Термин политическая система был введен в политологию в 50 — 60 -х годах ХХ века. До этого для описания властных отношений применялись понятия «тип правления», «система правления». Однако, процессы развития общества привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство, создавая партии, движения, ассоциации и т.д. Власть перестала быть монополией государства и приняла сложный вид. Понятие «система» ввел в оборот немецкий биолог Л. фон Берталанфи в 20-х годах ХХ века. Он рассматривал систему как совокупность взаимозависимых элементов. Позже этот термин в политологию принес Т.Парсонс, представлявший общество как взаимодействие четырех подсистем: экономической, политической, социальной и духовной. каждая из них выполняет определенные функции.
Человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые происходят под влиянием различных факторов. Усложняются социальные взаимосвязи между людьми, появляются новые потребности, и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Поэтому всегда актуален вопрос о том, как общество приспосабливается к изменяющимся условиям. Ответ на него позволит выявить механизмы адаптации общества, составляющие основу его жизнеспособности и стабильности. Способность общества реагировать на потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям обеспечивается политической системой Благодаря действию политических институтов и структур, политическая система оказывает влияние на различные стороны жизни общества. Действие механизмов политической системы основано на способности властным путем распределять ценности и ресурсы внутри общества, предписывать населению определенные нормы поведения и стрндарты. Всвязи с этим, политическая система включает в себя также и взаимодействие властвующего и подвластного. Таким образом, политическая система является характеристикой взаимоотношений между государством и обществом.
Основателем теории политической системы можно считать Д.Истона, который представлял ее, как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Политика, по его мнению, является частью целостности — общества, поэтому она должна реагировать на импульсы, поступающие в систему, предотвращать конфликты, возникающие по поводу распределения ценностей между индивидами, группами.
Иной подход избрал американский политолог Г.Алмонд. Он исхидил из того, что политическая система может исправно выполнять свои функции только при условии функционализации политических институтов, т.е. каждый элемент целостности выполняет жизненно важную функцию всей системы. На основе этого тали развиваться сравнительные исследования политических систем. Это было важно для выделения основных жизненно важных функций политической системы, которые необходимы для эффективного социального развития. Исходя из этого Г.Алмонд определил политическую систему как совокупность ролей и взаимодействий между собой, осуществляемыми не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества. В частности установили, что политическая система должна эффективно выполнять три группы функций:
- функции взаимодействия с внешней средой;
- функции взаимосвязи внутри политической сферы;
- функции, обеспечивающие сохранение и адаптацию системы.
Политическая система состоит из взаимосвязанных подсистем. Институциональная подсистема. Центральное место в ней принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов и, обладая монополией на законное насилие государство обладает наибольшими возможностями в воздействия на различные стороны общественной жизни. в свою очередь на государство могут воздействовать различные партии и СМИ.
Нормативная подсистема. Через нее политическая система оказывает влияние на деятельность институтов и поведение граждан.
Функциональная подсистема. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на защиту существующего механизма осуществления власти.
Коммуникативная подсистема. Она включает формы взаимодействия как внутри системы, так и взаимодействие с другими политическими системами.
Культурная подсистема. Составляет основу традиций и устойчивых представлений в обществе, а также характер и способ мышления.
Политическая система должна выполнять ряд функций:
- Функция политической социализации. Т.е. приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти.
- Функция адаптации. Подготовка и отбор субъектов власти способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.
- Функция реагирования. Т.е. реагировать на сигналы, поступающие извне или изнутри. Данная функция позволяет системе быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
- Экстракционная функция. Извлечение ресурсов из внешней и внутренней среды.
- Дистрибутивная функция . Распределение ресурсов среди групп внутри общества.
- Функция регуляции. Т.е. воздействие на общество. Это воздействие может проявляться путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, а также применение мер в отношении к нарушителям.
Государство как основной институт политической системы.
Государство являестя наиболее значимым институтом политической системы. Значимость его определяется максимальной концентрацией в его руках ресурсов, позволяющих ему влиять на социальные изменения. Государство на протяжении веков трактовалось всегда неоднозначно. Обычно все трактовки выходили из двух: оно служит интересам общества и личности или выступает средством подавления имущими классами неимущих.
Первая теория, по-видимому, исходит из мнения Аристотеля, который считал государство олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага: «Человек, нашедший свое завершение в государстве, совершеннейшее из творений. Наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место в мире.«
Вторую теорию поддерживает английский мыслитель Т.Гоббс, который сравнивал государство с чудовищем: «Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас…«
С XVI века формируется другая интерпретация государства: теперь оно определяется через понятия «суверинитет» и «абсолютная власть». (Ж.Бодэн «Шесть книг о государстве»). Теперь государство олицетворяет правитель и он руководит общностью людей. Т.е. данная концепция косственно поддерживает теорию Гоббса.
В последствии государство рассматривалось как нормы, отношения, роли, процедуры, институты и т.д. Т.е. не какую-то личность, а общество в целом. Так марксисты признавали наличие государства только в классово разделенном обществе и рассматривали государство как машину для подавления одного класса другим. Этот раскол в обществе (на классы) произошел в результате разделения труда и появления частной собственности.
В связи с этим государство можно определить как особую форму организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата).
Возникновение государства как социального института отразило процессы усложнения общественной жизни. Его появление отразила необходимость в удовлетворении потребностей и интересов, которые прежние институты не могли удовлетворить. Преимуществом государства является высокая специализация в разделении труда между правящими, владение современной армией и полицией, владение большими материальными и иными ресурсами для осуществления своих решений.
Государство обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (партий, движений ):
- Единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Осуществление власти на определенной территории требует установления его пространственных пределов — государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти.
- Государство представляет собой организацию политической власти, обладающую специальными механизмами для управления обществом: законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. В особых случаях государство применяет такие меры как принуждение — органы насилия (армия, органы безопасности).
- Государство регулирует свою общественную жизнь на основе права. Только государство может регулировать жизнь общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер.
- Суверинитет государственной власти. Он выражается в верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны. Т.е. в общеобязательности решений для населения, возможности отмены решений негосударственных институтов сласти, обладании ряда исключительных прав (н-р, права издания законов, имеющих для населения обязательный характер), наличии специальных средств воздействия на население.
- Принудительное взимание налогов и иных обязательных платежей с населения, которые гарантируют экономическую самостоятельность государства.
Государство выполняет ряд функций, которые разделяют на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:
- Экономическая функция. Организация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики.
- Социальная функция. удовлетворение потребностей людей в жилье, социальных гарантиях, страхвании жизни, поддержании здоровья на долджном уровне.
- Правовая функция. Обеспечение порядка и правовых норм, которые регулируют общественные отношения, охрану общественного строя и т.д.
- Культурно-воспитательная функция. Создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, возможности самореализации.
- Политическая функция. Обеспечение политической стабильности, выработка политического курса, отвечающего потребностям большинства населения или поддержания полномочий главенствующего класса.
К внутренним функциям относятся:
- Функция взаимовыгодного сотрудничества. (во всех сферах деятельности).
- Функция обороны страны.
Теперь непосредственно перейдем к понятию формы государства. Формы государства — это способ организации и осуществления государственной власти на территоии данной страны. Она включает три взаимосвязанных элемента :
- Форма государственного правления. Это организация верховной суверенной власти в государстве . Существует две основные формы государственного правления :
- Монархия.Такая форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется одним лицом и передаётся по наследству. Различают монархии абсолютного типа, при которой монарх не ограничен конституцией, и конституционные монархии, когда власть и полномочия монарха ограничиваются конституцией.
- Республика. Форма государственного правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республики могут быть:
- Парламентские(ФРГ). Парламент формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. Президент является главой государства, но исполнительная власть сосредоточена в руках правительства во главе с премьер-министром.
- Президентские(США). Глава государства (президент) непосредственно или с последующим утверждением в верхней палате парламента формирует правительство, которым руководит сам. Для президентской республики характерно жесткое разделение законодательной и исполнительной властей. Президент, будучи главой государства одновременно возглавляет исполнительную власть и не несет ответственности перед парламентом, поскольку избирается на всеобщих выборах.
- Парламентско-президентские(Франция, Австрия, Ирландия). Парламент и президент в той или иной пропорции делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству. Эта форма правления сочетает в себе сильную президентскую власть с эффективным контролем за правительством со стороны парламента.
- Форма государственного устройства. Это территориально-организационная структура государства. Формы государственного устройства могут быть разделены на три группы:
- Унитарные. Цельные, единые государства, части которых не обладают признаками государственного суверенитета. В унитарном государстве существуют общие для всей страны правительственные, исполнительные и судебные органы.
- Федерации. Союзные государства, части которых в той или иной мере обладают признаками государственности и обладают суверенитетом. В федерации существуют два уровня власти: федеральный и республиканский. Полномочия органов разграничены конституцией.
- Конфедерации. Союзы государств, образуемые для определенных государственных целей. Конфедерация — непрочное государственное образование. Как показывает история, они существуют недолго, они либо распадаются, либо превращаются в федеративные государства.
- Политический режим. Это совокупность средств и способов осуществления политической власти. Различают два вида политического режима :
- Демократический. Он характеризуется тем, что государственная власть осуществляется с соблюдением основных прав и свобод человека; пределы и объёмы власти каждого из органов определены законом, властные органы, имеют мандат, которым обеспечиваются легальные возможности для свободного выявления и учета интересов различных социальных групп, утверждают верховенство права в обществе, независимое правосудие.
- Авторитарный. Государственная власть осуществляется ограниченным кругом властвующих органов и лиц путём использования управленческого административного аппарата, вооруженных сил и всевозможных принудительных учреждений.
Демократические основы политической жизни общества.
Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. «Демократия» в переводе с греческого означает «власть народа». Однако, начиная с первого упоминания о ней в Аристотелевой «Политике» до настоящего времени не смолкают споры о ее содержании. Различные авторы акцентируют свое внимание на различных ее составляющих. Например, власти большинства, ограничении и контроле над ней, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений,плюрализме и т.д. В одних случаях ее трактуют как общественную систему, в других — как форму государства, при которой все граждане имеют равные права на власть. Этим она отличается от монархии.
Первоначально демократия рассматривалась как прямое правление граждан. Но демократия еще с древних времен считалась худшей формой правления, т.к. низкий уровень культыры граждан позволял манипулировать правителям «народовластием», вследствие этого демократия переходила во власть толпы, а затем — в тиранию.
Негативное отношение к демократии не было преодолено даже после Великой Французкой революции в XVIII веке. Это было связано с тем, что демократия не могла решать повседневные социальные вопросы большого государства (в отличие от городов-полисов).
С точки зрения опписательного подхода демократия представляет собой совокупность политических структур и процедур, которые были бы эффективны в реализации общественных нужд. Либеральная теория демократии, например, рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление, источником власти является народ, который на принципах доверия, закрепленных конституцией выражает свою власть через соих представителей (депутатов). В этом случае властью занимаются подготовленные люди, которые должны выражать чаяния своих избирателей. Теория прямой демократии отрицает принцип представительности. Демократия понимается как прямое правление народа. Воля выражается на собрании и является основой для деятельности правительства и составления законов. Сторонники плюралистической теории демократии исходят из того, что каждый индивид стремится к реализации своих личных интересов, а не оющественных нужд. В связи с этим общество рассматривается как совокупность социальных групп, а принятие решений происходит в результате борьбы этих групп и служит своеобразным компромиссом. Последователи элитарной теории демократии используют обратную логику в доказательство преимуществ своего подхода. Они исходят из того, что не существует рационального поведения отдельного индивида, отсутствует концепция «всеобщего блага». А поэтому должна существовать господствующая элита выбираемая народом, которая на время своего правления лишает народ на тот же срок возможность действовать. Напротив, сторониики партиципаторной демократии отрицают принцип разделения труда и исходят из индивидуального самоопределения личности. Причем самоопределение ими как полное право на участие в политической жизни общества. В 60-х годах демократия такого типа стала активно развиваться и нашла свое выражение в новых социальных движениях (н-р, движение «зеленых»).
Существует еще один интересный вид демократии — социалистическая демократия, которая трактует ее как форму классового господства. В рамках данной концепции развивалось два направления: ортодоксальное (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин) и реформистское (К.Каутский, Э.Берштейн). Парадокс первой состоит в том, что только социалискическая демократия устанавливает власть народа, но с другой стороны при коммунизме демократия как принцип существования государства отмирает вообще. Идеологическая цель (построение коммунизма) приносит в жертву все свободы личности. Сторонники второй теории ищут форму компромисса путем соглашения различных социальных сил.
В настоящий момент демократия в различных ее формах существует в 35 странах мира. Причем демократии в этих странах обладают рядом общих характеристик:
- Общераспространенная законность, которая основывается на подтверждении народом в форме выборов.
- Конкурирующая политика — конкуренция при выборах.
- Политические партии. Они служат основным механизмом, облегчающим процесс формирования воли народа.
- Гражданские, политические и социальные права.
Кризис политической системы и проблемы ее радикальной реформы.
Переход к новой политической системе не представляет собой однозначно необратимый процесс, создание нового политического порядка сопряжено с переходом на иные принципы и механизмы социальной эволюции, а этот переход характеризуется общественными противоречиями. Во-первых, рыночные отношения дифференцируют общество по видам деятельности, уровню жизни и социальному статусу. Во-вторых, процессы рацонализации общественных отношений, формирования и закрепления демократических институтов наталкиваются на коллективные ценности, самобытные традиции и могут быть не поняты большинством населения.
Рассмотрим кризисы политического развития на примере политической модернизации России.
Переход от тоталитаризма к дамократии в конце 80-х годов осуществлялся при кризисе легитимности власти. Прежний режим обеспечивал свою легитимность тотальной обработкой населения, а также социальной поддержкой. Власть формировалась закрыто узким кругом.
Создание демократических институтов обусловило другие способы легитимности власти, наиболее важным из них является свобода выбора. Однако, сформированные демократические институты не были поняты значительной частью населения. Введение резкого имущественного расслоения не находит понимания у населения, которое за долгое время правления КПСС привыкло к социальному равенству и справедливости. Для повышения легитимности власть должна (но к сожалению не выполняет) обеспечить основное большинство населения социальной поддержкой и гарантиями в рыночной экономике, а также преодолеть социальные культурные противоречия, которые скопились у народа за 70 лет «пути к коммунизму». Надо также дать равные условия для сомореализации личности, дать свободу выбора. Но, по моему мнению, российская власть и Президент не выполняют своих функций по отношению к населению, которое их выбрало: Президент болен и, я думаю, не может выполнять свои функции, а правительство и парламент заняты только наживой в личных целях да критикой, чтобы поддерживать свой имидж в глазах народа.
Еще одним фактором усугубляющим кризис политической системы является то, что процесс формирования политических партий в России на много опережает становление структуры интересов социальных групп. В результате появляются партии, движение которых в большинстве случаев кроме их лидеров и приближенных никто не поддерживает, поэтому социальный вес их крайне мал. Я считаю, что в данном направлении нельзя двигаться революционным путем, создание какой-либо партии должно быть выстрадано, только тогда она будет реально представлять интересы большинства населения.
По моему мнению, в данный момент очень актуален еще один момент: политика предполагает взаимодействие всех политически значимых сил (см. выше вопрос 1) и в первую очередь — взаимодействие власти и общества. Вот этого как раз и не хватает нашей российской влести, у которой взаимодействие проявляется только раз в четыре года (в предвыборную компанию). Во времена СССР такую роль как бы исполняли различные общественные организации (профсоюзы, комсомол), но так как они в свою очередь опять же контролировались КПСС, то это нельзя было назвать обратной связью власти с народом. Нормальное взаимодействие должно быть по такому принципу: общественные организации выражают чаяния своих членов, причем ядро этих организаций не должно быть оторвано от входящих в организацию людей. В свою очередь общественные организации должны иметь возможность легально заявить о своих требованиях правящей элите, а те в свою очередь своевременно реагировать на них.
Усложняется ситуация в данном вопросе еще и тем, что в стране постоянно появляются новые социальные группы со своими специфическими требованиями (н-р, банкиры, предприниматели) они не могут включиться в политическую жизнь и представить свои требования власти без создания новых каналов участия в процессе политической жизни.