КАЗАХСТАНСКО–КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В Казахстане аккредито­ваны представительства 18 китай­ских компаний, действуют около 70 совместных предприятий. Китай­ская нефтегазовая компания выиграла тендер по продаже 60 процен­тов акций АО «Актобемунайгаз» и является победителем подобного конкурса по Узеньскому месторож­дению нефти. Стороны прорабаты­вают документы по строительству трубопроводов из, Западного Казах­стана до границы КНР и в сторону Ирана. Синьцзянский проектный институт выиграл тендер на лучший проект по строительству нового газоперерабатывающего завода мощ­ностью до трех миллионов тонн в год и реконструкции Жанажольского завода. Начато движение по второму воздушному коридору — от казахстанского Аягуза до китай­ского Фукана.

Все в более полной мере работает также Соглашение о культурных взаимоотношениях, на базе которо­го строятся контакты между мини­стерствами и ведомствами гумани­тарной сферы. Устойчивый и посту­пательный характер, как выражают­ся дипломаты, приобретает также со­трудничество в области туризма и спорта.

  1. Сотрудничество по нефтяной отрасли.

Нефтяная промышленность сегодня — это крупный народнохозяйственный комплекс, который живет и развивается по своим закономерностям.

Что значит нефть сегодня для народного хозяйства страны?

Это:  сырье для нефтехимии в производстве синтетического каучука, спиртов, полиэтилена, полипропилена, широкой гаммы различных пластмасс и готовых изделий из них, искусственных тканей;

— источник для выработки моторных топлив (бензина, керосина,   дизельного и реактивных топлив), масел и смазок, а также котельно — печного топлива (мазут), строительных материалов (битумы, гудрон, асфальт);

— сырье для получения ряда белковых препаратов, используемых в качестве добавок в корм скоту для стимуляции его роста.

Нефть — наше национальное богатство, источник могущества страны, фундамент ее экономики.

Расширение нефтяных интере­сов Китая ближе к Каспию выте­кает из общей тенденции смены центров сил в мире, толчком к которой явилось расширение НАТО на Восток.

Политическое пространство земного шара за последние деся­тилетия резко сжалось. Исследо­ватель Г.Х. Шахназаров в книге «Грядущий миропорядок» писал:

«Никогда в прошлом положение в мире в целом не зависело в та­кой степени от положения в от­дельных странах и никогда поло­жение в отдельных странах не за­висело в такой степени от поло­жения в мире» (1). Иными слова­ми, продвижение Китая на Запад стало возможным благодаря про­движению России на Восток. Не исключено, что Москва дала со­гласие на присутствие Китая в Каспийском регионе, и. вероят­но, российско-китайское сближе­ние должно стать противовесом доминированию Запада, как в ре­гионе, так и во всем мире. В ходе активного продвижения на Запад Китай, прежде всего, пытается удовлетворить резкий рост внут­ренней потребности в нефти.

Согласно распространенному бюллетеню «Об итогах развития народного хозяйства Китая в восьмой пятилетке (1991-1995)», КНР по добыче нефти занимает пятое место в мире), общая добы­ча нефти составляет 158 млн. тонн) после Саудовской Аравии, России, США и Ирана. Однако экономика развивается намного быстрее, о чем свидетельствует ежегодный 10-процентный годо­вой прирост валового националь­ного продукта, поэтому уже сей­час ощущается нарастающий де­фицит энергоносителей. По неко­торым прогнозам, в начале XXI в. ожидается уменьшение спроса на нефть на Средиземноморском рынке, а в Восточной Азии по­требность в ней, наоборот, долж­на увеличиться. Этим и объясня­ется стремление китайской сторо­ны форсировать реализацию про­екта по транспортировке центрально-азиатской нефти на восточ­ное побережье Китая.

Китайский бросок к Каспийс­кому шельфу в какой-то мере при­ведет к укреплению региональных позиций Китая и поможет уста­новить баланс сил и интересов в Центральной Азии. Хотя нельзя исключить вероятность того, что завтра, при обострении борьбы за каспийскую нефть, Китай реши­тельно вступит в игру, обосновы­вая это защитой вложенных в ре­гион китайских инвестиций, а согласно достигнутым в сентябре 1997 г. в Алматы двусторонним договоренностям, суммарные ин­вестиции Китая в нефтегазовый сектор Казахстана должны соста­вить 9,5 млрд. долларов. Вмеша­тельство третьей стороны, есте­ственно, усложнит достижение компромисса в случае возникно­вения конфликта.

Неожиданное появление Ки­тая на нефтяной сцене Казахстана наблюдатели объясняют по-разно­му. Многие считают, что мировые державы, избегая серьезных трений просто вежливо поделили между собой «каспийский пирог». Хотя более всего вероятно, что Астана сделала уступку на после­дние миролюбивые жесты Пеки­на. А именно на то, что Китай быстро и без всяких капризов под­писал Соглашение о государствен­ной границе (чего, кстати, в свое время не смогла добиться советс­кая дипломатия), и на то, что со­гласился оттянуть свои войска на 100 км вглубь. Поэтому, возмож­но, Астана была вынуждена отве­тить взаимностью, и преподнесла роскошный подарок. Однако пре­доставление западноказахстанских месторождений КННК можно рас­сматривать как успех Казахстана, поскольку казахстанская нефтяная индустрия нашла в лице Китая по­тенциальный и солидный рынок сбыта своей нефти. Строительство же нефтепровода в Китай имеет стратегическое значение для нефтегазовой промышленности республики.

  1. Перспективы развития Казахстанско-китайских отношений.

Как известно, население Китая составляет около 1,3 млрд. человек и постоянно растет, а соответственно растут и потребности в различных видах продукции, работ и услуг.

Для региональной безопасности в Центральной Азии большое значение имеет сотрудничество РК и Китая. Сотрудничество во всех отраслях экономики имеет только положительные стороны для обеих государств.

Одним из направлений развития сотрудничества могло бы стать нефтяное производство.

Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает нефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла), которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредотачивается в районах массового потребления нефтепродуктов.

Между тем приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением:

— транспортировка нефти всегда экономичнее перевозки ее много  численных производных;

— для транспортировки нефти могут быть широко использованы трубопроводы которые, помимо сырой нефти, осуществляют перекачку   светлых продуктов;

— хранение сырой нефти обходится дешевле, чем нефтепродуктов;

— потребитель получает возможность одновременно использовать сырую нефть, поступающую из разных районов.

Размещение переработки нефти приобретает повсеместный характер. В то же время экономический фактор становится лимитирующим.

Нефтепереработка в разных районах страны находится в зависимости не только от качества исходной сырой нефти, но и от того,какие виды топлива в местных условиях оказываются наиболее эффективными.

Как известно, в 1999-2000 г. крупные оффшорные месторождения были найдены в Китае (500 млрд. тонн) и Казахстане (предположительно запасы месторождения на Восточном Кашагане от 3 до 7 млрд. тонн) в зоне Каспийского моря.

Большая нефть дает Казахстану шанс не только улучшить экономическую ситуацию, но и повысить благосостояние населения республики.

Трубопроводы — наиболее эффективное средство транспортировки   нефти (исключая морские перевозки танкерами). Пропускная способность нефтепровода диаметром 1200 мм составляет 80-90 млн. т в год при скорости движения потока нефти 10-12 км/ч.

Трубопроводный транспорт является важной подотраслью нефтяной промышленности. На сегодняшний день сформировалась развитая сеть магистральных нефтепроводов, которая обеспечивает поставку более 95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300км. В целом вся сеть нефтепроводов представлена двумя неравными по значимости и условиям управления группами объектов: внутререгиональными, межобластными и системой дальних транзитных нефтепроводов. Первые обеспечивают индивидуальные связи промыслов и заводов, вторые — интегрируют потоки нефти, обезличивая ее конкретного владельца. Связывая очень большое число нефтедобывающих предприятий одновременно со многими нефтеперерабатывающими заводами и экспортными терминалами, нефтепроводы этой группы образуют технологически связную сеть.

Второй по размеру экспорта нефти из Казахстана является Китай. В настоящее время идет обсуждение деталей строительства нефтепровода Западный Казахстан – Китай протяженностью около 3000 км. Возросшие потребление нефти КНР уже не могут обеспечить собственные производители, и в настоящее время она вынуждена импортировать около 50 млн. тонн с последующим увеличением доли импорта нефти до 20% от всего потребления страны.

Таким образом, к 2010г. за пределы РК каждый год будет импортироваться до 100 млн. тонн нефти.

Внедрение новых методов и технологий повышения нефтеотдачи пластов сдерживается высокими капитальными вложениями и удельными эксплуатационными затратами на их применение по сравнению традиционными способами добычи нефти.

В связи с этим Министерство экологии разрабатываются предложения о   принятии в законодательном порядке ряда мер,направленных на экономическое стимулирование применения новых эффективных методов повышения нефтеотдачи пластов. Эти меры позволят улучшить финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских   работ по созданию новых технологий и технических средств, активнее развивать материально-техническую базу институтов, занимающихся разработкой новых методов, а главное — более динамично наращивать добычу нефти из месторождений с трудноизвлекаемыми за  пасами.

Сотрудничество с иностранными фирмами в области нефтегазодобывающей отрасли приобретает все большие масштабы. Это вызывается как необходимостью привлечения в создавшихся экономических условиях иностранного капитала, так и стремлением использования применяемых в мировой практике наиболее прогрессивных технологий и техники разработки нефтегазовых месторождений, которые не получили должного развития в отечественной промышленности.

Республика Казахстан относится к государствам, которые, обладая стратегическими запасами углеводородов способен оказать влияние на формирование мирового рынка углеводородов.

Строительство газопровода в Казахстане можно было бы осуществить вместе с проектом «китайского» нефтепровода. Наш сосед Китай испытывает потребность в углеводородном сырье, следовательно, Казахстан мог бы обеспечить поставки природного газа в Поднебесную империю и далее в страны Юго-Восточной Азии, для упрочения своих позиций в регионе.

Все остальные вопросы, касающиеся международно­го обмена должны быть отнесены к компетенции хозяйствующих единиц, их внешнеторговых объединений, общественных внешнеторговых организаций и местных ад­министраций. Сюда можно было бы отнести вопросы обос­нования экспортной специализации, участия в разработ­ке внешнеторговой политики путем увязки производствен­ных программ развития региона или предприятия с на­правлениями развития, внешнеэкономических связей стра­ны, предоставления местных льгот зарубежным партнерам. Таким образом, современное государство через внеш­неторговую политику воздействует на международный обмен на разных уровнях: национальном (международном) и на уровне предприятий, регионов. При этом оно опирается на национальную экономику с учетом её состояния и внеш­неторговую политику других стран. Отсюда — меньшая свобода маневра у правительств в регулировании внешней торговли, что проявилось при формировании и эволюции тор­гового режима.

Одной из важных особенностей внешнеторговой политики является необходимость ее реализации в жизнь с четко сформулированными целями в виде конкрет­ных программ. При этом «цель» не должна представлять собой аналогию «плана». Выбранные цели должны способство­вать самостоятельному выбору хозяйствующих единиц че­рез рыночные механизмы. Этот момент объясняет тот; факт, что, несмотря на либерализацию внешнеторгового режима республики, ориентированного на рынки западных стран, значительная часть казахстанских предприятий работает с хозяйствующими единицами стран СНГ.И поэтому для оп­ределения «целей» необходимо провести тщательный ана­лиз реальной действительности, возможно и отказавшись от мнимых целей. И в этом, видимо, нет большой беды, если не сказать обратного. На основе такого изучения до­лжны ставиться конкретные задачи по модернизаций того или иного предприятия перерабатывающей промышленнос­ти, которые должны стать объектом государственной под­держки по линии кредитов или налоговых и таможенных льгот. Например, для Казахстана таковой может стать Программа по рационализации оборудования и технологий в машиностроительной отрасли, связанных с экспортными от­раслями республики.

Поскольку невозможно перейти сразу от прежней системы разделения труда и внешнеэкономических связей к системе международного разделения труда, в настоящий момент в краткосрочной задачи внешнеторговой политики стоит вопрос о том, чтобы найти способ каким-то образом поддержать конкурентоспособность перерабатыва­ющих отраслей республики. Необходимо, на наш взгляд, отказаться от политики, безоглядной открытости экономики и внести необходимые коррективы во внешнюю торговлю, безусловно, такая коррекция должна быть тщательно взвешенной, продуманной, научно обоснованной и динамичной системой. Очевидно, должно сохраниться разумное сочетание конкуренции отечественных и импортных товаров. Покупатель, платежеспособный спрос уже сформировался, сориентированный на качественные товары вне зависимости от страны происхождения.. Необходимо отрегулировать ситуацию таким образом, чтобы она стала более «организо­ванной», в которой находят свое место необходимые, тарифы и квоты, определяемые с учётом состояния платежного баланса страны, а также учитывающие масштабы возмож­ного ущерба отечественной перерабатывающей промышленности от внешней торговли. Одновременно в целях стимулирования повышения эффективности отечественного производства применяемые ограничения на импорт не должны вводиться на неопределенный срок.

Обязательно должен быть установлен срок, а также графики как либерализации, так и ограничения импорта по каждой отрасли, т.е. сроки и размеры постепенного снижения импортных тарифов на комплектующие, используемые в производстве продукции высокой степени готовности, предназначенные на экспорт. Ус­тановление срока будет подхлестывать промышленные пред­приятия к проведению быстрой модернизации и рационализации производства.

Так как республика не обладает достаточно емким внутренним рынком, низкой конкурентоспособностью продукции перерабатывающих отраслей, регулирование (либерализация, ограничения) во внешней торговли должно проходить поэтапно, в рамках макроэкономической стабилизации. Практика первых лет показала, что «сплошная » либерализация усугубила структурный »кризис национальной экономики. Сейчас, когда наметился серьезный поворот к ней, нужно перейти к поэтапной либерализации. Объектом ее должна стать в первую очередь внешняя торговля товарами машиностроения. Назрел вопрос отмены импортных таможенных пошлин на комплектующие для производства конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности. В остальных сферах нужна последовательная ревизия результатов последствий либерализации; Наверняка для каждой позиции, группы товаров она должна быть дифференцированной. Такая политика не может быть задачей только таможенных органов. Не обойтись без постоянного внимания парламента Правительства к важной, народнохозяйственной проблеме. По ряду позиций, возможно необходимо вернуться к системе жесткого контроля за ВЭД со стороны государства, который должен осуществляться на весь период реструктуризации национальной экономики, как это было в Японии и других новых индустриальных странах.

Что же касает­ся помощи Казахстану с китайской стороны, то ее планируется ока­зать в размере 10 млн. юаней не в виде этой или, эквивалентной ей ва­люты, а различного рода оборудо­ванием для школ и медучреждений. Еще 300 миллионов будут предос­тавлены нашей стране в форме кре­дита, который выльется в совмест­ный выпуск мини-техники для села.

Важнейшими задачами во 2 квар­тале и до конца года остаются, реализация мер, направленных на стимулирование инвестиционной дея­тельности, ликвидация задолженности государства по выплате пенсий и за­работной платы работникам бюджет­ных организаций, реформирование системы пенсионного обеспечения, активизация процессов реформирова­ния предприятий, развитие финансо­вого рынка, усиление борьбы с эконо­мическими преступлениями и корруп­цией, реформа органов управления; в сельском хозяйстве, кроме того, ус­пешное проведение весенне-полевых работ. Именно от решения этих задач в большей мере зависят дальнейшая стабилизация производства и углубле­ние реформ в республике.

Международный банк прогнозирует 6 –7 % рост экономики Китая в ближайшие 20 лет, что выведет его на второе место в мире по ВВП. Экономика КНР будет продолжать расти быстрыми темпами но по мере повышения уровня ее развития темпы экономического роста будут замедляться. В 1999 году ВВП Китая составил 8319 млрд. юаней и вырос на 7,1 % по сравнению с 1998г; в 1998г. возрос на 7,8 %, 1997г. – 8,8 %, 1996 – 9,6 %, в настоящий момент на седьмом месте в мире.