Первый этап развития экономики Казахстана в Новых, советских условиях ознаменовал, с одной стороны завершение восстановления народного хозяйства, и с другой стороны, создание необходимых условий для его социалистической реконструкции.
Второй этап развития приходился на довоенные пятилетки (1928г – июнь 1941г) когда решались такие коренные задачи социалистической реконструкции народного хозяйства, как индустриализация, коллективизация, массовое оседание кочевых и полукочевых казахских крестьянских хозяйств и многие другие социально-экономические преобразования.
Индустриальное развитие Казахстана (как неразрывная составная часть социалистической индустриализации всей страны) проводилась с целью всемирного развития промышленности, причем преимущественно фабрично-заводской. Основанной на машинной технике.
Для налаживания промышленного производства Казахстан располагал всем необходимым: несметными природными богатствами своих недр (запасом угла, нефти, железной и полиметаллических руд) водно — энергетическими ресурсами, наличием в значительных размерах трудовых ресурсов.
Используя эти возможности Каз. ССР с конца 20- годов приступила к решению следующих первоочередных задач социалистической индустриализации:
Во-первых, к скорейшему преодолению технико-экономической отсталости края (для этого Казахстан было включен в общий генеральный план индустриализации СССР, так как без прямой экономической и политической помощи советского рабочего класса, прежде всего русского, нельзя было создать индустриальных очагов Казахской степи):
Во-вторых, к строительству в разных районах республики новых шахт и рудников, добывающей промышленности, сооружению железных дорог и технических средств связи, необходимых для нужд народного хозяйства.
В-третьих, формирование рабочего класса и кадров производственно-технической интеллигенции путем широкого привлечения в производство в первую очередь представителей коренного населения. Без такой армии было немыслимо выполнение грандиозных планов социалистической индустриализации в республике. И эти задачи были успешно претворены в жизнь.
Исторический аспект социалистической индустриализации Казахстана
Одной из важных задач ленинской политики социалистической индустриализации явилось обеспеченно форсированных темпов хозяйственного строительства в национальных республиках, создание в них современных промышленных предприятий и формирование национального отряда рабочего класса, производственно-технической интеллигенции. Социалистическая индустриализация должна сыграть огромную роль также в переходе ранее отсталых народов от феодализма к социализму, минуя капиталистическую стадию.
Индустриализация Казахстана имела свои особенности, обусловлены экономической и культурной отсталостью республики. Ее осуществление здесь проходило в более сложных и трудных условиях, чем в промышленных районах страны. В экономике края к началу периода реконструкции преобладающее место занимало сельское хозяйство и почти не было развитой крупной промышленности. А те немногочисленные предприятия, которыми располагала республика, имели слабую техническую базу и сосредоточивались неравномерно.
Очень остро стояла проблема кадров, не хватало квалифицированных рабочих, не было инженерно технических работников. Их приходилось готовить в процессе индустриализации. Формирование национальных кадров проходило в специфических и сложных условиях, вызванных трудностями перемещения части населения в необжитые районы промышленных новостроек. Исключительно сложным делом было вовлечение в производство женщин. Огромным тормозом являлась почти сплошная неграмотность местного населения.
Борьба партии за индустриализацию Казахстана осложнялась тем, что в ауле значительны были остатки докапиталистических отношений, родовых пережитков. Значительная часть населения вела кочевой и полу кочевой образ жизни. В этих условиях индустриализация Казахстана должна была сопровождаться проведением здесь ряда крупных социально-экономических мероприятий, обеспечивающих ликвидацию остатков патриархально-феодальных отношений.
Итоги индустриализации Казахстана
Политика «подхлестывания страны» сказалась в том, что уже через несколько недель после утверждения пятилетнего плана осуществлялся пересмотр важнейших заданий в таких ведущих отраслях как металлургия, машиностроение и химия по принципу «лучше больше – да хуже». Погоня за количественным показателем привела к разбазариванию средств, распылению ресурсов, штурмовщине.
И все же нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что был, достигнут принципиально важный результат индустриализации – преодоление технико-экономической отсталости, завоевание экономической независимости. Страна прекратила ввоз слеьхоз машин и тракторов, импорт хлопка, торговый баланс стал активным и принес прибыль. ПО структуре промышленного производства она вышла на уровень развитых стран вышла на уровень развитых стран мира. По объему промышленной продукции обогнала Англию, Германию, Францию, уступая лишь США. Индустриальное развитие Казахстана осуществлялось в более высоких темпах, чем в целом по стране. Пример: по Союзу за 1913 – 1940 гг. добыча нефти увеличилась в 3 раза, по Казахстану – 569 раза, угля – в 5,7 и 70 раз соответственно, производство электроэнергии – в 23,7 и 486 раз.
Необходимо было, прежде всего, решать проблему средств связи и транспорта, так как первые промышленные предприятия создавались в отдаленных друг от друга на сотни километров районах, располагавших источниками сырья. Поэтому важное значение приобрело сооружение новых железных дорог. Здесь особую историческую роль сыграло строительство Туркестано-Сибирской железной дороги, протяженностью 1500 км, на строительство которой был ассигновано около 200 млн. руб. Эта крупнейшая магистраль была построена на 17 месяцев раньше установленного срока. Практически разрешая задачу экономического и культурного подъема Казахстана, задачу формирования казахского пролетариата, Турксиб создал предпосылку к более быстрому переходу республики от докапиталистических форм хозяйства к социалистической реконструкции его. Начиная с 1930г., Турксиб обеспечивал транспортные связи области с районами Юго-восточного Казахстана и Сибири, с одной стороны, Европейской части страны и республик Средней Азии, — с другой. С этого времени промышленность Южного Казахстана непрерывно стала расти. В 1930 г. на базе Каратауского полиметаллического месторождения было начато строительство крупнейшего в стране Чимкетского свинцового завода, по мощности первого в Союзе и третьего в мире, Первым крупным промышленным предприятием, вызванным к жизни Турксибом, явился Коскудукский леспромхоз.
Ввод в эксплуатацию Турксиба вызвал глубокие хозяйственные сдвиги в обширном районе. На трассе Турксиба и в районах тяготеющих к нему, возникли новые населенные пункты: Аягуз, Чукотская, Бурлю-Тюб, Уш-Тобе, Сары-Озек, Жарма, Илийск, Талды-Курган, Текели, Матай. В зоне влияния железной дороги зародились некоторые отрасли промышленности, возникли новые районы сельскохозяйственного производства. Турксиб ускорил строительство Балхаского медеплавильного комбината, железной дороги Боровое – Акмолинск –Караганда – Балхаш. Благодаря этому карагандинский уголь получил выход через Петропавловск в Сибирь, Башкирию, на Южный Урал и Среднюю Волгу. Уже к концу 1932 г. протяженность железных дорог в республике составила 5186 км.
Как отмечали выше, наряду с индустриализацией параллельно шел процесс подготовки квалифицированных кадров через открытие многочисленных курсов, школ. Росла армия рабочих, на строительстве были заняты десятки тысяч рабочих, из них более 50% составляли казахи.
На базе открытых месторождений в годы довоенных пятилеток были построены крупные современные предприятия: Чимкентский свинцовый, Ачисайский полиметаллический, Балхашский медеплавительный, Актюбинский химический комбинат, заводы цветной металлургии Рудного Алтая, электростанции, угольные шахты Караганды, предприятия пищевой промышленности. Казахстан вышел на второе место в стране по выпуску цветных металлов, по добыче нефти – на третье место.
В экономике республики соотношение между промышленностью и сельским хозяйством изменилось не в пользу последней. Причиной были не только быстрый индустриальный рост, но и резкое сокращение сельскохозяйственного производства в ходе форсированной коллективизации. Так, в 1940 г. удельный вес продукции промышленности в народном хозяйстве составил уже 60% против 39,5% в 1932г, в полтора раза превысил продукцию сельского хозяйства.
Важной особенностью развития промышленного производства в эти годы было то, что строились в основном предприятия среднего размера вместо промышленных гигантов, создаваемых в первые годы индустриализации. Это значительно сокращало сроки строительства и ввода в действие производственных мощностей, а также позволило более рационально разместить промышленность по различным регионам республики. В 1940 г. в Казахстане было построено свыше 2,5 тыс. крупных промышленных предприятий. Нельзя не отметить, что в годы индустриализации был сделан значительный шаг в развитии легкой промышленности. Этот процесс шел как за счет реконструкции старых предприятий, так и за счет нового строительства. Преимущественно эти предприятия строились в исторически сложившихся центрах – Уральске, Актюбинске, Семипалатинске, Петропавловске. Началось строительство предприятий легкой промышленности в Южном Казахстане – Алма-Ате, Чимкенте, Джамбуле, Кызыл-Орде. Были введены в действия обувная и швейная фабрики в Алма-Ате, хлопкозаводы – в Чимкенте, Туркестане. Были реконструированы на новой технической основе предприятия пищевой промышленности: мясокомбинаты в Петропавловске, Уральске, Алма-Ате, Кустанае, Чимкенте, Актюбинске, Павлодаре и др. НА местной сырьевой базе работали сахарные заводы в Джамбуле, Мерке, Талды-Кургане.
Создание ряда новых отраслей промышленности связано с перемещением предприятий из центра в восточные районы страны в период Великой Отечественной войны 1941-45гг. Сюда было эвакуировано свыше 249 промышленных предприятий. Перед Казахстаном была поставлена задача по снабжению фронта и тыла продовольственной и промышленной продукцией. Казахстан стал основным поставщиком цветных металлов для оборонной промышленности, на его предприятиях выпускались боевая техника вооружение боеприпасы. Карагандинским углем снабжались Урал, Поволжье, железные дороги.
Легкая промышленность,как одно из направлений индустриального развития Казахстана
Социалистическая индустриализация страны является единым, цельным, долговременным процессом. При ее проведении коммунистическая партия умело сочетала местные интересы отдельных национальных республик с интересами всего государства. Она считала, что социалистическая индустриализация является прочной базой для строительства и укрепления социализма во всей стране, в том числе во всех национальных республиках и районах.
Особенностью индустриализации Казахстана в период социализма было то, что в Казахстане к тому периоду была уже организована и оформлена, хозяйственно окрепла легкая промышленность как одна из основных отраслей республиканской промышленности.
После 1940 года «II съезда КП(б) Казахстана указал на необходимость развернуть в республике развитие легкой промышленности. На ликвидацию отставания легкой промышленности Казахстана и других районов страны была направлена установка XVIII съезда ВКП(б). Во союзном масштабе, поставив задачу наряду с усиленным ростом тяжелой и оборонной индустрии развернуть работу по поднятию легкой промышленности съезд партии потребовал приблизить ее к богатым источникам сырья в Среднюю Азию, Казахстан, и Западную Сибирь, построить здесь новые крупные заводы и фабрики для дальнейшего подъема в прошлом экономически отсталых районов СССР.
Как известно осуществлению этой директивы помешала начавшаяся Великая Отечественная война против фашистской Германии. С первых дней войны весь советский народ под руководством Коммунистической партии поднялся на защиту Родины. У всех советских людей было одно стремление – сделать все для разгрома врага. Они работали под девизом: «Все для фронта, все для победы!».
Во всенародной борьбе за победу активное участие принимали работники легкой промышленности Казахстана. За предельно короткий срок легкая промышленность республики перестроила свою работу и успешно выполняла заказы фронта.
В послевоенный период и в 50х годах производилась реконструкция некоторых крупных предприятий. А с середины 60-х годов, когда страна вступила в период развитого социализма. Происходило ускоренное развитие легкой промышленности. За 1961- 1980 гг. в легкую промышленность республики было вложено в 5,4 раза больше чем за предыдущие 20 лет. Возрос общий объем продукции.
В результате легкая промышленность Казахстана превратилась в важную отрасль республиканской индустрии. Она производила 1/5 всей продукции промышленности республики. Выросла ее доля в Союзе.