Вопрос о религиозных представлениях сакских племен мало разработан. Погребальный обряд освещает лишь одну сторону мировоззрения скотоводов Казахстана – верования и культы.
Судя по материалам погребений у саков бытовали культы мертвых и предков. Истоки этих культов основывались на вере в бессмертие умерших родичей, вере в существование потустороннего мира, где мертвые продолжают жить по обычаям, привычкам и правилам своей родовой общины. Отсюда захоронение вместе с покойником имущества, соразмерного с его авторитетом и местом в общине, сложный ритуал захоронения, характерный для каждого племени или группы племен, совершаемый на родовом кладбище, на территории, принадлежащей общине. У скотоводов это, главным образом, районы зимовок. Сюда, как правило, доставлялись все умершие, независимо от времени года и территориальной отдаленности места смерти. Такой обычай требовал либо временного захоронения с последующим перенесением останков на родовое кладбище, либо каких – то мер, способствующих сохранности трупа.
Раскопки сакских погребений на территории Горного Алтая и Казахстана показывают, что для особо знатных представителей сакского общества применяли бальзамирование и мумификацию трупов.
У саков исторически засвидетельствованы культы, связанные с почитанием огня, коня, солнца и других светил. Античные и древнеиранские источники прямо указывают на то, что главным почитаемым божеством у некоторых сакских племен было солнце, с которым тесно был связан образ небесного огня. В сакских погребениях Центрального Казахстана и других районов многократно установлен обычай жертвоприношения коней солнечному божеству, известны и разные варианты: захоронения трупа коня и его чучел, захоронение конских шкур с головой и конечностями, погребение конской узды или отдельных ее деталей.
Культ огня, как священной всеочищающей стихии, ведет свое происхождение от культа солнца. Он был распространен у большинства скотоводческих племен Евразии. С верой в очистительную силу огня, отгоняющего злых духов, связаны обряды сожжения деревянных надмогильных сооружений в Западном Казахстане. У саков Приаралья, в погребениях часто находят красную краску – символ огня и солнца. С культами солнца, огня и домашнего очага связаны многочисленные находки бронзовых и каменных алтарей – жертвенников.
В верованиях сакских племен отчетливо прослеживается двойственное отношение к покойнику: с одной стороны почитание его и поклонение, с другой – боязнь возвращения души умершего к живым соплеменникам. Культ огня в последнем случае, вероятно, нес своего рода оградительные функции. Именно с этой целью вокруг курганов при совершении обряда погребения разжигались десятки костров, как это было, например, в могильниках Кара – оба (Центральный Казахстан) и Бесшатыр (Семиречье).
Существование древнейших, религиозных представлений первобытности в сакское время
В сакское время продолжали существовать такие древнейшие религиозные представления первобытности, как анимизм, тотемизм и магия, хотя и в сильно известном и переработанном виде. Анимизмом, верой в существование души у вещей ученые объясняют часто встречаемые в погребениях факты умышленной порчи некоторых изделий. Поломкой оружия, зеркал и других личных предметов покойника, их современники способствовали освобождению души вещей, шедших вслед за душой умершего в страну мертвых.
Пережитки тотемизма и магии сохранились во всевозможных амулетах, талисманах и оберегах. Представления о происхождении рода или племени от какого – либо мифического животного – предка нашли отражения в металлических фигурках животных. Ими украшали оружие, чтобы оно помогало в битвах, конскую узду, которая делала неуязвимым боевое животное. О тотемах – животных, выступающих в образах хорошо знакомых сакам диких зверей, слагались мифы, прославляющие их быстроту, ловкость и, нередко, сверхъестественную силу.
верование древних кочевников усуни
Вопрос о религиозных представлениях усуней является наиболее слабо изученным и неразработанным в древней истории Казахстана.
В многочисленных сообщениях античных авторов имеются самые общие замечания о племенах Казахстана и их верованиях. Аналогичные данные содержат и китайские хроники.
Данные китайских хроник не раскрывают сущности религиозных представлений усуней, так как, с одной стороны, они посвящены босам, наиболее древним племенам Западного края, жившим на значительном отдалении от исследуемого района, а с другой – характеризуют погребальный обряд племен на смежной с усунями территории, но более позднего периода.
Это несколько затрудняет освещение религиозных представлений усуней. Несмотря на это, приведенные сообщения в комплексе с археологическими материалом (обряд погребения, особенности конструкции насыпей) позволяют выявить некоторые элементы религии усуней. Однако следует помнить, что отчетливо наблюдаемая в изученных памятниках преемственность материальной культуры усуней Илийской долины в свою очередь обязывают рассматривать верования усуней как развитие и совершенствование ранних сакских форм религиозных представлений в новых исторических условиях, как более развитую форму общественного сознания.
Древние усуни, как и их предшественники – саки, в повседневной жизни, хозяйственной деятельности из – за незнания законов развития общества и бессилия в борьбе с природой испытывали сильное воздействие окружающей среды. Как видно на памятниках, их религиозные представления имели черты, присущие верованиям ранних эпох, и в то же время ярко выраженного религиозного дуализма развитого периода.
Наиболее полно религиозный дуализм усуней проявился в обряде погребения, то есть в сопровождении покойника инвентарем – предметами повседневного обихода и пищей.
В могильниках постоянно встречается такой обряд. Это говорит о том, что усуни верили в загробную жизнь, бессмертие души.
Вера в существование сверхъестественной силы породила фантастические представления о способности человека магическими приемами и средствами воздействовать на явления природы. Одной из форм подобного «воздействия» на явление природы и общества является шаманизм, сохранившийся у кочевых народов вплоть до XVIII – XIX вв. Колдовская практика – магия – тесно переплетается с шаманизмом, то есть с проявлением языческих религиозных представлений.
б) культы древних кочевников усуни
Магический культ
Магический культ очищения огнем обнаружен в усуньских памятниках как раннего (III – II вв. до н. э.), так и позднего (I – III вв. н. э.) периодов.
В ранних памятниках культ огня совершался в могильной яме. Такое очищение преследовало две цели – изгнание злых духов как из самого покойника, так и с его ложа.
В поздних памятниках следы отправления культа огня продолжают встречаться, как правило, у могильной ямы, на древней поверхности. Но в это время наряду с бытованием обряда очищения огнем распространяется и культ жертвоприношения.
Культ жертвоприношения
Культ жертвоприношения как составной элемент магии бы характерен для усуньских племен, исследованные у курганов в могильниках Тайгак I, IV выкладки с сосудами надо рассматривать как символические атрибуты культа жертвоприношения мертвым, злым духам и сверхъестественным силам.
Среди усуней были распространены более развитые формы религиозных представлений – культ предков и культ природы, характерные для периода распада патриархально – родовых и зарождения классовых отношений.
Культ природы
Наиболее ярко в памятниках проявляются элементы культа природы. Кольца – оградки, обнаруженные в насыпи большинства курганов, — это символическое выражение культа небесных светил – солнца, луны, звезд, игравшего большую роль в жизни усуней. Небесные светила были основой летоисчисления, по ним определяли время перекочевки с пастбища на пастбище, находили дорогу, регулировали проведение религиозных обрядов.
Кольца – оградки – это одновременно отражение космогонических представлений и элементов табу (замкнутый круг), то есть неприкосновенности погребений и памятника.
Культ предков
Наиболее распространенной формой религиозных представлений у усуней был культ предков. Это сложный синтез религиозных обрядов и представлений о жизни.
Культ предков – почитание духов умерших – создается на основе почитания и обоготворения тех умерших членов рода – родовых вождей, старейшин, воинов, которые пользовались славой и при жизни. Материальным объектом, основой этого культа являются останки умерших.
Культ предков, как и все элементы древней религии, в основе имеет дуалистический характер.
Широкое распространение его в обществе усуней может быть объяснено их верой в магическую силу предков, способных не только оберегать своих живых родичей, но и быть покровителем душ умерших сородичей. Многовековое господство культа предков у древних племен, по-видимому, является одной из причин появления первоначально родовых кладбищ, разросшихся со временем до крупных могильников, на которых погребали не только родичей, но и соплеменников.
Таким образом, анализ археологических данных свидетельствует, что развитие религиозных представлений древних усуней достигло такого уровня, когда отдельные семьи стали господство над племенем или целым народом.