Одной из целью исследования формирования учебной мотивации у студентов первых курсов к дисциплине «Основы психологии» являлось раскрыть особенности формирования мотивации учебной деятельности у студентов первых курсов, выявить уровни и описать критерии процесса формирования мотивации учебной деятельности у студентов первых курсов.
Структура учебной мотивации начинает формироваться в школьном возрасте, и определенно интегрируется в подход к учению. В исследованиях Поливановой Н.И., Ривиной И.В., Улановской И.М. показано, что учебная мотивация формируется во многом под влиянием образовательной среды, а успешность обучения во многом обеспечивается психологической комфортностью обучения, которая определяется поведением педагога и содержательным, а также эмоциональным взаимодействием участников образовательного процесса [1, 2, 4]. Поэтому мы приходим к выводу, что направление исследования формирования подходов у учению в контексте различных образовательных сред окажется перспективным, а полученные результаты смогут быть положены в основу повышения эффективности обучения студентов.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, педагогического опыта нами была поставлена цель экспериментальной части исследования – рассмотреть процесс формирования мотивации учения у студентов первых курсов. Это предполагает определение уровня сформированности мотивации учения на начало этапа, постановку целей, соответствующих организации процесса формирования мотивации учения у студентов первых курсов, отбор оптимальных средств и оценку результативности экспериментальной работы.
С целью проверки основных положений нашего исследования, была проведена опытно-экспериментальная работа, включающая в себя несколько этапов:
1 этап – выявление уровня сформированности мотивации учения у студентов первых курсов.
Данное исследование проводилось на базе ЗКГМУ имени Марата Оспанова. В исследовании принимали участие 24 первокурсников, факультета «Общая медицина».
В процессе проведения констатирующего эксперимента нами были использованы следующие методы исследования:
- Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А.А. Реан, В.А. Якунин). [3, с.374]. Цель: Определение частоты выбора того или иного мотива (по всей выборке).
- Методика «Мотивация обучения в вузе» (Т.И. Ильина). Цель: Изучение мотивации обучения в вузе.
- Анкета студента-первокурсника. Цель: исследование уровня адаптации студентов-первокурсников.
На первом этапе констатирующего эксперимента нами проводился опрос. Данный метод представляет собой мотивационную сферу учебной деятельности студентов, которая имеет иерархическую структуру. Доминирующее положение в ней занимают те мотивы, которые при ранжировании получают первые места.
Опрос проводился в группе, участвующим в эксперименте было предложено список мотивов учебной деятельности. Из 16 мотивов ему необходимо выбрать 5 наиболее значимых. Однако следует отметить, что для студентов 1 курса значимым мотивом является желание добиться одобрения родителей и окружающих (8 % студентов). Первокурсники являются студентами менее полугода, и воспоминания о выборе ВУЗа, о вступительных испытаниях еще свежи. Поступление в ВУЗ — это серьезный стресс для абитуриента, немаловажную роль здесь играет стремление оправдать надежды своих родителей, преподавателей, близких. Теперь, когда они являются студентами престижного ВУЗа, многие из них понимают и задумываются над тем, что родители приложили много усилий, оплачивая услуги репетиторов или возмещая затраты на обучение. Отсюда и желание успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично». Этот мотив выбрали 9 % первокурсников.
В результате этого опроса мы получили следующие данные: (90%) выбрали № 1 — стать высококвалифицированным специалистом и № 2-получить диплом; (70%) выбрали № 4 — успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично № 5 — постоянно получать стипендию; (60%) выбрали № 6 — приобрести глубокие и прочные знания; (30%) выбрали № 3 — успешно продолжать обучение на последующих курсах, № 8 – не запускать предметы учебного цикла, № 10 — обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности и № 12 — достичь уважения преподавателей.
Оказались невыбранными мотивы: № 7 – быть постоянно готовым к очередным занятиям; 9 – не отставать от сокурсников; 11 — выполнять педагогические требования; 13 — быть примером для сокурсников; 15 — избежать осуждения и наказания за плохую учебу; 16 – получать интеллектуальное одобрение.
Таким образом, студентами факультета «Общая медицина» чаще выбираются мотивы — стать высококвалифицированным специалистом и получить диплом, успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично, постоянно получать стипендию, приобрести глубокие и прочные знания, что говорит об их доминировании в системе мотивов. У студентов факультета «Общая медицина» преобладают в большей степени познавательные мотивы.
Вторая методика, которую мы проводили, называется «Мотивация обучения в вузе». Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации деятельности студентов-медиков. В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессии» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опросник автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются. Проведя методику изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной, были вычислены средние значения по первому курсу. Интерпретация:
Приобретение знаний6,8
Овладение профессией 6,4
Получение диплома6,7
Шкала «Приобретение знаний» Максимум — 12,6 балла.
Шкала «Овладение профессией» Максимум — 10 баллов.
Шкала «Получение диплома» Максимум — 10 баллов.
Среднее значение по всем шкалам соответственно ниже максимума, что в свою очередь не говорит об отрицательной оценке теста. На первом курсе наблюдаются практически одинаковые показатели по шкалам. Скорее всего, это связано с энтузиазмом перед предстоящей учебой в пять лет, искренними побуждениями в достижении своих целей: приобретения знаний, наличия диплома для качественного овладения профессией
Опрос проводился в группе, участвующим было предложено опросник, состоящий из 50 пунктов. Испытуемому необходимо было внимательно прочитать утверждения и отметить свое согласие знаком «+» или несогласие — знаком «-» с приведенными утверждениями.
В результате этого опроса мы получили следующие данные (Приложение 5):
— по шкале «приобретение знаний» были выделены: высокие показатели (8, 5- 12,6 баллов) — у 40 % студентов, средние показатели (4,3 — 8,4 баллов) – у 50 % студентов, низкие показатели (0-4,2 баллов) — у 10 % студентов. В целом, группа показала средний уровень направленности на приобретение знаний.
— по шкале «овладение профессией» были выделены: высокие показатели (7-10 баллов)- у 40 % студентов, средние показатели (4- 6,9 баллов) — у 50 % студентов, низкие показатели (0-3,9 баллов)- 10 % студентов.
— по шкале «получение диплома» были выделены: высокие показатели (7-10 баллов)- у 100 % студентов, средние и низкие показатели — не обнаружены в группе.
Таким образом, группа показала высокий уровень направленности на получение диплома.
Третья методика, которую мы проводили, называется «Итоговое исследование уровня адаптации студентов-первокурсников». На этом этапе констатирующего эксперимента нами проводилась анкетирование.
Анкета проводилась в группе, участвующим в эксперименте было предложено 8 вопросов и варианты ответа. Студентом необходимо было выбрать для себя подходящий вариант ответа. Результаты отражены в приложении № 6.
В результате этого опроса мы получили следующие данные:
— на вопрос «Трудно ли было привыкнуть к студенческой жизни?» все опрошенные студенты факультета «Общая медицина» (100%) ответили – нет, процесс адаптации был нетрудным и недолгим;
— на вопрос «Какова ваша общая удовлетворенность студенческой жизни?» все опрошенные студенты «Общая медицина» ответили полностью удовлетворены;
— вопрос «Какова ваша удовлетворенность различными сторонами вузовской жизни?» показал нам, что студенты «Общая медицина» удовлетворены больше всего отношением с преподавателями, условиями питания, бытовыми условиями в вузе и отношениями в группе;
— на вопрос «Что побудило поступить в данный вуз?» студентами были выбраны следующие мотивы: интерес к профессии, желание получить диплом и авторитет вуза;
— на вопрос «Кто или что помогло адаптироваться в новой социальной роли студента?» студенты ответили – старшекурсники, преподаватели, друзья, подруги, также были студенты (30%) которые ответили – никто и ничто;
— на вопрос «С чем вы соотносите жизненный успех?» 40% студентов ответили: со счастливой семейной жизнью, с хорошими и верным друзьями и высокой квалификацией, а остальные 60% ответили: карьерой и творческой самореализацией;
— на вопрос «Что вызвало наибольшие проблемы в студенческой жизни» 70% студентов ответили, что для них особых проблем не было, а остальные студенты 30% ответили, что недостаточно свободного времени;
— на вопрос «Как вы оцениваете студенческое отношение в группе» все опрошенные студенты «Общая медицина» ответили, что сложился дружный коллектив.
Итак, данные полученные в результате исследования, показали нам, что процесс адаптации студентов-первокурсников был нетрудным и недолгим, также некоторым студентом помогли адаптироваться в новой социальной роли студента старшекурсники, преподаватели, друзья. Также студенты удовлетворены различными сторонами вузовской жизни (отношениями с преподавателями и группой).
С целью изучения особенностей мотивации учебной деятельности студентов-первокурсников была разработана диагностическая программа, которая решала задачи: выявить ведущие мотивы учебной деятельности студентов; установить связи между мотивацией учебной деятельности студентов и их профессиональной направленностью.