У истоков узбекской национальной школы научной педагогики, как полагает большинство исследователей этой проблемы, стоял академик АН Республики Узбекистан Ташмухаммед Ниязович Кары-Ниязов.
Педагогические взгляды Т.Н. Кары-Ниязова условно можно классифицировать по их тематической направленности: 1) Исследование вопросов истории педагогической мысли в Узбекистане; 2) Собственные педагогические методики, содержащие оригинальные мысли об обучении и воспитании; 3) Работы по использованию норм языкознания и математической терминологии в образовательных целях; 4) Изучение дидактического значения учебников и учебных пособий по математике.
Историко-педагогические работы Т.Н. Кары-Ниязова имеют две ярко выраженные тенденции. Это – описание опыта работы национальных педагогов в XIX – начале XX в., системы начального и среднего образования в 1-й пол. XX в., методик, учебников, обучения и воспитания в школах Туркестанского края и Узбекистана. Вторая тенденция представляет собой анализ педагогических идей выдающихся ученых Средневекового Востока – Улугбека, Бируни, аль-Фергани, аль-Фараби, Алишера Навои и т.д.
Во всех работах Т.Н. Кары-Ниязова по истории и культурологии, где освещаются вопросы истории развития народного образования в республике прослеживается четкая тенденция разделения ее на два этапа: 1) до 1917 г. и 2) после 1917 г. Автор, подвергая глубокому анализу состояние системы образования на территории Туркестанского края, описывает две антагонистические тенденции в развитии культурных традиций: консервативное и реформаторское. К консервативной или, как ее называет Кары-Ниязов, реакционной он относит систему просвещения, создаваемой патриархально-феодальной местной властной структурой вплоть до кон. XIX в. и поддержанной русскими колониальными властями в XIX – нач. XX в. Другой тенденцией, активно вступившей в борьбу с первой в нач. XX в., стала прогрессивная политика реформаторов системы образования в крае: представителей тюркской интеллигенции – джадидов и русских, и местных революционеров-народников [1, с. 55; 2, с. 19].
Заслугой Т.Н. Кары-Ниязова является то, что им была изучена система школ, существовавших на территории Туркестана. Все школы он разделил на четыре типа: 1) старометодные мактабы и медресе; 2) новометодные школы; 3) русско-туземные школы; 4) школы с русским языком обучения для русского населения. Данная классификация используется в науке по сей день. Обоснованность такого деления им была доказана. Основанием для этого были особенности постановки учебно-воспитательного процесса в этих школах, использования школьных программ, учебников и учебных пособий, отношения к ним местного и российского колониального правительства.
В частности, делая обобщающие выводы о конфессиональных (старометодных и новометодных) школах, Кары-Ниязов рассматривает их возникновение не как случайное явление, а как естественное следствие феодально-патриархальной системы устройства общества, стремившейся воспитывать детей в рамках подчинения их морали своим законам и условностям.
Характеризуя работу русско-туземных школ, Т.Н. Кары-Ниязов показывает историю их создания и дальнейшего развития, объективные условия, явившиеся предпосылкой их организации: так как русско-туземные школы готовили мелких чиновников для услуг колониальных властей, то это в полной мере отразилось и на содержании обучения в них. Педагог-исследователь проанализировал учебники, учебные планы, программы русско-туземных школ, показал их место и роль в системе народного образования [1, с. 64-66].
Кроме того, Кары-Ниязовым был проведен анализ работы школ с русским языком для русского населения, проживавшего в Туркестане. Эти школы в свое время также сыграли известную роль по формированию нового типа мышления.
Освещая вопросы создания и дальнейшего развития национальной школы нового типа после 1917 г., Т.Н. Кары-Ниязов подробнейшим образом охарактеризовал причины, условия, трудности, противоречия возникновения данного типа образовательного учреждения, его цели и задачи. Главной ценностью этих исследований является то, что характеристика, сделанная ученым-педагогом, касается именно процесса создания национальной узбекской школы нового типа, функционирующей по сей день, а не русской советской школы. Ее создание совпало с процессом ликвидации безграмотности в крае, и новая школа была центром по ее преодолению.
Одно из центральных мест в описании историко-педагогических систем разных лет отводится женскому образованию в Средней Азии. Анализируя различные школьные системы, Т.Н. Кары-Ниязов приводит факты об обучении девочек, их количестве в классах русских и русско-туземных школ, о частных школах для девочек, об организации раздельного обучения, о трудностях женского просвещения в традиционно-патриархальном обществе в целом [1, с. 61].
Ценность педагогических очерков Кары-Ниязова о советском периоде развития национальной школы заключается в том, что каждый из них он заканчивает статистикой с указанием соотношения мальчиков и девочек в классах, с увеличением процента грамотных женщин в разные годы XX в.
Одним из показателей интенсивного развития школьного дела в Узбекистане была смена периодов его реформирования (комплексный метод, внедрение системы Марра и борьба с ней, искоренение «педологических извращений» и пр.) В своих работах Т.Н. Кары-Ниязов анализирует различные методики обучения, их положительные и отрицательные стороны. Причем, оценка в разные годы публикаций меняется.
Много внимания уделяет Кары-Ниязов анализу состояния народного образования в республике в 40-е гг., показывает условия обучения детей в период ведения войны и восстановительной экономики.
Одновременно с анализом развития национального общего среднего образования Т.Н. Кары-Ниязов освещает вопросы развития высшего и среднего специального образования в республике, приводит огромное количество фактического материала, статистических данных, уникальных фактов.
Особую ценность представляют собранные им материалы по истории организации САГУ. Историк образования раскрывает роль приехавших в Ташкент в 1920 г. ученых из России, ставших основателями многих национальных научных школ и направлении.
Одним из достижений Кары-Ниязова в истории высшего и специального образования был проведенный впервые на тот момент анализ роли, которую сыграли рабфаки Узбекистана по подготовке квалифицированных специалистов общего и узкоспециального профилей. Это позволило ему обосновать и еще одну серьезную проблему – возникновение того или иного профиля обучения в вузах республики и поставить их в зависимость от объективных условий экономической и культурной жизни Узбекистана.
Имея обширный педагогический опыт в преподавании математики и естествознания, наработки в проведении практических работ с детьми и взрослыми, Т.Н. Кары-Ниязов является автором многочисленных рекомендаций по организации труда педагога.
Решающее значение в них автор придает овладению учащимися основами наук, развитию их познавательных способностей, формированию научного мировоззрения. Начальное обучение он рассматривает как основу образования. Еще в 1924 г. на страницах газеты «Фергана» Т. Кары-Ниязов писал: «Самое важное в воспитании нового человека – это первоначальное воспитание, от которого во многом зависит будущее ребенка. Ошибки, допущенные в этот период, трудно исправить. Миллионы рублей, которые новая власть расходует на образование, не окупятся полной мерой, если мы не поднимем обучение в начальной школе. Для подъема его будут служить наши питомцы. К этому вопросу мы желаем приковать внимание наших руководителей» [3].
В его работах впервые в национальной педагогике была совершена попытка обосновать психологические основы обучения. Он отмечал, что каждый педагог должен внимательно относиться к своим воспитанникам, хорошо знать индивидуальные особенности каждого ребенка, его способности, склонности, творчески подходить к вопросам умственного воспитания детей. Неоднократно автором поднимались вопросы о причинах отставания в учебе. Т.Н. Кары-Ниязов приходит к выводу, что неуспеваемость нередко является следствием недостаточного внимания детей к изучаемому предмету, несосредоточенности, незаинтересованности, отсутствия у них мотивации в изучении материала. Он считал, воспитать у ребенка внимание к изучаемому явлению сразу не представляется возможным. Это кропотливая работа, требующая, в частности, проведения специальных тренировочных упражнений. Ребенок должен уметь видеть, созерцать, делать на основе увиденного определенные выводы. Даже незначительные явления не должны ускользать от внимания ребенка. Порой именно они являются впоследствии толчком для открытий: «Обладатели талантов добивались выдающихся успехов в той или иной области благодаря упорному, кропотливому, неутомимому труду, о чем свидетельствует мировая история» [4, с. 268].
Успех умственного развития он относит к воспитанию сосредоточенности, внимания к окружающим события и явлениям, сознательному усвоению предметов, а не результат механического зазубривания. Развитие умственных способностей происходит лишь в условиях правильно организованного процесса усвоения знаний.
В педагогических высказываниях Т.Н. Кары-Ниязова особое место занимают вопросы «правильного воспитания», в основу которого им была положена идея стремления к идеальному. Он неоднократно подчеркивал, что молодежь должна воспитывать в себе непоколебимую волю, дух героизма в борьбе за достижение поставленной цели. Им приводятся примеры героизма человека как яркого проявления его внутренних качеств.
Как показывает анализ трудов Кары-Ниязова, значительное место в них отводится проблеме воспитания патриотизма, чувства долга перед Родиной, перед своим народом. Он рассматривает подходы в воспитании патриотизма в различных социально-экономических общественных формациях.
Умственное воспитание, по мнению Т. Н. Кары-Ниязова, должно осуществляться в единстве с физическим и трудовым. В вопросах трудового воспитания он отстаивает учение о роли деятельности в формировании человека как личности, а стремление человека уклониться от деятельности называет самообманом. Деятельность должна осуществляться осознанно: «Труд должен стать сознательной деятельностью каждого ребенка. Отсюда необходимость осуждения родителей, которые оберегают своих детей от труда» [5, с. 27].
Понятие счастья рассматривается ученым-педагогом также в деятельностном аспекте, в тесной связи с трудовым воспитанием. За счастье надо бороться. Счастлив лишь тот человек, который ощущает свою причастность к деятельности общества. При всей утопичности данной теории, она была долгое время востребована в советском обществе.
Критерием нравственности человека он называет честный труд. В «Размышлениях о пройденном пути» Т.Н. Кары-Ниязов пытается раскрыть свой идеал философского смысла труда, его роль в истории развития человеческой цивилизации. На примере светильника и электрической лампочки он рассказывает о том, сколько надо было сделать человечеству, чтобы пройти путь от огня в лампадке до эры электричества [4, с. 13-17].
Труд должен быть творческим, только в этом случае он развивает способности человека, его инициативу. Творческий труд самого Кары-Ниязова – вдохновение; он приносит ему радость, удовлетворение, он стал повседневной потребностью для педагога. «Труд, как целесообразная деятельность человека, сыграл решающую роль в процессе формирования человека, развивая его способности. Благодаря труду, например, человеческая мысль проникла внутрь атома, открыла в нем целый мир и законы, им управляемые, использовала огромную внутриатомную энергию в своих целях» [4, с. 268].
Интересны размышления ученого о времени, материи, религии, духовности. Впрочем, эти категории более характерны для философии.
Практическое внедрение авторских методик Т.Н. Кары-Ниязова нашло место при создании им оригинальной системы национальной математической терминологии в 30-е гг. и узбекского письменного языка на основе кириллического алфавита в начале 40-х гг. Конечно, эти работы нельзя в полной мере отнести к работам по педагогике. Однако в них также, как и во всех работах Т.Н. Кары-Ниязова рассматривается педагогическая составляющая – анализируется воспитательный потенциал языка.
Свое дальнейшее развитие научно-педагогические идеи академика Т.Н. Кары-Ниязова получили в трудах его последователей и учеников, положили начало национальной школе научной педагогики. Они остаются востребованными и в современном Узбекистане, а его имя присвоено национальному НИИ педагогики (аналог российской академии педагогических наук).