Имя Жамбыла широко известно в нашей стране и за рубежом. Стихи великана казахской народной поэзии переводились ни английский, болгарский, чешский и другие языки мира. С именем Жамбыла связан новый взлет народной поэзии в условиях социализма. Устная поэзия в его творчестве наполнилась новым содержанием. С восхищением говорил Михаил Шолохов об эпических «мужественных в своей простоте» песнях Жамбыла.
Творчество Жамбыла – это сплав устной поэзии с современным искусством слова. Отсюда особая красочность и колорит его произведений. Жамбыл воспел кровно близкие и дорогие людям мира темы. Он – певец высокой гражданственности. Отсюда народная любовь к творчеству аксакала акынов Жамбылу.
Поэт родился в 1846 году, в семье бедного кочевника, возле горы Джамбул, что недалеко от южной столицы Казахстана – Алматы. Ребенку было дано имя этой горы. Детство мальчика прошло в нужде. Как и другие дети из дырявых юрт, он пас байский скот, не зная ни школы, ни грамоты. Картины беспросветной нужды и рабского унижения запечатлевались в душе ребенка.
В то далекое время богачи были полновластными хозяевами степи, под их игом стонали скотоводы-кочевники. Тяжело переживал юный поэт трагедию родного народа.
Джамбул очень любил народную поэзию, его память хранила
бесчисленное множество легенд, преданий и песен. Он, как и другие кочевники, с трепетом слушал блестящие импровизации акынов. Перед глазами юноши проносились знаменитые батыры народного эпоса и красочные картины родной степи. Позднее акын сам создал прекрасные произведения героического эпоса «Суранши-батыр» и «Утеген-батыр». С уважением относился юноша к народному акыну Суюмбаю. Впоследствии прославленный певец вспоминал:
«Это был самый счастливый час в моей жизни. Целую ночь Суюмбай рассказывал мне о трудном мастерстве акына… Случалось, что, выезжая в аулы, Суюмбай брал меня с собой. Я жадно учился. С тех пор до последних дней, выступая с песней, я всегда вспоминаю имя своего учителя с чувством благодарности».
С первых шагов творческой деятельности Джамбул выступил продолжателем гуманистических традиций народной поэзии. Протест против социального гнета, защита прав простых людей – определяющие черты дореволюционного творчества певца-демократа.
Создатель стихов-импровизаций, Джамбул участвует в айтысах, где состязается в поэтической одаренности со многими известными акынами. При стечении многочисленной публики Джамбул, быстро набиравший поэтическую высоту, побеждает известных акынов Сарбаса, Досмагамбета, Кулмамбета и других. В этих состязаниях-импровизациях четко выразился демократизм взглядов Джамбула. В этом смысле особенно показателен его знаменитый айтыс с Кулмамбетом, певцом феодальной старины.
Слава акына Джамбула разносится далеко по степи. Он становится блестящим поэтом-импровизатором, едко высмеивающим чванство, самодовольство, смело выступающим. в защиту справедливости. Джамбул много ездит по родному Семиречью, посещает братскую Киргизию. Каждое его выступление — настоящий праздник для трудового населения. Его правдивые песни народном горе, о чаяниях и нуждах народа встречают горячее одобрение слушателей.
В жизни акына Джамбула было несколько важных событий, ярко характеризующих демократизм его взглядов, его личное мужество. В 1913 году, в честь трехсотлетия Династии Романовых в Верном (Алма-Ате) была организована выставка. Баи и богачи выставили белые юрты, наполненные добром и драгоценностями. Джамбулу было предложено воспеть Романовых. Поэт, категорически отказавшись славословить царя и его род, сочинило струю сатиру, в которой высмеял баев и волостных, раболепствующих перед царскими чиновниками.
В 1916 году был обнародован царский указ о насильственной мобилизации казахов на окопные работы. От акынов потребовали написать хвалебную оду в честь этого указа, чтобы легче было обмануть простой люд. Джамбул в гневных стихах разоблачал царское правительство, предававшее национальные интересы и русских и казахов.
1916 год был тяжелым для казахского народа. Восстание во многих местах было потоплено в крови. Джамбул написал стихи «Черный указ» и «Приговор царя», полные горечи и боли.
ИЗ многочисленных произведений, созданных Джамбулом до революции, сохранилось относительно немного: более 30 стихотворений, 12 айтысов и две поэмы. Анализ этих произведений показывает, что для Джамбула интересы родного народа, простых людей были превыше всего. Не только по идейной направленности, но и по поэтическому своеобразию дореволюционное творчество Джамбула близко демократической литературе, оно перекликается с произведениями Абая. Четкостью социальных позиций и удивительной пластичностью поэтических образов отличаются его стихотворения «Девушка Камчат», «Акыну Жаны-Су», «Доля бедняка», «При избрании Сата», «Табунщик» и др. Стихотворение «Табунщик» напоминает стихи Абая «3има», «Осень».
Не знает он теплого дома, вокруг него холод и вьюга,
И словно могила — сырая слепая лачуга.
Всю долгую ночь он томится и глаз не смыкает от стужи,
Промозглая осень и холод, что может быть злее и хуже?
Он мечется днем, он не знает покоя во мраке,
Табунщика участь печальней, чем участь собаки.
Накануне Октябрьской революции Джамбулу было уже семьдесят лет, и он перестает сочинять стихи и оставляет свою домбру.
Великая Октябрьская революция дала престарелому акыну вторую
молодость. Старческой немощи как не бывало. По-молодому, громко и сильно зазвучал голос Джамбула. Он стал певцом счастья и радости, голосом возрожденного к счастливой доле казахского народа. О неразрывной связи своего творчества с советской действительностью Джамбул говорил так:
«Вокруг меня закипела жизнь, о которой я пел в лучших своих песнях, как о золотом сне. Почувствовав прилив свежих сил, взял я в руки домбру. Вернулась моя молодость, и я запел.
Оглядываясь вокруг, я не узнавал знакомых степей. Поехал по аулам и стал воспевать новую жизнь. Я был заодно с моим народом. И был понятен народу. Я был свидетелем рождения новой страны — Казахстана, о чем мечтали целые поколения и о чем пели лучшие акыны. Только в восемьдесят лет жизнь мне открыла глаза на многое, чего я не понимал. Жизнь началась для меня снова. Я переродился и стал петь, как двадцатилетний юноша,- сильно, с подъемом, с большим жаром и охотой».
Джамбулу, как поэту эпического склада, особенно удавалось
изображение крупных исторических деятелей, воинов, батыров. В этом ряду Первое место принадлежит, несомненно, образу Ильича. Великий акын создал монументальный образ Ленина-вождя и человека, вдохновителя Октябрьской революции, творческим достижением Джамбула являются образы полководцев Советской Армии Ворошилова и Чапаева. Обращаясь к истории своего народа, акын создал образы батыров Суранши и Утегена и других борцов за свободу и независимость.
«Слышим в произведениях «Гимн Октября», «Светит над
твой голос» миром одна звезда», «Ленин», «В Мавзолее Ленина», «Бег времени», «Большевистская правда» Джамбул создает величественный образ вождя.
Ленин представлялся старому певцу воплощением совести
человечества, символом зари нового мира. Он ясно осознает историческую роль и значение Ленина. Среди казахской лениниады большое место занимает замечательная поэма Джамбула «Бег времени». Поэме «Бег времени», как и всему творчеству Джамбула, присущи внутренняя свобода и раскованность. Непринужденный лиро-эпический монолог, конкретные противопоставления, свободная рифма — таковы поэтические особенности «Бега времени».
Джамбул был тесно связан с жизнью народа. Он живо интересовался делами колхозного аула, заводов и фабрик. Несмотря на преклонный возраст, поэт много, ездил по аулам с гордостью и любовью смотрел на расцвет села, на богатый урожай, наблюдал за жизнью людей.
С каждым годом все громче раздавался его голос, росла популярность народного акына.
В 1934 году в Алма-Ате состоялся первый республиканский слет мастеров казахского народного искусства. На слет собрались талантливейшие акыны Нурпеис Байганин, Шашубай Кошкарбаев; Омар Шипин, Доскей Алимбаев и многие другие. Был здесь и Джамбул, обратившийся к молодым с песенным приветом.
Триумфальным было выступление Джамбула на декаде казахского искусства в Москве (1936). Его поэма «Моя Родина» была опубликована в «Правде»; Пришло всенародное признание таланта акына Джамбула. В идейно-творческом развитии народного акына важную роль сыграла его поездка в Москву и Тбилиси, во время которой он познакомился с известными писателями и поэтами. С этого времени Джамбул находится в самой гуще общественной и культурной жизни страны.
«…Мне кажется, что передо мною открывается «…» страница новой книги, каждый день — лист, насыщенный новыми песнями. Ведь каждый день нашей жизни полон поэзии. Из своего аула я вижу, как с орлиным размахом растут новые люди новой жизни. Они переделывают даже самую землю. Я вижу, как они поднимают ту целину, которая веками оставалась нетронутой. Как легендарные батыры, сидят они на стальных конях — тракторах, комбайнах и своей энергией наполняют весь мой аул, и я себя чувствую в девяносто пять лет молодым и сильным».
И Джамбул стал певцом «новых людей новой жизни». Поэзия его — поэзия радости. Ибо преображенная земля отцов стала колыбелью, счастья, колыбелью созидательного труда и побед. В своей «Песне ликования» (1937) , посвященной выборам в Верховный Совет, поэт говорит: «Ликуй и звонко пой, страна, в день торжества побед».
Видный литературовед К. Зелинский пишет: «Широта кругозора, полет мыслей Джамбула — вот что привлекает в его песнях. Это эпическое восприятие действительности и рождает у Джамбула образы широкого обобщающего плана»:
Я соколам смелым взлетел в вышину,
Я вижу счастливую нашу страну.
Я вижу: моя обновилась земля.
Бушуют сады, расцветают поля.
Куда ни поедешь, куда ни пойдешь,
Как звезды, сияет моя молодежь.
Все внуки мои и мои сыновья –
Большая моя молодая семья.
Чувством гордости за Родину проникнуты все стихи Джамбула. В стихах автор рассказывает о великих успехахРодины. В песнях «От всего сердца», «Урожайная песня», «Мастерам животноводства», «Братство земли», «Дочерям моей Родины», «Май» поэт красочно рисует колхозный аул, где кипит работа, цветут поля, счастливых тружеников, преобразующих облик степи. Герои этих стихов — пахари, скотоводы, колхозники. Из песен Джамбула встает образ нашей Родины, могучей поступью идущей вперед.
С огромным творческим напряжением работал почти столетний акын в годы Великой Отечественной войны. Поэзия Джамбула вдохновляла людей на подвиги на фронте и в тылу, вселяла уверенность в конечную победу.
В музее Джамбула хранятся десятки писем, в которых войны Советской
Армии обращаются к своему акыну с выражением глубокой благодарности и любви.
Песни Джамбула в годы войны были исключительно популярны. Это «Пуля врагу», «Героям Воронежа», «Схватились с врагом». Но особое место в творчестве Джамбула занимает знаменитая песня «Ленинградцы, дети мои!»
Тот, кто пережил ленинградскую блокаду зимой 1941¬1942 ГГ., никогда не забудет поэтического послания, с которым обратился Джамбул к жителям города в сентябре 1941 года. Послание Джамбула в русском переводе было передано по радио в Ленинграде, плакаты с этим посланием были развешаны на стенах домов и в окнах магазинов по всему городу. С любовью, с тревогой, со словом мужественного одобрения обращался казахский акын к защитникам великого города.
Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!
Мне в струе степного ручья
Виден отблеск невской струи.
Если вдоль снеговых хребтов
Взором старческим я скользну,
Вижу своды ваших мостов,
Зорь балтийских голубизну,
Фонарей вечерний рой,
Золоченых крыш острия…
Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!
Окруженные врагами ленинградцы восприняли песню Джамбула как голос Родины и почувствовали, что Родина-мать не забыла их, помнит и придет на помощь.
Вот что писал Всеволод Вишневский, находившийся в блокированном городе: «В самые тяжелые дни Ленинграда — осень1941 Г.- достойнейший Джамбул обратился к нам — защитникам города — с вдохновенным призывом: «Ленинградцы, дети мои!» Без слез и чувства радостного волнения не могли мы читать это послание. Мы, ощутили, что это письмо так же ценно, как
подход сильного резерва. Народ Казахстана слал нам свой братский привет, любовь и дружбу, и мы шли в бой, удвоив силы…»
Ленинградцы не забыли акына Джамбула. Когда город на Неве отмечал 250-летие своего рождения, специальная делегация выехала на родину Джамбула. Перед мавзолеем великого акына состоялся торжественный и трогательный митинг, где со словами благодарности и признательности делегация жителей Ленинграда вручила музею поэта памятную медаль, выпущенную в честь юбилея.
В 1938 году состоялось юбилейное Торжество, посвященное 7-летию творческой деятельности Джамбула. Это был праздник многонациональной советской литературы. Тогда «Правда» писала: «В восхитительных стихах прославленного. акына Казахстана, полных несравненного лиризма,
насыщенных незабываемыми образами, народ ощущает биение нашей жизни, ощущает движение нашей эпохи, видит воплощение своих переживаний, поэтическое выражение своих сокровенных дум и настроений».
На торжественном юбилее присутствовали видные поэты и писатели, деятели искусства. Великий французский писатель Ромэн Роллан телеграфировал: «От сердца Западных Альп к сердцу степей Казахстана братский привет Джамбулу — певцу своего казахского народа и нового человечества» .
Партия и правительство высоко оценили творчество Джамбула, наградив его орденом Ленина и удостоив звания лауреата Государственной премии. Страна готовилась торжественно отметить столетний юбилей народного акына. Джамбул не дожил нескольких месяцев до своих ста лет.
Акын вдохновенный и славный лишь тот,
Чью песню лелеет и любит народ,
Чью песню лелеет родная страна,
Чью песню и подвиги любит она,
Величьем народным героев полна.
(Песня об искусстве», 1938).
Эти слова можно отнести и к поэзии самого акына. Празднование 125-летия со дня рождения (1972 г.) аксакала Джамбула подтвердило, что его вдохновенная поэзия получила мировое признание.