Банковская система Республики Казахстан

В 1990-1991гг возникла необходимость реформирования банковской системы, что было обусловлено обретением Казах­станом независимости и перехо­дом на рыночные отношения. Для этого, в 1990 году была создана законодательная основа для реформирования банковской системы Казахстана — принят новый Закон «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР». Данным законом было впервые закреплено определение коммерческого банка и разрешено создание иных кредитных учреждений (общества взаимного кредитования, кредитные кооперативы, пен­сионные, инвестиционные фонды, ломбарды). Было разрешено открытие частных банков, а также банков с участием иностранного капитала. Кроме того, в этом же законе были установлены основ­ные задачи и функции, в том чис­ле в сфере денежно-кредитного регулирования, Государственного банка Казахской ССР, определе­ны перечни операций, осуществ­ляемых Госбанком и коммерчески­ми банками, а также порядок от­крытия и прекращения деятельно­сти коммерческих банков и прин­ципы и методы регулирования де­ятельности коммерческих банков Госбанком.

Двухуровневая банковская система была сформирована в 1991 году с реорганизацией государственных отраслевых банков и наделением республиканских отделений Госбанка СССР функци­ями центральных банков суверен­ных государств, а также созданием первых коммерческих банков. Первый уровень новой банковской системы был представлен Нацио­нальным Банком. Второй уровень банковской системы был представлен банками, созданными как на основе ранее существовавших специализированных банков, входивших в систему специализированных банков в рамках бывшего СССР, а именно Промстройбанк (Туранбанк), Казвнешэкономбанк (Алембанк), Жилсоцбанк (Кредсоцбанк), Казсбербанк, Агропромбанк, так и вновь организованных по инициативе физических и юридических лиц.

Начало 90-х годов характеризовалось бурным ростом численности различных финансовых организаций, в основном мелких и средних коммерческих банков, которых в то время насчитывалось около 200.

В апреле 1993 года были приняты специализированные законы «О банках в Республике Казах­стан» и «О Национальном Банке Республики Казахстан», в первом из них остались только нормы, касающиеся банковской деятельности и ее регулирования. При этом, перечень методов и инструментов регулирования был расширен.

В 1993-1994 годах количество коммерческих банков достигло 204, причем многие из них были финансово несостоятельными. Перед Национальным Банком остро встал вопрос оздоровления банковского сектора. Более жесткие требования к созданию и деятельности банков, а также более широкие полномочия Национального Банка по регулированию банковской деятельности, были закреплены в Указе Президента Республики Казахстан, имеющем силу Закона, «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (далее — Закон о банках) от 31 августа 1995 года, который был разработан на основе международных стандартов осуществления банковской деятельности и банковского надзора

С тех пор изменения и дополнения в него вносились 12 раз. Основной целью совершенствования банковского законодательства является приближение практики банковского дела и регулирования банковской деятельности к международным стандартам, прежде всего к Основным принципам эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору.

В соответствии с Оценкой соблюдения Основных принципов эффективного банковского надзора, сделанной специальной миссией МВФ и ВБ в рамках программы FSAP, на начало 2000 года правовая система полностью соответствовала требованиям Базельского комитета. Данная оценка подтверждается и международными финансовыми организациями, например, оценка реформирования банковского сектора Казахстана, сделанная Европейским Банком Реконструкции и Развития, среди государств бывшего социалистического лагеря незначительно уступает лишь показателям стран Прибалтики и Восточной Европы.

Опираясь на новый закон, в 1995 году Национальный Банк Казахстана, как уполномоченный орган банковского надзора, начал осуществление реструктуризации банковской системы.

Первая Программа реформирования банковской системы Казахстана на 1995 год была утверждена постановлением Президента Республики Казахстан от 15 февраля 1995 года. Главная задача реформы состояла в максимальном сокращении централизованного перераспределения денежных ресурсов. В ходе реализации Программы получили дальнейшее развитие методы и инструменты денежно-кредитного регулирования, претерпел существенные изменения механизм рефинансирования банков. Банки должны были обеспечить кредитование экономики за счет самостоятельно привлекаемых ими для этого сбережений населения, свободных средств хозяйствующих субъектов и внешних займов.

Правительством Республики Казахстан принимались меры по уменьшению доли государства в уставном капитале банков, а именно:

— утверждение Программы по­этапной приватизации Акционерного Народного Сберегательного Банка Казахстан на 1997-2001 годы;

— завершение обмена государственного пакета акций АООТ «Казагропромбанк»;

— принудительный выкуп акций КАБ «Туранбанк» и АБ «Алем Банк Казахстан», их преобразование в ЗАО «Банк ТуранАлем» и последующее проведение тендера по приватизации банка;

— принудительный выкуп акций АООТ «Казкредсоцбанк» и его присоединение к ЗАО «Жилстрой-банк», а затем проведение тендера с целью приватизации ЗАО «Жилстройбанк Республики Казах­стан».

Переход банковской системы к международным стандартам. В целях укрепления и дальнейшего роста банковского сектора в конце 1996 года была принята Программа перехода банков второго уровня к международным стандартам, в рамках которой предусматривалось поэтапное достижение банками международных стандартов в части достаточности капитала, качества активов, уровня менеджмента, ведения бухгалтерского учета, ввода и передачи информации.

По состоянию на 1 мая 2001 года 11 банков — отнесены к I груп­пе, 24 банка — ко II группе, 12 бан­ков исключены из Программы.

Поскольку целью Программы является формирование устойчи­вой банковской системы с высоко­капитализированными банками, осуществляющими свою деятельность на уровне международных стандартов, количество банков значительно сократилось за последние годы за счет тех банков, финансовое состояние которых было неустойчивым. При этом, в настоящий момент можно отметить, что жесткие требования Программы к уровню капитализации банков ускорили оздоровление банковского сектора, в частности наблюдались слияния и присоединения банков, добровольные преобразования низкокапитализированных банков в кредитные товарищества. В отношении финансово неустойчивых и неплатежеспособных банков применялись аннулирование лицензии на проведение всех банковс­ких операций и процедура принудительной ликвидации.

В течение 2001 года банки должны для оценки итогов выпол­нения Программы представить в Национальный Банк аудиторское заключение, содержащее оценку (подтверждение) выполнения требований Программы, одной из независимых международных аудиторских компаний, после чего будут подведены итоги Программы перехода банков второго уровня Республики Казахстан к международным стандартам деятельности.

В 1997 году было отменено деление банков на инвестиционные и депозитные, предусмотрено расширение видов банковской деятельности, а также введены более высокие требования к открытию банков и их лицензированию, внутреннему контролю и процедурам в банках, внедрена рейтинговая оценка финансового состояния банка по системе CAMEL.

В 1999 году по решению Правительства и Национального Банка Республики Казахстан был введен режим свободно плавающего обменного курса тенге (СПОК), что предполагает формирование курса тенге на основе спроса и предложения на валютном рынке без значительного вмешательства

Национального Банка, которое возросло после кризиса на внешних финансовых рынках в 1998 году, особенно в России. Количественные показатели деятельности банков значительно выросли по причине их соответствующей переоценки. При этом, в результате ухудшения финансового состояния заемщиков, несколько снизилось качество ссудного портфеля банков и возросли расходы на формирование провизии. Однако, благодаря высокому уровню капитализации банков и последовавшему экономическому росту в стране, введение СПОК существенно не повлияло на финансовую устойчивость банков и стабильность банковского сектора в целом.

Внедрение в 2000 году системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня позволило значительно повысить защиту интересов вкладчиков банков и, тем самым, доверие населения к банковскому сектору, недостаток которого является основной проблемой, препятствующей дальнейшему институциональному развитию банковского сектора. Для решения этой проблемы в ноябре 1999 года было создано закрытое акционерное общество «Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов физических лиц», учредителем которого является Национальный Банк Казахстана.

Для банковской системы Казахстана позитивным результатом внедрения страхования депозитов является рост объемов проводимых банками активных операций, повышение их конкурентос­пособности, снижение себестоимости банковских услуг, а значит, их большая доступность для клиентов банков.

Долгосрочной целью является включение в систему всех действующих банков второго уровня, имеющих право на прием депозитов физических лиц.

В 2000 году были внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан, в соответствии с которыми был расширен перечень и ужесточены процедуры предоставления информации, представляющей собой банковскую тайну, а также усовершенствованы нормы, касающиеся деятельности системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц. Мероприятия в данных направлениях, подкрепленные законодательством, привели к росту объема депозитов физических лиц, привлеченных банками, что свидетельствует и о повышении доверия населения к банковской системе

По состоянию на 1 мая 2001 года в Казахстане функционировало 47 банков, в том числе 1 банк со 100%ым участием государства, 1 межгосударственный банк, 16 банков с иностранным участием (в том числе 12 дочерних банков).

В результате повышения устойчивости банковского сектора значительно сократилась доля банков, нарушающих установленные Национальным Банком пруденциальные нормативы. К примеру, если по итогам 1993 года только 10% из общего количества банков выполняло нормативные требования Нацбанка, что показывало низкую степень устойчивости банковского сектора республики, то по состоянию на 1 мая 2001 года данный показатель составил 72,4%.

Количественные показатели развития банковского сектора в 2000 году превысили темпы развития национальной экономики. В немалой степени этому способ­ствовали мероприятия Национального Банка по защите вкладчиков, а также повышение требований к уровню капитализации банков.

Таким образом, можно констатировать рост влияния банковского сектора на национальную экономику.

Кредитные рейтинги от международных агентств по состоянию на начало текущего года имели 8 отечественных банков, а также родительские банки 10 до­черних банков-резидентов Присвоение рейтингов казахстанским банкам международными агентствами и выход отечественных банков на мировые рынки капитала говорят о развитии процес­сов интеграции в мировую эконо­мику.

В настоящее время со 100%-ным участием государства является ЗАО «Эксимбанк Казахстан», а также вновь создаваемое ЗАО «Банк Развития Казахстана». Кроме того, функционируют два банка с участием государства (ОАО «Народный Сберегательный Банк Казахстана» — 33,3% и ОАО «Банк ЦентрКредит» — 11,8%).

В отличие от банков, постоянно росло количество организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, что было одним из признаков разви­тия финансового посредничества в Казахстане. Количество организаций, осуществляющих отдель­ные виды банковских операций, составило 107 по состоянию на конец 2000 года.

Перспективы развития банковского сектора

В 2001 году ожидается рост уровня финансового посредничества Предпосылками этого являются повышение доверия к банковской системе, наличие законодательной базы для развития отношений в области финансового лизинга и наблюдаемые процессы создания лизинговых компаний, реализация Концепции долгосрочного финансирования жилищного строительства и развития системы ипотечного кредитования в Рес­публике Казахстан, принятие Закона Республики Казахстан «О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан». Это позволит привлечь в финансовую систему временно свободные деньги населения.

Отношение активов, ссудного портфеля и собственного капитала к валовому внутреннему продукту

Показатель 01.01.00г. 01.01.01r.
1 ВВП 2 016,5 2 596,0
2 Активы банков 341,1 528,2
3 Отношение активов к ВВП, % 16,9 20,3
4 Ссудный портфель 167,5 286,4
5 Отношение ссудного портфеля к ВВП, % 8,3 11,0
6 Собственный капитал 69,0 98,0
7 Отношение собственного капитала к ВВП,% 3,4 3,8
8 Депозиты клиентов(за исключением межбанковских) 179,9 306,0
9 Отношение депозитов клиентов к ВВП, % 8,9 11,8

Внедрение консолидиро­ванного надзора. В настоящий момент основной задачей совершенствования банковского надзора является создание системы консолидированного банковско­го надзора. Это позволит повы­сить объективность оценки рис­ков, которым подвергаются банки, в том числе со стороны аффилиированных лиц и ограничивать избыточные риски. Внедрение консолидированного надзора будет способствовать повышению финансовой стабильности банковской системы.

При осуществлении консолидированного надзора должны учитываться все риски, которым подвергается или может подвергнуться банковская группа и аффилиированные с банком лица, независимо от источника этих рисков. Это позволит значительно повысить эффективность надзора, что в конечном итоге является основным условием обеспечения стабильности банковской и финансовой систем и защиты интересов депозиторов.

В целом, внедрение консолидированного банковского надзора позволит обеспечить прозрачность и понятность для общества деятельности банков и лиц, которые владеют банками, более объективно оценивать финансовое состояние багков и, тем самым, более надежно защищать вкладчиков.

В целях создания необходимых законодательных условий для внедрения надзора на консолидированной основе 2 марта 2001 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении измене­ний и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам банковской деятельности».

Национальный Банк уделяет значительное внимание организации системы внутреннего контроля банков, а также управлению рисками. Управление рисками — это процесс, включающий четыре основных элемента: оценка риска, измерение риска, контроль риска и мониторинг риска. Система управления рисками обеспечивает в банке идентификацию, оценку, контроль и отслеживание всех видов рисков, которым подвержен банк, и предусматривает наличие у банка собственного капитала, адекватного таким рискам. Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 20 апреля 2001 года № 116 утверждены Методические рекомендации по организации систем корпоративного управления и управления рисками в банках второго уровня.

На настоящем этапе развития банки все более активно через свои дочерние организации проникают на рынок ценных бумаг, страховой рынок, в деятельность пенсионных фондов. Кроме того, из организационной структуры банков все чаще стали выделяться специализированные дочерние организации, осуществляющие отдельные банковские операции, например, лизинговые компании.

На сегодня банковский сектор Казахстана признан самым финансово-устойчивым и гармонично развивающимся среди стран СНГ. При этом, банковский сектор является одной из самых динамично развивающихся отраслей экономики Казахстана. Происходит не только количественный рост показателей деятельности банков, но и улучшается количество и качество банковских услуг, а следование международным стандартам банковской деятельности и Основным принципам эффективного банковского надзора Базельского Комитета по банковскому надзору, позволяет поддерживать финансовую стабильность банковского сектора на достаточном уровне.