Лекция как организационная форма и метод обучения, ее воспитательное значение. Виды лекции и требования к ней

Лекция (от лат. lectio – чтение) – систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем (преподавателем, лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Как одна из организационных форм обучения и один из методов обучения традиционна дл высшей школы, где на её основе формируются курсы по многим предметам учебного плана. [Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. — Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.- 544с.]

Издавна, начиная с XIII —XIV вв., когда возникли в Европе первые университеты, лекция была и ос­тается одной из ведущих форм обучения в вузе. Несмотря на не­прекращающуюся критику и споры она живуча.

Когда в конце XIX — начале XX в. все методы обучения стали подразделять на «активные» и «пассивные», лекцию на том основа­нии, что студенты, слушая ее, получают уже готовое знание, а не добывают его самостоятельно, пытались отнести к «пассивным» методам, не играющим определяющей роли в учебном процессе.

Время дает и противникам, и сторонникам лекции новые ар­гументы. Одни полагают, что обилие источников информации, нацеленность обучения на воспитание самостоятельности и твор­чества отодвигают лекцию как способ приобретения знаний на второй план. Другие же, напротив, считают, что именно лекция должна дать студенту творческий заряд, путеводную нить, чтобы не дать ему захлебнуться в потоке информации, помочь обрести ориентиры, жизненные ценности и смыслы, отобрать наиболее полезное и необходимое.

Справедливости ради следует отметить, что в зарубежных уни­верситетах лекции имеют в расписании значительно меньший удельный вес, чем в нашей отечественной высшей школе, зато там больше времени отводится для работы на компьютерах, в библиотеках, лабораториях, для консультаций и отчетов.

В отечественной высшей школе по-прежнему лектор выступает центральной фигурой обучения, а на лекционное преподавание выделяется от 1/3 до 1/2 всего учебного времени. При этом, как известно, качество отечественного образования не ниже, а по ряду направлений значительно выше зарубежного.

В современной педагогике лекции как активному методу обучения посвящены работы И.П.Подласого, Л.Д.Столяренко, Н.В.Басовой, В.А.Сластенина, А.С.Смирнова и др.

Каковы же истинная роль и назначение современной лекции?

Переход к рынку, движение к демократии и правовому госу­дарству требуют от человека широкого общекультурного кругозо­ра, готовности к постоянному повышению общей и профессио­нальной компетентности, к возможной переквалификации, переподготовке, вызывают необходимость формирования у совре­менного человека потребности в непрерывном развитии и самосовершенствовании.

В свете требований, предъявляемых обществом к современно­му специалисту, выпускнику СПО совершенно ясно, что лекция должна не только давать знания, но и способствовать формированию специалиста гражданина, разностороннему развитию молодого человека. И де­лать это надлежит специфическими, присущими именно лекци­онному преподаванию способами, ибо сейчас конкурентом лек­ции выступают другие обучающие формы и источники информа­ции, имеющие немало преимуществ: видео и кинотехника, те­левидение, мультимедийные средства, диспут, беседа, конферен­ция, «круглый стол», устный журнал, деловая игра и иные актив­ные формы и средства обучения.

В чем же специфика лекции, ее особые возможности в профессиональном обучении?

Лекция — очень эффективная форма систематического, живо­го, непосредственного контакта сознания, чувства, воли, интуи­ции, убежденности, всего богатства личности педагога с внут­ренним миром слушателя. Знающий, интеллигентный, вооружен­ный опытом и научным методом, неординарно мыслящий, сло­вом, нужный и интересный для молодежи человек ведет ее в мир знания, приобщает к «тайнам» научного мышления, вводит в ла­бораторию поиска, заражает верой и энтузиазмом познания и пре­образования. Размышляя вслух, лектор может и должен заражать аудиторию пафосом утверждения нового, поэзией проникнове­ния в глубины неизведанного, силой и красотой сочетания логи­ки и интуитивного «схватывания». Преломляя общественное через свое личное, индивидуальное, он убедительнее, эмоциональнее, чем это делает учебник или пособие, донесет до слушателей идеи гуманизма, радость самоутверждения и самоотдачи, служения людям, чувство высокой ответственности перед ними.

Педагог, читающий лекцию, несет живое знание, обладающее ценностями, смыслами, а не просто информацию, он выступает и как ученый, добывающий это знание, и как оратор, его пропа­гандирующий, и как воспитатель, чувствующий аудиторию и сти­мулирующий развитие личности.

Современные средства информации и массовых коммуника­ций не могут заменить лекцию, но она должна стать еще более гибкой, дифференцированной, учитывающей и особенности изу­чаемой научной дисциплины, и специфику аудитории, и психологические закономерности познания, переработки услышанно­го, его воздействия на формирование оценок, отношений, взгля­дов, чувств и убеждений человека, и возможности новых инфор­мационных технологий.

Если учесть значительно возросшую информированность мо­лодежи по многим вопросам, обилие источников и каналов ин­формации, то ясно, что информационная функция современной лекции — важная, но далеко не единственная и не ведущая ее функция.

В современных условиях не утрачивается, а возрастает роль та­ких функций лекции, как мотивационная (развитие ин­тереса к науке, познавательных потребностей, убеждения в тео­ретической и практической значимости изучаемого), организационно-ориентационная (ориентация в источниках, литературе, со­веты по организации работы), профессионально-воспитательная (воспитание профессионального призвания, профессиональной этики, развитие специальных способностей), методологическая (образцы научных методов объяснения, анализа, интерпретации, про­гноза), оценочная и развивающая (формирование мыслительных уме­ний, чувств, отношений, оценок). Реализация указанных функ­ций позволяет осуществлять на лекции разностороннее воспита­ние студентов, поэтому воспитательная функция считается не рядоположенной остальным, а интегрирующей.

Лекции различают по дидактическому назначению, по месту в системе учебного процесса, исходя из содержания и системы построения.

Как преподаватель дисциплины «Геология», мною накоплен достаточный опыт использования лекции как активного метода обучения.

По дидактическому назначению, на примере раздела «Петрография» рассмотрим различные типы лекций. Различают вводные лекции. Эта лекция проводится на первом занятии по этому разделу, где студентам объясняется, что в этом разделе они будут изучать горные породы, способы их образования, состав, строение, классификацию, использование их и т.д. По окончании изучения тем будут проводиться практические занятия, на которых студенты практические занятия, на которых студенты должны определять породы по их структуре и текстуре. Называются учебники, которыми нужно пользоваться в процессе изучения раздела.

На лекциях тематических изучаются конкретные классы пород, способы их образования, как они подразделяются в зависимости от условий среды, из каких минералов они состоят каково их строение и т.п.

На заключительной лекции подводится итог по разделу: что студенты изучили раздел «Петрография» в результате чего, они теперь знают какие породы находятся в земной коре, каково их происхождение, какое процентное соотношение этих пород, могут определять эти породы, т.е. лекция носит обобщающий характер.

По месту в системе учебного процесса выделяют лекции, претворяющие самостоятельную работу. Например, такая лекция проводится по разделу «Основы общей геологии» по теме «Экзогенные процессы», на которой дается направление, что студенты должны подготовить по этой теме (вид геологического процесса, его разрушающие факторы, отложения образовавшиеся при этом), в какой литературе можно это найти (АнаньевВ.П., ПотаповА.Д. Инженерная геология. — М.: Высшая школа, 2000, КороновскийН.В., ЯсамановН.А. Геология,-М.: Издательский центр «Академия», 2003, ДобровольскийВ.В. Геология — М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2001, БондаревВ.П. Геология.- М.: ФОРУМ: ИНФРА.М., 2002 и др.).

На лекции завершающей этот этап самостоятельной работы можно обобщить, проанализировать материал, подготовленный студентами из разных источников.

Большая часть лекций является информационными, особенно, когда материал не достаточно систематизирован. Как, например, в разделе «Инженерная геология», когда информация по грунтам, предлагаемая Программой обучения, находится в различных источниках и с которыми студентам самим очень трудно справиться.

Особого внимания заслуживает вопрос о лекции проблемного типа.

Например, в разделе «Гидрогеология» по теме «Происхождение и классификация подземных вод» студентам ставятся задачи:

1) Как образуются подземные воды?

2) Как можно классифицировать их? И студенты должны на базе уже имеющихся знаний попробовать это объяснить.

В современных условиях не утрачивается, а возрастает роль таких функций лекции, как мотивационная (Например, в разделе «Петрография» студентам объясняется, что необходимо знать горные породы, которые находятся в недрах Земли, с какими им придется сталкиваться в процессе производства, как их можно определить), организационно- ориентационная (какие истоники литературы они могут использовать: АнаньевВ.П., ПотаповА.Д. Инженерная геология. — М.: Высшая школа, 2000, КороновскийН.В., ЯсамановН.А. Геология,-М.: Издательский центр «Академия», 2003, ДобровольскийВ.В. Геология — М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2001, и т.д.), профессионально- воспитательная (должны знать геологические термины: горная порода, структура, текстура и т.п.).

Итак, в современных условиях роль лекции вовсе не снижается, а даже возрастает, но возрастают и требования к ней. Она должна стать более гибкой, дифференцированной, много­функциональной, полнее выполнять ориентирующую, стимули­рующую, методологическую, развивающую и воспитывающую функции обучения. Особое значение приобретают вопросы орга­низации самостоятельной деятельности студентов на лекции, после лекции и при подготовке к ней.

В зависимости от специфики предмета, характера изучаемого материала, уровня подготовки студентов необходимо использо­вать различные способы руководства их деятельностью на лек­ции, стимулирующие активность, формирующие самостоятельность и самоконтроль слушателей. Во всех случаях лекция остается формой живого активного общения лектора с аудиторией, их со­вместной продуктивной деятельности.