МОДЕЛЬ ТОПООБРАЗОВАНИЯ И ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В КАЗАХСКОЙ ТОПОНИМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

 

Любая топонимическая система мира обладает собственным своеобразием и особой спецификой формирования и функционирования. Обязательное качество – модель топообразования. Казахская топонимическая система также обладает неповторимой собственноэтнической моделью топообразования. Этнической модели топообразования казахского языка присуще исключительное богатство языковых приемов обозначения географических объектов.

В процессе образования казахских топонимов довольно часто мы наблюдаем метафоричность, т.е. в составе названия объектов выступают названия частей тела животных или человека – анатомические термины. Например: тұмсық “клюв” (Құстұмсық Сырд. р-н, РУз), кіндік “пупок” (Кіндік төбе Сырд. р-н, РУз), бас “голова” (Түлкібас ЮКО РК), емшек “груди” (Қыземшек ЮКО РК), мұрын “нос”, (Мұрынтау Навоийск. обл. РУз).

Часто при образовании географических названий наблюдается употребление цветовых прилагательных. Например: ақ “белый” (Ақсу ЮКО РК, Ақсу Бекабад. р-н, РУз), қара “черный” (Қаратау ЮКО РК, Қаратөбе Верхнечирчикск. р-н, РУз, Қарасу ЮКО РК, Қарасу Таш. обл. РУз), қызыл “красный” (Қызылсу ЮКО РК, Қызылбұлақ Сырд. р-н, РУз), көк “зеленый” (Көксәйек ЮКО РК, Көкбұлақ Сырд. р-н, РУз, Көктерек Келесск. р-н, РУз), сары “желтый” (Сарыағаш ЮКО РК, Сарыарқа РК) и т.п.

Казахская топонимическая система в иноязычном окружении сложилась на территории обитания ирредентов в глубокой древности. Существование казахской топонимической системы с древности подтверждает наличие исконно казахских топообразующих языковых оронимических формантов, которые и явлюятся концептуализирующими языковыми фактами. К примеру концепт возвышенность выражен: тау “гора”(Қаржантау Бостандыкск. р-н, РУз, Мұрынтау Навоийск. обл. РУз, Балқантау Навоийск. обл. РУз ), төбе “холм” (Ақтөбе г. Ташкент, РУз, Тойтөбе Таш. обл. РУз, Бәйгетөбе Сырд. обл. РУз, Жаңғызтөбе Сырд. обл. РУз), қыр, адыр “гряда возвышенностей” (Қарақыр Мақтаралск. р-н, ЮКО РК, Дарбазақыр Хавастск. р-н, РУз), дөң “высокое место” (Боздөң Сырд. р-н, РУз, Дөңарық Мехнатабдск. р-н РУз), қия “косогор, небольшая возвышенность” (Қарақия, Қызылқия ЮКО РК), шоқы “вершина, пик, бугор, сопка” (Алтыншоқы РК, Мырзашоқы Махтаралск р-н РК), шың “пик”( Хан Тәңірі шыңы РК), асу “перевал” ( Қазығұрт асуыЮКО РК).

Гидронимический концепт су «вода» также имеет широкий спектр выражения: дарья “река” (Сырдарья, Амударья, Қызылдарья, Өзгендарья). Су “речка” (Ақсу, Қарасу, Бозсу, Қызылсу); бұлақ “родник”; “ключ”, “источник” (Қарабұлақ ЮКО РК, Қотырбұлақ Таш. обл. РУз, Қотырбұлақ Джизакск. обл. РУз, Маржанбұлақ Джизакск обл. РУз); өзек “ручей” (Сорөзек Сырд. Обл. РУз, Майлыөзек Сырд. обл. РУз); сай “горный ручей” (Қызылсай Бостандыкск. р-н РУз, Шұқырсай г. Ташкент, РУз, Майлысай, Киргизия, Арнасай РУз).

Ойконимический концепт елді мекен “населенный пункт”: кент “город” (Шымкент ЮКО РК, Құмкент ЮКО РК, Өзкент, Ташкент РУз); қала “город” (Аққала , Тасқала, Топыраққала Туркмения).

Перечисленные примеры позволяют нам определить характерные черты казахского топообразования, так как эти черты свойственны всей казахской топонимической системе. Этнической модели топообразования казахской топонимической ситемы присуще:

  • отсутствие антропонимов в составе названий населенных пунктов;
  • обозначение аулов этническим именем рода племени, аул здесь имеется в виду мобильное родовое сообщество, проживающее на строго определенной территории, перекочовывающее, в зависимости от времени года и состояния пастбищ;
  • наличие в топонимии значительного количества казахских этнотопонимов;
  • активное использование при обозначении географических объектов цветовых прилагательных;
  • значительность синонимического ряда при обозначении географических концептов;
  • языковая метафоричность при обозначении географических объектов;
  • испольэование в качестве метафоры анатомических терминов.

Однако во второй половине XIX века модель казахской топонимической системы подверглась сильной деформации. Это произошло в силу завоевания русским царизмом Центральноазиатских территорий. В топонимии данного региона появились русские географические названия, отражающие имперскую идеологию и колониальную политику царского правительства. Следует отметить, что в дореволюционный период ойконимы антропонимического происхождения отражали идеологию и политику царского самодержавия в Туркестанском крае. Так, антропоойконимы этого времени были направлены: а) на возвеличивание царской фамилии, например, Романовский, Николаевский, Никольский, Велико-Алексеевский и пр.; б) захватническую политику правительст­ва, т.е. отражали фамилию генералов царской армии. Например: посолок-станция Черняево, Хилково, железнодорожные разъезды Шамшинский, Сваричевский и др.

В топонимии любого региона воплощается историческое прошлое народов, обитающих на этой территории, На любом этапе развития общества ономастическая система имела большое культурно-историческое значение. Национальная ономастическая система Казахстана, складывалась на протяжении многих столетий. На следующем этапе своего развития, начиная со второй половины XIX века, в результате захватнической политики Российской империи топонимия Казахстана была подвержена значительным изменениям. Еще более пагубное воздействие на топонимику и в первую очередь на названия населенных пунктов (ойконимы) оказала политика советской власти. В результате пострадала самобытность, национальная специфика казахской ономастики, что в дальнейшем не могло не привести к размыванию национальной самоидентичности:.

Таким образом, во второй половине XIX века на территории Южного Казахстана появились русские ойконимы, возникшие в связи с присоединением Туркестана к Российской империи и началом колонизации всего этого обширного региона. Топонимическая система Южного Казахстана также подверглась тотальному изменению в советское время, когда появились многочисленные ойконимы, отражающие новые реалии, которые имели в первую очередь политический, идеологический характер. Советская эпоха оставила свой след в ойконимии Южного Казахстана. Подавляющее большинство ойконимов того времени являются отражением политики и господствующейидеологии.Так,имеютсясочетаниятопоформанта-абад,который символизирует «расцвет» нового времени: Жданово-2 Советобад (ныне аул Гулістан, ЮКО Мактааралский р-н — далее везде в скобках указывается современное наименование), Новабад (аул Бостандық, ЮКО, Сарыагашский р-н); топоформанга жол, который также символизировал «новый путь» в светлое будущее: Ленинжол (аул Молшылық, ЮКО, Мактааралский р-н), Ленинжол (аул Қанагат, ЮКО, Сарыагашский р-н), Ленинжолы (аул Ақбастау, ЮКО, Казыгуртский р-н) [здесь и далее см. 4].

Неоойконимы (ойконимы-неологнзмы) представляют собой многочисленные образования, отражающие энергичное, но достаточно однообразное словотворчество новой эпохи: Коммуна (Қошқарата аул ЮКО, Сарыагашский р-н), Кызыл-Октябрь (аул Өрқосақ, Алматинская область.Ескельдынский район), Кызылоктябрь (аул Киелітас, ЮКО, Толебийский р-н), Кызылоктябрь (аул Оймауыт, ЮКО, Сайрамский р-н), Кызылоктябрь (аул Ақарыс, ЮКО, Сайрамский р-н), Кызылоктябрь (аул Керегетас, ЮКО, Сарыагашский р-н) и даже Қызылчайхана (аул Шайхана, ЮКО, Сарыагашский район).

Большинство русских ойконимов, появившихся в Х1Х-ХХ веке, с номинативной точки зрения антропонимического присхождения. Начиная с 1865 года были созданы условия для переселения русских крестьян, организатором которого стал Н.К.Романов. В дореволюционный период ойконимы антропонимического происхождения отражали идеологию и политику Российской империи в Туркестанской крае. В них воплотилось стремление запечатлеть и увековечить память о правящей династии: Александровка (аул Достық, ЮКО, район Төле Би), Алексеевка (аул Көлтоған. Жамбылская область, Жуалынский р-н), Константиновка (аул Көкжар, Алматинская область, Алакольский р-н), Николаевка (аул Жетіген, Алматинская область, Илийский р-н), Николаевка (а\л Ынтымақ, ЮКО, Сайрамский р-н), Новоалександровка (аул Керру. Жамбылская область, Қордайский р-н), Новоалексеевка (аул Байтерек Алматинская область. Енбекшиказахский р-н).

Имеются в Южном Казахстане ойконимы, отражающие фамилии царских генералов: Фогелево (аул Рабат, ЮКО, Казыгуртский р-н), Ермоловка (аул Берген Исаханов, ЮКО, Ордабасынский район). Все без исключения ойконимы антропонимического происхождения, связанные с низвергнутым царским режимом. были переименованы уже в советское время. Романовский переименован в Крестьянский (Узбекистан, Сырдарьинская область), Новоалексеевское (ныне г.Бахт, Узбекистан, Сырдарьинская область). Широко известная Черняевка, также названная в честь генерала Черняева, переименована в Полторацкое (ныне Жібек Жолы, Казахстан, ЮКО). Алексеевское уже трижды последовательно переименовывается: сначала в Ленинское, затеи в Казыгурт и, наконец, Қыдыр Мамбетұлы, Казахстан, ЮКО и многие др. Последние факты говорят о тех невероятных волнах переименований, которые прокатились по Казахстану за исторически короткий промежуток времени в сто пятьдесят лет.

В советский период возникает много антропоойконимов. связанных с именами революционных деятелей (Ф.Дзержинский, Я.Свердлов), военоначальников гражданской войны (В.Чапаев, Д.Фурманов, К.Ворошилов, М.Фрунзе), организаторов советской власти (М.Калинин, В.Куйбышев, И.Жданов), строителей нового государства и представителей международного коммунистического движения (К.Маркс, Ф.Энтельс, Э.Тельман). Список этот далеко не полон и данный массив антропоойконимов может стать объектом самостоятельного исследования.

На одном из первых мест находится, естественно, основоположник советского государства В.И.Ленин. В качестве ойконимов использованы разные варианты его имени и отчества: Ленинабад (аул Сырабат, ЮКО, Мақтааралский р-н). Ленино (аул Аймантөбе, Жамбылская область. Байзакский р-н), Ленино (аул Ырысты. ЮКО, Мақтааралский р-н), Ленинское (аул Казыгурт ЮКО, центр Казыгуртсксго района). Ильич (посёлок Атакент, ЮКО, Мақтааралский р-н), Заветы Ленина (аул Қаныш Сәтбаев, ЮКО, Мактааралский р-н), Путь Ильича (аул Мырзашоқы, ЮКО, Мактааралский р-н). Практически в каждом регионе Южного Казахстана было большее или меньшее количество ойконимов, связанных в В.И.Лениным, более того в каждом ойкониме встречался годоним имени В.И.Ленина.

Таким образом, необходимо констатировать продуктивность историко-мемориального принципа номинации объектов, возникших в течении Х1Х-ХХ веков, которые были связаны с конкретными историческими личностями и имели идеологическую коннотацию.

Определенная часть дореволюционных и послереволюционных ойконимов исследуемого региона имеют миграционный характер: Славянка (посёлок Мырзакент, ЮКО. Мактааралский р-н). Но во вознесенка (аул Көктөбе, Жамбылская область, Жуалынский р-н), Новоивановка (аул Жетібай, Жамбылская область, Байзакский р-н), Новосёловка (аул Жаңатұрмыс, ЮКО, Сайрамский р-н), Новотроицкое (аул Төле Би, Жамбылская область, центр Шуского района).

Встречаются в Южном Казахстане ойконимы, возникшие из апеллятивной лексики. Топонимизация апеллятивной лексики ,происходила по нескольким направлениям:

1.В процессе наделения нарицательного слова дополнительным значением в связи с привязкой к реальным событиям: Құрылыс Энгельс (аул Енбекші, ЮКО, Сарыагашский район), Восход (аул Долан, Алматинская область, Карасайский р-н), Новосёловка (аул Жаңатұрмыс, ЮКО,Сайрамский р-н), Новостроевка (аул Таскешү, террит.гор.Ленгер), Новостройка (аул Қызылқия, ЮКО. Казыгуртский р-н), Плодовое (аул Игілік, ЮКО, Сайрамский р-н), Плодоягодное (аул Шалқар, Алматинская область, Карасайский р-н), Победа (аул Өркенді, ЮКО, Мактааралский р-н), Подсобное хозяйство (аул Шегірлі, ЮКО, Арысский р-н). Политотдел (аул Ақжол. ЮКО, Мактааралский р-н), Прибрежное (аул Алтынкемер. ЮКО, Мактааралский р-н), Притрактовое (аул Жібек Жолы, ЮКО, Сайрамский р-н). Скреплевка (аул Біркөлік, ЮКО, район Төле Би). Строительное (аул Бейбітшілік, ЮКО, Созакский р-н). Трудовое (аул Тэңірберген Жайлыбаев. ЮКО, Мактааралский р-н), Целина (аул Диқан, ЮКО, Ордабасынский р-н), Целинное (аул Кебек, ЮКО, Мактааралский р-н), Юбилейное (аул Енбекші, ЮКО. Мактааралский р-н), Красная Заря (аул Байзақ, Жамбылская область, Байзакский р-н). Утренняя Заря (аул Таңшапағат, Кызылординская область. Кармакшынский р-н), Красная Звезда (аул Эбдіхалық, ЮКО, Мактааралский р-н).

  1. В процессе наделения гибридного слова (русское + тюркское) или сочетания слов новым идеологическим значением: Октябрь-Жеміс (аул Шоқай ауыл, Жамбылская область, Жамбылский р-н), Октябрьчарва (аул Қарақат, Жамбылская область, район Турара Рыскулова), Социализм Мешітті (аул Әдената. ЮКО, Мактааралский р-н), Социалистик Казахстан (аул Ақжар, ЮКО, Сарыагашский р-н), Соцқоғам (аул Кызылсенгір ЮКО, Ордабасынский район), Соцқұрылыс (аул Табысты. ЮКО, Мактааралский р-н).
  2. В процессе наделения числительного в составном имени дополнительной смысловой нагрузкой: III Интернационал (аул Бескетік, ЮКО, Мактааралский р-н), ХШ лет Казахстана (аул Қарабау, ЮКО, Сарыагашский район), XXII Партсъезд (аул Құркелес ЮКО, Сарыагашский р-н), 60 лет Октября (аул Сарыжылға, ЮКО. Сарыагашский р-н) и многие др.

Следует отметить следующую закономерность, которая отчетливо прослеживается в топонимии исследуемого региона, которая касается значительного изменения числа этноойконимов. Так, в словаре С.К.Караева зафиксировано 452 этнотопонима из 1250 топонимов. а в словаре Е.Койчубаева — 52 из 2093. Этнические названия, как известно, особенно развиты у кочевых народов. Пастбища, луга, водные угодья, зимовки, летовки, принадлежавшие определенному роду и племени, четко ограничивались и назывались этническим именем владельцев. А.В.Суперанская замечает по этому поводу, что специфика добывания средств существования способствует тому, что кочевое племя досконально знает свою территорию, вплоть до мелких урочищ, и владеет топонимической системой, в которой представлены все природно-физические названия, но почти нет ойкопимов (названий поселений).

В определенный исторический период в связи с социальными и экономическими причинами, казахи, проживающие испокон на территории современного Узбекмстана, постепенно переходят на земледельческо-скотоводческий. а затем на земледельческий уклад хозяйствования. С полным переходом на земледелие бывшие небольшие зимовья вырастают в населенные пункты, за которыми сохраняются этнические имена их обитателей. Именно поэтому в Узбекистане наблюдается большое количество этноойконимов.

В новых исторических условиях был очень быстро разрушен традиционный кочевой образ жизни казахского народа, что в советское время было однозначно представлено как достижение: это называлось переходом от феодализма к социализму, минуя капиталистическую стадию развития. Названия населённых мест сразу стали важнее, чем названия природно-географнческих объектов, потому что туда переместились хозяйственные, политические и экономические центры жизни народа. В то же время, ойконимы, которые всегда представляли большой идеологический интерес, подтвердили свою репутацию имён, подвергающихся наиболее частым изменениям. Это связано также с ростом городов, когда поглощаются близлежащие населённые пункты, и с вымиранием малых населённых пунктов, когда их названия исключаются из справочников различного назначения, исчезают с географических карт. А затем названия уходят и из народной памяти. Переименование названий, продиктованное изменением политической, экономической, языковой и прочей ориентации также является не менее важным фактором потери уникальной культурологическойинформации.Процессыэтиисторическизакономерны,остановитьих невозможно, и на долю топонимики остаётся задача выявления и изучения происходящего в целях сохранения «уходящей натуры» и разработка, по мере возможности и необходимости, научно обоснованных рекомендаций.