Со второй половины XX века вследствие быстрого экономического развития ведущих индустриальных стран и усовершенствования средств международного транспорта и коммуникаций произошло бурное развитие международной торговли товарами и услугами. Международная торговля стала все более дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологий), в результате которого за границу стали перемещаться уже не только готовый товар, но и факторы его производства.
Интеграция (от лат. integer — целый) — объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется как в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятия взаимных барьеров».
Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развивающиеся в современной международной экономике, ставят перед собой в принципе схожие цели.
- Использование преимуществ экономики масштаба. Обеспечить расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек и извлечения других преимуществ на основе теории экономики масштаба. Это, в свою очередь, позволит привлечь прямые иностранные инвестиции, которые с большей охотой приходят на рынки значительных размеров, на которых имеет смысл создавать самостоятельные производства, удовлетворяющие их потребности. Цели увеличения региональных масштабов особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки.
- Создание благоприятной внешнеполитической среды. Важнейшей целью большинства интеграционных объединений является укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях Для стран, расположенных географически близко друг от друга и имеющих схожие проблемы в области развития, наличие добрых отношений с соседями, подкрепленных взаимными экономическими обязательствами, является важнейшим политическим приоритетом. Страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, создавая интеграционные объединения, ясно ставили перед собой именно эту цель.
- Решение задач торговой политики. Региональная интеграция нередко рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торговых переговоров в ВТО. Считается, что согласованные выступления от лица блока стран более весомы и ведут к более желательным последствиям в области торговой политики. Более того, региональные блоки позволяют создать более стабильную и предсказуемую среду для взаимной торговли, чем многосторонние торговые переговоры, интересы участников которых очень сильно разнятся. Интеграционные объединения в Северной Америке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии возлагают особые надежды на коллективные усилия в рамках многосторонних торговых переговоров.
- Содействие структурной перестройке экономики. Подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на рынок. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков. Такие цели преследовали многие западноевропейские страны, подключаясь в той или иной форме к ЕС.
- Поддержка молодых отраслей национальной промышленности. Даже если интеграционное объединение не предусматривает дискриминационных мер против третьих стран, оно нередко рассматривается как способ поддержать местных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок. Такие протекционистские настроения превалировали в странах Латинской Америки и в странах Африки к югу от Сахары, особенно в 60-70-е годы.
Несмотря на различия в подходах, идеологии, определениях и названиях тех или иных интеграционных процессов и группировок, в них можно выделить некоторые общие черты и закономерности. Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая из которых свидетельствует о степени ее зрелости[1].
На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам. В известном смысле это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкционирован ГАТТ/ВТО в рамках так называемых временных соглашений, ведущих к образованию таможенного союза. Преференциальные с оглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается.
На втором уровне интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но зачастую обходится без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.
Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза (ТС) — согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутри интеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.
Когда интеграционный процесс достигает четвертого уровня — общего рынка (ОР) — интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства требует организационно значительно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав государств и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках ЕС — это Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС.
Наконец, на пятом, самом высоком, уровне интеграция превращается в экономический союз (ЭС), который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях — валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает потребность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственною суверенитета в пользу над государственных органов. Такие межгосударственные органы с над государственными функциями наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов в рамках ЕС — это Комиссия ЕС.
Принципиально возможно существование и шестого уровня интеграции — политического союза (ПС), который предусматривал бы передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами над государственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфедерации и потерю суверенности отдельными государствами. Однако ни одна интеграционная группировка не только не достигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой подобных задач.
Исходя из опыта региональных интеграционных процессов в ЕС, североамериканских странах, объединившихся Канаде, Мексике и США (НАФТА), в какой-то мере латиноамериканских странах (МЕРКОСУР) можно вывести определенную закономерность экономического интегрирования.
Это, во-первых, эволюционный путь. Необходимо постепенно, не перешагивая этапы интеграции, создать условия как для производителей, так и для потребителей для свободного выбора партнеров и снятия административных барьеров и ограничений, создать нормально действующую рыночную среду в торгово-экономическом сотрудничестве.
Это, во-вторых, поэтапность реализации интеграционных задач. Необходимо создать для этого основу через ассоциации государств-участников зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка капитала, товаров и услуг, труда и единого экономического пространства.
Это, в-третьих, необходимость формирования однотипности экономической среды, сближения уровня и темпов рыночных преобразований.
Наконец, в-четвертых, равноправность партнерства всех участников интеграционного процесса, действия без дискриминации и «исключений».
Точно определить, на каком уровне развития действительно находится то или иное интеграционное объединение, довольно сложно в силу как отсутствия достаточно сопоставимой информации, так и зачастую возникающих сильных различий между провозглашенными целями и реальными достижениями. Нередко группировка, называющая себя экономическим союзом, может находиться лишь на ранних этапах взаимной ликвидации таможенных тарифов, то есть еще не достигнуть даже уровня зоны свободной торговли, а объединение, считающее себя таможенным союзом, может вообще существовать только на бумаге, поскольку общий таможенный тариф еще не разработан и не введен.
Интеграционные группировки в международной экономике, особенно среди развивающихся стран, спорадически возникают и исчезают. По данным ГАТТ/ВТО, к середине 90-х годов в мире насчитывалось более 30 интеграционных объединений различного типа по сравнению с 5-6 — в 80-е годы, когда многие группировки фактически не работали, и 18 — 20 — в 70-е годы, когда прогресс интеграции в Западной Европе дал толчок росту количества интеграционных объединений в других частях мира.
Классификация основных действующих интеграционных объединений по объявленным конечным целям показывает, что в современной международной экономике существует достаточно много примеров интеграционных группировок, находящихся на каждой из стадий развития интеграционного процесса. Уровень достигнутого прогресса в соответствии с поставленными целями весьма различен. Отдельные группировки полностью выполнили намеченную программу интеграции и совершенствуют ее отдельные стороны (Австралийско-Новозеландская ЗСТ, Балтийская ЗСТ, Центральноамериканский общий рынок и др.). Большинство, однако, еще находятся на ранних подступах к поставленным целям. Например, только Доминика и Сент-Винсент и Гренадины из числа 7 членов Организации восточно-карибских государств, называющей себя таможенным союзом, реально используют общий таможенный тариф в отношении третьих стран. А Африканское экономическое сообщество, провозглашающее целью создание экономического союза 51 африканской страны, будет организовываться в течение переходного периода длительностью в 34 года, начиная с 1994 года.ф
Глобализация и региональная интеграция – основные тенденции становления и развития современной экономики
При всей своей сложности и противоречивости современный мир в экономическом отношении есть определенная целесообразная система, всемирное хозяйство, объединяемое международно обобществленным производством, достигшим относительно высокого уровня развития, которое стало возможным в условиях всесторонне развитого международного разделения труда.
Мировое хозяйство функционирует и развивается по экономическим законам рынка. Оно представлено в настоящее время странами со сложившейся рыночной экономикой и странами, в большей или меньшей степени ориентированными на формирование рыночных отношений. Каждая страна, ее внешнеэкономические субъекты, участвуя в международном разделении труда, рассчитывают на получение прибыли. Их внешнеэкономические партнеры преследуют те же цели. В результате взаимодействия стороны находят такой вариант внешнеэкономического сотрудничества, который оказывается взаимовыгодным. От его реализации выигрывает и мировое сообщество в целом.
С развитием мировой экономики наибольшая часть внешне-торгового оборота приходится на страны с высоким уровнем экономического развития, расположенные примерно в одинаковых природно-климатических условиях. В международном товарном обмене имеет значение примерное равенство в уровнях экономического развития стран, что создает приблизительно одинаковую структуру экономических потребностей как населения, так и товаропроизводителей, обуславливает равную степень развития всех элементов рыночной экономики, обеспечивает конвертируемость валют и т.п, Поэтому новые товары, новые технологии, жизненный цикл которых в связи с ускорением темпов научно-технического прогресса все более сокращается, с большим экономическим успехом будут реализованы на рынках развитых стран, чем отсталых.
Место каждой страны в мировой экономике определяется всей совокупностью импортных потребностей и экспортных возможностей. В системе взаимосвязи «импорт — экспорт» определяющая роль принадлежит экспортным возможностям страны как результату ее социально-экономического развития. Уровень этого развития является настолько обобщающим показателем, что вмещает в себя, по существу, все основные слагаемые процесса общественного воспроизводства: уровень производительности труда, структуру общественного продукта, технический уровень общественного производства, степень качественных характеристик рабочей силы, методы организации труда и производства, уровень доходов населения, структуру его экономических потребностей и т. д.
Чем выше уровень экономического развития страны, тем выше производительность труда, тем ниже издержки производства на предлагаемую к международному обмену продукцию. В силу этого страны с развитой экономикой, как правило, находятся в преимущественном положении по сравнению со странами, имеющими более низкий уровень экономического развития и производительности труда. Однако любая страна, даже с самым низким уровнем экономического развития, может производить отдельные товары, издержки на которые в силу различных причин могут быть ниже, чем в стране с высоким уровнем экономического развития.
Таким образом, взаимовыгодный обмен товарами и услугами на основе международного разделения труда является фундаментом разнообразных экономических связей между странами. Чем дальше углубляется этот исторический процесс, тем настоятельнее потребность во все более тесном взаимодействии национальных (страновых) хозяйственных комллексов, тем неизбежнее их постепенная интеграция сначала в крупные региональные (порой континентальные) экономические системы, а в перспективе — в единую глобальную систему.
Вторая половина XX века стала временем проявления новых тенденций в области интернационализации производства. В этот период многие страны мира стали переходить к новому этапу международного обобществления производства, который получил название интеграционного. Необходимость этого шага была подготовлена всем ходом мирового экономического развития, порождена рядом актуальных экономических проблем, которые не могли быть решены странами ни в одиночку, ни на основе старой системы международного разделения труда.
Отличительными признаками наступления нового этапа в развитии мирового хозяйства являются:
- открытость экономики как ведущий принцип взаимоотношений любой страны с мировым сообществом, расширение международной торговли при широкой либерализации внешнеэкономической деятельности;
- формирование региональных образований, ставящих целью интеграционное взаимодействие экономик отдельной группы государств, применение достаточно надежных и эффективных механизмов регулирования экономического сотрудничества между странами;
- возникновение и широкое распространение транснациональных корпораций, во все большей степени определяющих международную, инвестиционную и торговую политику;
- интенсивное развитие высоких технологий и передовой техники, информатики и т. д., что приводит к повышению производительности труда, тесной связи рынков отдельных стран и даже регионов;
- создание системы международных организаций, деятельность которых призвана обеспечить стабильное и сбалансированное экономическое развитие (Организация Объединенных Наций, Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация и т. д.);
- формирование системы международной торговли, основанной на принятых мировым сообществом правилах и условиях межстранового перемещения рабочей силы, капитала и технологий;
- функционирование международной финансовой сферы, не связанной непосредственно с внешней торговлей и международным перемещением факторов производства, и ряд других.
Принципиальное отличие этой новой ступени интернационализации хозяйственной жизни состоит в том, что протекающие в национальных хозяйствах процессы воспроизводства не просто соприкасаются, воздействуют друг на друга, но и взаимопроникают и сращиваются, образуя в перспективе более или менее целостный воспроизводственный процесс региональных масштабов. Поэтому региональная интеграция осуществляется прежде всего между экономически и технически развитыми странами. Но при этом прочность и глубина интеграционных связей между ними зависят от того, каков хозяйственный механизм этих связей.
Глобализация и интеграция, особенно в экономике, как объективные процессы, значительно ускорились в последнее десятилетие с разрушением социалистической системы организации общественной жизни и усилением взаимозависимости стран мира и народов, несмотря на все различия в уровнях развития, культуре, религии, исторических традициях.
Важнейшими характеристиками глобализации являются:
- информационная революция, произошедшая с изобретением компьютера и Интернета, изменившая качественно и количественно ведение финансово-экономических операций, обеспечившая открытость технической информации, технических и технологических инноваций, ноу-хау;
- чрезвычайное облегчение движения товаров, услуг и капиталов вследствие снижения до 6-7% таможенных тарифов от уровня в 60% до второй мировой войны, что наряду с производством новых товаров и услуг с меньшей, чем прежде, стоимостью создает мировой рынок. Мировой экспорт товаров и услуг составляет около четверти совокупного валового внутреннего продукта всех стран. Обороты на международном фондовом и валютном рынках в десятки, а то и в сотни раз превышают торговые обороты;
- сужение влияния национального государства на экономику, усиление мощи и влияния промышленных и банковских транснациональных корпораций (ТНК), которые превратились в главную движущую силу процесса глобализации, а традиционные ее субъекты — национальные государства — оказались во многих отношениях потесненными. На долю около 50 тысяч транснациональных корпораций приходится более половины современного мирового производства и до одной трети мирового экспорта. ТНК — главный элемент той соединительной ткани, которая образует глобальную экономику.
Глобализация ведет к расширению рынка товаров, услуг, капитала, росту количества и качества потребительской продукции; благодаря бурному техническому и технологическому прогрессу уменьшается себестоимость выпускаемой продукции и снижаются цены на значительную часть товаров массового спроса; развивающиеся страны вовлекаются в мировой производственный процесс через деятельность транснациональных компаний; возникают новые рабочие места в производственной и непроизводственной сферах, в сфере информационной технологии; расширяется доступ к информации, современным научно-техническим разработкам; повышается жизненный уровень, происходит относительное улучшение социальных показателей в большинстве регионов мира и т. д.
Отрицательным же является то, что закрепляется положение передовых и отсталых государств, усиливается экономический и политический диктат транснациональных компаний, ухудшается состояние окружающей среды в развивающихся странах, усиливается взаимозависимость национальных экономик, и все большее число стран попадает под влияние учащающихся экономических кризисов, растут нестабильность мировой экономики и масштабы миграции.
Глобализация резко обостряет конкуренцию, что заставляет всемерно удешевлять производство, не допуская при этом снижения качества продукции. Это не дает окрепнуть национальной промышленности в развивающихся странах. Неудивительно, что в исследовании «Глобальная экономика в переходный период» группа английских и американских экономистов пришла к следующему неутешительному выводу: «Превращение экономики в глобальную не означает всеобщего динамизма развития: скорее оно ведет к одновременному выделению высокодинамичных экономических систем и расширению числа относительно стагнирующих, которые и так уже очень слабы и находятся в невыгодном положении».
Главный выигрыш от глобализации достается ведущим индустриальным державам, и в первую очередь самой мощной из них — США. Небольшое количество государств, главным образом объединенных в рамках «семерки», определяет политику ключевых межгосударственных организаций. На 20% населения планеты, проживающего в богатых странах, приходится 86% ВВП всего мира, а на 20% живущих в бедных странах — всего 1%.
Они же абсолютно доминируют в сфере высоких технологий (на долю семи ведущих постиндустриальных держав приходится 80,4% мировой компьютерной техники, 90,5% высокотехнологичного производства и 87% всех зарегистрированных в мире патентов). Современная «глобализация» является, по существу, процессом консолидации развитых страна их противостоянии остальному миру.
Положение развивающихся стран в эпоху «глобализации» резко ухудшается, и причиной этого является не столько эксплуатация их со стороны постиндустриальных держав, сколько воспроизводящаяся отсталость, порожденная ихвозрастающей ненужностью «первому миру». Разница в номинальных доходах между гражданами постиндустриального мира и остальной частью человечества выросла с 5,7 тыс. долл. в год в 1960 г. до 15,4тыс. долл. в 1993-м, и 1 /5 богатая часть человечества присваивает в 61 раз больше богатств, нежели низшая 1/5.
Сегодня закладываются основы нового типа исторической цивилизации — однополярного мира. Происходит не перераспределение общественного богатства в масштабах всего человечества, чтотак или иначе подразумеваеттеория глобализации, а невиданная его концентрация в постиндустриальных странах. Причем вызвана она резким изменением характера их производительных сил, в результате подавляющая часть мирового валового продукта действительно создается в пределах относительно небольшой совокупности стран.
На первом уровне будут находиться страны, развивающиеся за счет специализации на высокотехнологичных товарах и услугах, Эту группу принято называть «золотым миллиардом» по общей численности населения и самому высокому уровню жизни. Среднедушевой годовой ВВП в этих странах находится на уровне 20 тыс. долл. К ним относится семерка развитых стран и могут быть присоединены Сингапур, Южная Корея, Израиль.
Затем идут страны, специализирующиеся на выпуске индустриальных средств труда и трудоемких товаров. Это Китай, Индия, Индонезия, Бразилия.
И, наконец, третий уровень займут страны, специализирующиеся на производстве и экспорте минерального, энергетического и сельскохозяй-ственного сырья. России отводится лидирующая роль в третьей группе. Видимо, другие государства, входящие ныне в Содружество Независимых Государств, также могут находиться в третьей группе, но не в числе ведущих.
Для того, чтобы попасть во вторую группу, необходимо обеспечить ежегодный прирост ВВП на уровне 12-15%, а этого можно достичь, только производя продукцию с высокой степенью переработки, дающей максимальную добавочную стоимость готовому продукту, что для наших государств пока недостижимая задача.
Глобализация и интеграция — два объективных, взаимосвязанных процесса, которые будут определять мировое экономическое развитие по крайней мере в первой половине XXI века. Региональная экономическая интеграция для ведущих, развитых государств — способ сплочения и объединения усилий для сохранения определяющего диктата в мировом хозяйстве. Региональная интеграция для развивающихся стран — практически единственная возможность противостоять отрицательным последствиям мировой глобализации и диктату ведущих стран мира. У новых независимых государств, чьи экономики были в составе мощного единого народнохозяйственного комплекса Советского Союза, есть один путь занятия достойного места в современном мировом экономическом пространстве — региональная интеграция.
Региональная экономическая интеграция — это защита не только от конкуренции мирового рынка, но и от экспансии, поддерживаемой глобализацией. Это способ обеспечения устойчивости и самостоятельности развития каждой страны. Не рынок определяет макроэкономику, а макроэкономика и геополитика определяют национальные особенности рыночных отношений, которые может защитить на мировом рынке не каждая отдельная страна, а мощный единый экономический Союз.