СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ

Международная торговля услугами имеет ряд особенностей сравнению с традиционной торговлей товарами,

Во-первых, услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах с производителями и потребителями. Это обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой все операции основываются на торговом посредничестве и возможности хранить товары. Международная торговля услугами требует большего присутствия за рубежом непосредственных производителей услуг или же присутствия иностранных потребителей в стране производства услуг. Вместе с тем информатика все больше позволяет осуществлять куплю-продажу услуг на расстоянии.

Во-вторых, международная торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Особенно велико воздействие услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующими больших объемов технического обслуживания, информационных и различных консультационных услуг. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства, продажи и реализации (во многих случаях и для послепродажного обслуживания).

Одновременно международная торговля услугами тесно взаимодействует с международным движением капиталов и перемещением рабочей силы, которые вообще невозможны без банковских, ин-1ционных, транспортных и других услуг. В то же время рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы стимулирует увеличение мирового рынка услуг.

В-третьих, сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение во многих странах традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются им. Импорт в значительных масштабах может, как считают общественность и правительства многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами.

В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающим преимущественно в личное потребление. Вряд ли можно надеяться на заметный рост международной торговли такими видами как коммунальные и бытовые, хотя у других видов потребительских услуг перспективы лучше. Так, успехи здравоохранения и образования в ряде стран все больше привлекают туда иностранцев для лечения и учебы, высокий уровень развития культуры и искусства страны увеличивает ее доходы от гастролей и проката фильмов за рубежом, а быстрое развитие туризма все шире привлекает к обслуживанию иностранцев розничную торговлю, общественное питание, гостиничное хозяйство, музеи и другие пред­приятия культуры.

Однако и сейчас, и в перспективе доминирующее положение в международной торговле услугами занимают и будут занимать ус­луги, связанные в основном с обслуживанием трудовой деятель­ности.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМ

К основным внешнеторговым сделкам по купле – продаже услуг относятся:

  • операции по техническому обслуживанию и обеспечению запасными частями машино-технической продукции;
  • инжиниринг, или операции по торговле инженерно техническими услугами;
  • арендные отношения;
  • операции по экспорту и импорту туристических услуг;
  • консультационные услуги в области информатики и совершенствования управления.

Операции по техническому обслуживанию и обеспечению запасными частями машино-технической продукции фактически представляют собой производственный процесс, совершающийся в сфере обращения и производственного или личного потребления. Он направлен на обеспечение надежной работы проданных машино-технических изделий. Уровень предлагаемого покупателям технического обслуживания выступает как важный фактор их конкурентоспособности.

Система технического обслуживания формируется до поставки продукции на данный рынок. Она предполагает создание сбытовой сети, пунктов технического обслуживания, издание инструкций по эксплуатации и ремонту изделий, выпуск каталогов запасных частей, изготовление специального диагностического и ремонтного оборудования и приспособлений, строительство или приобретение складов запасных частей и проведение других мероприятий.

В сфере обращения среди операций технического обслуживания выделяются предпродажный сервис и предпродажная доработка. Предпродажный сервис – это распаковка товара, исправление повреждений, полученных при транспортировке, испытание узлов и систем, инструктаж потребителей и оказание им содействия в установке или монтаже. Предпродажная доработка – это доукомплектование экспортируемой продукции с учетом требований страны – импортера и адаптации к местным условиям, замена узлов и деталей в соответствии с национальными стандартами страны – импортера, а также устранение производственных недоработок и дефектов.

В сфере потребления техническое обслуживание также включает два вида операций; обслуживание в гарантийный срок и в послегарантийное время. В первом случае предполагается оказание целого ряда услуг без дополнительной оплаты покупателем изделия – содействие в монтаже и пуске в эксплуатацию, консультирование потребителей, устранение обнаруженных дефектов, осуществление профилактических осмотров. В послегарантийный период техническое обслуживание осуществляется на коммерческих началах, Оно включает те же услуги, что и гарантийное обслуживание, а также снабжение запасными частями, ремонт изделий и их модернизацию. При этом следует иметь в виду, что надежность снабжения запасными частями также выступает как важный фактор конкурентоспособности экспортируемых машин и оборудования.

В современных условиях во внешнеторговых сделках все более видное место занимает торговля инженерно – техническими услугами, получившими общее название инжиниринг. Они представляют собой комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов. В ходе развития техники часть инженерных работ обособилась от сферы научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ и стала самостоятельным видом внешнеэкономической деятельности. В качестве такого явления инжиниринг не воплощается в материальном продукте, а проявляется в некотором полезном эффекте, который может получить потребитель услуг. Тем не менее, инжиниринг отличается от услуг в сфере конечного потребления или финансов и выступает как обособившаяся сфера производственной деятельности,

Как предмет соглашения между странами инжиниринг представляет собой разного рода инженерно – консультационные услуги, необходимые покупателю для оптимизации капитальных вложений при строительстве или реконструкции промышленного предприятия или другого объекта. Соглашение может предусматривать предоставление всего комплекса услуг по проекту или только их части. Полный набор услуг и поставок, необходимых для сооружения нового объекта, называется комплексным инжинирингом. Он состоит из нескольких видов инженерно – технических услуг:

  • консультационный инжиниринг – это предоставление услуг по проектированию объекта, проведению технико–экономического обоснования проекта, подготовка торгов, разработка планов строительства и контроль за проведением работ;
  • технологический инжиниринг связан главным образом с передачей заказчику технологии, необходимой для строительства промышленного объекта и его эксплуатации, разработкой проектов по энерго- и водоснабжению, транспорту и т.п.;
  • строительный инжиниринг предполагает поставки оборудования, техники и монтаж установок. Инжиниринговые фирмы могут выполнять функции генерального подрядчика, привлекать к работе строительные и монтажные субподрядные фирмы, оставаясь при этом полностью ответственными за выполнение всех обязательств по контракту;
  • управленческий инжиниринг означает оказание заказчику услуг по организации производственной структуры и административного руководства предприятием на базе современных достижений в данной области, разработку принципов планирования производства, способов статистического учета и т.д.

Объектами инжиниринга в первую очередь являются вновь разрабатываемые проекты. В современных условиях среди них наиболее распространенные — промышленные предприятия. Объектами инжиниринга могут быть и отдельные технические, технологические, экономические, финансовые, организационные и другие мероприятия, связанные с повышением эффективности уже функционирующих предприятий во всех сферах народного хозяйства.

Инженерно – консультационные услуги предоставляются в соответствии с заказом заинтересованной стороны и оформляются международным контрактом.

Среди сделок купли – продажи услуг видное место занимают арендные отношения. Международная аренда – это сдача внаем машин и оборудования иностранному контрагенту. Этот процесс представляет собой одну из форм кредитования экспорта без передачи права собственности на товар арендатору. Владелец средств производства сдает их арендатору в исключительное пользование на установленный срок за определенное вознаграждение. Арендные отношения — это взаимовыгодное дело. С одной стороны, сдача внаем машин, оборудования, судов, самолетов и другой техники позволяет арендодателю расширить экспорт производимой продукции при относительном снижении риска потерь от неплатежеспособности заказчика. С другой стороны, аренда дает возможность арендатору снизить масштабы мобилизации финансовых средств для приобретения необходимой техники, а арендные платежи выплачивать по мере получения прибыли от ее эксплуатации.

В мировой практике различают краткосрочную аренду, или рентинг, предполагающую сдачу оборудования внаем сроком от нескольких часов до одного года, или хайринг, предоставляемую на срок от года до трех – пяти лет, и долгосрочную аренду, или лизинг, предусматривающую сдачу имущества внаем на три – пять и более лет.

Наибольшее распространение в международных арендных отношениях получил лизинг. Его развитие связано с инвестиционной и внедренческой деятельностью. Лизинговые компании могут быстро удовлетворить потребность контрагентов в машинах, аппаратах, производственных мощностях для пуска опытно – экспериментальных установок, а также в других товарах. Лизинговые операции выступают в двух разновидностях – в виде финансового лизинга и производственного, или оперативного, лизинга. Финансовый лизинг предусматривает в течение срока действия соглашения полное возмещение всех расходов арендодателя и обеспечение ему установленной прибыли за счет арендных отчислений. Характерной чертой финансового лизинга является невозможность расторжения договора в течение так называемого основного срока аренды, т.е. времени, когда должно произойти возмещение расходов арендодателя. По истечении же срока действия соглашения арендатор может вернуть предмет аренды, подписать новое соглашение на аренду, купить этот предмет по остаточной стоимости. Производственный, или оперативный, лизинг представляет собой сделку на срок, который меньше амортизационного периода оборудования, По окончании условленного времени предмет аренды возвращается собственнику или арендатор заключает с ним новое соглашение. В производственном лизинге арендные ставки обычно выше, чем в финансовом, так как собственник оборудования, не имея гарантии полной окупаемости затрат, вынужден учитывать возможный коммерческий риск и повышает цены на услуги .

В практике международных экономических отношений существует экспортный и импортный лизинг. В первом случае лизинговая компания закупает оборудование у национальной фирмы и предоставляет его зарубежному арендатору. При импортном лизинге происходит обратное действие – лизинговая компания приобретает оборудование у иностранной фирмы и предоставляет его в аренду отечественному предпринимателю. Арендные отношения типа лизинга относятся к числу сложных внешнеэкономических операций. Для их проведения требуются средства для предоставления кредитов, солидные капитальные вложения в создание баз технического обслуживания, а также в подготовку местных кадров. Лицензионными операциями занимаются как промышленные предприятия, так и специализированные фирмы. В настоящее время все формы международного лизинга контролируются, как правило, транснациональными банками и корпорациями.

К сделкам по купле – продаже услуг относятся, конечно, и туристические услуги. Туристы – это лица, выезжающие за границу и не занимающиеся там оплачиваемой деятельностью. В настоящее время международный туризм получил широкое распространение и стал высокодоходной отраслью экономик многих стран мира. Виды туристических услуг, предлагаемых в качестве товара на мировом рынке, самые разнообразные. Здесь и услуги по размещению туристов в гостиницах, пансионатах, мотелях, услуги по обеспечению питанием, по удовлетворению культурных потребностей туристов, услуги, направленные на удовлетворение деловых интересов туристов, участвующих в конгрессах, симпозиумах, конференциях, ярмарках и т.д. Туристические услуги предлагаются либо в отдельности по выбору, либо в комплексе, который предоставляют так называемые инклюзив-туры и пэкидж-туры. Последние предполагают предоставление клиенту полного комплекса услуг и обычно организуются по определенной, заранее рекламируемой программе.

Наконец, во внешнеторговых сделках по купле – продаже услуг прочное место в последнее время заняли консультационные услуги в области информации и совершенствования управления. Круг их разнообразен. Среди них получили широкое распространение так называемые аудиторские услуги, предусматривающие проверку коммерческой и финансовой хозяйственной деятельности, разработку предложений по ее совершенствованию, консультации по вопросам налогообложения и т.п. Эти услуги оказываются хозяйственно самостоятельным предприятиям. Подготовленные аудиторами заключения о состоянии финансового положения клиентов служат основанием для подтверждения реальности балансов предприятий и соблюдения ими бухгалтерского учета, что позволяет правильно производить расчеты и платежи, связанные с уплатой налогов, Кроме проверок аудиторы могут производить консультации по бухгалтерскому учету, налогообложению, менеджменту, маркетингу и по другим вопросам.

В группе консультационных услуг в области информации и совершенствования управления имеются и операции по обслуживанию товарооборота. Это операции по международным перевозкам грузов, по хранению грузов и их страхованию, операции по международным расчетам и ряд других.

И кратко отмечу о внешнеторговых сделках по купле – продаже результатов творческой деятельности. Здесь различают торговлю результатами научно – технических исследований и торговлю объектами авторского права. Соглашения по обмену научно – техническими знаниями связаны с куплей – продажей итогов исследовательских работ, представляющих не только научную, но и коммерческую ценность. В отличие от международной торговли вещественными предметами в операциях по торговле научно – техническими знаниями присутствуют продукты интеллектуального труда, выступающие в форме патентов, лицензий, товарных знаков, промышленных образцов, а также технические знания и опыт, объединенные понятием ноу–хау.

Торговля услугами и другая ее форма посредничество являются важнейшими видами предпринимательства, характерными до недавнего времени только для экономически развитых рыночных стран. В Республике Казахстан в последнее время данные виды деятельности широко используются во внешнеэкономической сфере фирмами с иностранным участием и отечественными бизнесменами. Действуют коммерческие банки, страховые компании, консалтинговые, торгово–посреднические, дилерские фирмы, биржи, и брокерские конторы.

Отдельные виды услуг в посреднической деятельности начали бурно и стремительно развиваться еще в бытность Союза и первые годы независимости Казахстана, однако со временем ажиотаж на рынке посреднических услуг сменился относительным затишьем. Надо заметить, что в рыночных странах посредничество обеспечивает около 50% внешнеторгового оборота и является прерогативой среднего и малого бизнеса.

Крупный бизнес обеспечивает сбыт через сеть мелких и средних дилерских компаний, дистрибьюторов, представителей, комиссионеров и агентов. Фондовые, валютные и товарные биржи функционируют посредством деятельности брокеров, маклеров, дилеров, выполняющих поручения (заказы) принципала, которого они представляют, за его или за свой счет, с правом подписи или без оного, но всегда от имени поручителя.

Перспективы развития рынка услуг и посредничества в Казахстане довольно существенны, они уже присутствуют в нашей жизни, хотя не в полной мере, Приведем дополнительные характеристики перспективы развития рынка услуг, применяемые в развитии малого и среднего бизнеса при соответствующей нормативно – правовой поддержке.

Факторинговые операции, которые в экономической литературе относят к разряду посреднических функций с элементами кредитования и финансирования, предполагают цессию (переуступку) требований и прав, когда фактор за соответствующее вознаграждение принимает на себя риск неплатежа ( особенно в случае сомнительных долгов) и осуществляет их взыскание с применением цивилизованных методов (суд, арбитраж). Фактор также предоставляет делькредере, т.е. поручительство фактора (комиссионера) перед кредитором (комитентом) за исполнение договора третьим лицом (должником, покупателем), что является дополнительным страхованием экспорта.

Инжиниринг – комплекс инженерно – технических услуг, отличающийся от поставок товаров по лицензионным соглашениям и контрактам тем, что при поставке основных фондов или строительстве объектов производственного назначения инжиниринговая фирма осуществляет следующие работы:

  • консультационные услуги, предоставление технической документации, составление сметной документации;
  • технические и строительные услуги, непосредственно связанные со строительством объектов или установкой оборудования, его наладкой и апробацией;
  • консультативные услуги по вопросам организации, управления и подготовки специалистов;
  • инженерно – исследовательские услуги на проведение анализа, расчетов и исследований по объектам, оборудованию и оснащению цехов, применению технологий.

Сотрудничество с инжиниринговыми фирмами дает фирме Заказчику возможность без расширения штата своего персонала произвести исследования, расчеты, установку оборудования, обучение или переподготовку специалистов для освоения технических инноваций и ноу–хау.

Аналогом инжиниринга в Казахстане можно считать проведение исследовательских и консультационных работ научно – исследовательскими или научными центрами по хоздоговорным темам.

Промышленные разработки, ноу–хау, технологии, изобретения, торговые знаки, марки и другие объекты интеллектуальной собственности, как правило, охраняются законом и их передача производится на основании лицензионного соглашения. Одной из форм передачи технологий во внешнеэкономической деятельности является франчайзинг (или франшиза).

Франчайзинг – это система реализации товаров и услуг независимыми предприятиями под фирменным знаком изготовителя (продуцента).

Франчайзер – фирма – изготовитель (продуцент), предоставляющая другому независимому предприятию право продажи своих товаров или услуг с использованием своей торговой марки.

Франчайзи – независимое предприятие, получающее от фирмы – производителя право продажи его продукта.

Франчайзинг предполагает использование фирмой – франчайзи технологий, товарных знаков, символики, испытанных приемов и методов деятельности, рекламных средств, ноу – хау фирмы франчайзера за определенную плату за лицензию на производство франчайзинговой деятельности, что оговаривается в соответствующем договоре. Фирма – франчайзи не является филиалом фирмы – франчайзера. Согласно договору франчайзер передает франчайзи соответствующее оборудование, торговую марку, атрибутику (вплоть до униформы) дизайн и оформление рабочих мест, упаковку изделий, сервис, что является непременным условием при получении лицензии. С помощью франчайзинга франчайзер — – продуцент продвигает свой продукт на иностранные рынки с целью их завоевания. При этом франчайзи, используя имидж фирмы, утвердившийся на рынке, получает дополнительные гарантии на успех.

Различают производственный, торговый и лицензионный франчайзинг.

При производственном франчайзинге предполагается поставка производственного оборудования, обучение персонала, поставка комплектующих, передача технологии, использование торговой марки, товарного знака, упаковки и других компонентов для производства соответствующего продукта.

Примером производственного франчайзинга могут служить предприятия – франчайзи по производству ПЕПСИ – КОЛЫ и КОКА – КОЛЫ (двух фирм – конкурентов), которые функционируют сейчас во многих странах. Всемирно известные производители безалкогольных напитков полностью оснащают предприятия – франчайзи комплектами оборудования и технологических линий. Только главный компонент напитков, без постоянных поставок которого могут встать все предприятия, является «секретом фирмы». Компонент (или порошок) является ноу–хау франчайзера и не продается по договору франчайзинга. Такой договор позволяет продуценту осуществлять поставки, создает рекламу и продвижение его товаров на новых рынках.

Аналогичен пример франчайзинга японских электротоваров известных фирм «Сони», «Панасоник» и других, производство которых осуществляется в Малайзии, Индонезии и Китае по лицензионному соглашению, согласно которому комплектующие предоставляются основными производителями из Японии.

Таким образом,применение франчайзинга обеспечивает взаимовыгодное сотрудничество во внешнеэкономической деятельности, обеспечение рабочих мест, импортозамещение отдельных продуктов, их производство для экспорта, привлечение новых технологий, оборудования, повышение квалификации специалистов и т.д. Главным условием при этом является выполнение норм лицензионного соглашения о качестве товара, чего явно недостает массовым дешевым подделкам, поступающих из сопредельных государств и буквально наводнившим рынки Казахстана.

Следующий вид – лицензионный франчайзинг, который предполагает открытие фирмой – франчайзи объектов бытового обслуживания и общественного питания по лицензии франчайзера. Всем известная фирма быстрого питания «МакДональдс» именно таким образом имеет независимую сеть предприятий общепита практически во всем мире. Данная форма франчайзинга предполагает унифицированную атрибутику, стандартную униформу, тару, сервис, продукты, товарный знак и общий дизайн.

И последний вид – торговый франчайзинг, согласно которому франчайзи приобретает право на реализацию продукции или товаров франчайзера. Суть этого вида франчайзинга заключается в соглашении оптовых продавцов и розничных торговцев о создании в стране импорта разветвленной торговой сети, что содействует продвижению товаров продавцов на рынок страны – импортера.

В практике при обозначении торгового франчайзинга используется понятие коммерческой концессии, а также схожие понятия: дистрибьюторство, дилерская деятельность, представительство, консигнация и комиссия.