С самого начала XVII в. Казахские ханства переживали глубокие потрясения, вызванные дальнейшим обострением внешнеполитического положения. Хану Тауке на время удалось преодолеть междоусобицы, восстановить спокойствие в жузах с помощью усиления влияния биев, тем самым, обезопасив кочевья казахских родов от внешних вторжений. Этому в немалой степени способствовало то обстоятельство, что он в своём распоряжении имел, по свидетельству источников, около 80 тыс. воинов. Однако борьба за власть и сепаратизм султанов вскоре нарушила единство, чем незамедлительно воспользовались соседи. С юга казахов теснили среднеазиатские ханства – Бухара, Хива; с юго-запада совершали набеги волжские калмыки, поддерживаемые яицкими калмыками; с севера нападали сибирские казаки; на кочевья за Яиком претендовали башкиры.
Но наиболее грозная опасность нависла над казахским народом с востока, со стороны сильного и агрессивного военно-феодального Джунгарского ханства. Борьба между казахскими и джунгарскими владыками продолжалась более века. В основе её лежало соперничество из-за пастбищ. По мере роста численности поголовья скота кочевники вынуждены были расширять необходимую для скотоводческого производства территорию.
Так, в 1635 г. на западе Монголии или в северо-западной части Центральной Азии сформировалось сильное кочевое государство – Джунгарское ханство, состоящее из монголо-ойратских племен: хоитов, дэрбэтов, чоросов, хошуотов и торгутов. Основу экономики Джунгарского ханства составляло экстенсивное кочевое скотоводство, как и у соседних казахов, халхасов, алтайцев.
Эпизодические вторжения джунгар на территорию Казахстана начались ещё в XV в. В конце XVI в. небольшая часть ойратов после неудачных набегов на казахов попали в зависимость от казахского хана Тауеккеля. Сам Тауеккель в своих грамотах в Москву именует себя «царём казацким и калмыцким». Потерпев тяжелое поражение в войне с Цинской империей (1690 – 1697 гг.), джунгарские феодалы пытались возместить утраченное за счёт завоевания Казахстана и Средней Азии. В 1698 г. тумены ойратского хунтайджи Цэван-Рабдана вторглись в кочевья Старшего жуза, что положило начало новой полосе вооруженных столкновений между ойратскими (калмыцкими) и казахскими феодалами. Именно с этого времени джунгарская опасность начала превращаться в главную опасность, угрожающему самостоятельному существованию Казахстана.
После начала второй ойрато-цинской войны 1717 – 1722 гг. натиск джунгар на Казахстан ослабевает. Воспользовавшись этим, казахи вновь нанесли им удар. Таким образом, на протяжении двух с лишним десятилетии между Казахскими ханствами и Джунгарией периодически вспыхивали вооруженные конфликты, не приносившие решающего успеха не одной из сторон.
Наконец, заключив мир с Цинской империей, ранней весной 1723 г. ойратские феодалы всей своей мощью обрушились на Казахстан и Среднюю Азию. Население кочевых районов Казахстана, занятое подготовкой к переходу с зимних стоянок на летние паздбища, было застигнуто врасплох. Сметая на своём пути заслоны из разрозненных и немногочисленных казахских отрядов, джунгарские войска быстро продвигались вглубь Казахстана, оставляя после себя груды мёртвых тел, пепел пожарищ, угоняя в Джунгарию десятки тысяч пленных, караваны награбленных богатств.
Один за другим после ожесточённых схваток в руки ойратов переходили казахские и среднеазиатские города – Ташкент, Сайрам, Туркестан и др. Бросая скот и имущество, казахи уходили в Среднюю Азию и на запад: Средний и Старший ж узы – к Ходжнту и Самарканду, Младший – в Хиву, Бухару, к Волге и Астрахани. Наплыв значительных масс кочевников и бежавших из земледельческих и ремесленных центров в города и области Средней Азии привело к обострению межнациональных противоречий, голоду, разрухе, вытеснению жителей этих оазисов в глухие, безводные районы. Узбекский историк Мухаммад Якуб Бухари писал, что «в Бухаре наступил такой голод, что даже человеческое мясо пошло в пищу людям, мертвых не хоронили, а съедали. Наступило полное смятение. Повсюду люди, покинув родные места, разбрелись в разные стороны. В Бухаре остались два гузара (квартала) жителей, в Самарканде ни одной души не осталось». То страшное время вошло в историю казахского народа, как годы Великого бедствия, а в устных казахских преданиях именуется «Актобан шубырынды».
Выражение «Актобан шубырынды» означает, что люди в полном изнеможении от голода и усталости бросились на землю и пластом залегли у озера Алаколь. На пути отступления казахов лежало два озера с одинаковым названием Алаколь. Первое находилось на левом берегу Сырдарьи, а другое – на правом, в 90 километрах от Ташкента. Поскольку отступившие казахи Старшего и Среднего жузов у озера Алаколь в полной уверенности, что они в не опасности и враги их не настигнут, то таким местом могло быть только озеро за Сырдарьёй, то есть на левом берегу.
Здесь уместно вспоминать о том, что точно такая же история в жизни казахского народа повторилась через двести лет в 30-е гг. XX в., в годы голощекинского геноцида. И тогда казахи от страшного голода спаслись бегством в Узбекистан и другие края, а прямые людские потери от голода составили 2 мил. 300 тысяч жизней.
Следует сказать о другой горькой правде. Если бы царское правительство прислушалось к обращениям казахских ханов Тауке, Кайыпа, Абулхаира о добрососедских отношениях и союза в борьбе с Джунгарией, то последняя не осмелилась на опустошительный поход в 1723 г. Царизм, наоборот, ждал ослабления казахской степи джунгарским нашествием и стремился поставить на колени казахов, вынудить дать клятву в верности и подданстве Российскому престолу в 1731 г.
Казахи Среднего жуза долго не смогли оставаться в пределах среднеазиатских ханств, ибо местные правители не только не предоставляли им кочевья, но заодно с джунгарскими захватчиками не прочь были пограбить казахов.
Массовое передвижение казахов на запад вызвало большую тревогу среди кочующих между Жайыком и Волгой калмыков. Новая волна пришедших на Жайык казахов была на столько значительна, что под вопросом находилась сама судьба Калмыцкого ханства. Об этом свидетельствует просьба калмытских владетелей к царскому правительству о военной помощи, для охраны своих летних кочевий по левому берегу Волги. Так, в середине XVIII в. Жайык стал границей между казахами и калмыками.
В годы Великого бедствия обострились отношения казахов с Бухару, Хиву, Фергану и другие регионы Средней Азии, ввергли в голод и местное оседлое население. Положение казахов осложнилось еще и тем, что их передвижение под давлением джунгарских отрядов на запад привело к столкновению с туркменами, нарушению дружеских взаимоотношений с каракалпаками.
Огромные потрясения, вызванные джунгарским нашествием, массовая потеря основного богатства (скота) привели к экономическому кризису. А это, в свою очередь, усилило политические противоречия среди правящей казахской верхушки. Выходом из создавшегося положения мог быть лишь организованный отпор врагу, который остановил бы экономический и политический распад казахских жузов.
В результате джунгарского нашествия нависла угроза существования не только казахского народа. Судьба народов Средней Азии могла быть ещё трагичнее, если бы не нашлись в казахской степи силы, способные не только остановить, но и изгнать захватчиков.
Освободительная борьба казахского народа против Джунгарии
В 1726 г. дело спасения страны взял на себя сам народ, выдвинув из своей среды выдающихся организаторов и предводителей – Богенбая, Тайлака, Саурыка, Малайсары, Жанибеком и многих других. В том же году в местности Орда-Басы к юго-востоку то Туркестана состоялись собрания всех трёх жузов. Было принято решение об организации единого все казахского ополчения, главой которого избрали хана Младшего жуза Абулхаира.
В юго-восточной части Тургайской степи, на берегах рек Буланты и Белеуты, в местности Кара-сиыр, получившей в последствии название « », что означает «Место гибели калмыков», произошла крупная битва казахских ополченства с ойратскими армиями. В источниках об этом сражении сообщается, что джунгарские войска «бежали, понеся полный погром, причём самый блистательный бой одержан киргизами в местности Кара-сыир. Эта битва была решающей. Она заставила казахский народ и его воинов поверить в свои силы, вдохновила на дальнейшую борьбу, помогла захватить инициативу ведения войны и изгнать неприятеля с большей части казахских земель.
Юг и восток Казахстана ещё находились в руках Джунгарии. Чтобы обезопасить свой тыл, хан Среднего жуза Семеке 6 ноября1728 г. направил посольство к волжским калмыкам для ведения переговоров о нападении.
По данным народных приданий и топонимики, новый удар против джунгарских войск планировался по трем направлениям: военные силы Старшего жуза должны были перейти Сырдарью около впадения в нее Чирчик, перевалить через Келес-Бадимский хребет западнее горы Казыкурт; дружины Среднего жуза наступать несколько севернее, а Младшего – по западному склону Каратауских гор. В 1729 г. в 120 км. к югу от озера Балхаш, не далеко от озера Ит-ишпес, в местности Анракай произошло крупное сражение, закончившееся поражением джунгар. В народе сохранились воспоминания об Анракайской битве, как «месте стонов и рыданий джунгар». Победы, одержанная казахами, была результатом объединенных сил ополченцев всех трех жузов. Джунгарские войска потерпели поражение и были вынуждены поспешно отступать на восток на территорию своего ханства. Однако победа казахского народа при озере Итышпес ещё не устранила угрозой нового нападения джунгарских феодалов.
После Анракайской битвы произошел раскол между казахскими султанами. В истории не говорится об истинных причинах несогласованности в поведении султанов, участников Анракайского сражения. Известно, что вскоре после него султан Абулмамбет откочевал к резиденции казахских ханов – к Туркестану, а Абулхаир спешно отступил к русским границам. Есть основания полагать, что основной причиной раскола между казахскими ханами явилась борьба за верховную власть. На место умершего старшего хана всех жузов Болата, сына Тауке (1730 г.), претендовали от Среднего жуза хан Семеке, От Младшего — Абулхаир. Выбор большинства пал на султана Абулмамбета, сына Болат хана. Семеке и Абулхаир сочли себя обойденными и покинули после сражения, тем самым, нанеся непоправимый удар общему делу освобождения казахских земель от джунгарских захватчиков.
Нашествие Джунгарии ослабило хозяйственно – политические связи между казахскими жузами, в особенности Младшего и Среднего со Старшим. Такое положение не могло не оказать влияние на усиление феодальной раздробленности и расшатывания тех начал централизации государственной власти, которые были заложены в годы правления хана Тауке. Его нерешительный, безвольный сын Болат, избранный ханам в (1718 – 1730 гг.), не мог предотвратить усиление центробежных тенденций, что тоже было одной из причин обострения меж феодальной борьбы. В Старшем жузе ханам считался Жолбарыс, его фактическим соправителем являлся знатный бий, один из составителей «Жеты – Жаргы», Толе Алибеков, который, как свидетельствуют источники, в Ташкенте «больше хана почитался».
Казахско-ойратские (джунгарские) отношения в 30 – 40-е гг.
Непосредственная опасность нового нападения Джунгарского ханства, несмотря на Анракайскую победу казахов в 1729 г., ведшего в отношении казахских ханств весьма агрессивную политику, означал усиления опасности такого нападения. Да и сами казахские ханы, в том числе и Абулхаир, не отказывались от стремления вернуть захваченные джунгарами казахские земли, взятые в плен у соплеменников. Напряженные отношения оставались у казахских ханов с Бухарой и Хивой, но к 30-м гг. казахам удалось несколько смягчить противоречия со среднеазиатскими ханствами.
Сложности были во взаимоотношениях казахских ханств с волжскими калмыками и башкирами. Добиться мира на западных границах Младшего жуза, тем самым обезопасить свой тыл, стало одной из главных задач хана Абулхаира. Это было крайне необходимо, чтобы развязать руки в борьбе с главным противником – Джунгарским ханством.
В конце 30-х гг., заключив перемирие с Цинским двором Китайской империи, правящий класс Джунгарского ханства начинает активные военно-политические приготовления к вторжению в Казахстан и Среднюю Азию. Весной 1735 г. батыр Букенбай сообщал царским властям, что выбежавшие из ойратского плена казахи рассказывают, «будто китайский богдыхан умер, а зенгорские калмыки с китайцами померились, и хочет-де владелец зенгорский Галдан – Церен на кайсаков Средней Орды послать войска двадцать тысяч человек».
Тем не менее, ханы и султаны Среднего жуза лишь в самый последний момент, когда вторжение ойратов уже началось, стали собирать войска и готовиться к отражению неприятеля. Вторжения ойратских войск начались в Казахстан осенью 1739 г. Общая численность войск около 30 тысяч человек. Внутриполитическое положение ханства Среднего жуза и всего Казахстана оставалось сложным. Продолжались усобицы в Младшем жузе, часть феодалов во главе с султаном Батыром (сыном Кайыпа) враждовали с ханом Абулхаиром. В 1737 г. умер хан Среднего жуза Семеке и на его место был избран не решительный и не пользующийся авторитетом в казахской степи Абулмамбет.
Таким образом, занятые внутренними распрями, казахские феодалы не приняли мер предосторожности и не организовали должной защиты своих рубежей. Зимой 1739 –1740 гг. ойратские армии нанесли удар по направлениям: с юга, с верховьях Сырдарьи и с севера с Иртыша, причинив значительный урон кочевья Среднего жуза. Лишь глубокий снег и не обычно суровая зима, отсутствие достаточного количества лошадей, а также неизвестность намерений русского правительства заставили ойратское командование вывести войска из Казахстана.
Осенью 1740 г. начались новые вторжения ойратских войск на территорию Среднего жуза. На этот раз джунгарским феодалам пришлось столкнуться с более организованным сопротивлением. Казахские ополченцы нанесли ойратом ряд неожиданных ударов. Эти ожесточенные сражения возглавил хан Среднего жуза Абулмамбет.
В конце февраля 1741 г. 30-тысячная ойратская армия, под командованием Септеня и старшего сына Галдан-Церена Ламы-Доржи, вновь вторглась в Казахстан и сбоями дошла до Тобола и Ишима. Военные действия продолжались до лета 1741 г. В ходе этих сражений с джунгарами Аблай султан, один из видных батыров, со своими сподвижниками был захвачен в плен. Командуя разведывательным отрядом из двухсот воинов, Аблай ворвался прямо в расположения основных сил неприятеля. Окруженные со всех сторон многотысячной армией ойратов, казахи были захвачены в плен. Вскоре после не продолжительных схваток потерпел поражение отряд султана Барака. Султан Дургун, батыр Акымшын, Коптуган были захвачены в плен и угнаны в Джунгарию.
Летом 1741 г. в ставке хана Среднего жуза происходил совет. Решался вопрос: продолжать войну или начать мирные переговоры с джунгароми. Большинство высказалось за мир. В Джунгарию было отправлено казахское посольство, которое вело переговоры об условиях перемирия и освобождения пленных, в том числе Аблая. Переговоры завершились успешно. Аблай был освобожден. Такому повороту событий, очевидно, способствовало то, что в 1745 – 1754 гг. в Джунгарском ханстве происходили не прекращавшиеся феодальные усобицы за трон джунгарского хана.
К острым внутренним противоречиям за власть в Джунгарском ханстве прибавилось новая забота. Правящая в Китае маньчжурская династия Цин, внимательно следившая за развитием событий в Джунгари, сочла наступивший момент наиболее подходящим для нанесения решительного удара по своему обессилевшему противнику.
Ранней весной 1755 г. огромная циньская армия вторглась на территорию Джунгарского ханства. Правитель Даваций схвачен и доставлен в Пекин. С ниспровержением хана Даваци Джунгария оказалась раздробленной на несколько не подчинявшимся друг другу и враждующих между собой уделов со своими владельцами. Тем самым Джунгарское ханство, как могущественное централизованное государство, по существу, прекратило свое существование. К 1758 г. Джунгария лежала в развалинах и представляла собой осколки былого могущества. Цины захватили территорию совместного Синь-Цзяна, и западные рубежи Цинской империи не простирались далее этой провинции.
Так, первая половина XVIII столетия была не только эпохой горьких невзгод, тяжких поражений, но и временем героических подвигов в борьбе с джунгарскми и другими завоеваниями. Слабость государственной власти, неспособность и нежелание феодальной верхушке, занятой внутренними распрями, организовать защиту страны, побуждали наиболее энергичных, патриотических настроенных представителей казахского народа организовать отпор врагу. В борьбе с джунгарскими, а затем и маньчжуро-китайскими завоевателями выделяется целая плеяда отважных батыров, искусных полководцев: Богембай, Кабанбай, Малайсары, Жаныбкек, Баян, Исет, Байгозы, Жатай, Уразымбет, Турсынбай, Райымбек и многие другие. Среди прославленных батыров особенно выделяется Аблай.
Богенбай-батыр (1690-1775 гг.)
Богенбай-батыр — прославленный полководец, батыр эпохи правления Абылай-хана. Богенбай-батыр снискал в свое время среди казахских воинов огромный авторитет и уважение, за что в народных легендах его прозвали «Канжыгалы Богенбаем».
Богенбай-батыр родился на берегу Сырдарьи. Дедом батыра был Алдекун, отцом — Акша, матерью — Баяу. У него было два сына — Тураналы и Турымбет. От Турана-лы происходит Бапан би, от последнего — Саккулак би.
За проявленный героизм и полководческие заслуги Богенбай-батыр снискал особое почитание у народа и воспевался в народной памяти в течение веков. В первой половине XVIII в. при защите казахских степей от множества завоевателей Богенбай-батыр проявил большой героизм. Вместе с Олжабаем, Кабанбаем, Малайсары и другими батырами он принимал участие во многих битвах за независимость казахского народа. Слава Богенбай-батыра особо возросла в сражениях с калмыками (джун-гарами), а затем — с китайскими войсками.
В 1725-1727 гг., защищая город, Туркестан — столицу казахов, вместе с Абылай-ханом Богенбай-батыр возглавил казахское ополчение против джунгар, в результате чего они были изгнаны из Туркестана и Саурана за Джунгарский Алатау.
В 1756-1758 гг. Богенбай-батыр вступил в великое сражение под Талкы с впервые пришедшими в Восточный Туркестан китайскими войсками. В этой битве он нанес китайцам крупное поражение и преследовал их до Урумчи.
Один из последних крупных походов Богенбай-батыра имел место на территории Аягуза в 1750-х гг. Джунгары, не сумев дать отпор казахскому войску под предводительством Богенбай-батыра, потерпели крупное поражение. После этого, заручившись клятвой о мире со стороны джунгар, Богенбай-батыр заключил с ними пакт о дружбе и ненападении. В знак дружбы калмыкские полководцы, забив своих скакунов, вручили их головы казахским полководцам.
Богенбай-батыр слыл весьма рассудительным и мудрым человеком. Выполняя роль посла, Богенбай-батыр в 1761 г. сопровождал сына Аблай-хана — Адиля, который посетил Китай с дипломатической миссией.
Богенбай-батыр умер на берегу реки Торгай. Сейчас это место называется «Шахта», раньше его называли «Бо-генбай соресы». Останки его погребены в мавзолее Ахме-та Яссауи в городе Туркестане.
Кабанбай-батыр (конец XVII — середина XVIII вв.)
Кабанбай (годы рождения и смерти неизвестны) — казахский батыр, один из руководителей борьбы против джунгарских завоевателей и полководцев казахского ополчения в XVIII в. В устном народном творчестве его называли Каракерей Кабанбай. Кабанбай-батыр был бием рода каракерей племени найман.
В 1745 г. Кабанбай был одним из казахских биев, которые выразили желание присоединиться к России, и вышли с такой просьбой к царскому правительству, заверив Россию о своей поддержке в ее борьбе против джунгар.
В середине XVIII в., в результате усиления борьбы за власть между казахскими ханствами, Барак султан убивает хана Младшего жуза Абулхаира. Кабанбай-батыр, обвинив Барак султана в содеянном, выступил против его попытки сближения с джунгарским ханством. Таким образом, Кабанбай-батыр имел влияние на внутреннюю жизнь не только Среднего жуза, но время от времени принимал участие в исторических событиях, происходивших в Младшем жузе.
Многие героические поступки Кабанбай-батыра связаны с походами Абылай-хана против джунгар. До нас дошел дастан «Кабанбай — герой», в котором описываются его ратные и героические приключения.
Абулхаир-хан (1693-1748 гг.)
Хан Младшего жуза Мухаммед Абулхаир Гази Баха-дур-хан, прямой потомок Чингисхана в 15-м поколении.
В 1710 г. на народном собрании в Каракумах юный Абулхаир был избран ханом и командующим армией Младшего жуза, а предводителем войска назначен известный батыр Богенбай.
XVIII в. в истории казахского народа был особо трагичным, постоянные нападения со стороны джунгарских захватчиков не позволяли народу стабильно развиваться. Абулхаир принимал активное участие в этой священной войне. Он проявлял особое мужество и ум в защите городов Ташкента, Туркестана и Сайрама, которыми владели его предки. После осады джунгарами указанных городов, вступивший в неравный бой хан Абулхаир, потеряв мать и жену, попавших в плен врагу, был вынужден отступить в степи. В 1718 г. в Аягузе произошло кровопролитное сражение с джунгарами, где Абулхаир и старший казахский хан Каип с 30-тысячным войском сражались с джунгарами. Абулхаир с молодых лет прославился личной отвагой, был талантливым полководцем и умным политиком. В 1726 г. на съезде казахов всех трех жузов султаны, бии и батыры единодушно выбрали Абулхаир-хана верховным главнокомандующим войском казахского ханства.
Как полководец, Абулхаир проводил огромную работу в народном ополчении, укреплял его боеспособность, поощрял патриотизм и высокий моральный дух в вооруженных силах. Результаты мер, принятых ханом, можно было увидеть уже в 1728 г., когда была одержана первая победа над джунгарами. Эти сражения проходили в горах Улытау, в местности Карасиыр, у реки Буланты, где казахи наголову разбили джунгарский экспедиционный корпус во главе с сыном хунтайджи. Армия Абулхаира после победы над джунгарами развеяла миф о непобедимости джунгар, у народа появилась уверенность в достижении полной победы над врагом. Народ стал более организован в борьбе против общего захватчика, проявлял особый энтузиазм ради защиты отечества.
Хотя была одержана очень важная победа, враг еще оставался сильным, и знавший реальную ситуацию Абулхаир начал новое наступление. Весной 1730 г. в местности Итишпес, к юго-востоку от Балхаша, казахская армия под предводительством Абулхаира снова разбила захватчиков. В столетней войне казахского народа против джунгар наступил переломный период, полная победа казалась очень близкой.
Однако, в это время неожиданно умирает старший хан Болат. Возникает вопрос, связанный с назначением нового старшего хана, и, согласно вековой традиции, общеказахским ханом мог быть избран только представитель Старшего жуза. В соответствии с условиями ханом был избран сын Болат-хана, молодой Абулмамбет. Абулхаир не согласился с таким исходом дел, он отказался от поста главнокомандующего в пользу нового хана и вернулся со своим войском в Младший жуз. С этого времени распалось с трудом собранное общеказахское народное ополчение.
После распада общеказахской армии каждый жуз сам оборонялся от врагов. В это время население Младшего жуза оказалось в очень тяжелом военном положении, со всех четырех сторон оно находилось во вражеском окружении.
Оказавшись в безвыходном положении, Абулхаир обращается за помощью к России. Осенью 1730 г. в Санкт-Петербург было направлено посольство Абулхаира с выражением его желания быть под защитой России от внешних врагов. В феврале 1731 г. казахи Младшего жуза получили согласие от правительства России на принятие их под российское покровительство.
Абулхаир погиб 1 августа 1748 г. от руки своего заклятого врага султана Барака.
Бесспорно, политика Абулхаира сыграла решающее значение в становлении и развитии казахского государства и может служить уроком для потомков. Уроком может быть и исторический момент раскола между казахскими жузами при Абулхаире. Хотя мы говорим об определенных исторических периодах, однако, не следует забывать о повторах в истории.
Райымбек-батыр (1705 г. — дата смерти неизвестна)
Райымбек — казахский батыр. Его дед — Ханкелди-батыр — в 1733 г. вместе со знаменитыми людьми Старшего жуза Кодар би, Толе би, Сатай-батыром, Болек-ба-тыром отправили посла к Российской царице Анне Иоан-новне с предложением о согласии вхождения Старшего жуза под покровительство России (1730-1740). Райымбек, в 17 лет, показавший небывалый героизм в борьбе против джунгарских войск, удостоился чести — стал батыром.
Между хребтами Торайгыр и Согет существует равнина Ойрантобе, где он сражался с джунгарами. Недалеко от перевала Айырлы Торайгырских гор есть источник Райымбек.
Вместе с Райымбеком в сражениях против джунгар участвовали батыры Сатай, Болек, Кызылборик, Койкель-ди, Конакельди, Кистик, Малай, Есен, Байсейит и другие.
Имя Райымбек-батыра превратилось в символ и честь рода албан. Его мавзолей находится в г. Алматы.
Умбетей-жырау (1706-1778 гг.)
Умбетей Тлеуулы — казахский жырау. Умбетей прославился как жыршы, став верным соратником жыршы Богенбай-батыра. Если одна группа произведений Умбетея («Бэкеге», «Жаукдшарга», «Букарга», «Бекболат биге» и др.) поднимает проблемы социальной справедливости, человечности, то другая посвящена героической жизни Богенбай-батыра («Бегенбай ел1м1не», «Бегенбай ел1мш Аблай ханга ест’рту» и др.). В его даста-не «Жантай-батыр» и повествованиях об Аблай-хане рассказывается, о борьбе против калмыцких захватчиков.
Умбетей был близким другом Бухар-жырау, он очень уважал его и считал своим покровителем.
Творчество Умбетея было в основном посвящено сочинению стихов и песен на темы патриотизма, защиты отечества, любви к своему народу. Множество жыров описывало героизм выдающихся батыров, а это несло очень важную идеологическую нагрузку, объясняя важность объединения всех казахских родов против общего врага.
Сырым Датулы (1712-1802 гг.)
Сырым-батыр — казахский батыр, организатор и руководитель антиколониальной, народно-освободительной борьбы казахов в 1-й половине XIX в. Когда Сырым умер, на ас было зарезано 2500 баранов, 2000 лошадей, выпито 5000 ведер кумыса, установлено несколько сот юрт. Это показывает, с одной стороны, его богатство, с другой — его авторитет в народе.
На управлении у Сырыма было 2000 шаныраков. Сырым Датулы являлся патриотом своего народа, он заботился о нем и защищал от колонизаторов. Он выступил против казаков, осуществляющих колонизаторскую политику России. Причинами народно-освободительного восстания под руководством Сырыма Датулы послужили политика царя и беспредел жайыкских казаков по отношению к казахскому населению. Народное восстание вместе с Сырым-батыром возглавляли такие авторитетные люди, как Барак, Тиленши, Оразбай и султан Жан-торе. Из Младшего жуза в восстании участвовали племена родов байбакты, табын, шекти, кете и шеркес. В начале восстания под руководством Сырыма воевали 2700 сар-базов, у Барак-батыра было 2000 и под руководством Ти-ленши-батыра находилось 1500 человек.
С августа 1783 г. жайыкские казаки начинают активные грабительские походы против аулов Сырыма и Нуралы-хана. Нуралы-хан, зная положение и авторитет Сырыма среди народа, освобождает его из заключения (до этого времени Сырым находился в тюрьме у русских). После выхода Сырыма на свободу народное восстание активизируется. В это время испугавшийся восстания Нуралы-хан выступает против Сырыма и призывает Россию на помощь. С этого момента Сырым-батыру приходится сражаться не только против царя, а также против хана. В 1784 г., когда Сырым на берегу реки Сагыз напал на Нуралы-хана, он переместился в сторону русско-казацких крепостей.
В 1785 г. в нижней части крепости Орал произошли крупные сражения. В 1783-1785 гг. основные сражения между русскими и казахами происходили из-за захвата казаками лучших пастбищных земельных угодий казахских родов байбакты, табын и тама.
В это же время в западных районах Младшего жуза начались стихийные восстания, которые быстро распространились и на другие роды, кочевавшие между Уралом и Эмбой. Пользуясь создавшимся положением, царская власть, минуя хана, пошла на прямые переговоры со старшинами родов. Такая политика велась с целью устранения института ханства в степи. В апреле 1786 г., под напором восставших, хан Нуралы бежал под защиту царских властей. 3 июля 1786 г. Екатерина II подписала рескрипт об отстранении Нуралы-хана.
В 1792 г., с восстановлением ханской власти, началась новая стадия борьбы народных масс под управлением Сырыма Датулы. К этому времени большинство биев и султанов, ранее участвовавших в восстаниях, отошли от борьбы, и Сырым-батыр перешел к партизанской войне. В то же время создавшиеся неблагоприятные условия жизни народа не позволили прекратить восстания. В 1797 г. хан Младшего жуза Есим был убит повстанцами.
Царская Россия, наряду с карательными мерами, ввела на территории Младшего жуза институт ханского совета. Данный маневр без участия хана был предпринят с целью подавления восставших народных масс.
29 августа 1797 г. Сырым Датулы объявил о прекращении борьбы. Он был включен в состав ханского совета, однако, преследуемый султанами, вынужден был бежать в Хиву.
Аблай хан (1713-1781 гг.)
Аблай, Абилмансур — хан Казахской орды — один из выдающихся государственных деятелей в истории казахской государственности. До 1743 г. был султаном Среднего жуза. После смерти хана Абулмамбета Аблай становится ханом Среднего жуза.
Предки Аблай-хана происходят от знаменитого основателя Казахской орды Аз-Жанибека, который является потомком Джучи-хана, сына Чингисхана.
Отец Абилмансура погиб в бою от рук врагов, и испытавший много горестей и трудностей маленький Аблай вырос с помощью раба Ораза. Абилмансур с юношеских лет проявил свои лучшие качества воина, защитника Отечества. Он постоянно участвовал в различных сражениях, особенно ярко проявляя мужество на единоборствах. Одной из первых крупных побед, принесших ему всеобщую известность, была битва казахских воинов под командованием Абулмамбета против джунгар. В этом бою никому не известный двадцатилетний Абилмансур в единоборстве убивает Шарыша, близкого родственника главного батыра калмыков — хунтайжи Калдан-Серена.
Ставший ханом в двадцать лет, Аблай около полувека с честью правил ханством. Он был умным политиком, грамотным дипломатом, талантливым полководцем. Его основной задачей было укрепление государства. Проанализировав военно-политическую ситуацию в соседних государствах, он приступает к осуществлению задачи по объединению всех трех жузов Казахского ханства во имя защиты от внешних врагов. В 1743 г. в городе Туркестане ханы, султаны, батыры трех жузов объединились под одним ханством и провозгласили Аблай-хана ханом Казахского ханства.
Стратегической задачей Аблая, как государственного деятеля, главы государства, было укрепление и дальнейшее независимое развитие Казахского государства. Осознавая сложность положения, он стремился разрешить данную задачу. Его следующим, после объединения народа, шагом, стало строительство взаимовыгодной, безопасной дипломатии с соседними государствами. Для достижения поставленной цели Аблай проявил незаурядные дипломатические качества и мужество воина-полководца. Во время правления Аблай-хана, впервые за долгое время между казахами и калмыками было достигнуто соглашение о мире, которого хан добился, находясь в плену у последних. Аблай-хан для сохранения мира и независимого развития казахского народа заключил дипломатические соглашения о мире с Россией и Китаем. Заключая договоры, эти сильные государства непосредственно считались с силой и мощью казахского хана. Великий стратег ясно представлял хитрую политику русских и китайских правителей, которые ждали гибели казахского ханства в войне с джунгарами. Поэтому после девятилетнего мира с Калдан-Сереном, он ждал новых войн. Вероятность начала войны ускорилась из-за междоусобных распрей внутри Джунгарского государства.
В 1752 г. правитель Джунгарии Лама-Доржы начинает войну против Аблая. Аблай достойно отбивает нападение. После очередного нападения хан поступает, как мудрый тактик, он отправляет калмыцкого претендента на трон вместе со своими лучшими пятистами воинами в орду Лама-Доржы. Не ожидавший войск противника, Лама-Доржы попал в плен и был казнен. Это произошло в 1753 г., 12 января.
Одной из стратегических задач Аблай-хана было достижение превосходства над джунгарами и удерживание их под влиянием казахов; как бы в противовес Китаю и России. С этой целью в 1753-1754 гг. батыры Аблай-хана: Жанатай, Кабанбай, Богенбай, Керей, Жанибек, Муйиз-ди, Утеген регулярно нападали на калмыцкие улусы. Весной 1755 г. победоносные походы сарбазов продолжаются. В результате в истории двухсотлетней войны между ойратами и казахами наш народ добился полной победы.
Победа казахского хана являлась совершенно неприемлемой для правителей соседних государств — Китая и России. В результате в 1756 г. вспыхивает война с Китаем, которая продлилась до 1757 г. Это противостояние также разрешается с помощью дипломатии Аблай-хана.
В 1765, 1770 гг. Аблай объявляет войну против кыр-гызского улуса, результат этого похода — расширившаяся граница государства. В 1771 г. он разгромил едильских калмыков. Границы страны во время правления Аблай-хана были намного шире настоящих. Вместе с тем, необходимо отметить и духовное состояние народа — его морально-психологический облик был прогрессивным и патриотичным.
Историческое значение личности Аблай-хана — в создании и развитии сильного казахского государства, являвшегося духовной энергией настоящих и будущих поколений казахского народа.