Выступления феодальной верхушки под предводительством Арынгазы Абулгазиева. Политика царского правительства в Казахской степи осуществлялась по трем направлениям. Во-первых, по линии форсированного строительства укрепленных военных линий, усиленных гарнизонами, и создания постоянных казачьих поселений; во-вторых, по линии политико-административных реформ, образования внешних округов и окружных приказов, дистанционной системы управления; в-третьих, по линии расширения торговли с казахской степью.
В конце первой четверти Х1Хв. Создавались благоприятные условия для ликвидации ханской системы управления как в Среднем, так и в Младшем жузах. Именно поэтому первые административные реформы царского правительства были направлены на ликвидацию ханской власти. Проводя политику сосредоточения всей полноты власти в руках российской администрации, царизм в 1822г. упразднил ханскую власть в Среднем жузе, в 1824г.- в Младшем жузе. Новая система управления вызвала недовольство родовой знати- биев, которые не были привлечены царскими властями к судебно-административной службе.
Новая политико-административная реформа нанесла ущерб интересам и тех султанов, которые оказались не привлеченными к управлению страной. Оппозиционно настроенная часть феодальной знати и султанов составила в последствии основную социальную базу феодальных выступлений.
Недовольные влиянием сильного централизованного государства России, султаны искали возможность принять покровительство более слабых среднеазиатских ханств лишь бы чувствовать себя независимыми и безраздельно эксплуатировать трудящихся шаруа. Главари феодально-монархических выступлений не были заинтересованы в борьбе за национальную независимость казахского народа. Преследуя свои лично-эгоистические цели, будучи не способной выработать и выставить сколько-нибудь радикальные требования, феодальная аристократия не могла объединить казахский народ на борьбу за свободу и независимость. Более того, отстаивая патриархально-феодальные институты, она и не думала об облегчении тяжелой участи народа. Она боролась за власть и свое личное благополучие.
После смерти хана Айчувака ( 1797-1805гг.) его приемником стал сын Джанторе (1805-1809гг.). Престол его у него оспаривал потомок хана Нуралы султан Каратай. Но царское правительство последовательно пересекало все попытки влиятельных султанов закрепиться на ханском престоле. Во главе групп феодалов Каратай не раз выступал за сохранение своих привелегий. Его отряды совершали набеги на не повиновавшиеся казахские аулы, наподдали на торговые караваны. Каратай убил хана Джанторе, но добиться своих целей не смог.Царское правительство отказалось утвердить его ханом, признав преемником Джанторе Ширгазы, сына Айчувака.
В начале Х1Хвв. В период ожесточенной династической борьбы в южных районах Младшего жуза на политическую авансцену выступил султан Арынгазы Абулгазиев, стремившийся к реставрации ханской власти. В апреле 1816г. феодальная знать избирает его ханом Младшего жуза. Арынгазы пытается добиться создания сильного централизованного государства путем объединения казахских феодалов, что привлекло на его сторону феодальную знать Младшего и Среднего жузов. В результате власть официального хана Ширгазы становится номинальной. Покровительствуя торговле с Бухарой, Арынгазы добился официального признания его ханом со стороны бухарского эмира.
Переговор по вопросу признания его ханом ввел Арынгазы и с царским правительством. Но царское правительство, заинтересованное в ослаблении ханской власти в Казахстане, затягивала ответ. В январе 1820г. от хана Ширгазы поступило сообщение о нападении Арынгазы на его аулы.
Среди царской администрации определились две точки зрения относительно ханской власти в Младшем жузе. В проекте «Устава об оренбургских киргизах» 1822г. предлагалось назначить в каждую из трех частей жуза самостоятельного хана. Одним из ханов предполагался султан Арынгазы. Слабость других ханов фактически сделала его в то время хонам Младшего жуза. Вероятно, это и послужило причиной того, что проект не был утвержден, и законодательное оформление ликвидации ханской власти в Младшем жузе произошло только в 1824г. В 1824г. хан Ширгазы был пересилен в Оренбург в звании первоприсутствующего в Пограничной комиссии с жалованием в 150 рублей в месяц. Начальниками частей жуза стали султаны из потомков Абулхаира: в Западной части-Каратай, в Средней -Темир Ералиев, в Восточной -Джума Худаймендиев, причем последней был султаном Среднего жуза.
В 1821г. султан Арынгазы был вызван в Петербург. Он поехал туда в надежде добиться утверждения себя ханом, но был по дороге задержан и сослан в Калугу, где и умер в 1833г. Это решение было продиктовано желанием избавиться от влиятельного хана, а затем отменить ханскую власть.
Со второй четверти Х1Хв. Оренбургские губернаторы проводили курс ни усиление роли пограничных властей, военных судов и общеимперских законов; возрастает роль карательных отрядов. Если в Среднем жузе сибирской администрация иногда и шла на компромиссы, то оренбургская проводила в Младшем жузе более жесткий курс. В 1840г. В.А. Перовскому было разрешено предавать казахов военному суду и утверждать приговоры в случае «бунта и склонения других к возмущению».
Феодальное движение, возглавляемое Кенесары Касымовым, началось на территории Среднего жуза. Будучи потомком ханов Абылая и Вали, он считал, что ханское звание в Среднем жузе должно принадлежать только ему. Еще в 1824 г. отец Кенесары Касым и его старший брат Саржан, добиваясь восстановления ханской власти и передачи ханского титула Касымовым, начали и на казахские аулы, не желавшие им подчиняться. Кенесары Касымов владел громадными стадами ( в его личной собственности находилось до 6 тыс. лошадей и более 2 тыс. баранов), ему принадлежало значительное «драгоценное имущество», состоявшее из ковров, мехов, шелковых материй, насильственно отобранных у населения и у торговых караванов, у него была большая дружина тюленгутов. По сведениям поручика Герна, вместе с Кенесары кочевало около 1 тыс. кибиток тюленгутов, доставшихся ему в наследство от хана Аблая.
Идеология Кенесары Касымова вполне соответствовала его положению крупного феодала, ханского потомка. Он считал казахские жузы своим наследственным достоянием; своей наследственной собственностью рассматривал он и казахский народ. Он не раз заявлял, что «обретет всех киргиз от русских».
Кенесары захватывал в свое пользование лучшие пастбища. Лошади его многочисленных табунов, по свидетельству очевидцев, содержались в «исправности», поскольку паслись постоянно на лучших лугах, в то время как скот подвластных ему аулов из-за отсутствия хороших пастбищ между Тургаем, Джиланчиком и далее был « в весьма дурном теле». Он захватывал не только лучшие пастбища, но в принудительном порядке присваивал скот зависимых от него аулов. Когда при преследовании его царскими отрядами Кенесары вынужден был бросить до 2 тыс. баранов, то для возмещения этого убытка собрал «насильно с приверженцев своих по нескольку баранов». Он требовал также в Среднем жузе «с каждой юрты по скотине», угрожая в случае отказа ограбить и «увлечь непокорных за собой».