Целями освоения дисциплины «Методика преподавания физики» являются формирование теоретической и практической профессиональной подготовки к преподаванию физики в общеобразовательных школах. Изучение данной дисциплины закладывает основы преподавательской деятельности.
В основе изучения дисциплины «Методика преподавания физики» лежат два основных компонента: общие вопросы методики преподавания физики, частные вопросы методики преподавания физики. Изучение общих вопросов преподавания физики вооружает будущих учителей теоретическими знаниями преподавания дисциплины. В процессе изучения частных вопросов методики преподавания используются теоретических знаний по методике преподавания в изучении определенных тем школьного курса физики. При этом необходимо уделять особое внимание не только обучению учащихся теории (знаний физических понятий, величин, терминов, законов, теорий и др.), но и вопросам использования в преподавании школьного физического эксперимента и формированию умения решать физические задачи.
Особое место в преподавании физики занимает демонстрационный эксперимент. Удачное сочетание теоретического материала и эксперимента дает наилучший педагогический результат. Физические опыты зарождают правильные начальные представления о новых физических явлениях и процессах, раскрывают закономерности,, знакомят с методами исследования, показывают устройство и действие приборов и установок, иллюстрируют технические применения физических законов. Все это конкретизирует и делает более понятными и убедительными рассуждения учителя при изложении нового материала, возбуждает и поддерживает интерес к предмету.
Современное преподавание физики в школе не проходит без использования телекоммуникационных интерактивных методов обучения. При проведении школьного физического эксперимента наряду с демонстрационными экспериментом и лабораторными работами широко используется учебный виртуальный эксперимент. Роль и место виртуального эксперимента в учебном процессе по физике предстоит еще изучать и анализировать. По нашему мнению, в обучении физике важно умело сочетать и правильно дозировать традиционный демонстрационный и виртуальный эксперимент.
По сформированности умений решать физические задачи можно судить о глубине теоретических знаний, а главное, об умении использовать полученные знания на практике. Особое место в получении политехнических знаний вопросы курса физики прикладного характера. Решение задач способствует углубленному изучению и запоминанию физических законов, развитию навыков использованию физических знаний для решения конкретных практических и познавательных задач.
Эти и другие основные вопросы преподавания физики в общеобразовательной школе изучаются в вузовском курсе «Методика преподавания физики». Организация и проведение учебного процесса по изучению данной дисциплины в педагогическом вузе состоит из лекционного курса, практических (семинарских) занятий и выполнения лабораторных работ по методике преподавания физики.
Лекции имеют целью дать общие теоретические основы методики преподавания физики с учётом современных достижений педагогической науки и психологии, а также достижений школьной практики. На семинарских занятиях у студентов формируются умения планировать свою работу (составлять тематические планы, планы-конспекты уроков по физике и т.п.), изучается учебная литература, пособия для учащихся, дидактические материалы, формируются навыки работы с ними; отрабатываются знания и умения методического анализа тем школьного курса физики, формирования у учащихся системы физических понятий, изучения фундаментальных законов и теорий; уделяется время вопросам методики решения физических задач.
Часть времени на практических занятиях отводится на педагогический тренинг, включающий в себя рассмотрение конкретных педагогических ситуаций, вариантов их решения, анализ уровня собственной профессиональной подготовленности.
Для освоения дисциплины «Методика преподавания физики» используются знания, умения, способы деятельности сформированные в ходе изучения дисциплин педагогика, психология, общий курс физики, информатика.
Освоение данной дисциплины является основой для последующего прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующиекомпетенции:
— Способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;
— Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
— Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;
— Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
— Способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;
— Готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.
— Организовывает различные виды учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
— Понимает логику развития школьного курса физики;
— Анализирует, оценивает и корректирует учебно-воспитательный процесс и его результат
Исходя из необходимости формирования у студентов компетенции нужно выбрать такие методические способы и методы обучения, которые привели бы к формированию и проявлению общепрофессиональных компетенции в процессе практической деятельности.
Основное содержание учебной дисциплины «Методика преподавания физики» приведено в следующей таблице:
№ | Наименованиераздела | Содержание раздела в дидактических единицах |
1 |
Общие вопросы профессиональной деятельности учителя физики по организации учебного процесса |
Профессиональные задачи учителя физики. Государственный стандарт по физике. Научно-методическая работа учителя физики Методика обучения, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий. Способы задания целей обучения физике. Принципы отбора содержания курса физики и его структурирование. Формы организации учебного процесса по физике. Годовое планирование Подготовка к преподаванию темы Проверка достижений учащимися целей обучения. |
2
3. |
Технология разработки уроков физики для учащихся основной школы
Технология разработки уроков физики для учащихся старшей школы |
Цели обучения физике в основной школе. Особенности структуры и содержания курса физики основной школы. Особенности методики обучения физики в основной школе. Разработка урока изучения нового физического материала. Разработка учебных занятий, на которых у учащихся формируются методы получения физических знаний разных типов. Этап применения нового знания: его цель, структура, дидактические средства (задачи-упражнения и учебные карты), программа действий учителя и учащихся. Создание дидактических средств организующих самостоятельную учебную деятельность учащихся. Этап актуализации знаний и действий (умений): его цель, дидактические средства, формы организации. Разработка этапа актуализации знаний и контрольного этапа урока.Методика организации фронтальных лабораторных работ
Физические теории в школьном курсе физики. Особенности обучения учащихся обобщенному приему выявления устойчивых связей и отношений между физическими величинами на эмпирическом уровне познания. Особенности обучения учащихся теоретическим методам получения физических знаний. Методика обучения учащихся планированию своих действий при решении задач-упражнений. Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся при работе с различными источниками информации |
4. |
Проектирование образовательных технологий по физике с учетом уровня подготовленности учащихся |
Понятие уровневой дифференциации обучения, ее форм. Система профильного обучения физике, особенности организации учебных занятий в классах разного профиля. Планирование системы текущей диагностики достижений учащихся. Развитие приемов самоконтроля на уроках физики. Создание дидактического материала разного уровня. Организация процесса итогового повторения и систематизация знаний по физике перед итоговой аттестацией. |
Изучение дисциплины «Методика преподавания физики» по вузовской программе требует от преподавателей разработки педагогических технологий, где традиционные методы интегрируются с инновационными способами обучения физике.