Как говорилось ранее коррупция – это подкуп должностных лиц путем противопоправного предоставления им благ и преимуществ. Она является одной из опаснейших угроз нашей зарождающейся демократии. Судя по социологическим опросам проведенного институтом Гиллера в 1998 году, мнение казахстанцев на этот счет не утешительные. Судите сами, 86% считают, что коррумпированность в структурах органов власти “очень высока”. Коррупция может иметь чрезвычайно негативные последствия. Помимо угрозы стабильности и нормального функционирования государственных институтов, не поправимый ущерб наносится экономическому развитию и безопасности страны. Она по многим параметрам затрагивает сферы деятельности таможенной службы, факты проявления которых, имеются в Главном Таможенном управлении г. Алматы. Зачастую мы боремся с конкретными преступлениями, а не причинами их повлекшими. В частности, решение вопроса, повышения окладов сотрудников таможни назрела давно. С такой заработной платой в 3 тысячи тенге, искушение польститься на казенное или взять взятку на “лапу”, у рядового постового согласитесь очень велико. Немаловажное значение имеют и социальные гарантии, даже простой проезд в автотранспорте становится проблемой, т.к. зачастую у таможенника нет денег на его оплату.
Но судя по высказываниям представителей государственных органов власти, намерены ввести борьбу с теневой экономикой как основой коррупции. Для ужения поля коррупционных возможностей должно способствовать верховенство законов прямого действия. В связи с антикоррупционной борьбой выявилась еще одна проблема, на которой хотелось бы остановиться более подробно.
Приказом Генерального прокурора и Министерства Юстиции установлен перечень преступлений, которые следует отнести к коррупционным и, соответственно, включать в статистическую отчетность. Кроме 17 конкретных составов преступлений, предусмотренных У.К., указанный приказ предусматривает “также читать коррупционными иные преступления, совершенные должностными лицами из корыстной или личной заинтересованности, сопряженные или создающие условия для коррупции. Это по мнению судейских работников, безосновательно расширяет понятие коррупционного преступления, как такового, поскольку таким образом под этот вид попадают все без исключения, преступления против интересов государственной службы, частично воинские, преступления против прав и свобод граждан, против собственности, квалифицирующим признаком, которых является “использование своего служебного положения”.
Накануне борьбы с коррупцией закидывали свои сети в омут комитета по государственному имуществу и приватизации Мин.фина и приватизации Мангыстаускую область. Улов оказался богатым: взяточники создатели рабочих мест для родственников и прочие нарушители закона. Больше всего председателя ГКБК потрясла справка о том, что в Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Павлодарской областях руководители тер.комов по гос.имуществу получали денежное вознаграждение в размере 10 — 15 тысяч тенге, за участие в работе наблюдательных советов различных акционерных обществ.
А в прошлом году в таможенных органах проводилась аттестация в целях выявления профессиональной пригодности, уровня теоретических знаний и навыков, деловых качеств, знание антикоррупционного законодательства и основных нормативных актов таможенных органов. В результате аттестации признаны несоответствующими занимаемой должности 348 человек, из них 118 представлены к увольнению, у 230 были понижены должности. Последним будет предложено работа на таможенных границах, где до недавнего времени служили 722 таможенника. В результате оптимизации структуры таможенных органов число этих служащих увеличилось до 1877 человек. Всего по республике расположено более 150 таможенных постов. С января по июнь того года было возбуждено 58 уголовных дел на сотрудников таможенных органов, из них 30 – по коррупционным мотивам. Эти лица уволены из органов, а их руководители наказаны, 453 сотрудника таможни были привлечены к дисциплинарной ответственности.
Также по Алматинской области в течение 1999 года проводились организационные мероприятия по проверке кандидатов на государственную службу. В результате среди претендентов был выявлен один ранее судимый. Ведь для борьбы коррупцией с этого надо было и начинать.
Основные принципы борьбы с коррупцией
Борьба с коррупцией осуществляется путем:
- равенства всех перед законом и судом;
- обеспечение четкой правовой регламентации деятельности государственных органов, законности и гласности;
- совершенствования структуры государственного аппарата, кадровой работы и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы лиц;
- признания допустимости ограничений прав и свобод должностных лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций;
- восстановление нарушенных прав лиц, ликвидации и предупреждения вредных последствий коррупционными правонарушениями;
- обеспечение личной безопасности граждан, оказывающих содействие в борьбе коррупционными правонарушениями;
- защита государством прав и законных интересов лиц, установление этим лицам заработной платы и льгот, обеспечивающих указанным лицам и их семьям достойный уровень жизни;
- установление запрета для лиц, заниматься предпринимательской деятельностью и др. оплачиваемыми должностями;
- осуществление оперативно-розыскной и иной деятельности в целях выявления, раскрытия, пресечения и предупреждения преступлений, а также применения специальных мер финансового противоправно нажимных денежных средств.
Правонарушения, создающие условия для коррупции
Правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону. Правонарушения подразделяются на гражданские, административные, дисциплинарные. Наиболее опасным видом правонарушения является преступление. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная, уголовная ответственность.
А правонарушения, создающие условия для коррупции являются следующие деяния лиц:
1.неправомерное вмешательство в деятельность других государственных органов, организаций;
- использование своих служебных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением материальных интересов указанных лиц либо их близких родственников и свойственников;
- предоставление непредусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении и продвижении по государственной и приравненной в ней службе;
4.оказания неправомерного предпочтения всем лицам при подготовке и принятии решений;
5.оказание кому бы то ни было, любого не предусмотренного законодательством содействия в осуществлении предпринимательской и высокооплачиваемой деятельности;
- использование в личных целях или групповых интересах информации, полученной при выполнении государственных функций, если она не подлежит официальному распространению;
- необоснованный отказ в информации лиц, задержка ее, передача недостоверной или неполной информации;
8.требование от лиц информации, предоставление ими не предусмотрено законом;
9.передача государственных, финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных кандидатов или общественных объединений;
10.нарушение установленного порядка рассмотрение обращений лиц и решения иных входящих в их компетенцию вопросов;
11.дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим официальным лицам, за исключением сувениров и символических знаков внимания, в соответствии с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства, а также при проведении мероприятий;
12.явное воспрепятствование физическим или юридическим лицам в осуществлении их прав и законных интересов;
13.делегирование полномочий;
14.участие в азартных играх денежного характера с вышестоящими, нижестоя-щими, или находящиеся в другой зависимости по службе или работе должностными лицами.
Совершение лицами, уполномоченными на государственные функции, какого-либо из указанных выше правонарушений, если оно не содержит уголовной наказуемости, влечет понижение в должности, увольнение с должности, или освобождение от государственных функций, или наложения иного дисциплинарного взыскания. А если правонарушение повторяется в течение года после дисциплинарного взыскания, то влечет увольнение с должности или освобождение от выполнения государственных функций.
Коррупционные правонарушения, связанные противоправным получением
благ и преимуществ.
Коррупционными правонарушениями, связанными с противоправным получением благ и преимуществ, являются следующие действия лиц:
- Принятие за исполнение своих государственных функций любого вознаграждения, т.е. деньги, услуги, формы организации, в которой лицо не выполняет определенные действия.
Деньги, которые получило лицо без ведома, должны быть перечислены в республиканский бюджет в течение 2-х недель, после их обнаружения, и в дальнейшем предоставить объяснения в налоговый орган, о том “как ?, когда ? и при каких обстоятельствах ?” потупили эти средства.
- Принятие подарков от лиц, зависимых по службе, за исключением знаков внимания и сувениров, согласно правилам вежливости и гостеприимства или при проведении некоторых мероприятий.
Подарки, которые поступили без ведома должностного лица, или полученные им, вследствие, исполнения определенных функций, подлежат безвозмездной сдаче в государственный фонд в семидневный срок, а оказания лицу услуг должны быть оплачены им путем перечисления денежных средств также в республиканский бюджет. Лицо может выкупить подарки с согласия вышестоящего должностного лица из республиканского фонда по рыночным ценам, которые действуют в местности. Вырученные средства от продажи подарков перечислят в бюджет.
- Принятие приглашений, за счет физических лиц, во внутригосударственные, зарубежные, туристические, лечебно-оздоровительные поездки, за исключением:
- по приглашению супруга или супруги, родственников за их счет;
- по приглашению лиц, с согласия вышестоящего должностного лица, если это лицо не имеет отношения по службе;
- поездки за счет средств соответствующих государственных органов, международных организаций, по международному договору, по договоренности между другими государственными органами;
- для участия в международных, зарубежных, научных, спортивных, творческих, гуманитарных и профессиональных мероприятиях за счет общественных объединений, а также по приглашениям иностранных партнеров;
4.Использование незаконных преимуществ в получении ссуд, приобретением ценных бумаг, облигаций, недвижимости и кредитов.
Члены семьи государственного служащего не должны принимать и иные средства, поездки за счет лица, которое связано с ним по службе. Но, если они приняли, то должностное лицо обязано в 7-дневный срок отдать, в специальный государственный фонд и возместить стоимость услуг, которыми воспользовались члены семьи, путем перечисления средств в бюджет.
Совершение лицом, коррупционное правонарушение, не влекущих уголовной ответственности, влечет понижение в должности, или увольнение, или наложение дисциплинарного взыскания. А совершение вышеуказанных правонарушений в течение года влечет увольнение или освобождение от государственных функций.
Если правонарушение совершили депутаты Парламента РК, органы по борьбе с коррупцией, уведомляют об этом соответствующую избирательную компанию, которая обязана довести до ведения Парламента.
О последнем деянии, по моему мнению, вообще никто никогда не узнает, ведь это на самом деле редкость, что бы вот так взять и открыто сказать об депутате Парламента, что он замешан в коррупционных правонарушениях.
Взыскание незаконно представленных услуг
Практически во всех случаях незаконного обогащения лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, в результате коррупционных правонарушений незаконно полученное имущество непосредственно подлежит обращению, а стоимость незаконно полученных услуг взысканию в доход государства.
А если отказ – добровольно сдать незаконно полученное имущество или оплатить государству, то стоимость незаконно полученных услуг осуществляется взысканию по решению суда в бюджет, по иску прокурора, налоговой службы, до вынесения судом решения налагают арест на имущество, принадлежащее правонарушителю.
Если лицо, выполнявшее государственные функции, после увольнения за совершенное коррупционное правонарушение отказывается выполнять требования, принимающие решение о освобождении, направляют в налоговый орган по месту жительства виновного, сделки заключенные в связи с совершением коррупционных правонарушений, признаются судом недействительными, совершенные в результате коррупционных правонарушений акты, действия могут быть аннулированы должностным лицом, уполномоченного на принятие или отмену актов, или судом по иску.
Субъекты правонарушений, связанных с коррупцией
Субъект – это лицо достигшее 16-летнего возраста. За правонарушение, несут ответственность все должностные лица, депутаты Парламента, маслихатов, судьи, а также иные лица.
К иным лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, относятся:
1.Должностные лица правоохранительных органов и других служб;
2.Служащие постоянно или временно работающие в органах местного самоуправления, оплата труда которых проводится из средств государственного бюджета, внебюджетных фондов;
- Все государственные служащие.
К лицам, уполномоченным выполнять государственные функции, относятся:
- Граждане, зарегистрированные в качестве кандидатов в Президенты РК, депутаты Парламента, маслихатов;
- Лица, избранные в органы местного самоуправления;
- Должностные лица, в уставном капитале которых суммарная доля государственной собственности составляет не менее 35 %.
Органы, осуществляющие борьбу с коррупцией
В пределах своей компетентности борьбу с коррупцией осуществляют органы государственного аппарата. Все они обеспечивают требования, и применение дисциплинарных мер, привлекая для этого кадровые, контрольные, юридические и иные службы.
Органами прокуратуры, КНБ, ОВД, налоговой, таможенной и пограничной службы, военной полиции осуществляются: выявление, пресечение, предупреждение коррупции, и привлечение лиц, виновных в ее совершении.
Все вышеуказанные органы обязаны принимать меры, и незамедлительно формировать органы для всех случаев выявления коррупционных правонарушений, совершаемые лицами, которые занимаю ответственную должность.
Президент РК вправе образовать государственный орган по борьбе с коррупцией, определить его статус и полномочия.
Как он и поступил, он выступал 19.04.2000, сообщил, что теперь контроль будут вести – государственно-правовой отдел администрации Президента. Наряду с этим в Совете безопасности, предполагается создать специальный отдел по экономической безопасности.
Ответственность лиц за незаконное материальное вознаграждение лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций
Лица, предоставившие государственным служащим, незаконные: подарки, различного род услуги, материальные вознаграждения, ели в этом нет признаков уголовно наказуемого действия, налагается судом штраф в размере от двадцати пяти до пятидесяти месячных расчетных показателей.
Юридические лица, предоставившие незаконные материальные услуги и иные подарки подлежат административной ответственности в виде штрафа в размере от ста до пятисот месячных расчетных показателей. А при неоднократности, влекут за собой прекращение деятельности юридического лица по решению суда в установленном законом порядке.
Не подлежат ответственности лица, предоставившие должностному лицу: материальное вознаграждение или иные подарки, если здесь имело место вымогательство со стороны должностного лица.
Ответственность за осуществление незаконной предпринимательской деятельности и получение незаконных доходов государственными органами
Занятие государственными органами предпринимательской деятельностью вне возложенных на них обязательств, влечет наложение на руководителей этих органов судом штрафа в административном порядке в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей.
Освобождение от выполняемой государственной функции или увольнение виновного руководителя осуществляется при повторном правонарушении.
Ответственность руководителей государственных органов за непринятие мер по борьбе с коррупцией
Руководители государственных органов, не принимающие в пределах своих полномочий меры, предусмотренные Законом РК “О борьбе с коррупцией” в отношении подчиненных лиц, виновных в совершенстве коррупционных правонарушений, подлежат штрафу, налагаемым удом в размере от тридцати до пятидесяти месячных расчетных показателей.
А при неоднократности влечет увольнение виновного руководителя.
Но если так посудить, есть законы, есть на что опираться, но нет его никто не выполняет. Есть определенные санкции, но это для лиц занимающихся коррупцией, нисколько не пугает. Потому что нет контроля. А реальность, к сожалению такова: сегодня Государственная комиссия по борьбе с коррупцией не в илах посадить за решетку или наказать продажных чиновников. У этого органа, лишь дискредитирующие факты, нечистоплотность, нет реальных полномочий , максимум на что он способен – рекомендовать проштрафившегося к увольнению. Между тем дисциплинарные функции ГКБК передаются Республиканскому агентству по делам государственной службы. По мнению Н.Назарбаева ГКБК превращается в “некий товарищеский суд”.
19.04.2000 Н. Назарбаев провел совещание с руководящими правоохранительных органов страны. Он призвал правоохранительные органы к большей наступательности и изменению сложившегося положения, когда организованная преступность существует благодаря коррупции в силовых структурах. Н.Назарбаев считает «вызовом правоохранительных системы» существование широко известных преступных групп, в качестве одного из примеров он упомянул группировку «Четыре брата».
Президент государства также привел несколько весьма показательных примеров коррупции в различных силовых структурах и потребовал жестко разобраться с виновными. Он подчеркнул важность информирования населения для успешной борьбы с коррупцией, всем должна быть доступна информация об условиях приватизационных сделок тендеров в связи с банкротством, получение кредитов и кадровых назначений.
Президент крайне недвумысленно поручил правоохранительным органам проверить финансовую деятельность масс — медиа: кто является их учредителями, а самое главное — соответствие их деятельности Закону СМИ и Конституции.
Несколько смягчая ситуацию, Н.Назарбаев, правда, отметил, что он «защищал и будет защищать свободу».