Флора республики представлена более чем 6000 видами высших растений; около 90 % их произрастает на территории лесного фонда, в т.ч. 600 видов относятся к эндемичным и реликтовым растениям. Исключительную ценность представляют уникальные автохтонные лесные виды, не имеющие аналогов в мире, генетическим центром происхождения которых является территория республики. На грани исчезновения оказались 306 видов растений, занесенные в Красную книгу.
Из общей площади земельного фонда (272,1 млн. га) около 60 % покрыто в той или иной степени растительностью, включая леса. Лесистость территории республики в среднем оценивается в 4,2 % , хотя в некоторых областях как Актюбинская, Атырауская она составляет всего 0,03%, а в Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской достигает 14 %.
Площадь земель лесного фонда по состоянию на 01.01.98 г. за предшествующий пятилетний период увеличилась на 400 тыс. га и составила 25,0 млн. га. Увеличение произошло в основном за счет передачи в его состав закустаренных площадей и деградированных пастбищ в южных областях республики.
В составе лесного фонда преобладают лесные земли, занимающие 70,3%. Покрытые лесом земли составляют 43,3% его общей площади, из них десятая часть (1052,5 тыс.га) является искусственно созданными насаждениями. В составе покрытых лесом земель преобладают пустынные саксауловые леса.
По данным учета лесного фонда в 1997 г. общий запас древесины в лесах составил 336.1 млн. куб. м, из них твердолиственных 2.9; мягколиственных — 121,9; хвойных — 231, саксаульников — 10,2. По сравнению с 1993 г. (предыдущим государственным учетом) общий запас древесины в лесах увеличился на 4,68 млн. куб. м, в то же время на 0,49 млн. куб. м уменьшился запас в саксауловых лесах и на 6,77 млн. куб.м. запас в сосняках. Это произошло, в основном, из-за интенсивных рубок и прошедших крупных лесных пожаров. Распространенное в республике в последние годы потребительское отношение к лесу привело к резкому снижению его эксплуатационных запасов и значительной утрате защитных и водоохранных функций. В результате интенсивного освоения природных ресурсов и возросших антропогенных нагрузок усилился процесс опустынивания территории. Особенно сильной деградации подвержены дикоплодовые и пойменные леса. Только по Кызылординской области за последние 35 лет их было уничтожено на площади более 100 тыс. га. Истощены рубками и пожарами лучшие леса Прииртышья и Казахстанского Алтая. Сплошные рубки лесов только в бассейнах рек Бухтармы и Ульба в Восточно-Казахстанской области обусловили потерю стока р. Иртыш свыше 1 млрд. куб. м в год. В условиях энергетического дефицита значительно увеличилась заготовка дров населением, соответственно выросли площади вырубок, так по Южно-Казахстанской области за три года они увеличились на 3000 га. Лесистость территории в 1993 году составляла 3,8%, а в 1997-4,2
- Лесовосстановительные работы, охрана и рациональное использование лесных ресурсов в Республике Казахстан
Анализ возрастной структуры указывает на снижение доли молодняков до 15%, что говорит о недостаточно успешном естественном возобновлении, прогрессирующем отрицательном антропогенном воздействии (пожары, нерегулируемый выпас скота, интенсивные рубки) на леса и крайне недостаточных объемах лесокультурных работ, а в целом – о наметившейся тенденции старения лесов республики.
В связи с недостаточным финансированием объемы лесовосстановления по сравнению с началом 90-х годов снизились в 8 раз, практически прекращены работы по защитному лесоразведению, облесению обнажившегося дна Аральского моря./10,11/
Лесовосстановительные работы в лесах государственного значения в 1996г. были проведены на площади 14,6 тыс. га, что в 2,4 раза меньше объемов работ, проведенных в 1995 г. В 1998г. они были проведены на площади 5,7 тыс.га, что в 1,2 раза меньше объемов работ, проведенных в 1997 г. Почти в 3 раза снизился объем выращивания посадочного материала в питомниках. Не обеспечивается надлежащий уход за молодняками.
В последние годы профилактические работы по снижению площадей очагов распространения вредителей и болезней леса из-за недостатка финансирования проводятся в крайне ограниченном объеме.
Вместе с тем, очаги поражения леса ежегодно регистрируются на площади от 40 до 140 тыс. га, а в годы массового размножения вредителей — до 350 — 400 тыс. га. В настоящее время требуют истребительных мер очаги на площади 60 тыс. га.
В республике осуществлен ряд мер, направленных на усиление охраны и повышение устойчивости лесов, сбалансированное использование лесных ресурсов.
В соответствии с указом Президента Республики Казахстан от 22 января 1999 г. № 6 «О структуре Правительства Республики Казахстан» система органов, учреждений и предприятий лесного хозяйства передана в состав Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Осуществлена структурная перестройка лесной отрасли, направленная на оптимизацию управления. Действовавшие ранее 146 лесхозов преобразованы в 139 государственные учреждения по охране лесов и животного мира, а их производственные функции переданы вновь созданным 16 областным специализированным государственным предприятиям на праве хозяйственного ведения.
Большая часть земель лесного фонда (в основном лесные пастбищные угодья), находящихся ранее в долгосрочном безвозмездном пользовании сельскохозяйственных предприятий и подвергшихся из-за нерационального использования деградации, возвращены под охрану лесохозяйственных органов. Оформляется передача в лесной фонд наиболее ценных дикоплодовых лесов в Алматинской области.
Часть требующих особой охраны лесных земель в Южно-Казахстанской и Акмолинской областях в последние годы переданы в состав соответственно Аксу-Джабаглинского заповедника и Национального парка «Кокшетау». В Карагандинской области Каркаралинский лесхоз преобразован в национальный парк. На базе зоологического заказника «Реликтовая чайка» на стыке Алматинской и Восточно-Казахстанской областей (в основном на землях лесного фонда) образован Алакольский заповедник.
Продолжаются работы по созданию санитарно-защитной зеленой зоны столицы республики г.Астаны, здесь уже высажены лесные насаждения на площади 2,5 тыс. га. Проводятся изыскательские работы по созданию вокруг Вячеславского водохранилища лесозащитных водоохранных полос и ландшафтных насаждений вдоль трассы Астана-Кокшетау.
Так как лесные ресурсы являются результатом долгой эволюции органического мира и жизненно необходимо для экономического и социального развития человечества, то его сохранение — основная задача охраны окружающей среды, поскольку любое изменение в окружающей среде приводит к изменению биоты. Поэтому важная роль в решении проблемы сохранения биоразнообразия принадлежит законодательству по охране природы.
Конституция Республики Казахстан, принятая на всенародном референдуме 30 августа 1995 года гарантирует всем гражданам государства безопасную для здоровья окружающую среду.
Согласно Конституции республики Казахстан, наше государство разрабатывает законодательство по охране природы как систему законов и нормативных актов, международных и прочих обязательств республики Казахстан, регулирующих общественные отношения в сфере охраны окружающей среды как основы жизни и жизнедеятельности населения.
Действующее законодательство республики Казахстан включает в себя: законы, декреты президента, авторизованные как законы и другие нормативные акты президента, нормативные акты правительства, ведомственные и другие законодательные акты, международные и прочие обязательства республики Казахстан.
За годы независимости республики Казахстан были приняты следующие законодательные акты, регулирующие проблемы охраны окружающей среды и определяющие меру ответственности за вред, причиненный лесным ресурсам:
Лесной кодекс республики Казахстан от 23 января 1992 года;
Декрет Президента республики Казахстан, имеющий силу закона, «О земле» от 22 декабря 1995 года;
Закон республики Казахстан «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 года;
Закон республики Казахстан «Об особо охранемых территориях» от 15 июля 1997 года
Основной закон республики Казахстан, закон «Об охране окружающей среды» определяет законодательные, экономические и социальные нормы защиты окружающей среды в интересах настоящих и будущих поколений; этот закон призван обеспечить экологическую безопасность, предотвратить вредное влияние экономической и другой деятельности на экосистемы и биоразнообразие.
Необходимо отметить, что все эти недавно принятые законы республики Казахстан, регулирующие законные отношения в сфере экономической и другой деятельности, касаются использования природных ресурсов и, следовательно, некоторым образом регулируют законные отношения в сфере сохранения биоразнообразия.
Защита и воспроизводство лесных ресурсов, являющихся собственностью государства, обеспечиваются следующим:
учреждение адекватных предписаний и норм;
введение запретов и ограничений в использовании;
защита и сохранение мест произрастания, условий размножения, путей распространения;
защита и выращивание редких видов и видов, находящихся под угрозой исчезновения, в искусственных и полуестественных условиях;
создание и поддержание статуса особо охраняемых территорий;
предотвращение снижения биоразнообразия флоры вследствие процессов промышленного производства ;
пропаганда идей защиты растительных сообществ в средствах массовой информации;
организация исследований, направленных на конкретизацию мер по защите и воспроизводству лесных ресурсов;
формирование у населения гуманного отношения к природе.
Закон «Об особо охраняемых природных территориях» определяет законодательную, экономическую, социальную основу деятельности особо охраняемых природных территорий, являющихся собственностью республики Казахстан, обеспечивая сохранение и восстановление биологического разнообразия. Государственный фонд охраны природы включает в себя следующие объекты:
Редкие виды и виды, находящиеся под угрозой исчезновения — ценные, типичные, уникальные разновидности животных, растений и сообществ;
Леса, находящиеся на особо охраняемых территориях, оригинальные искусственные посадки и лесозащитные полосы;
Специфические деревья или группы деревьев, имеющие научную или культурно историческую ценность, оригинальные образцы садово-парковой культуры;
Геологические, геоморфологические и гидро-геологические экотопы;
Типичные, уникальные и редкие почвы в различных почвенных зонах;
Типичные, уникальные и редкие уголки девственной природы, ландшафты, имеющие рекреационное значение.
В зависимости от цели создания, способа защиты природы и методов использования, охраняемые территории Казахстана делятся на природные заповедники, включая биосферные; национальные природные парки; природные парки; памятники природы; заповедные зоны; природные охотничьи заповедники; зоопарки; ботанические сады; дендрологические парки; леса особо охраняемых территорий; водоемы государственного значения, представляющие научную ценность; заболоченные местности международного значения; местонахождения минералов, представляющие экологическое, исследовательское, культурное значение.
Задачей «Лесного кодекса республики Казахстан», тесно связанной с сохранением биоразнообразия, является регулирование отношений в сфере экономики лесоводства с целью поддержания условий для рационального и не истощающего использования ресурсов древесины, их защита, безопасность и воспроизводство. Специальный параграф регулирует проблемы использования генофонда лесных экосистем, введение в состав растительных и животных сообществ новых видов и видов уже обитавших в данной местности.
Лесное законодательство республики Казахстан также включает в себя многочисленные нормативные акты, многие из которых прямо связаны с сохраненьем разнообразия флоры и фауны лесных экосистем.
Среди нормативных документов Правительства республики Казахстан, которые связаны с сохранением и сбалансированным использованием лесов, следует отметить следующие:
«О создании Государственного историко-культурного заповедника Ордыбазы в Южно-Казахстанской области» — декрет Президента республики Казахстан от 26 мая 1993 года за номером 607
«Об утверждении временной модели управления государственными заповедниками республики Казахстан» от 5 июля 1994 года за номером 753;
«Об утверждении Конвенции по биологическому разнообразию республики Казахстан и обеспечении выполнения оговоренных обязательств» от 19 августа 1994 года за номером 918.
«Об утверждении положения о Красной книге республики Казахстан» от 13 сентября 1995 года за номером 1258. В соответствии с этим положением, Красная книга является главным документом, содержащим совокупную информацию о статусе редких (экзотических) видов, видов флоры и фауны с сокращающейся численностью и находящихся под угрозой на территории республики, о необходимых мерах по изучению, защите, воспроизводству и рациональному использованию этих видов. Красная книга включает растения, произрастающие в естественных условиях постоянно или временно. Виды растений, помещенные в Красную Книгу, находятся под специальной охраной на всей территории республики Казахстан. Охота на виды животных и сбор видов растений, включенных в Красную книгу, запрещены на всей территории республики, кроме случаев, оговоренных в законодательстве республики Казахстан.
«О создании Государственного национального парка Иле-Алатау» от 22 февраля 1996 года за номером 228;
«О создании Государственного национального парка Кокшетау в Кокшетаусской области» от 10 апреля 1996 года за номером 415;
«О создании Государственного национального парка Алтын-Емель в Талдыкурганской области» от 10 апреля 1996 года за номером 416;
«О проведении научных исследований по искусственному воспроизводству ” от 4 декабря 1996 года за номером 1480;
«Об утверждении Временной модели управления государственными природными парками республики Казахстан» от 4 декабря 1996 года за номером 1486;
Также постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 апреля 1999 г. № 526 запрещены на 1999-2000 годы рубки главного пользования в саксауловых лесах. Предусматривается, что отпуск местному населению саксаула на топливо должен обеспечиваться в этот период только за счет санитарных рубок.
Правительством Республики Казахстан принято постановление от 27 августа 1999 г. № 1271 «Об обеспечении пожарной безопасности в лесах», которым предусматривается усиление действий по противопожарной профилактике, а также улучшение деятельности формирований по борьбе с лесными пожарами
Кроме Конвенции по биоразнообразию в Казахстане действуют и другие международные постановления по сохранению биоразнообразия, включая те, что были приняты до получения республикой независимости, которые не были ни отвергнуты, ни ратифицированы парламентом Казахстана:
Помимо этого Министерством природных ресурсов и защиты окружающей среды и Комитетом по лесному и охотничьему хозяйству Министерства сельского хозяйства разработана программа: «Сохранение и сбалансированное использование биоразнообразия лесов Казахстана», делая особый акцент на сохранении внутривидового и видового разнообразия южных и юго-восточных лесов, состоящих из диких фруктовых деревьев и орехоплодных.
Министерство природных ресурсов и защиты окружающей среды республики Казахстан с Министерством науки — Академией Наук разработало Государственный план действий по борьбе с опустыниванием. Первоочередные меры, предусмотренные этим планом, должны способствовать в первую очередь снижению негативного воздействия различных природных и антропогенных факторов на биоразнообразие.
Разработка Государственного плана действий по окружающей среде стала самым важным шагом республики Казахстан в направлении защиты окружающей среды. Одним из приоритетных направлений этого плана признано сохранение биологического разнообразия и лесных ресурсов.
При Правительстве создана Высшая научно-техническая комиссия, осуществляющая координацию фундаментальных и прикладных исследований в республике. Одобрен план государственных инвестиций на 2000-2004 годы, предусматривающий проведение обзора лесного сектора республики в 2000 году. /12,13,14,7,9/
Таким образом в Республике начат процесс по охране и рациональному использованию лесных ресурсов, однако этот процесс еще далек от завершения и требует дальнейшей проработки.