Привлекая иностранных рабочих в Казахстан, государство пытается разрешить проблему с нехваткой квалифицированной рабочей силы на специфических предприятиях.Это такие отрасли, как машиностроение, образование, строительство. Приток иностранной рабочей силы происходит и с привлечением иностранных подрядчиков, которые стараются набрать максимальное количество персонала из своих стран. Такая картина была широко распространена в середине 90-х гг. прошлого века, когда на сооружение объектов приглашали строителей из Турции, Индии. В последние годы правительство, при заключении контрактов на выполнение определенных работ с иностранным подрядчиком, требует, чтобы не менее 70% работников были набраны из казахстанцев. К сожалению, эта практика часто не дает ожидаемых результатов — иностранцы не желают выполнять условия контракта, мотивируя свою позицию низкой квалификацией местного персонала. В то же время, лицензированные рабочие в Казахстане — это высокооплачиваемая категория работников, даже если их уровень подготовки ниже, чем у отечественных.
В 1996г. министерство труда выдало 467 лицензий на 5,5 тыс. человек: 4,2 тыс. — из стран дальнего зарубежья, 1,3 тыс. — из стран СНГ. Иностранные рабочие прибыли из Турции, Индии, Южной Кореи, США, Болгарии, КНР. Основная часть работала в а, следовательно, и количества беженцев. С приходом режима Талибан в Афганистане производство опийного мака стало государственной политикой. Наркотрафик из этой страны проходит через страны Центральной Азии и Казахстан,увеличение производства наркотиков стимулировало увеличение потока нелегальных мигрантов.
Предупреждение потока мигрантов требует огромных средств, в первую очередь, для укрепления государственных границ. К сожалению, законодательства сопредельных стран также способствуют нелегальному прибытию мигрантов. Так, безвизовый режим между Китаем и Кыргызстаном позволяет проникать на территорию нашей страны огромному количеству китайских граждан нелегально.
Вывоз мигрантов стал прибыльным бизнесом, в который вовлечено огромное количество людей. Отсутствие какого-либо уголовного наказания за нелегальный ввоз и вывоз только облегчают работу преступникам.
К сожалению, обороты нелегального ввоза и вывоза людей в Казахстане все увеличиваются. Ранее незнакомый нам «трафик людей» стал достаточно распространенным явлением. Трафик, означает «нелегальную деятельность, связанную с рекрутингом и перевозом людей через государственные границы, включая обман, принуждение, силу, жестокое обращение, обман с целью дальнейшего подчинения и эксплуатации людей /6/. Он включает насильственную проституцию, рабство, бессердечную жестокость, рабский труд или домашнее рабство, незаконное ограничение свободы, насилие, принуждение к труду и т.д.
Примером нелегального вывоза людей за пределы Республики Казахстан может послужить случай, произошедший в 2000г. 2,5 тысячи человек пытались нелегально проникнуть на территорию Бельгии. В туристических агентствах им помогли получить выездные документы, туристические визы, проконсультировали относительно «легенды», чтобы получить статус политического беженца в этой стране. Бельгийские власти озадаченные таким большим количеством политических иммигрантов, были вынуждены отправить в Казахстан специальную комиссию по вопросам миграции. Позже выяснились
подробности этого «исхода», в которых было четко определено, что никаких политических оснований для предоставления статуса беженцев этим людям нет, их свободе и жизни ничто не угрожает.
В январе 2001г. началась депортация граждан Казахстана из Бельгии, а правительства европейских стран и Бельгии, в частности, провели широкую кампанию в СМИ Казахстана, для предотвращения в дальнейшем подобных инцидентов.
Весной 2001г. 25 мужчин из Шри-Ланки стали жертвами контрабандистов. Их высадили в Павлодарской области, сообщив, что в 100 метрах находится граница ФРГ В ходе расследования был установлен канал переправки нелегалов из Шри-Ланки и задействованные в них лица. Однако это лишь единичный случай, скольким еще Республика Казахстан является транзитом — точно узнать невозможно.
Отдельно необходимо выделить незаконную перевозку женщин. Миграция женщин Казахстана имеет два аспекта: временная миграция (найти работу и заработать денег) и постоянная (эмиграция, связанная с выходом замуж, воссоединением семьи, самостоятельная эмиграция, др.). Необходимо отметить, что оба вида эмиграции используются для трафика женщин.Трафик и сексуальная эксплуатация казахстанских женщин и детей также подразумевает, что под видом работы за границей они продаются в публичные дома, ограничивается свобода, начинается сексуальное рабство.
Было несколько громких дел, когда девушки приглашались за границу, якобы для участия в конкурсах красоты. Как правило, компании, занимающиеся таким .бизнесом, официально зарегистрированы, они имеют и другую сферу деятельности, которая является прикрытием их основной работы.
Торговля женщинами с целью последующей сексуальной эксплуатации имеет давнюю историю и издавна существует в разных формах. Представленные в Казахстане случаи сексуальной работорговли, долговая кабала в борделях и фиктивные браки — старые методы, при помощи которых с женщиной обращаются как с собственностью, ее продают и покупают.Хотя трудно, почти невозможно определить реальные размеры этой проблемы, однако ясно,что торговля женщинами является высокоорганизованным и высокоприбыльным бизнесом.
В этой связи необходимо выяснить точное определение термина «Незаконная перевозка женщин» {НПЖ}. Это также одна их форм нелегальной миграции, но с некоторыми специфическими чертами. Собственно нелегальная миграция является тем случаем, когда желающий выехать за границу платит перевозчику, который облегчает выезд из страны. Сами мигранты часто при этом подвергаются эксплуатации, но это происходит добровольно. Напротив, при НПЖ часто женщин просто похищают, причем, как совершеннолетних, так и несовершеннолетних, для дальнейшей переправки и перепродажи, либо для насильственного замужества. Для точного определения НПЖ необходимо обратить внимание на то, обязателен ли элемент эксплуатации, силы и обмана в течение процесса перемещения или по прибытию в другую страну.
MOM дает такое определение НПЖ: «Любая нелегальная транспортировка мигрирующих женщин или торговля ими для получения экономической выгоды».
Сексуальная эксплуатация женщин — не единственная цель НПЖ. Мигрантки, фактически попавшие таким образом в рабство, используются не только для занятий проституцией, они могут быть использованы и в других сферах (как горничные, уборщицы, рабочие), но и в таких случаях женщины находятся под гнетом сексуального рабства.
Следовательно, НПЖ может включать следующие элементы:
- облегчение незаконного перемещения женщин с их согласия или без него;
- обман мигрирующих женщин относительно цели перемещения;
- физическое или сексуальное давление на женщин с целью последующей торговли ими;
- торговля женщинами или продажа женщин для занятия проституцией, замужества и других форм получения выгоды
Чтобы выяснить причины роста НПЖ необходимо выяснить, на каком основании возник данный вид преступной деятельности. Как в отношении миграции, таким основанием является бедность, неравенство в доходах,невозможность самореализации, безработица в районах проживания.Если предложение работы дома крайне невелико, а заработная плата — низка, то женщины предпочитают выезжать за границу и пересылать заработанное домой. Другой фактор, объясняющий увеличение размеров трафика — слабость контроля за эмиграцией, развитие коррупции в миграционных службах как стран отправки, так и стран прибытия /6/.
Учитывая совокупность этих факторов, перевозчикам не трудно найти женщин, готовых выехать за рубеж, чтобы заработать на жизнь.Соответственно, в промышленно развитых странах все больше разрастается рынок иностранных проституток, которых можно эксплуатировать по своему усмотрению, поскольку у этих женщин нет друзей и родственников, которые могли бы помочь им.
Для работы в такой «индустрии» женщин набирают, в основном, в таких странах, где их возможности ограниченны. Естественно, что женщины из богатых, обеспеченных стран не поедут в бедные. Так, например, в Западную Европу для сексуальной эксплуатации женщины набираются преимущественно из таких стран, как Нигерия, Гана и Марокко — в Африке; Бразилия, Колумбия, Доминиканская Республика — в Латинской Америке; Филиппины и Таиланд — в Юго-Восточной Азии. В настоящее время растет число таких женщин из Албании, Чехии, Венгрии, Польши, Румынии, России, Украины, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана.
Современная НПЖ для сексуальных услуг из стран Центральной, Восточной Европы и бывших стран СССР приобретает все большие масштабы. Начиная с 1990 г. число незаконно перевозимых женщин из этих стран больше, чем общее число легальных мифанток, — в Бельгии вдвое и в Нидерландах втрое 171.
Масштабы методов, которыми пользуются преступники для организации трафика женщин могут быть разделены на малые, средние и крупные.
Крупномасштабная цепочка предполагает политические и экономические связи между странами отправки и прибытия. Женщин часто вербуют, казалось бы, вполне безобидными способами, например, в качестве студенток, артисток, манекенщиц, домработниц, официанток, для участия в
конкурсах красоты. Часто жертвы сами оплачиваютльвиную долю затрат на получение туристической, либо гостевой визы, авиабилет, первичное проживание в стране назначения. Интересно и то, что многие фирмы по отправке за границу фактических рабов действуют вполне легально — у них есть лицензия на предоставление туристических услуг, банковский счет, юридический адрес, они исправно отчисляют налоги /6/. Объявления о наборе персонала (чаще всего — танцовщиц, официанток, крупье в казино) публикуются практически во всех газетах, они обещают массу привилегий, социальных выплат, большие заработки в короткие сроки.
В отличие от крупномасштабной, средние цепочки характеризуются тем, что они вербуют женщин не для перепродажи третьим лицам, а для работы в собственных борделях и клубах. Такие цепочки специализируются в пределах какой-либо определенной страны.
В цепочках мелкого масштаба одну-двух женщин на время сдают владельцу клуба или борделя, который определяет количество их контактов с клиентами. Перевозчики лично вербуют женщин и транспортируют их к месту назначения. Такими перевозчиками часто бывают водители грузовиков, таксисты, владельцы небольших суден.
В 1997г. более 175 тысяч женщин, по оценкам специалистов, были контрабандным путем вывезены из стран Центральной, Восточной Европы и СНГ в другие государства. В Казахстане трафик людей становится все более заметным явлением, однако информация о его масштабах остается практически неизвестной. Проблему учета действительных жертв НПЖ усугубляет то, что они чаще всего работают по поддельным документам, превращаясь таким образом в нелегальных мигрантов /3/. Согласно оценке представителей MOM в Казахстане, трафик женщин в республике в 1999г. составил 5000 чел. /8/.
Для предотвращения, или хотя бы уменьшения случаев трафика людей необходимо разрабатывать специальные стратегии. Например, на правительственном уровне, на наш взгляд, должны быть обсуждены следующие предложения:
- программы по борьбе с трафиком обязательно должны обсуждаться в международных организациях;
- оказание повсеместной помощи жертвам трафика в странах прибытия, оказание им моральной и финансовой поддержки при возвращении домой;
- повышение уровня информированности населения относительно
методов таких преступных групп; - более строгое законодательство, ужесточение форм контроля за мигрантами;
- усиление борьбы правоохранительных органов с такими видами
деятельности. Например, введение новых штатных единиц, обмен информацией на международном уровне.