ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ А. МАСЛОУ

Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 года в НьюЙорке и был самым старшим из семи детей. Отношения Маслоу со своими родителями, эмигрировавшими из Киева русскими евреями, не отличались ни близостью, ни любовью. Среднее образование он получил в бесплатных нью-йоркских школах. Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города в другой, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, то он узнал, что такое антисемитизм. Он сам говорил о том, что до двадцати лет был чрезвычайно стеснительным, нервным, подавленным, одиноким, погруженным в себя и страдающим от жестоких неврозов человеком. В школе он был в изоляции, семью свою не выносил, и поэтому его настоящим домом была библиотека. Он был одним из лучших учеников в школе. Потом, по совету отца, поступил в юридический колледж. Быстро утратив интерес к учебе, он даже не закончил первого курса. В конце двадцать восьмого года, когда ему было двадцать лет, он женился на Берте, своей двоюродной сестре, за которой долго ухаживал. Они поступили в Мэдисонский университет (Висконсин), где Маслоу стал бакалавром (1930), магистром (1931) и доктором (1934) психологии.

Учась в Мэдисоне, Маслоу оставался стеснительным и скромным человеком, но преподаватели очень любили его. Увлекшись бихевиоризмом Уотсона, который тогда был в моде, Маслоу сосредоточил свои усилия на классических лабораторных исследованиях с собаками и обезьянами. Первые его доклады и статьи были посвящены анализу эмоциональных проявлений отвращения у собак и особенностям протекания процессов обучения у приматов. В своей  докторской диссертации он исследовал роль доминирования в общественной и сексуальной жизни приматов, утверждая, что доминирование у приматов, как правило, устанавливается посредством визуального контакта, а не в ходе борьбы.

С 1934 по 1937 г. Маслоу работал в педагогическом колледже при Колумбийском университете у Эдварда Торндайка, в качестве ассистента-исследователя по социальной психологии. Преподавать он начал в колледже Бруклин, где работал с 1937 по 1951 г. За этот период эмигрировавшие из Германии психологи превратили НьюЙорк в интеллектуальную столицу Америки. Маслоу работал с Максом Вертхаймером, Эрихом фроммом, Карен Хорни, Куртом Голдстайном и Рут Бенедикт.

В 1951 г. Маслоу предложил возглавить только что созданный факультет психологии в Университете Брандейс. Этот пост он занимал в течение десяти лет. В 1969 г. он стал членом Фонда Лафлин в Менло Парк (Калифорния).

Вскоре после того, как Маслоу покинул Мэдисон, он пришел к убеждению, что большинство современных психологов, как исследователей, так и теоретиков, излишне полагаются на данные наблюдений за лицами, обратившимися к психологам по патологическим причинам. Образ человеческой природы, сложившийся в результате исследования этих пациентов, не мог не быть искаженным и пессимистическим. Пытаясь исправить это положение, Маслоу начал изучать тех людей, которых он считал наилучшими образцами здоровой личности. Он назвал этих людей «самоактуализующимися», поскольку их отличала потребность в деятельности, ответственности, творчестве, открытость и справедливость.

В написанной им в 1943 г. эпохальной статье «Теория человеческой мотивации» и (более подробно) в работе «Мотивация и личность» (1954) Маслоу утверждал, что у людей есть высшие и низшие потребности. И те, и другие являются «инстинктоидными» и расположены в следующем иерархическом порядке: физиологическое благополучие, безопасность, любовь, уважение и самоактуализация. Каждая высшая группа потребностей зависит от предварительного удовлетворения потребностей низшего уровня.

Таким образом, по мнению Маслоу, человеческая природа представляет собой непрерывное удовлетворение внутренних потребностей, начиная с основных физиологических потребностей и вплоть до метапотребностей. Он утверждал, что самореализующиеся личности — это люди, которые уже удовлетворили свои низшие потребности и стремятся осуществить высшие устремления человеческой природы, становясь всем, чем они способны стать.

В своей работе «Религия, ценности и пиковые переживания» (1964) Маслоу утверждал, что самореализующиеся люди представляют руководство к действию для всего человечества. Их ценности должны лечь в основу научной этики. В той же работе Маслоу пришел к заключению, что самореализующиеся люди периодически спонтанно и естественно испытывают экстаз и блаженство, моменты величайшего восторга — «пиковые переживания», как он их назвал. В работе «Эупсихологический метод управления» (1965) Маслоу попытался внедрить свою мысль в новую тогда область организационной психологии. В этой работе, приняв как данность, что мир нельзя улучшить посредством индивидуальной психотерапии, он выдвинул идею «эупсихологии», или хорошего психологического управления. Поначалу он использовал термин «эупсихиа»*, применительно к культуре,  которая смогла бы породить тысячи самореализующихся личностей, представляя собой закрытую среду, не подверженую внешнему воздействию. В «Эупсихологическом методе управления» Маслоу утверждал, что рабочие достигнут максимально возможного уровня производительности труда, если их «человеческие качества» и потенциал самореализации смогут развиваться в направлении удовлетворения их высших потребностей, или метапотребностей. В последние годы своей жизни (в основном это нашло выражение в опубликованной уже после его смерти работе «Высшие устремления человеческой природы» — 1971) Маслоу пошел дальше и заявил о существовании потребностей, выходящих за рамки самореализации — трансцендентальных или трансперсональных потребностей. По мнению Маслоу, эти трансчеловеческие потребности сосредоточены вокруг космоса, религии и мистического царства бытия. В шестидесятые годы Маслоу в сотрудничестве с Энтони Сутичем очень много сделал для легализации «гуманистической» психологии, организовав журнал по гуманистической психологии и ассоциацию работающих в этой области ученых. В конце шестидесятых годов он поддержал становление трансперсональной психологии.

Свою наиболее значительную работу по гуманистической психологии, которая предлагается вниманию читателя, «Психология Бытия», Маслоу посвятил Курту Голдстайну, который, по его мнению, оказал огромное влияние на его мышление. Голдстайн помог ему понять, что «холодные» аспекты гештальтпсихологии можно соединить с психодинамической психологией, а также помог ему сформулировать холистско-динамический подход, истоки которого – в организмической психологии Голдстайна, скорее холистской, функциональной, динамической и телеологической, чем атомистической, таксономической, статической и механистической.

Маслоу широко известен в психологических кругах своими исследованиями в области «самоактуализации». Этот термин тоже был придуман Голдстайном в ходе исследования им участников войны, у которых в результате ранения был поврежден мозг. Под «самоактуализацией» Голдстайн понимал реорганизацию способностей личности после перенесенного ранения. Маслоу заимствовал этот термин, но использовал его в более широком смысле. Для него «самоактуализация» означала тенденцию к реализации внутреннего потенциала, то есть самореализацию Это — желание человека стать всем, чем он способен стать, стремление полностью реализовать свои потенциальные возможности. Умер Маслоу от сердечного приступа 8 июня 1970 г., в возрасте 62 лет.

Иерархия потребностей А. Маслоу

В литературе по психологии, менеджменту и рекламе поведение человека часто объясняется посредством так называемой пирамиды или иерархии потребностей Абрахама Маслоу (Maslow). Американский психолог А. Маслоу изучал жизнь великих людей, добившихся полной самореализации, нашел важные закономерности, которые позволили ему сформулировать иерархическую теорию.

Иерархия потребностей в самом общем виде выглядит так:

* Фундаментом иерархии являются физиологические потребности: голод, жажда, потребность во сне и другие (fhisiological needs).

* Следующая ступень иерархии – (need for safety) потребность безопасности, защищенности.

* Третья ступень (need for group) – потребность в хорошем отношении, быть любимым, принадлежать к группе.

* Последняя ступень (respect) – потребность в уважении, одобрении.

Потребности удовлетворяются в том порядке, в котором они представлены в пирамиде – от низших к высшим. Потребности более высшего порядка не могут проявиться, пока не удовлетворены низшие. Удовлетворение всех потребностей приводит человека на вершину пирамиды – полную самореализацию.

Маслоу говорит, что физиологические потребности удовлетворяются на 85%, потребность в безопасности – 70%, потребность к расположенности группы – на 50%, потребность в уважении, одобрении – на 40%. Самореализации достигают приблизительно 10% лиц.

Факт использования теории потребностей в различных областях знания можно назвать наглядно-спекулятивным: ей трудно найти практическое применение. Более того, данная схема может увести нас в сторону совершенно неуместных обобщений. Так ли безнадежен для терапевтической практики человек в ситуации длительного недоедания? Или человек, которого не любят в обществе? История ведает неисчислимым множеством примеров, когда люди добивались своей цели благодаря именно неудовлетворенным потребностям. С точки зрения иерархии потребностей невозможно объяснить, как человек, в условиях концлагерного заключения, находит в себе силы, чтобы вести подпольную антифашистскую работу: делится последней пайкой хлеба с больным, постоянно рискует быть преданным осведомителями, сталкивается с отчужденным большинством, не понимающем и не признающем его дела – и именно это позволяет ему не только выжить, но и раскрыть некий потенциал, который Маслоу и назвал бы самореализацией, если бы никакого другого общественного строя кроме лагерного режима не существовало. Говорят, Маслоу в дальнейшем отказался от своей концепции. Это нам понятно – в таком виде, какой он ее создал, она не работает.

Моделирование карты для структуры потребностей

Помните пьянчужку, который ночевал у Афони в одноименном фильме. Вышел у них как-то разговор о том, какие условия на некоторой планете идеально бы отвечали их потребностям и мироописанию. Помните, что он сказал: Он хотел бы жить на планете, на которой бы третьи страны не угнетали. Загадочная русская душа может смутить любого маститого психолога с мировым именем. Этому замечательному ответу можно дать множество самых различных психологических объяснений, но не с точки зрения пирамиды потребностей. И дело даже не в том, что Маслоу не учел особенностей национального менталитета. А в том, что не учел он самого главного, а именно – самого человека и тех культурных, социальных, экономических, родовых, политических и многих других условий, в которых он живет, растет и развивается. Айзенк в свое время доказывал, что интеллект белых и черных существенно отличается, и многие за это называли его расистом, хотя, на самом деле, никаким расистом он, конечно, не был. Он тот самый Оппенгеймер, который совсем не хотел бросать бомбу на Хиросиму. Он не убийца, но дал возможность другим людям быть ими. Маслоу близок к Айзенку – он создал теорию, что большинство людей скорее всего проживут свою жизнь неудовлетворенно и нереализованно. Это хорошие теории, если вас привлекают идеи евгеники. Если же нет – я предложу вам лучшую модель.

Существует так много целостных психологических теорий личности, что, право, затруднительно сделать выбор, какую именно взять за карту, на которой мы сможем построить нашу новую модель. Долгое время посвятив поиску, я решил вообще отказаться от уже созданных картографий и сформировать свою, которая удовлетворяет нашу основную цель.

Можно долго и очень учено оперировать словами типа эксплицитность, самость, дискурсивный и интернальный. Я же взял милую и дружелюбную собаку очень распространенной Тузик обыкновенный и создал совершенно новую модель человеческих потребностей. Вам, вероятно, смешно, только вы погодите смеяться – мой Тузик еще, глядишь, и вас чему научит.

Людям не всегда нравится прямое или косвенное сравнение человека с животным. Поэтому, наверное, многие не любят книгу К. Лоренца “Агрессия”. Вот Фромм ее очень не любил, посвятил ей много критического времени в своей работе. Надеюсь, вы простите меня за столь рискованный шаг.

На рисунке 2 представлен условный Тузик. Если не учитывать всякие “важные” вещи, что у него раз в сто больше развит вомеронозальный орган и он раз в пять лучше слышит, то картография Тузика описывается тремя словами: онтогенез, социализация и репродукция.

Онтогенез означает, что мой условный Тузик любит, как ни странно, гороховый суп, болел всего один раз чумкой и благополучно ее пережил, предпочитает крутиться на кухне и гулять не меньше трех раз в день.

Новая теория потребностей

Уже в таком виде простое наложение пирамиды Маслоу на нашу карту может дать обильную пищу для выводов и рассуждений. Однако, как уже было сказано выше, я не считаю иерархию потребностей Маслоу идеальной. Человек не столь последователен и логичен, как теорема Пифагора. Решение пришло как озарение.

Я люблю иногда сыграть в эту игру. Когда в мишень бросаются небольшие стрелочки с острым концом. Все как в тире, только здесь важна ловкость рук и мышечное чувство. Вы можете кинуть стрелочку в нелюбимое вами требование мира непрерывно учиться чему-то новому, можете не желать иметь семью или быть недовольными собой как личностью. Пусть вас не смущает обилие разных цифр – обо всех их значениях я расскажу вам пренепременно. Но для начала – дам характеристику каждому из четырех крупных блоков, из которых слагается наша карта.

Личность: все, что связано с индивидуальными особенностями человека – тело, вкусы, привычки, потребности, отношение к себе, понимание себя, наклонности, умения, навыки, особенности и еще много подобных слов, которые были придуманы за последнюю пару-тройку тысячелетий.

Когнитивная деятельность: то, чего так и не нашли у животных. Вы учитесь, вы читаете, вы придумываете, вы пишете стихи и романы, решаете сложные задачи, создаете новые теории, критикуете старые, помните таблицу умножения и легко овладеваете понятием дискриминанта. Вы даете информацию миру и берете информацию у мира и этот процесс бесконечен.

Социальная деятельность: любое взаимодействие с обществом. Вы можете работать, писать жалобы, участвовать в диспутах, работать на производстве, быть политиком, слушать церковные пения, лететь в космос, играть в футбол и ходить в казино.

Группа: сексуальная жизнь, симпатичные люди, любимый человек, ребенок, друзья, замечательный сосед, преданный пес Тузик или Мухтар.

Это приблизительное описание карты человеческого пространства. Теперь посмотрим, что это за цифры и буквы.

Первый круг (S1, Id1, C1, R1) (fhisiological needs): Ядро личности, базальные потребности. Каждый сегмент имеет свои важные особенности:

Id1: потребности, связанные с выживанием, с физиологической устойчивостью организма: голод, жажда, потребность во сне, в отдыхе. Частично – потребность избегать болевые стимулы и получать позитивные.

С1: сенсорная информация и стимулы, так называемый “сенсорный голод” (очень известные эксперименты по сенсорной изоляции).

S1: потребность взаимодействовать с окружающим миром, участвовать в его процессах. То, что Э. Берн назвал “структурным голодом”.

R1: сексуальное влечение, стремление к сексуальным контактам. То, что обычно называют “половой голод”.

Второй круг (S2, Id2, C2, R2) (need for safety): Потребность в безопасности, защищенности.

Id2:потребность избегать боли, болезней, пугающих объектов, пугающих ситуаций. Потребность иметь защитника, защиту, спасительные средства.

C2: то, что Эрхард назвал “стремлением ума выжить”. Потребность защитить актуальную парадигму, систему мировосприятия, структуру познавательного опыта.

S2: потребность быть в безопасности, взаимодействуя с окружающим миром. Стремление защититься, избежать давления общества.

R2: “Mой дом – моя крепость”. Безопасность дома, семьи, здоровье близких и важных для человека людей (животных).

Третий круг S3, Id3, C3, R3) (need for group): Потребность в хорошем отношении, быть любимым, принадлежать к группе. Все нижеуказанные характеристики являются следствиями этой потребности, разными в каждом своем случае.

Id3: потребность “радоваться своему отражению в зеркале”. Здесь же – начинают развиваться требуемые обществом качества: волевые акты, умение себя контролировать, мотивация к личностным изменениям.

C3: “желание” хорошо учиться, приятие чужого опыта, некритичное мышление.

S3: потребность слиться с большинством, стремление иметь компанию, группу, “молчаливое согласие” с большинством.

R3: стремление понравиться лицам противоположного пола или тем людям, которые симпатичны. Ухаживание, забота, соответствие ожидаемым требованиям близких и значимых людей.

Четвертый круг (S4, Id4, C4, R4)(respect): Потребность в уважении, одобрении, признании, компетентности, благодарности.

Id4: Потребность в самоуважении, в гармонии с собой, в уверенности в себе и своих силах и возможностях. Парадоксальная потребность – человек нуждается в уважении и любви к самому себе.

C4: Потребность быть продуктивным, креативным, порождающим хорошие вещи, идеи, продукты мышления и творческой деятельности.

S4: Потребность быть значимым, “заслуженным работником”, получить Оскар или Нобелевскую премию, выслушивать одобрение или восхищение других.

R4: Быть значимым в глазах своего ближайшего окружения. Все слышали о так называемом “синдроме ожидания памятника”? Жена старается-старается, ждет, но никто не хвалит ее за вкусный ужин, чистую постель, ухоженный дом. Вот она старается и ждет, старается и ждет… Так и рушатся многие семьи…

Светлые круги на рисунке 4 можно назвать кризисными этапами, во время которых человек удовлетворил свои потребности или, напротив, так и не смог этого сделать. В последнем случае его поведение может сильно варьироваться. Маша, например, превратила свою жизнь в невротическую игру, застряв на этапе, когда ее не поощряли за явно хорошие борщи и вареники. Семен перестал себе воображать, что он станет великим биатлонистом и довольствовался своими вполне хорошими вторыми результатами и своей разухабистой биатлонической компанией. А Игорь очень боялся, что ночью к нему придет Зеленый дед мороз и украдет его, но, не найдя ни капли понимания и поддержки со стороны своих вечно занятых родителей, постепенно скатился в паранойю.

Человек может достичь полной реализации в некоторой из жизненных сфер и быть полностью деградированным в другой. Таков удел многих и многих великих людей, о чем писал Ломброзо в своей знаменитой книге “Гениальность и помешательство”. Большинство же людей получают взамен так называемой самореализации относительно достаточное удовлетворение большинства потребностей, попадая в любимую величину “нормального распределения”. Впрочем, это еще требует своего пристального изучения.

Последнее, что хотелось бы добавить к этой статье – это самоочевидный факт того, что любой человек, полностью реализовавший себя в той или иной (или даже всех) области, может это утратить. Этому может способствовать общество – забыли, перестали признавать; это может быть непоправимая травма, потеря всех своих близких, тяжелая болезнь и многое другое. Это так. Жизнь динамична, сурова и быстротечна: она редко позволяет быть человеку беспечным и счастливым просто так, даже если до этого он совершил невероятное. Но именно этим людям в таких случаях и бывает легче всего пройти этот путь вновь. Потому что – они уже знают дорогу.