НАСТУПИВШИЙ 2003 год по решению ЮНЕСКО назван Годом Махамбета. Махамбет Утемисов – одна из ярких личностей в истории казахского народа. Бунтарь, страстный борец за интересы простых людей, певец свободы и вольной жизни Махамбет настолько горячо любил свой народ, что, не колеблясь, отдал за него самое дорогое – жизнь.
Выдающийся классик казахской литературы Мухтар Ауэзов сказал о Махамбете: «В битве – батыр, в общении его острое слово подобно серпу. Пламенный поэт, страстный оратор, в восстании Исатая – Махамбет – один из самых его выдающихся участников. Махамбет среди казахских акынов является одним из самых одаренных, его поэзия в свое время была самой яркой, захватывающей, впечатляющей, она была голосом и языком народа, выражала его чаяния и стремления. Во всей литературе 19 века, в её героической поэзии никто, как Махамбет, открыто и страстно не поддерживал народ в его борьбе с угнетателям».
Русский писатель Е.П. Ковалевский (1811 – 1868 гг.), познакомившийся с Махамбетом Утемисовым во время путешествия по Казахской степи, отмечал его ум, красноречие, знание русского языка, его мужественный характер, прямодушие.
Наша свобода достигнута ценой жизней многих тысяч борцов, среди которых были Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов, поднявшие народ на борьбу против царизма и его ставленников, в лице отдельных представителей казахской знати.
Основную движущую силу восстания 1836 – 1838гг. в Букеевской Орде под руководством Исатая и Махамбета составляли рядовые казахи, которые до последнего момента, невзирая на превосходство в силе объединенных отрядов карателей и окружения хана Джангира, проявили верность Исатаю и Махамбету, в то время как Бии и старшины, примкнувшие к отряду Исатая Тайманова на первоначальном этапе, потом пошлина предательство, стремясь выторговать у хана уступки, ведя с ним переговоры в обход предводителя движения. Соглашательская позиция байско – старшинской группы в значительной степени ускорила поражение восстания.
Верный сподвижник Исатая Махамбет происходил из рода бериш и был старшиной. В своем показании от 8.11.1836года, данном русским следователям Махамбет говорит, что он был назначен Джангир ханом старшиной, о чем у него имеется открытое предписание хана от 9.06.1834года за №562.
Махамбет Утемисов хорошо знал татарский и русский языки, что в то время являло для простого казаха большую редкость, и это обстоятельство сильно возвышало его в глазах современников. Он много путешествовал – был в Хиве, Бухаре, славился как искусный акын и оратор. Есть свидетельства того, что он одно время жил в Ханской ставке и был кем — то вроде придворного акына Джангир хана. Во всяком случае, Махамбет пользовался расположением ханской семьи, но впоследствии он разошелся с ханом. Это обстоятельство подтверждается в письме Джангир хана Оренбургскому губернатору от 13.12.1837года, где хан сообщает, что Махамбет одно время состоял при его сыне. Злейший враг Исатая и Махамбета Караул Ходжа впоследствии доносил, что якобы Махамбет Утемисов был «нечестного поведения» и содержался в Калмыковской крепости по обвинению в провозе контрабанды из Хивы через Уральскую линию.
Сам Махамбет в показании своем от10.12.1836года поясняет, что 6 -7 лет тому назад он был схвачен русскими властями и обвинен в тайном переходе через Уральскую линию, за что около 2-ух лет содержался в тюрьме, в Калмыковской крепости. В 1831г. во время холерной эпидемии ему удалось бежать из заключения и скрыться в степи.
Решительный и пылкий Махамбет — поэт и народный трибун – как бы дополнял собой осторожного и вдумчивого Исатая, который умел взвесить все обстоятельства, прежде чем предпринять какой бы то ни было решительный шаг.
Восстание под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова можно разделить на 3 основных этапа.
1 этап охватывает 1836г. и первую половину 1837г., когда происходит формирование повстанческих отрядов, движение набирает силу и размах. 2 этап – это вторая половина 1837г., когда восставшие разгромили аул Караул Ходжи, и возникла угроза разгрома ханской ставки. Но в ноябре 1837г. повстанцы потерпели поражение в бою с карательными отрядами в урочище Тас – Тюбе. На 3 этапе – это первая половина 1838г., когда в Младшем жузе собираются отряды для новой схватки с царизмом и его ставленниками. В июле 1838г. восставшие потерпели окончательное поражение в бою с царскими войсками у реки Акбулак. В этой битве погиб Исатай батыр.
После гибели Исатая Махамбет вместе с султаном Каипкали скрылись в пределах Хивы. До января 1839г. о Махамбете не имелось в делах Пограничной Комиссии никаких сведений.
В январе 1839г. к управляющему казахами, кочующими на берегу Каспийского моря, султану Асфендиару Сегалино было доставлено письмо Махамбета, адресованное некоторым старшинам подведомственных ему родов. Асфендиар передал это письмо через султана правителя представителю Пограничной комиссии, при этом султан Баймухамбет доносил, что хотя «Утемисов и возмущает киргизов, но они до сего времени ему не последовали». Судя по содержанию письма, у Махамбета Утемисова еще была надежда поднять народ на борьбу с врагами, и чтобы укрепить надежды своих друзей, он обещал им поддержку хивинского хана и войск султана Кайпкали.
После этого вестей о Махамбете долгое время не было. И лишь в декабре 1840 года Джангир хан донес, что Махамбет в октябре 1839 года появился в Букеевской орде. Хан отдал приказ султану Адилю Букейханову и Бию Балке Кудайбергенову отыскать и арестовать батыра, но это сделать им не удалось.
Вследствие донесения Джангир хана, военный губернатор в январе 1841г. поручил атаману Уральского войска принять меры по поимке Махамбета. 4 марта того же года султан Муртаза Узбек – Галлиев донес, что Махамбет скрывается в аулах на берегу моря, близ Уральско – Эмбинской границы. Получив сведения, войсковой атаман Уральского войска отправил в указанные аулы команду из 40 казаков, которые отыскали Махамбета в аулах рода бериш. Они окружили кибитку. Махамбет был вооружен и не хотел сдаваться. Тогда казаки ворвались в кибитку и бросились на Махамбета. Махамбет защищался ножом и ранил казака Хохлова в горло, но был обезоружен казаками.
Как важнейший преступник и сообщник «бутовщика» Исатая Тайманова, Махамбет Утемисов был доставлен в г. Оренбург, где предан военно – полнвому суду. Дальнейшая участь Махамбета была предрешена. Бунтарь – акын былненавистен как царским властям, так иверхушке казахской феодальной знати.
Поэзия Махамбета неразрывно связана с народным восстанием 1836 -1838гг. Идеология поэта стоилась на базе его произведений, которые воспевали свободу, справедливость, героизм народных вождей. Так, в «Призыве к походу» он говорит о трудностях и лишениях, опасностях и неудобствах, которые ждут человека, решившего отдать себя служению народному делу.
Махамбет достиг всеобщего почтения не только красноречивым поэтическим мастерством, но и, в первую очередь, своей мудростью и человечностью.
Поэтическое слово Махамбета не расходилось с его делами как вождя восстания и батыра. Последовательность и решительность в мыслях и поступках – характерные черты поэта – борца. Яркая историческая личность, одаренный народный певец – таким живет Махамбет Утемисов в памяти поколений.
Бессмертие поэта
Документы об убийстве
Дело «Об убийстве киргиза Махамбета Утемисова» хранится в архиве Оренбургской области, копия – в ЦГА РК. Последняя частично использована Б. Аманшиным, Н. Шаяхметовым, Г. Галкиной и т.п. содержащиеся в двух архивах сведения хранятся во многом, особенно касаемыхфактов дикой расправы над ним его палачей и дальнейшего расследования этого дела по линии оренбургской администрации.
26.11.1846года из Оренбургской пограничной комиссии на имя В.А.Обручева поступило донесение на пяти оборотных листах «Об убийстве Махамбета Утемисова». Оно содержало душераздирающее описание подробностей убийства поэта. Следующий документ – также донесение пограничной комиссии оренбургскому и самарскому генерал – губернатору графу В.А.Перовскому. В канцелярии графа материал был зарегистрирован 1.08.1853г.; чуть раньше – 28.03.1853г. его копия была направлена султану – правителю Младшего жуза Баймагамбету Айшуакову с представлением ему «права на разбирательство дела об убийстве киргиза Утемисова».
«Махамбет не выпускал из рук кинжала»
Бесстрашный воин, прошедший через горнило испытаний, решился на отчаянный шаг, «тотчас бросился к лошадям, приготовленным около кибитки» на случай непредвиденных обстоятельств. Торежан, следивший за каждым его движением, разгадал его намерение «бежать» тут же «поскакав к лошадям, обрезал треноги, пустив их на волю».
Торежан, убедившись в решимости Махамбета постоять за себя, учитывая, что вне юрты находятся наготове несколько его приверженцев, смягчив прежний напор, стал убеждать его, что он приехал «не с дурным намерением», а по распоряжению султана – правителя – передать его просьбу «возвратить украденных в нынешнем году у киргиз» адаевского рода 4-х лошадей. Затем несколько «успокоенный» Махамбет согласился выслушать его. Поэт совершил непростительный промах, «пригласив его в кибитку». Хотя поэт предчувствовал нависшую над собой беду, тем не менее, как радушный кочевник, «потчевал чаем» своего гостя.
Торежан, вынужденный уступить его настойчивым требованиям, наконец открылся: явился по указанию Айшуакова «для его захвата». Махамбет кинулся с кинжалом на него, тут же вмешался Муса Нуралин, сидевший между ними и «успевший удержать его, а также отвести удар». Между тем стоявший наготове за кибиткой Жусуп (Юсуп) Уткулин услышал шум в юрте и дал знать остальным товарищам. В первую очередь туда устремился он. Так или иначе, Махамбет оказался в тисках озверевших душегубов. В следующий миг произошло непоправимое: страшный сабельный удар, чуть соскользнув, пришелся на голову Махамбета с такой силой,что он тут же умер.
ЭПИЛОГ
Поэт погиб в неравной схватке со своими врагами. Не раз он находился на грани гибели, на сей раз, смерть настигла его.
Когда настанет срок господний,
Приближусь к своему концу,
Когда войду я в преисподнюю
Чтобы быть подмогою бойцу.
Так воспел великий певец степи стойкость бесстрашие, с которым он встретил и собственную гибель.
Сердце каждого казаха никогда не стремится со страшной трагедией октября 1846г. чем больше будет утверждаться фундамент долгожданного суверенитета, тем более с каждым годом будет нарастать непреклонное стремление его нынешних потомков продолжать поиск, выявлять новые данные о жизни и деятельности поэта, непреклонного борца за справедливость. Он ушел из жизни сравнительно молодым инее успел как- то подытожить итоги своих творческих исканий. Махамбет оставил народу замечательное поэтическое наследие – по существу, завещание мудрого певца вольной степи.
Земной упоительный бой
Независимый Казахстан готовится отметить 200 – летие одного из великих своих поэтов – Махамбета Утемисова, имя которого стоит особняком в истории национальной словесности, в духовном космосе народа. Это был ярко выраженный борец, который не только словом, но и всей своей жизнью с оружием в руках бился за избранные и проповедуемые им идеалы. Не было и после него ни одного поэта, который бы с такой неистовостью, с такой отчаянной храбростью и непримиримостью шел на битву с заклятым врагом, у кого было бы в крови исполинского размаха заступничество за простой народ. Поэтому и отношение казахов к поэзии и личности Махамбета граничит с чем – то очень заветным, почти сакральным. В душе каждый наш соотечественник хотел бы быть Махамбетом, да не для каждого, к сожалению, такая высота.
Восстание под главенством Исатая Тайманов и Махамбета Утемисова было одновременно и антиханским, и антиколониальным. След от восстания 1836-1838г. в Западном Казахстане в памяти народной оказался более глубокий, чем от позднего по времени движения под предводительством Кенесары и многих других последующих народных волнений. О незаурядной личности и творчестве Махамбета создано немало и ученых сочинений, и художественной прозы, и поэтических произведений. Образ поэта – бунтаря симпатичен всем.
Песни Махамбета были актуальны всегда. Они помогали бороться, внушали веру в незыблемость идеалов свободы и справедливости. Вот почему их любили и любят народ. И, перекладывая от него мостик в наше непростое время, поневоле напрашивается вопрос: где махамбетовские мотивы в нынешней литературе? Может быть, это поэты –лауреаты, отбивающие поклоны, счастливые тем, что их дежурно обласкали стипендиями или изданием их книг за гос.счет.
Год 200-летия Махамбета отмечается дружно и верхами и низами. Только если в глубине народа это искренний позыв, идущий от неизбывной любви к поэту – защитнику. Как у испанцев болеро — священный танец боя, так и у нас наследие Махамбета – сладкое напоминание о славных традициях вольных степняков, о заветах предков дорожить свободой и своим достоинством.