В условиях новой экономической политики была изменена система заготовок продовольствия для войск Красной Армии. Хлебофуражные продукты (мука, крупа и зерновой фураж), как и прежде, заготавливались централизованно, а приварочные продукты, к которым относились мясо, рыба, жиры, овощи, перец и лавровый лист, – децентрализованно, преимущественно войсковыми частями. Централизованная заготовка зернофуража через государственные органы крупными партиями в производящих районах была гораздо выгоднее, и обеспеченность армии наиболее гарантировалась.
Заготовка приварочных продуктов непосредственно воинскими частями на местных рынках для государства была более выгодной, чем централизованная. Так, например, заготовка мяса крупными партиями не оправдывалась из-за значительных расходов на транспортировку в специально оборудованных вагонах-холодильниках. Кроме того, отпадала надобность создания крупных специализированных баз хранения [1, с. 264].
В 1925–1926 гг. финансирование продовольственного обеспечения войск зависело от величины «приварочного оклада», т.е. стоимости по средним рыночным ценам суточной дачи продуктов приварочного довольствия, входивших в состав положенного пайка. Приварочные деньги отпускались на каждого человека по числу дней в году. На эти средства войска заготавливали продукты самостоятельно. Отпуск приварочных денег производился финансовым отделом Белорусского военного округа авансом на полугодие, без требований со стороны войск, по числу довольствующихся, дифференцированно, в зависимости от дислокации войск и наличия необходимых продуктов в конкретном гарнизоне.
Командиру полка в отношении заготовок были предоставлены соответствующие права: утверждать договоры на поставки продуктов с торгов со всеми поставщиками на сумму до 30000 руб.; утверждать договоры на поставки без торгов, заключенные с предприятиями и крупными кооперативными организациями, также на сумму до 30000 руб.; утверждать договоры без торгов со всеми контрагентами на сумму до 2000руб. и разрешать на личные покупки до 500 руб. Начальники отдельных частей с правами ниже командира полка пользовались меньшими хозяйственными правами. Так, командир отдельной роты имел право утверждать договоры с торгов до 10000 руб., командир батальона – до 2500 руб. [1, с. 265].
В ноябре 1925 г. Пленум ЦК КП(б)Б заслушал доклад Революционного военного совета Западного военного округа (с 1926 г. – Белорусского военного округа) о материальном обеспечении войск. Были отмечены значительные достижения в снабжении всеми видами довольствия частей округа, а также недостатки и пробелы в хозяйственном обеспечении. В частности, говорилось, что снижение приварочного оклада для частей округа до 8,9 коп. было совершенно недопустимо как с хозяйственной, так и с политической стороны: снижение привело к ухудшению питания красноармейцев и использованию всех (очень небольших) выделенных денежных средств частями округа[2, л. 18].
С начала 1926 г. в воинских частях ощущался недостаток в калорийности пищи вследствие малого приварочного оклада – 8,9 коп. на человека в день, – в то время как стоимость его по рыночной цене (договорной) выражалась в среднем: по Минску – 10,9 коп.; по Борисову – 10,9 коп.; по Витебску – 10,5 коп.; по Бобруйску – 11 коп.; по Полоцку – 11,75 коп. Такая разница в окладе создала задолженность в 16-ти отдельных частях округа в сумме 11000 руб.
Последующим увеличением приварочного оклада положительных результатов не было достигнуто, так как одновременно с увеличением приварочного оклада до 10,35 коп. цены по договорам Белсельпромсоюза были немедленно увеличены: мяса с 5 руб. до 6 руб. за пуд (16,4 кг.), сала с12 руб. 90 коп. до 15 руб., а в Борисове до 18 руб.
Не лучше дело обстояло и с фуражными окладами (Таблица 1).
Таблица 1. – Фуражные оклады по состоянию на январь 1926 г. [2, л. 130].
Положенный оклад (коп.) | Фактическая
стоимость (коп.) |
Перерасход (коп.) | |
Строевые лошади | 8,53 | 18,6 | 10,07 |
Обозные лошади | 9,19 | 20,15 | 10,96 |
Артиллерийские лошади | 11,17 | 24,88 | 13,63 |
Фуражного оклада должно было хватить на обеспечение одной лошади в сутки: овса – 16 фунтов (7,3 кг), сена – 18 фунтов (8,2 кг), соломы – 4 фунта (1,8 кг) [3, л. 46].
Несмотря на последующее увеличение фуражного оклада (таблица 2), задолженность частей не уменьшилась. Из этого следует вывод, что выделяемые на продфураж суммы не соответствовали действительным условиям местного рынка, и по этой причине в частях создавалась громадная задолженность «Белсельпромсоюзу», достигшая к началу марта 1926 г. только по г. Минску 75 616 руб. [2, лл. 132].
Таблица 2. – Стоимость фуражного оклада по состоянию на февраль 1926 г. [2, л. 134]
Положенный оклад (коп.) | Фактическая стоимость (коп.) | Перерасход
(коп.) |
|
Строевые лошади | 12,15 | 18,6 | 6,45 |
Обозные лошади | 13,34 | 20,15 | 6,81 |
Артиллерийские лошади | 16,62 | 24,88 | 8,18 |
Таким образом, воинские части стали ощущать перебои с получением продовольствия. В шифротелеграмме из Бобруйска от 27 марта 1926 г., где дислоцировался 5 стрелковый корпус, отмечалось, что «положение корпуса с продовольствием весьма тяжелое, сала, картофеля совершенно нет, мяса на три дня. Поставки окружного «Сельсоюза» проходят с большими перебоями из-за невыдачи корпусом авансов согласно договора. Местных средств нет. Для устранения этого положения необходимо воздействие на военный округ» [4, л. 46].
Несмотря на определенные трудности, система приварочных окладов, которая была установлена в Красной Армии, имела значительные преимущества перед системой, действовавшей в русской армии до 1917 г.: приварочные оклады устанавливались на полугодие, а не на год, что давало возможность их корректировать соответственно действовавшим ценам в данном регионе; облегчался расчет войсковых частей с довольствующим органом в случае отпуска некоторых продуктов натурой. Заготавливая приварочные продукты у местных поставщиков, воинские части освобождали вышестоящие продовольственный органы от необходимости нести расходы, связанные с накоплением и хранением этих продуктов.