Республика Казахстан является страной, в экономике которой важную роль играет экспорт сырья. Это свидетельствует о неэффективном использовании имеющегося технологического и производственного потенциала. Одной из причин такого положения является повсеместное применение экстенсивных методов управления производством, т.е. чрезмерное привлечение крупных инвестиций. При этом более 60% всего объема инвестиций осуществляется в нефтяную и газовую отрасли. Инвестиции в электроэнергетику, черную металлургию и в пищевую промышленность составляют примерно по 8 процентов, а в базовую для Восточно-Казахстанской области отрасль — цветную металлургию около 6 процентов. Столь не рациональная структура инвестиций в основной капитал объясняется, во-первых, тем, что инвестиции в сырьевые отрасли дают быструю отдачу, а во-вторых, тем, что западные инвесторы не желают превращения казахстанских товаропроизводителей в конкурентов на мировом рынке промышленной продукции. Восточно-Казахстанская область является одним из наиболее перспективных регионов Казахстана с точки зрения привлечения инвестиций. Об этом свидетельствует реализуемые в области крупные проекты реконструкции Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината, Лениногорского полиметаллического комбината, Зыряновского свинцового комбината. В 1999 году в экономику области было инвестировано 16894 млн. тенге. Источником погашения кредитов является экспортная выручка предприятий области. Учитывая высокую экспортную ценность полезных ископаемых Восточного Казахстана, можно рассчитывать, что в дальнейшем иностранные инвесторы будут проявлять интерес к этому региону.
Привлекательность страны с точки зрения безопасности приложения капитала может быть определена по «Международной классификации кредитного риска в связи с общеэкономической ситуацией». По данной классификации Казахстан имеет 38 баллов. Это больше, чем у других стран СНГ. Однако, общеэкономическая ситуация в Республике Казахстан оценивается, как «ниже среднего», а степень кредитного риска — как «повышенная». В большинстве стран мира существует понятие инновационного и инвестиционного климата. Оно отличается сложностью и комплексностью. На макро-уровне это понятие включает такие факторы, как политическая и экономическая ситуация в принимающей стране, а также социальный климат.
Многие проблемы, с которыми сталкивается Казахстан в условиях транзитной экономики, такие как обеспечение экономического роста, осуществление структурной перестройки, решение проблемы занятости населения, обеспечение конкурентоспособности продукции на мировом рынке и т.п. могут быть сняты в результате инновационной деятельности. Инновационная деятельность требует привлечения инвестиций. Приток инвестиций обусловливает необходимость создания соответствующей системы государственного регулирования, которая смогла бы объединить научно-технические, производственные, управленческие и финансовые мероприятия. При этом следует решить ряд проблем:
- определение направлений инноваций и инвестиций, на которых регулирующую роль государства может быть наиболее эффективной;
- создание институционально-правовой и экономической среды для развития инновационной деятельности;
- развитие научно-технической инфраструктуры;
- создание механизмов финансирования инновационной деятельности, адекватных условиям транзитной экономики
- создание инфраструктуры международного и внутри республиканского трансферта технологий на региональном и отраслевом уровнях;
- формирование адекватных условиям Казахстана организационным формам инновационной деятельности;
- использование косвенных методов государственного регулирования инновационной деятельности.
Система государственного регулирования инновационной и инвестиционной деятельности включает прямое воздействие на объект управления и косвенные методы, основу которых составляют налоговые льготы. Прямая финансовая помощь направлена обычно на реализацию определенных проектов, а с помощью налоговых льгот создаются благоприятные условия для инновационной и инвестиционной деятельности. Вместе с тем, действующая система налогообложения является серьезным препятствием для роста инвестиционной активности. Предприятие, чтобы не платить налоги по высоким ставкам, не позволяющим осуществлять расширенное воспроизводство, скрывает свои доходы, показывает убытки. В результате они теряют инвестиционную привлекательность. Опыт промышленно развитых стран свидетельствует о том, что система косвенной поддержки позволяет стимулировать научно-исследовательскую деятельность предприятий, разрабатывающих и внедряющих инновационные проекты, а также частные инвестиции в корпоративные ценные бумаги. Стабильность законов и их непротиворечивость друг другу является одним из основных показателей стабильности экономической среды и, как следствие, создает благоприятные условия для роста инновационной и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. Необходимо завершить формирование пакета законов и подзаконных актов, регулирующих инновационную и инвестиционную деятельность, а также привести существующие законы друг с другом. Интеграция инновационной и инвестиционной деятельности будет успешной при использовании возможности страховых и лизинговых кампаний, инвестиционных и пенсионных фондов, инструмента рынка ценных бумаг, денежных вкладов населения и средств предприятия. Для повышения эффективности инновационной деятельности необходимо осуществлять стратегическое управление ею на всех уровнях управления экономики.
В то же время инвестиционный климат в Казахстане еще нуждается в улучшении. Требуются определенные усилия для того, чтобы устранить причины, препятствующие привлечению иностранных инвестиций.
Правовая нестабильность занимает далеко не последнее место в списке причин, препятствующих привлечению иностранных инвестиций. Любой инвестор, прежде чем прийти на рынок какой-либо страны, в первую очередь изучит ее законодательство, в котором должны быть четко и ясно изложены его права и обязанности, гарантии, способы защиты его интересов.
Проблемы формирования государственной инвестиционной политики казахстана
В Казахстане вопросам инвестиционной политики уделяется значительное внимание со времени обретения Республикой государственного суверенитета.
По данным журнала «Business central Europe» (2001) за период 1990-2000 годы объем иностранных инвестиций в Республику Казахстан превысил 8 млр. 700 млн. долларов США.
Последние годы в Казахстане достигнута микроэкономическая и политическая стабильность, что значительно улучшило инвестиционный климат в Казахстане. Это обстоятельство было как положительный фактор, способствующий перемещению активности ЕБРР из Центральной Европы в Центральную Азию и Россию, отмечено президентом Европейского банка реконструкции и развития в ходе его встречи с Президентом РК, имевшей место 13 июня 2001 года.
Республикой Казахстан заключен ряд двусторонних соглашений и договоров о взаимной поддержке и защите инвестиций с такими государствами как: Азербайджан, Великобритания и Северная Ирландия, Венгрия, Болгария, Грузия, Германия, Египет, Израиль, Иран, Индия, Испания, Италия, Кыргызстан, Китай, Кувейт, Корея, Малайзия, Монголия, Польша, Российская федерация, Румыния, Финляндия, Франция, Чешская республика, Узбекистан, Украина, Турция, Швейцария, а также Бельгийско-Люксембургским союзом.
В Казахстане существует разветвленная и взаимосвязанная система законодательства, которая позволяет достаточно эффективно регулировать отношения, связанные с деятельностью иностранных юридических лиц и граждан на территории Республики Казахстан: Законы «О валютном регулировании» (24.12.1996 г.), «О лицензировании» (17.04.1995 г.), «О земле» (24.01.2001 г.), «О нефти» (28.06.1995 г.), «О недрах и недропользовании» (27.01.1996 г.), постановление Правительства РК «О порядке экспорта и импорта товаров (работ и услуг) в РК» (30.06.1997 г.) и др.
Из объемного блока законов следует выделить нормативные правовые акты, регулирующие отношения непосредственно в сфере иностранных инвестиций: Закон «Об иностранных инвестициях» от 27.02. 1994 года; Закон «О государственной поддержке прямых инвестиций» от 28.02. 1997 года; Закон «Об инвестиционных фондах» от 06.03.1997 года; Указ Президента РК «Об утверждении Перечня приоритетных секторов экономики Республики Казахстан для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций» от 05.04.1997 года; Указ Президента РК «Об образовании Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан» от 30.06.1998 года; Указ Президента РК «Об утверждении Правил предоставления льгот и преференций при заключении контрактов с инвесторами, осуществляющими инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики» от 06.03.2000 года.
Законом «О государственной поддержке прямых инвестиций» предусмотрено создание специального государственного органа, который уполномочен заниматься привлечением инвестиций в приоритетные отрасли экономики путем предоставления льгот и преференций инвесторам. Впервые такой орган создан в 1992 -Национальное агентство по иностранным инвестициям. В 1996 года оно было преобразовано в Государственный комитет Республики Казахстан по инвестициям, с 2001 года действует Агентство по инвестициям при Министерстве иностранных дел Республики Казахстан.
Агентство является единственным государственным органом, уполномоченным осуществлять государственную поддержку прямых инвестиций в Республике Казахстан.
Основными функциями Агентства являются:
- организация работы по привлечению в Казахстан прямых инвестиций;
- координация деятельности государственных органов по реализации инвестиционных проектов, осуществляемых утвержденными инвесторами;
- обеспечение получения всех согласительных и разрешительных документов, лицензий, виз и других документов, предоставляющих права и полномочия, необходимые для реализации каждого инвестиционного проекта;
- оказание содействия утвержденным инвесторам в поиске квалифицированных работников, товаров и услуг в Казахстане;
- осуществление контроля за реализацией инвестиционных проектов, включая контроль за исполнением утвержденными инвесторами взятых на себя обязательств.
Основные вопросы правового положения иностранных инвестиций регулируются Законом РК «Об иностранных инвестициях.
В соответствии с Законом иностранные инвестиции могут вкладываться в любые объекты и виды деятельности, не запрещенные для таких инвестиций законодательными актами Республики Казахстан.
Отношения, связанные с предоставлением займов, кредитов, целевых банковских и финансовых вкладов, осуществлением портфельных инвестиций, а также связанные с инвестициями национальных инвесторов за рубежом, регулируются специальным законодательством.
К осуществлению иностранных инвестиций в специальных экономических зонах применяются нормы Закона «Об иностранных инвестициях», если иное не предусмотрено Указом Президента РК от 26.01.1996 года «О специальных экономических зонах».
Любые формы иностранных инвестиций и связанная с ними деятельность, не запрещенная действующим законодательством Республики Казахстан, осуществляется на условиях не менее благоприятных, чем те, которые предоставляются в подобной ситуации инвестициям физических или юридических лиц Республики Казахстан, либо любых иных иностранных физических и юридических лиц.