МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

Сегодня есть все основания говорить о необходимости совершенствования нравственного воспитания в военном ВУЗе, выработки и формирования у курсантов нравственных качеств: воинской чести, достоинства, воинского долга, ответственности, совести, патриотизма и др. В связи с этим, становится актуальным создание модели формирования нравственных качеств будущих офицеров.

В научной литературе накоплены определенные представления о процессе моделирования. Понятие «моделирование» является гносеологической категорией, характеризующей один из важных путей познания. Возможность моделирования, т.е. переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования моделей, на оригинал, основана на том, что модель в определенном смысле отображает (воспроизводит, моделирует) какие-либо его стороны; для успешного моделирования этих сторон важно наличие соответствующих теорий или гипотез, которые, будучи достаточно обоснованными, указывали бы на рамки допустимых при моделировании упрощений.

Моделирование предусматривает такие действия, как проведение опытов и наблюдений, анализ и сравнение различных сторон и качеств модели, чтобы сделать выводы о явлениях, происходящих в реальных объектах. Для этого в модели выделяют необходимые для изучения стороны объекта, отражают различные связи и взаимосвязи, которые представляются в удобной и наглядной форме, доступной для исследования.

Изучение процесса формирования нравственных качеств будущих офицеров на его модели есть особый вид эксперимента — модельный эксперимент, отличающийся от обычного эксперимента тем, что в процесс познания включается «промежуточное звено» — модель, являющаяся одновременно и средством, и объектом экспериментального исследования, заменяющим оригинал [6, с. 381].

Многозначность понятия «моделирование» выявлена такими учеными, как Н.М. Борытко, И.Г. Валиев, Н.В. Горнова, Н.Б. Крылова, A.M. Новиков и др.

Как отмечает Н.М. Борытко, в качестве моделей могут выступать знаковые или материальные, искусственные или естественные системы: а) воспроизводящие некоторые свойства системы-оригинала; б) способные замещать, представлять изучаемую систему в определенных отношениях; в) позволяющие проверять истинность и полноту представлений об изучаемой системе, получать о ней информацию [2, с. 168].

А.И. Уемов определяет модель, как систему, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе [5, с. 48].

В психологии под моделью, в отличие от других средств, понимается, как правило, такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте [1, с. 36].

Интересно, на наш взгляд мнение B.C. Ильина, который выделяет требования к модели: во-первых, она должна отобразить степень целостности процесса или явления; во-вторых, дать описание условий и средств его протекания; в-третьих, она должна строиться структурно [3, с. 92].

Следовательно, для построения модели формирования нравственных качеств будущих офицеров, необходимо: а) определить основные компоненты модели; б) описать основные этапы процесса формирования нравственных качеств будущих офицеров; в) выделить закономерную логику процесса формирования нравственных качеств будущих офицеров (диагностический компонент), его характеристику; г) определить педагогические условия формирования нравственных качеств будущих офицеров.

Основными особенностями учебно-воспитательного процесса в военном ВУЗе являются: непосредственная и многогранная связь с государственными интересами, выполнением государственного заказа; специфичность целей, задач и содержания педагогического процесса, его особая напряженность; специфичность субъектов и объектов; особая регламентация взаимоотношений между участниками педагогического процесса; специфичность роли и задач, решаемых начальниками ВУЗов, кафедр, командирами курсантских подразделений и преподавателями [4, с. 21].

Формирование как цель учебно-воспитательного процесса заключается в создании и обеспечении оптимальных условий для приобретения курсантом тех или иных знаний, умений, нравственных качеств. Но приобрести все это, усвоить может только сам курсант, только посредством собственной активной деятельности. Тем не менее, нельзя утверждать, что создание тех или иных условий автоматически приведет к приобретению определенных нравственных качеств на длительный срок. Для того, чтобы эти нравственные качества закрепились, стали органичными для курсанта, необходимо, во-первых, осознание значимости этих качеств, во-вторых, их планомерное развитие, эффективность которого непосредственно зависит от собственной мотивации курсанта, осознания потребности личности в развитии тех или иных нравственных качеств.

Формирование нравственных качеств будущих офицеров должно проходить путь от уяснения сущности основных нравственных понятий, от знания истории и традиций русской армии, от формирования знаний, навыков и умений товарищеского взаимоотношения до практической реализации нравственных категорий, формирования у курсантов способности самостоятельно формулировать цели учебной, служебной и общественной деятельности, обучения способам разрешения проблемных ситуаций, умения найти наиболее рациональные из них, частично изменять известный способ с учетом особенностей условий его использования, обучения методике анализа эффективности своей работы на основе сопоставления результата работы с поставленной целью, овладения приемами коррекции деятельности и до стимулирования самообразования и самовоспитания курсантов.

Модель позволяет рассматривать процесс формирования нравственных качеств будущих офицеров как целостный деятельно-воспитательный процесс.

Так как весь педагогический процесс строится на основе общественно-государственного заказа, находящего отражение в квалификационной характеристике модели личности специалиста, то можно выделить следующие качественные характеристики выпускника военного ВУЗа: высокий профессионализм и духовность, проявляющиеся в нравственных качествах, в активной творческой деятельности на благо общества, в возможности и способности реализовать потребность в творчестве, в эмпатии и в свободе самореализации своих сущностных сил.

Процесс формирования нравственных качеств будущих офицеров представляет собой сложную систему. В авторской модели формирования нравственных качеств будущих офицеров мы предлагаем выделить следующие основные компоненты этой системы: 1) целевой; 2) содержательно-процессуальный; 3) диагностический; 4) результативный.

Чтобы процесс формирования нравственных качеств будущих офицеров в военном ВУЗе проходил с максимальной эффективностью, мы считаем, что необходимо создание определенных педагогических условий: во-первых, обеспечение стимулирования мотивации курсантов военного ВУЗа к восприятию нравственных качеств будущих офицеров; во-вторых, использование материалов о героических традициях Российских Вооруженных Сил и общечеловеческих ценностях в учебно-воспитательном процессе; в-третьих, совершенствование педагогического мастерства и высокая педагогическая культура преподавателей военного ВУЗа; в-четвертых, готовность преподавателей к применению педагогических технологий в процессе формирования нравственных качеств будущих офицеров у курсантов военного ВУЗа.

Таким образом, если авторская модель формирования нравственных качеств будущих офицеров будет внедрена в учебно-воспитательный процесс военного ВУЗа, то его выпускники станут обладателями таких высоких нравственных качеств, как: воинская честь, достоинство, воинский долг, ответственность, совесть, патриотизм, которые испокон веков были присущи офицерам Русской императорской, Советской, Российской армий.