Спрос, на какой – либо товар характеризует наше желание купить то или иное количество этого товара. Именно “желание купить” отличает спрос от простого “ хотенья” заполучить то или иное благо, чем бы оно ни диктовалось – настоятельной необходимостью удовлетворить жизненно важную потребность или требованиями комфорта, стремлением выглядеть не хуже других или перещеголять соседа.
Наличие спроса, на какой – то товар предполагает чье – то согласие уплатить за него определенную цену, а значит, и согласие пожертвовать “в обмен” на покупку данного товара покупкой некоторого количества других товаров и услуг на ту же сумму. Следовательно, на спрос оказывают влияние не только вкусы и предпочтения покупателей, их желания, но и размеры их денежных доходов и сбережений, а также цены предлагаемых товаров.
Объемом спроса, на какой – либо товар называют количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К числу этих условий относятся вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина денежных доходов и накоплений.
Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенной количество данного товара.
Значимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса.
В общем, виде функция спроса может быть представлена так:
QDi = QDi ( T, Р1 ……Рk;I;…) , (1.1)
Где QDi — объем спроса на i – тый товар (i =1, 2,…., k); Т – вкусы и предпочтения; Р1,…, Рk — цены всех товаров, включая i — тый; I – денежный доход. Если все факторы, определяющие объем спроса, кроме цены интересующего нас товара (Рi), положить неизменными, то от функции (1.1) можно перейти к функции спроса от цены, характеризующей зависимость спроса на i — тый товар лишь от его собственной цены:
Q Di = QDi ( Рi ) . (1.2)
Функция спроса от цены может быть представлена одним из трех способов:
1.Табличным, например:
Рi (тенге) QDi ( штук)
- 1000
- 700
- 300
- Аналитическим, например:
QDi = a – b Pi (1.3)
- Графическим.
На рис. 1.1 линия DD представляет графическое отображение функции спроса от цены. Она называется линией спроса. Абциссы точек линии спроса характеризуют объем спроса, а ординаты – цены спроса.
Необходимо различать изменение объема спроса и изменение спроса. Изменение объема спроса имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема спроса от цены (1.2) – движение вдоль линии спроса. Например, как видно на рис 1.2, при снижении цены с P1 до P2 объем спроса увеличивается с Q1 до Q2 . Если же в силу изменения доходов или вкусов покупателей установится новая зависимость между ценой и объемом спроса, т.е. изменится функция спроса от цены (1.2), то произойдет сдвиг линии спроса от D1 D1 до D2 D2 , так что при цене Р1 объем спроса возрастет с Q1 до Q3, а при цене Р2 — с Q2 до Q4 . В этом случае говорят, что увеличился сам спрос. Очевидно, что при снижении спроса, скажем, в результате сокращения доходов новая линия спроса пройдет левее и ниже D1 D1.
Обратную зависимость между ценой и объемом спроса (при снижении цены объем спроса растет, и наоборот) часто называют законом спроса.
Известно одно исключение из этого закона, получившее название парадокса Гиффена. Английский экономист Роберт Гиффен обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. объем спроса на картофель, цена которого возросла, существенно увеличился. Дело в том, что картофель представлял основной продукт питания ирландских бедняков. Повышение его цены вынудило их сократить потребление других, более дорогих и качественных продуктов. Поскольку все же картофель оставался сравнительно наиболее дешевым продуктом, объем спроса на него вырос. Однако, подобная ситуация представляет единственно возможное исключение из общего закона спроса.
Цена — показатель качества.
Потребитель, особенно конечный, зачастую не может квалифицированно судить о качестве предлагаемого ему товара. В этом случае он склонен принимать цену этого товара за своеобразный показатель его качества, полагая, что высокая цена свидетельствует о высоком качестве товара, и наоборот. На этом основана широко распространенная практика повышения цен без реального улучшения качества товаров. Фактически здесь имеет место направленное воздействие посредством цены на мнение потребителей о качестве товаров, результатом чего является сдвиг линии спроса вверх и вправо, а не движение вдоль неизменной линии спроса.
Вернемся к рис 1.2. Пусть на какой –то товар при цену Р2 предъявлялся спрос в объеме Q2 . Внеся значительные изменения в конструкцию или внешний вид изделия, изготовитель повышает цену до Р1. Потребители, полагая, что рост цены означает и улучшение качества, увеличивают объем спроса до Q3 , вместо того чтобы снизить его до Q1, т.е. переходят к новой линии спроса D2 D2. Как только покупатели убедятся в том, что новый товар по своему качеству не отличается от старого, спрос на него вновь вернется к линии D1 D1 . Поэтому практика такого скрытого повышения цен может быть успешной лишь при непрерывной смене моделей, марок выпускаемых товаров, при значительном и даже избыточном их разнообразии.
Хотя в этом случае мы имеем дело с изменением спроса под влиянием манипулирования потребительскими предпочтениями, факты такого рода нередко приводятся для опровержения закона спроса.
Б. Эффект Веблена.
Внешне с ситуацией цена – показатель качества схож так называемый эффект Веблена, названный так по имени американского экономиста и социолога Т.Веблена, внесшего существенный вклад в его исследование. Этот эффект связан с престижным спросом, ориентированным на приобретение товаров, свидетельствующих, по мнению покупателя, о его высоком социальном статусе. Такую функцию могут выполнять лишь товары, доступ к которым для широких масс, так или иначе, ограничен. Обычно таким ограничителем является высокая цена, поэтому престижный спрос обычно ассоциируется со спросом на дорогостоящие товары. Отсюда нередко делают вывод, что повышение цен таких товаров ведет к росту объема спроса за счет увеличения объема престижного спроса. Если бы это было так, то цены престижных товаров могли бы расти бесконечно. Однако, как показала практика конца 70 – х начала 80 – х г.г., повышение цен на такие товары, как ювелирные изделия, ковры, хрусталь, привело не к увеличению, а к снижению объема спроса на них. Хотя престижность таких товаров с ростом цен возрастает, но спрос на них сокращается в связи со все меньшей их доступностью для широких кругов покупателей.
Ограничивать престижный спрос лишь дорогостоящими товарами нельзя. Элемент престижа, ориентации на повышение, демонстрацию или, наоборот, маскировку своего социального статуса (действительного, мнимого или желаемого) играет важную роль в формировании индивидуальных вкусов и предпочтений, а вслед за тем и спроса во всех тех случаях, когда информация о приобретении, наличии или потреблении того или иного товара легко доступна тем, чьим мнением и оценкой дорожит (или хотел бы дорожить) покупатель. Поэтому престижной ценностью могут обладать не только дорогостоящие, но и распределяемые бесплатно или по льготным ценам товары, если доступ к ним для широкого круга потребителей ограничен какими –то другими, неценовыми средствами. Согласно современным взглядам, потребность выделиться из мира, ощутить и продемонстрировать свою власть над природой, вещами и людьми является одной из базовых, универсальных потребностей человека. Поэтому выделить в составе спроса престижный элемент далеко не просто.
В. Эффект ожидаемой динамики цен.
Если цена товара снизилась, и потребители ожидают сохранения наметившейся тенденции, спрос в данный момент может сократиться. Наоборот, в случае повышения цены спрос может возрасти, если покупатели ожидают дальнейшего роста цен. В этом случае, казалось бы, наблюдается не обратная, а прямая зависимость между ценой и объемом спроса. Это означало бы, что линия спроса на рис 1.2. должна иметь не отрицательный (вниз и вправо), а положительный (вниз и влево) наклон.
Однако такой вывод был бы неправилен. Покупатель сопоставляет в данном случае текущие цены с ожидаемыми. В случае ожидаемого снижения цены он воспринимает текущую цену как относительно более высокую и соответственно сокращает спрос. В случае ожидаемого повышения цены он воспринимает текущую цену как относительно более низкую и соответственно увеличивает спрос. Таким образом, общий закон спроса сохраняет свое значение и в рассматриваемой ситуации.
Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени.
Объемом предложения называют количество, какого –либо товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся характер применяемой технологии, цены данного и других товаров, включая цены производственных ресурсов, наличие и размеры налогов и дотаций, а в природоэксплуатирующих отраслях и природно-климатические условия.
Цена предложения – это максимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.
Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения.
В общем виде функция предложения имеет вид:
Qis = Qsi (Li; P1,…, Pk; Ti, N;…). (1.4).
Где Qsi – объем предложения i-того товара (i = 1,2,…,k); Li – характер применяемой в производстве i-того товара технологии; P1,…, Pk — цены товаров, включая i-тый товар; Ti – налоги и дотации установленные по i-тому товару; N – природные условия.
Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены интересующего нас товара (Pi), положить неизменным, то от функции (1.4.) можно перейти к функции предложения от цены, характеризующей зависимость объема предложения товара только от ее цены: Qsi = Qsi (Pi). (1.5.)
Как и функция спроса, функция предложения от цены (1.5.) может быть представлена тремя способами:
- табличным, например:
Pi (тенге) Qsi (штук)
- 300
- 500
- 1000
- аналитическим, например:
Qsi = -a + bPi; (1.6.)
- графическим. На рисунке 1.3. линия SS представляет графическое отображение функции предложения от цены. Она называется линией предложения. Абсциссы точек линии предложения характеризуют объем спроса, а ординаты – цены предложения. Как видим, линия предложения в отличие от линии спроса имеет и объем предложения. Однако так бывает далеко не всегда. Пока можно заметить, что в отличие от общего закона спроса, практически не знающего исключений, подобного общего закона предложения не существует. Мы принимаем положительный наклон линии предложения пока лишь в качестве первого приближения.
Как и при рассмотрении спроса, следует различать изменение объема предложения и изменение предложения. Изменение объема предложения имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема предложения от цены (1.5.) – движение вдоль линии предложения. Например, как видно на рис. 1.4, при повышении цены с Р1 до Р2 объем предложения увеличивается с Q1 до Q2. Если же в силу изменения какого-либо другого фактора (например, в связи с неблагоприятными погодными условиями в случае сельскохозяйственного производства) устанавливается новая зависимость между ценой и объемом предложения, т.е. изменяется сама функция предложения, происходит сдвиг линии предложения с S1S1 до S2SS, так что при прежней цене Р1 объем предложения составит лишь Q3, а при цене Р2 — Q4. В этом случае говорят, что уменьшилось само предложение. Очевидно, что при увеличении предложения линия предложения сместится вправо от S1S1.
Увеличение предложения (сдвиг линии предложения вправо) может произойти по следующим причинам:
- понижение цен на применяемые в производстве данного товара ресурсы;
- понижение цен на товары, которые являются “конкурентами” данного товара в производстве (например, понижение цены на свеклу может увеличить предложение моркови).
- Повышение цен на товары, производимые “совместно” с данным товаром. Так, повышение цен на шкуры крупного рогатого скота может увеличить предложение говядины;
- Улучшение налога на данный товар или введение дотации;
- Благоприятные погодные условия, если речь идет о сельскохозяйственном продукте, или открытие месторождений с благоприятными условиями добычи, если речь идет об ископаемом сырье.
ЗАКОН СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие).
Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить линии спроса и предложения на одном графике. На рис. 2.1. а DD – линия спроса, SS – линия предложения. Абсциссы их точек характеризуют соответственно объемы спроса и объемы предложения, а ординаты – цены спроса и цены предложения. Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линий DD и SS, которым соответствуют объем QE и цена PE. Их называют соответственно равновесным объемом (QE = QD = QS) и равновесной ценой (PE = PD = PS).
В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от PE , рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные стимулы и изменению сложившейся ситуации.
Пусть, например, реальная рыночная цена будет несколько выше равновесной, скажем, P1. При такой цене объем спроса составит, очевидно, QD1, тогда как объем предложения – QS1.
В этом случае избыток предложения (QS1 – QD1) ,будет оказывать понижающее давление на цену P1. Если же реальная рыночная цена окажется ниже равновесной, скажем на уровне Р2, объем спроса QD2 окажется выше объема предложения QS2. Здесь избыток спроса (QD2 — QS2), будет оказывать повышающее давление на цену Р2. В первом случае это давление будет оказываться через конкуренцию продавцов, во втором – через конкуренцию покупателей. Заметим, что одно и то же лицо может выступить как покупатель при цене Р2 и как продавец того же товара при цене Р61.
Такой подход к описанию равновесия часто называют равновесием по Вальрасу. Существует, однако, и альтернативный подход, известный как равновесие по Маршаллу. Суть его в том, что равновесие на рынке складывается не под влиянием давления избытков спроса и предложения, а под влиянием превышения цены спроса над ценой предложения или, наоборот, цены предложения над ценой спроса, на что продавцы реагируют соответственно увеличением или сокращением объема предложения.
Равновесие по Маршаллу иллюстрирует рис 2.1 b. Если объем предложения ниже равновесного уровня QE, цена спроса выше цены предложения, например при Q1 PD1>PS1 , что побуждает продавцов увеличить объем предложения. Если объем превышает равновесный уровень, цена предложения выше цены спроса, например при Q2 PS2. > PD2, что заставляет продавцов снизить объем предложения. При равновесном объеме цена спроса совпадает с ценой предложения — PS = PD = PE .
Различию в этих подходах мы обязаны “обратным” расположением осей координат на графиках спроса и предложения. Маршалл оперировал прежде всего понятиями “цена спроса” и “цена предложения”, поэтому функции спроса и предложения у него имеют вид:
PD = PD (Q ) ,
PS = PS (Q ) ,
А условием равновесия являлось равенство:
PD (Q) = PS (Q).
Объемы спроса и предложения, как независимые переменные, откладывались по оси абцисс.
Вальрас же сосредоточил внимание на объемах спроса и предложения при данных ценах. Поэтому функции спроса и предложения у него имеют вид :
QD = QD (P)
QS = QS (P),
А условием равновесия являлось равенство:
QD (P) = QS (P).
Современная экономическая теория оперирует функциями спроса и предложения по Вальрасу, а их графическими отображениями по Маршаллу. Это не влияет на результаты анализа взаимодействия спроса и предложения, за исключением некоторых моментов.
Экономические процессы протекают во времени. Описывающие их модели делятся на два класса: динамические и статические. Динамическими обычно называют модели, непосредственно учитывающие фактор времени. В этих моделях все переменные являются функциями времени, которое в силу этого само становится важной переменной.
Сравнительная статика рынка. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периоде.
В статических моделях фактор времени явно не учитывается. Они представляют собой как бы мгновенные “фотоснимки” динамических процессов. Сравнение таких мгновенных состояний называют методом сравнительной статики. При этом обычно сравниваются различные равновесные состояния рынка, тогда как сам процесс перехода от одного состояния к другому остается как бы “за кадром”.
Хотя многие явления не могут моделироваться без учета динамических аспектов, тем не менее относительно более простой аналитический инструментарий сравнительной статики вполне пригоден для описания исследования многих реальных экономических процессов.
Метод сравнительной статики можно проиллюстрировать анализом сдвига равновесия. Такой сдвиг показан на рис. 2.2., где линии спроса и предложения имеют “нормальный” (соответственно отрицательный и положительный) наклон. На рис. 2.2. а сдвиг линии спроса приводит к росту равновесной цены с P1 до P2 при одновременном увеличении равновесных объемов с Q1 до Q2. На рис. 2.2.,б сдвиг линии предложения влево ведет к повышению равновесной цены при одновременном сокращении равновесного объема. Комбинируя обе части рисунка, мы можем рассмотреть различные варианты сдвига равновесия в результате одновременного сдвига линии спроса и предложения.
Хотя метод сравнительной статики не учитывает в явном виде фактор времени, косвенное его включение становится возможным посредством учета различий в скорости приспособления предложения к изменениям в спросе.
Для этого при использовании метода сравнительной статики принято различать три периода. Первый, в котором все факторы производства рассматриваются как постоянные, называют мгновенным периодом (синонимы: очень короткий, рыночный). Другой, в котором одна группа факторов рассматривается как постоянная, а другая как переменная, называют коротким периодом. Третий, в котором все факторы производства рассматриваются как переменные, называют длительным периодом. Некоторые экономисты выделяют еще и четвертый, очень длительный (или “ вековой”) период, в течение которого может изменяться не только объем применяемых ресурсов и интенсивность их использования, но и характер применяемой технологии.
В мгновенном периоде продавец вообще лишен возможности приспособить объем предложения к объему спроса, поскольку количество производственных ресурсов и интенсивность их использования заданы. Однако тот факт, что продавец обладает фиксированным количеством товара, не означает, что все это количество должно быть обязательно продано независимо от уровня цены. Многое зависит от природы данного товара. Если товар скоропортящийся и не подлежит хранению, линия предложения будет перпендикулярна оси абцисс. Как видно из рис 2.3 а , в этом случае равновесная цена определяется исключительно спросом, точнее, совпадает с ценой спроса, тогда как объем продаж однозначно задан объемом предложения и не зависит от функции спроса.
Если товар не подлежит порче и может быть сохранен, то линия предложения может быть представлена состоящей из двух сегментов: одного, имеющего положительный наклон, и второго, представленного вертикальным отрезком (рис 2.3b). При цене РE o продавец предложит к продаже весь фиксированный объем товара QK.. Точно также он поступит ив том случае, если цена превысит уровень РEo, например РE1. Однако при цене ниже РEo, например, РE2 , объем предложения составит QE2 , тогда как количество товара в размере QK — QE2 может быть сохранено до наступления более благоприятной конъюнктуры. Если же хранение избытка затруднено или связано с высокими затратами, не возмещаемыми ожидаемым повышением цены, соответствующее количество товара может быть распродано по бросовым ценам. В качестве примера можно указать на распродажу капусты накануне приближения заморозков.
В течение короткого периода неизменными считаются производственные мощности предприятия, но их использование, а значит, и объем продукции могут изменяться за счет изменения объема применения переменных факторов (число отработанных человеко-дней или человеко-часов, расхода сырья и материалов). Эти изменения, однако, не могут выходить за пределы технической производственной мощности.
В коротком периоде линия предложения ( рис 2.4.) также состоит из двух сегментов. Первый, имеющий положительный наклон, ограничен по оси абцисс точкой, соответствующей производственной мощности QK. Второй участок кривой предложения представлен вертикальным отрезком, что указывает на невозможность выйти в условиях короткого периода за пределы, ограниченные наличной производственной мощностью. Вплоть до этой границы равновесный объем и цена определяются пересечением линий спроса и предложения, а за ее пределами, как и в мгновенном периоде, цена определяется спросом, тогда как объем предложения – размером производственных мощностей.
Наконец, в длительном периоде производитель может не только варьировать интенсивность использования производственных мощностей, но и изменять их размеры, а значит, и масштабы производства.
представлены три ситуации, возможные в длительном периоде. В первом случае, когда изменение масштаба производства происходит при неизменных затратах, рост равновесного объема происходит без изменения равновесной цены. Во втором, когда изменение масштаба производства происходит при возрастающих затратах (скажем, за счет роста цен на используемые ресурсы), рост равновесного объема сопровождается и ростом равновесной цены. В третьем, когда изменение масштаба производства происходит при снижающихся затратах (скажем, за счет снижения цен на используемые ресурсы), рост равновесного объема сопровождается снижением равновесной цены.
показано приспособление предложения к изменившемуся спросу в длительном периоде. Здесь So S o – линия предложения, а Do D o— линия спроса в коротком периоде. Как видим, спрос и предложение сбалансированы при цене Рo на уровне полного использования производственной мощности Q K.
Допустим, что спрос внезапно вырос и представлен теперь линией D1 D1 , лежащей правее линии Do Do . Поскольку резерв мощности отсутствует, новое равновесие достигается исключительно за счет повышения цены до Р1 при сохранении, естественно, прежнего объема продаж QK. В длительном периоде масштаб производства увеличивается за счет ввода новых мощностей и линия предложения смещается в положение S1 S1 ( при возрастающих затратах). Новое равновесие достигается в точке Е2 при цене Р2 , более высокой, чем Рo , но ниже, чем Р1 , и объеме производства Q2 , большем, чем QK.
Различие ситуаций равновесия, представленных на рис. 2.6., важно при оценке уровней цен на различных рынках. Например, высокие цены на легковые автомашины в России оказываются близкими к равновесным, если рассматривать их с точки зрения короткого периода, когда производственные мощности по выпуску их фиксированы, а коэффициент их использования высок. Однако они представляются защищенными с позиций длительного периода, в течение которого возможен рост мощностей, строительство новых предприятий.
Единственность и стабильность равновесия.
Имеет ли равновесная цена единственное значение? Стабильно ли раз достигнутое равновесие? На эти вопросы приходится дать отрицательный ответ.
Мы определили состояние равновесия пересечением линий спроса и предложения, координаты которого определяют и положительное значение равновесной цены (PE > 0), и положительное значение равновесного объема (QE > 0). Однако линии спроса и предложения могут пересекаться и при нулевых их значениях.
В ситуации, представленной на рис.2.7. а, объем спроса при любой неотрицательной цене ( Р > или равно 0 ) ниже объема предложения.
Действительно, при Р = 0 спрос в объеме Q1 , будет полностью удовлетворен, а остаток предложения (Q1 — Q2) останется неиспользованным. Это значит, что рассматриваемый товар является “свободным благом”, т.е. может распределяться бесплатно, по потребностям, скажем, в форме прямого присвоения. Примерами могут служить атмосферный воздух, чистая вода на берегу источника. Противоположная ситуация представлена на рис.2.7.,б. Здесь при любом объеме рынка цена спроса ниже цены предложения. Такой товар не может появиться на рынке ни при каком уровне цены. Действительно, при Р > P2 , что необходимо для выполнения требования QS > 0, QD = 0. И наоборот, при цене Р < P1 , что необходимо для выполнения требования QD > 0 , QS = 0. Наконец, при цене, лежащей в интервале между P1 P2, QE = QD =QS = 0. Это значит, что, хотя производство данного товара технически возможно, экономически оно нецелесообразно. Товар не будет иметь сбыта.
Такая ситуация нередко возникает при освоении новых видов продукции, технология производства которых еще не отработана, серийность низка, а потребитель проявляет определенный консерватизм. Такой товар можно продвинуть на рынок, если ввести субсидии (дотации) для продавца или покупателя. Это означало бы сдвиг либо линии предложения вниз, либо линии спроса вверх.
Неединственность равновесия
Мы уже видели, что линия предложения может менять наклон (рис.2.4.). Если допустить, что наклон меняется непрерывно, линию предложения можно представить как бы загибающейся против часовой стрелки (в виде дуги), она изображена на
Многие экономисты считают, что именно такой вид имеет кривая предложения труда. Сначала рост зарплаты увеличивает объем предложения труда (увеличивается число людей, желающих работать, растет количество отработанных часов, интенсивность труда). После достижения определенного уровня зарплаты (Р*) дальнейший ее рост сопровождается уже не увеличением, а, наоборот, снижением предложения труда (снижается число желающих работать, количество отработанных часов, падает интенсивность труда). Кривая предложения меняет, таким образом, наклон, как бы загибается против часовой стрелки. Если при этом линия спроса имеет нормальный, отрицательный наклон, то линия предложения может дважды пересекаться линией спроса, в результате чего появляются две равновесные цены и два равновесных объема рынка.
Два других случая не единственности равновесия представлены на рис. 2.9. Они характеризуются наличием у линии спроса и предложения общего сегмента ( вертикального на рис.2.9,а и горизонтального на рис.2.9,б). В первом случае рынок оказывается сбалансированным в объеме QE при любой цене, лежащей в интервале между РE1 и РE2 . Во втором – при строго определенной цене равновесия РE равновесный объем рынка может колебаться в интервале от QE1 до QE2.
Анализ таких ситуаций дает возможность объяснить, почему объем рынка может оставаться неизменным при некоторых, не выходящих за определенные пределы, колебаниях цены (рис.2.9,а) или, наоборот, почему при определенном уровне равновесной цены возможны также не выходящие за определенные границы колебания равновесного объема (рис. 2.9,б).
Стабильность равновесия.
Стабильностью равновесия называют способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвратиться к равновесию под влиянием лишь своих внутренних сил. Проблема стабильности имеет не только экономическое значение. Если равновесие обладает свойством стабильности, то дополнительное регулирование рынка представляется необязательным, рынок сам поддерживает свою сбалансированность. Если же равновесие не обладает свойством стабильности, то регулирование его становится настоятельно необходим.
Если линия спроса и предложения имеют нормальный (соответственно отрицательный и положительный) наклон, равновесие стабильно. Взаимодействие спроса и предложения и по Вальрасу, и по Маршаллу приведет к одному и тому же результату (рис. 2.1.).
Другое дело если не только линия спроса, но и линия предложения имеет отрицательный наклон, как мы видели на рис. 2.5., в или в окрестностях точки E2 на рис. 2.8. В таких ситуациях стабильность равновесия зависит от того, взаимодействуют ли спрос и предложение по Вальрасу или по Маршаллу.
Обратимся к рис. 2.10., а, в. Линия спроса пересекает линию предложения линию предложения сверху справа. Если следовать логике Вальраса (рис. 2.10., а) равновесие не стабильно. Избыток спроса окажет повышающее влияние на цену, уровень которой будет еще более удалятся от равновесного РЕ, тогда как избыток предложения при цене Р2 окажет, наоборот, понижающее влияние на уровень цены.
Если же следовать логике Маршалла (рис. 2.10., в), равновесие стабильно. Превышение цены спроса над ценой предложения при объеме Q1 будет оказывать повышающее воздействие на объем продаж, тогда как превышении цены предложения над ценой спроса будет способствовать его снижению. В итоге он стабилизируется на уровне QЕ.
Рис. 2.10.,б, г, представляет ситуацию, когда линия спроса пересекает линию предложения снизу слева. Использую те же рассуждения, убеждаемся, что в этом случае равновесие будет стабильно по Вальрасу и нестабильно по Маршаллу.
Обычно считают, что подход Вальраса приемлем для анализа краткосрочных ситуаций (например, в окрестностях точки Е2 на рис. 2.8), а подход Маршалла — для анализа в длительном периоде, когда избыток спроса стимулирует увеличение предложения при снижающихся затратах.
На рис. 2.10. а – равновесие нестабильно по Вальрасу; б – равновесие стабильно по Вальрасу; в – равновесие стабильно по Маршаллу; г – равновесие нестабильно по Маршаллу.