в потреблении тех или иных товаров и услуг будут совпадать. Тогда предельная полезность каждой единицы товаров и услуг, потребляемых A и B, определится их доходом: чем выше доход, тем ниже предельная полезность товаров и услуг в расчете на последний потраченный рубль. И если налоги у В будут возрастать, а у А увеличиваться социальные выплаты, то для индивида В значительно снизятся стимулы получать высокий доход — зачем это делать, коль все равно большую часть дохода изымет государство. Одновременно у А тоже исчезнут стимулы повышать свой доход – за него это делает государство посредством налоговой политики. Стремление государства уравнять доходы с очень большой долей вероятности приведет к тому, что доход А не изменится, а доход В сократится; в итоге суммарный распределяемый доход сократится. Значит, попытка выравнивать доходы может привести к снижению эффективности производства: индивиду В не интересно работать высокопродуктивно и много зарабатывать (государство все равно изымет значительную часть дохода), а индивид А вообще может не работать если его зарплата меньше, чем социальные выплаты. Это и является главной идеей второй точки зрения: неравенство доходов необходимо, чтобы сохранить стимулы для повышения эффективности производства.
Как показывают оценки некоторых западных экономистов, попытки увеличить доходы бедных за счет изъятия определенных сумм у богатых оборачиваются серьезными потерями в эффективности. По подсчетам А.Оукена эти потери равносильны тому, что из каждых 350 долларов, изъятых у богатых, 100 долларов доходят до бедных, а 250 долларов просто теряются.
Все человеческие особенности (сильный и слабый, ловкий и неуклюжий, талантливый и заурядный, трудолюбивый и лентяй, образованный и невежда), формирующие неповторимый индивидуальный облик каждого, определяют разные возможности людей в состязании за свое личное счастье и благополучие.
С точки зрения экономистов, это неравенство возможностей проявляется на потребительском рынке в неравной платежеспособности покупателей, в основе которой лежит неравенство их доходов.
Все убежденные «уравнители» всегда стремились уничтожить двойной стандарт современного общества, сделать людей равными не только как граждан, но и как покупателей. Так, первый председатель Госплана СССР Г.М. Кржижановский считал: «Крепя основы подлинной демократии, мы одновременно сокрушаем старые вкусы, создаем предпосылки того однотипного спроса, который уже сам по себе облегчает рациональное массовое производство».[1] И спрос у нас действительно стал «однотипным».
Очевидно, что при равном распределении доходов, какими бы благими намерениями оно не оправдывалось, в обществе не будут производиться так называемые предметы «роскоши», так как их некому будет купить. Сошлемся на высказывание экономиста И. Бентама: «При подведении всех частных богатств под один уровень общество должно лишиться всех тех предметов потребления, которые иначе не могут существовать, как образуя ценность, превышающую установленный уровень».[2] С другой стороны, столь же очевидно, что в обществе с неравным распределением доходов, выпускаемая продукция и оказываемые услуги будут значительно разнообразнее, а структура потребления разных доходных групп будет существенно различаться. И то, что для одних будет предметом первой необходимости, для других может оказаться предметом роскоши.
Показатель среднего дохода очень чувствителен к увеличению или уменьшению доли высокодоходных или низкодоходных групп населения. В статистике большинства развитых стран для характеристики общего уровня доходов приводится не средний, а медианный уровень, то есть уровень, выше и ниже которого получает доход одинаковое число работников. Еще одной характеристикой, применяемой при исследовании доходов, является мода, представляющая собой наиболее распространенный уровень дохода.
Однако все эти характеристики по-прежнему не позволяют ответить на вопрос о том, во сколько раз доходы одних групп населения превышают доходы других. В этом отношении анализ доходов целесообразно дополнить характеристиками, изменяющими разрыв между высокодоходными и низкодоходными группами населения.
Выравнивания доходов населения осуществляется через проведение мер налоговой и социальной политики. Так, например, с более высоких доходов при прогрессивном налогообложении взимается более высокий налог, а такие правительственные программы, как социальное страхование, выплата различных пособий, продовольственная помощь увеличивают доходы относительно бедных слоев населения. При наличии соответствующих данных можно рассчитать уровни доходов, сделать выводы о влиянии проводимой налоговой и социальной политики на процесс выравнивания доходов населения.
С проблемой неравенства тесно связан вопрос о бедности индивида. Как определить, беден человек или нет? Для этого разработан такой показатель, как черта бедности или прожиточный минимум. Последний отражает уровень дохода, который необходим, чтобы поддержать допустимый минимальный уровень жизни. В январе 2001 г. величина прожиточного минимума, определенная в соответствии с методикой Минтруда Республики Казахстан, составила более четырех тысяч тенге на человека. Здесь надо иметь ввиду, что имеется такая величина, как месячный расчетный показатель, который не надо путать с показателем суммы прожиточного минимума. Месячный расчетный показатель равен в 2001 году 775 тенге и служит базой расчета для исчисления налоговых удержаний, пенсий, пособий наложения административных штрафов и других аналогичных расчетов
Процессы, происходящие в современной казахстанской экономике, привели к таким неоднозначным явлениям, как падение доли оплаты труда в доходах населения при одновременном росте предпринимательских доходов. Соответственно увеличилась доля доходов от предпринимательской деятельности.
Вместе с тем среди экономистов есть справедливое положение, что в понятии «предпринимательский доход» присутствует и так называемая «теневая» зарплата. Доходы населения, получаемые в виде дивидендов, статистика также относит к предпринимательскому доходу, куда включаются все поступления, не относящиеся к заработной плате и социальным трансфертам. Сюда же входит скрываемая от налогообложения оплата труда в теневом секторе экономики. В таком виде предпринимательские доходы не поддаются эффективному регулированию, хотя и растут самыми быстрыми темпами. В целом это подтверждает вывод обо все более суживающейся сфере государственного регулирования доходов населения. Отсутствие целенаправленной экономической политики, призванной как контролировать доходы различных слоев населения, так и активно влиять на них, приводит к такому явлению, как необоснованная дифференциация доходов.
Особенным явлением в республике стали задержки и невыплаты заработной платы, что не только снижает и без того низкие доходы большинства населения, но и значительно увеличивает фактическую дифференциацию.
Процесс выравнивания доходов осуществляется через проведение мер налоговой и социальной политики. Так, например, с более высоких доходов при прогрессивном налогообложении взимается более высокий налог, а такие правительственные программы, как социальное страхование, выплата различных пособий, продовольственная помощь увеличивают доходы относительно бедных слоев населения. При наличии соответствующих данных можно рассчитать коэффициенты, отражающие уровни доходов до выплаты налогов, доходом за вычетом налогов и доходов после получения различных выплат и пособий в соответствии с социальными программами и, сравнив соответствующие коэффициенты концентрации, сделать выводы о влиянии проводимой налоговой и социальной политики на процесс выравнивания доходов населения.
С проблемой неравенства тесно связан вопрос о бедности индивида. Как определить, беден человек или нет? Для этого разработан такой показатель, как черта бедности или прожиточный минимум. Последний отражает уровень дохода, который необходим, чтобы поддержать допустимый минимальный уровень жизни. В январе 2001г. величина прожиточного минимума, определенная в соответствии с установленным показателем составила более четырех тысяч тенге. Этот показатель не следует путать с месячным расчетным показателем, который установлен в сумме 775 тенге на месяц и служит базой для расчета различных уплат по налогам, административных удержаний, прочих аналогичных расчетов.
- Уровень жизни в РК
Процессы, происходящие в современной казахстанской экономике, привели к таким неоднозначным явлениям, как падение доли оплаты труда в доходах населения при одновременном росте предпринимательских доходов. Соответственно увеличилась доля доходов от предпринимательской деятельности.
Вместе с тем среди экономистов есть справедливое положение, что в понятии «предпринимательский доход» присутствует и так называемая «теневая» зарплата. Доходы населения, получаемые в виде дивидендов, статистика также относит к предпринимательскому доходу, куда включаются все поступления, не относящиеся к заработной плате и социальным трансфертам. Сюда же входит скрываемая от налогообложения оплата труда в теневом секторе экономики. В таком виде предпринимательские доходы не поддаются эффективному регулированию, хотя и растут самыми быстрыми темпами. В целом это подтверждает вывод о все более суживающейся сфере государственного регулирования доходов населения. Отсутствие целенаправленной экономической политики, призванной как контролировать доходы различных слоев населения, так и активно влиять на них, приводит к такому явлению, как необоснованная дифференциация доходов.
Особенным явлением в республике стали задержки и невыплаты заработной платы, что не только снижает и без того низкие доходы большинства населения, но и значительно увеличивает фактическую дифференциацию. Что касается воздействия государства на эти процесс, то, очевидно, что в наибольшей степени регламентируется уровень доходов работников бюджетной сферы. Если принимать во внимание тот факт, что сам по себе уровень доходов в бюджетных отраслях значительно ниже среднего по стране (в соответствии с действующей тарифной сеткой самый квалифицированный работник бюджетной сферы получает теперь заработную плату, равную прежней минимальной заработной плате), с одной стороны, а с другой стороны, доля занятых в бюджетной сфере постоянно уменьшается (это является результатом процесса приватизации, когда доля государства в основных фондах с 91% в 1990-1991 годах снизилась до 44% в 1994 году и до 9,5% на начало 1996 года, при этом далеко не все оставшиеся в частичной собственности государства хозяйствующие субъекты финансируются из бюджета), то станет очевидно, что прямому государственному регулированию и учету в области доходов практически неподвластна большая часть экономики.
Важное значение данный факт имеет при осуществлении социально ориентированной экономической политики, направленной на оказание адресной помощи малоимущим слоям населения. Если официально учитываемые доходы могут отражать положение лишь части населения, занятой в бюджетной сфере или на государственных предприятиях и не имеющей иных источников дохода, кроме заработной платы, то адресная помощь не может быть таковой в силу большего количества скрытых от государственного учета и воздействия источников дохода.
Наиболее характерный пример – широко распространенные валютные депозиты, активно применявшиеся до последнего времени практически без каких-либо ограничений. Являясь существенным источником дохода работников коммерческих структур при официальной весьма скромной зарплате, они приводят к недополучению государством налогов практически по всем платежам, связанным с начислениями на фонд оплаты труда. А в справке о зарплате будет указана соответственно только официальная зарплата, представляющая собой часть фактического дохода. Налогообложение валютных депозитов сверх ставки рефинансирования Банка Казахстана– половинчатое решение, сохраняющее неравноправное положение различных хозяйствующих субъектов в части налогообложения и заставляющее их активно применять подобные методы увеличения доходов своих сотрудников и снижения налогового бремени.
Новая шкала подоходного налога, введенная в действие с 1999 года, также ориентирована на некоторое снижение налоговой нагрузки на получающих средние и высокие доходы при неизменном ее уровне для низко доходных слоев населения.
Попытка учесть множественность источников доходов предпринята во вводимой с 1999 года декларации о доходах. Так, появилось понятие «материальной выгоды», подразумевающее следующие виды доходов: проценты и выигрыши по вкладам в банках; доходы от страховок, экономия от беспроцентных или низкопроцентных кредитов, получаемых от предприятий, учреждений и организаций.
Опыт показывает, что доначисление налогов по результатам работы налоговых инспекций осуществляется крайне неэффективно в силу ряда объективных и субъективных факторов (малочисленность работников налоговых органов, недостаток информации по всем налогоплательщикам, невозможность практически привлечь к ответственности недобросовестных должников, включая даже необеспечение сохранности корреспонденции в почтовых ящиках, поскольку уведомления налогоплательщикам о необходимости предоставить соответствующие справки рассылаются по почте).
Резервы увеличения сбора подоходных налогов по группе населения, имеющей низкие доходы, практически исчерпаны. В группе населения с высокими доходами имеется гораздо больше возможностей сокрытия налогов при практически полной ненаказуемости нарушителей. Не получила распространения и процедура конфискации имущества (хотя в новом законе о банкротстве она предусмотрена).
Разработка взвешенной политики доходов, учитывающей интересы различных слоев населения и направленной на поддержание социальной устойчивости экономического механизма, включает в себя целый ряд направлений. Это и внесение изменений в законодательство, регулирующее размеры оплаты наемного труда (включая такие предложения, как частичная добровольная оплата труда с помощью акций предприятий при создании соответствующих условий), и совершенствование практики взимания социальных налогов с правом предоставления выбора наиболее целесообразной для региона или отрасли базы для начисления такого рода налогов, и реорганизация системы подоходного налогообложения с установлением, например, более дробной шкалы налогообложения. Большие интервалы не могут быть эффективными, поскольку стимулируют сокрытие от налогов даже относительно невысоких доходов.
Существенное значение могут иметь меры, направленные на совершенствование системы социального страхования, которая призвана оказывать социальную поддержку широким слоям населения, и опирается на легальные формы занятости и получения доходов. Первые шаги в этом направлении уже предпринимаются, – создается персонифицированная система учета пенсионных взносов.
В условиях повсеместного распространения различных методов сокрытия полученных доходов наиболее целесообразно, по мнению автора, применять методы контроля за доходами на стадии потребления, поскольку практика утаивания все же менее сложна и использование подставных лиц при осуществлении крупных покупок таит угрозу для самих фактических владельцев при заключении недобросовестных соглашений. При этом предлагаемый некоторыми экономистами и политиками налог с продаж при явной его привлекательности в значительной степени затронет всех потребителей товаров и услуг, поскольку снижение налоговой нагрузки на предприятия в условиях тяжелого финансового состояния большинства из них не гарантирует соответствующего снижения цен на товары, а новый налог может привести к росту цен практически на все, особенно ходовые (например, продовольственные), товары, спрос на которые не в столь значительной степени ограничен платежеспособностью основной массы населения, как на дорогостоящие товары.
Не касаясь подробно опыта развитых стран по осуществлению контроля за доходами и расходами (это предмет специального исследования), приведем пример отношения государства к тайне банковских вкладов. Необходимость установления происхождения тех или иных доходов вынудила ряд государств осуществить в этом направлении ряд шагов. Так, в США еще в 1970 году в связи с растущей организованной преступностью появился Акт о банковской тайне, который создал правовую основу для судебного преследования лиц, пытающихся скрыть участие в преступлениях. Закон «О тайне банковской деятельности» содержит ряд требований к финансовым учреждениям по ведению учета и представлению отчетности.
Ответственность за соблюдения Закона о банковской тайне была возложена на контролирующие организации федерального банка. Одновременно была значительно усилена роль министерства финансов. Министерство финансов создало специальную сеть, представляющую собой информационный банк данных о финансовых сделках и операциях, объединяющий сведения, полученные от различных федеральных органов. Службе внутренних доходов министерства финансов были предоставлены соответствующие полномочия по инспекции финансовых учреждений через управление уголовного розыска службы, куда поступают отчеты о валютных операциях, зарубежных банковских и финансовых счетах, платежах наличными. Структурным подразделением министерства является также Таможенная служба, которая несет ответственность за расследование нарушений перевозки денег через границу. В свою очередь, министерству юстиции было предоставлено право налагать денежные штрафы на любое финансовое учреждение, нарушающее какое-либо положение Акта о банковской тайне. Закон разрешил финансовым учреждениям предоставлять должностным лицам правительственных организаций ограниченную информацию о любых возможных нарушениях закона клиентами. При этом финансовые учреждения были освобождены от ответственности перед клиентами за раскрытие такой информации.
Руководители, имеющие право подписи в банках, и лица, владеющие ценными бумагами, в течение одного месяца должны представлять отчет о финансовых счетах в иностранных банках. Лица и организации, уклоняющиеся от соблюдения этих требований, несут уголовную или гражданскую ответственность, а средства конфискуются.
Практика анонимных банковских вкладов в настоящее время ставится под сомнение даже в Швейцарии. Тем более назрела такая необходимость и в России. Речь идет не только о банковских вкладах, но и о создании целостной системы контроля за доходами и расходами, основанной, прежде всего на равенстве всех граждан, независимо от их положения, перед законом.
На основе дохода определяется уровень жизни. Уровень жизни – это обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Набор благ включает такие разнообразные потребности, как условия труда, образование, здравоохранение, качество питания, жилья и т.д. Степень удовлетворения потребностей зависит как от индивидуальных, так и семейных доходов членов общества.
Существует два подхода к определению уровня жизни:
- Сравнительный анализ жизненного уровня населения в целом по различным странам. Данный уровень определяется по показателю валового внутреннего продукта на душу населения; однако этот обобщающий показатель уровня жизни не отражает неравномерность распределения доходов в обществе. Для выявления последней определяют и сопоставляют распределение доходов по группам населения.
- Сравнение динамики распределения доходов по группам населения происходит на основе потребительских бюджетов: для средней семьи, бюджета высокого достатка, бюджета минимальной материальной обеспеченности. Рассчитываются также бюджеты для пенсионеров и других социальных групп населения.
Уровень жизни населения определяется, с одной стороны, составом и величиной потребностей в различных жизненных благах (продукты питания, одежда, жилище, транспорт, различные коммунальные и бытовые услуги, образование, медицинское обслуживание, культурно-просветительные мероприятия и т.д.), с другой – возможностью их удовлетворения, исходя из предложений на рынке товаров и услуг и реальных доходов людей, их заработной платы.
Вопросы организации оплаты и материального стимулирования труда тесно связаны с понятием «уровень жизни населения». Заработная плата является основным источником доходов подавляющего большинства населения в, а величина реальной заработной платы во многом определяет материальное положение людей.
Социально-экономическая категория «уровень жизни населения» используется в научной литературе, в правовых и нормативно-хозяйственных документах для характеристики степени удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в обществе, т.е. качества жизни населения, величины его благосостояния и благополучия и служит важным социально-экономическим критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.
Для анализа и оценки уровня жизни используют различные показатели, такие как величина валового и внутреннего продукта, национального дохода и реального дохода на душу населения, обеспеченность жильем, величина товарооборота и объем услуг на душу населения и др. Об уровне жизни косвенно свидетельствуют также показатели рождаемости и смертности населения, средней продолжительности жизни.
К показателям уровня жизни населения, имеющим прямое отношение к организации оплаты труда и установлению ее минимальных размеров, относятся такие понятия, как продовольственная и потребительская корзины, прожиточный минимум, бюджет прожиточного минимума.
Продовольственная корзина – это набор продуктов питания одного человека в месяц, рассчитанный на основе минимальных норм потребления продуктов, которые соответствуют физическим потребностям человека, калорийности, содержанию основных пищевых веществ и обеспечивают соблюдение традиционных навыков организации питания.