Проблемы цены и механизма её формирования являются одними из самых фундаментальных в курсе экономической теории. Система цен в рыночной экономике играет роль основную организующей силы. Цены товаров служат ориентирами, руководствуясь которыми предприниматели и потребители делают свой выбор, обеспечивающий личный интерес. В цене товара фокусируются материальные интересы продавцов и покупателей, отдельного работника, предпринимателя, коллективов работников, групп предпринимателей, отраслей, общества, государства, производственные и воспроизводственные, региональные и федеральные, национальные и интернациональные интересы.
В современной мировой экономической теории наибольшее распространение получила концепция цены А.Маршалла.
Д. Робинсон назвала теорию А. Маршалла , изложенную в «Принципах экономикс»
Экономической библией, а М. Фридмен полагает, что в этой книге теория цен уже почти полностью оформилась в своём современном виде.
В своей концепции цены А. Маршалл опирался на теорию А. Смита, Д. Риккардо,
Ж.Б. Сэя, Е.Бем- Баверка, Д. Лодердейла. В своей теории А. Маршалл пытается объединить три концепции: предельной полезности, издержки производства, спроса и предложения- в одну теорию цены. Он отрицал существования стоимости, считал, что существует только меновая стоимость, т.е. цена. В главе5 « Принципов» он выразил своё отношение к этой проблеме так: лучшим экономистом может оказаться тот человек , который доверяется своему здравому смыслу практической смекалке, чем тот, кто претендует на исследование лёгким. А. Маршалл изучил дискуссию экономистов по этой проблеме и утверждал, что « мы могли бы с равным основанием спорить о том , регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства , как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».Тем самым он подчёркивает , что ни один из этих факторов не является определяющим и что общим правило является следующее положение : чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в анализе влияние спроса на стоимость , а чем этот период продолжительнее , тем большее значение приобретает влияние издержек производства на стоимость. В длинные периоды эти факторы взаимно погашают влияние друг друга и, таким образом, постоянно действующие причины, в конечном счёте полностью определяют стоимость. По сути, он говорит, что стоимость есть отношение издержек производства к полезности. Цена какой-либо вещи, утверждает А.Маршалл, представляет меновую стоимость относительно всех вещей вообще, или представляет её покупательную стоимость.
На рынке особое значение равновесная цена, которая является результатом взаимодействия цены спроса и предложения.
Цена спроса на каждое количество товара – это цена , по которой определённое количество товара способно привлечь покупателей в течение определённого периода и времени. Цена спроса на каждый товар уменьшается по мере увеличения его предложения. Цена предложения- это цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок. По мере сокращения или возрастания ежегодного количества товара цена предложения товара может либо повышаться, либо снижаться, она может даже попеременно повышаться и падать. Цена предложения данного количества товара зависит от затрат усилий рабочих. Производства товара требует приложения различных видов труда и применения капитала во многих его формах. Затраты всех различных видов труда, прямо или косвенно занятого в его производстве, вместе с ожиданием, необходимым для накопления применяемого в его производстве капитала, иными словами, все эти усилия и жертвы в совокупности. А. Маршалл называет реальными издержками производства товара. Суммы денег, которые приходится платить за эти усилия и жертвы, называются денежными издержками производства либо для краткости – издержками производства. Можно
Можно подразделить элементы, требующие для изготовления товара, на любые группы и назвать их факторами производства. В таком случае издержки производства определённого количества данного товара будут равны ценам предложения соответствующих количеств факторов его производства. А сумма этих цен предложения указанного количества товара.
Исходящая позиция А.Маршалла такова: на рынке представлены нормальный спрос и нормальное предложение. Силы спроса и предложения действуют свободно, не существует прочного объединения торговцев, широко развёртывается свободная конкуренция, На рынке в одно и то же время существует лишь одна цена. Общая конъюнктура рынка остаётся неизменной на протяжении всего принятого периода, за это время не меняется мода или вкусы, никакой новый заменитель не влияет на спрос, никакое новое изобретение не воздействует на предложение. Смысл такого подхода заключается в том , чтобы в спокойном, нормальном, обычном, постоянно повторяющемся явлении выявить существенные черты анализируемого предмета.
Нормальная цена определяется состоянием устойчивого равновесия нормального спроса и нормального предложения.
Нормальная цена предложения как для долгих, так и для коротких периодов определяется деление совокупных затрат производства на количества товара, т.е. это средние затраты.
Совокупность затраты на производство могут быть получены либо путём умножения предельных затрат на число единиц товара, либо путём сложения всех фактических затрат производства его отдельных частей и добавление всех рент, полученных за счёт дифференциальных преимуществ производства.
Нижней границей цены товара является предельные издержки производства. Цена должна быть достаточной, чтобы возместить предельные издержки.
Принимая во внимание усиление взаимосвязей в макроэкономике, т.е. дополняя анализ цены новыми усилиями, можно утверждать, что цена в конечном счёте зависит не от предельных, а от совокупных затрат труда и капитала, и, следовательно, цены определяются общим уровнем спроса и предложения.
Формирование рыночной цены А. Маршалл рассматривал в трёх периодах времени, где параметры предложения имеют различную динамику. Соответственно этому различают мгновенное, кратковременное и длительное равновесие. В трёх различных типов равновесия товаропроизводители могут либо не принимать никакие меры, либо приспособить переменные факторы производства к изменившимся условиям, либо приспособить к изменившейся цене все факторы производства. Для коротких периодов парк средств производства практически постоянен, но его использование колеблется в зависимости от спроса. Предложение товара растёт без увеличения оборудования. Длинный период должен представлять достаточно времени, чтобы можно было приспособить к спросу не только факторы производства данного товара, но и факторы производства указанных факторов и т.д.
Существенное воздействие на предложение товара оказывает изменяющийся во времени уровень цены и прибыли. Определение цен спроса и предложением и наряду с этим определение спроса и предложения ценами осложняется ещё и тем, что спрос определяет предложения и, наоборот предложения определяет спрос, производство определяет рынок, а рынок- производства. Этот процесс перестановок тезисов и аргументов, причины и следствия приводит экономистов в тупик.
Согласно теории К.Маркса, такой субстанцией является стоимость товара. Величина стоимости товара определяется общественно необходимыми затратами рабочего времени на его производство. Человеческий труд образует стоимость, но сам труд не есть стоимость. Стоимостью он становится в застывшем состояние, в предметной форме . Стоимость может проявляться в общественном отношении одного товара к другому, т.е. в их меновом отношении, в обмене. В стоимость товара не входит ни один атом вещества природы.
На определённом этапе развития товарного производства товары обладают общей для всех их формой стоимости, а именно денежной формой стоимости. Цена есть денежное выражение стоимости товара. В меновом отношении может выразиться как величина стоимости товара, так и тот плюс или минус по сравнению с ней. Возможность количественного несовпадения цены с величиной стоимости или отклонения цены от величины стоимости заключена уже в самой форме цены. Эта отличительная черта является адекватной формой такого способа производства, при котором правило может прикладывать себе путь через постоянные колебания спроса и предложения товара, как слепо действующий закон средних чисел.
Форма цены не только допускает возможность количественного несовпадения величины стоимости с ценой , но она может скрывать в себе качественное противоречие, вследствие чего цена вообще перестаёт быть выражением стоимости, хотя деньги представляют собой стоимость товаров.
По К. Маркса, цена товара зависит от величины его стоимости, относительной стоимости, количества денежного материала, находящегося в обращении, величины рыночной стоимости.
Величина рыночной стоимости определяется не условиями производства товара, а условиями его воспроизводства , т.е. рабочим временем , необходимым для его воспроизводства. Конкуренция товаропроизводителей заставляет их производить товар с меньшей величиной стоимости.
Величина рыночной стоимости товара может варьировать в диапазоне от минимальной индивидуальной стоимости по максимальной индивидуальной стоимости всей товарной массы, представленной на рынке. Если спрос значительно превышает предложения товара на рынке, то в основе рыночной стоимости может лежать индивидуальная стоимость в относительно худших условиях производств.
На определённом этапе развития материального производства появляется возможность перераспределение общественного труда по средствам механизма конкуренции между отраслями.Это происходит в результате межотраслевой конкуренции товаропроизводителей при следующих условиях : полная свобода торговли внутри общества и устранения всех монополий, кроме естественных, развитие кредитных отношений, отмена всех законов, препятствующих перемещению рабочих из одной сферы производства в другую, безразличное отношение рабочего к содержанию его труда, сведения труда во всех сферах производства к простому труду , что достигает в машинном производстве , освобождение рабочих ото всех профессиональных предрассудков.
Результат межотраслевой конкуренции происходит формирование цены производства .Цена производства включает издержки производства плюс среднюю прибыль. В основе рыночной цены может лежать цена производства. Формирование цены производства происходит в результате переопределение создаваемой прибавочной стоимости между отраслями посредствам механизма вариации рыночных цен вследствие динамики предложения товаров.
В плановой экономике, как и в рыночной, уменьшение цены товара приводит к увеличению спроса. Но совсем по- другому ведёт себя предложения. Его объём в условиях плановой экономики определяется не рынком, а центральными органами. При плановой экономике кривая предложения является вертикальной, а при рыночной она выглядит отлогой , и степень отлоги зависит от цены и эластичности предложения.
При государственной системе распределения, ограничении роли рыночных сил не может быть и речи о равновесии спроса и предложения.
Централизованная система управления оказалась неспособной, как показал опыт нашей страны, своевременно реагировать на изменения спроса и предложения. В результате характерными были то избыток продукции, то её дефицит. Расточительство, не имеющее исторических аналогов, стало неотъемлемым свойством централизовано управляемой экономики.
Эти и другие недостатки административно- командной системы обусловлены недооценкой роли рынка, игнорирование такой можно рыночной силы, побуждающей всех производителей соперничать между собой и совершенствовать производство, как конкуренция Всё это свидетельствует о достаточной серьёзной роли государства в рыночной экономике.