Результативность, эффективность деятельности предприятии, компании зависят от господствующей над ней собственности. От сюда возникает стремление к преобразованию форм и отношений собственности в целях обеспечения эффективного функционирования компании. Это основная причина приватизации предприятии.
В мировой практике выделяют 3 общей группы:
- Государственные предприятия, функционирующие в рамках публичного права (т.е. некоммерческие предприятия);
- Государственные предприятия, функционирующие на основе частного права (т.е. коммерческие предприятия);
- Основанные на частной собственности и предприятия, функционирующие на основе частного права.
Появление частных юридических лиц может происходить двумя обобщенными способами – путем образования новых предприятии и приватизация действующих. В нашем государстве выбран второй путь, из-за преобладания государственной собственности не достаточности средств населения для инвестирования, как в единоличной, так и в ассоциированной форме не развитой инфраструктуры фондового рынка, слабой правовой защиты частной собственности, отсутствие опыта, как следствие психологические неподготовленности населения в области частного инвестирования.
В качестве основных признаков приватизации используется следующие:
- Переход в право собственности государства в пользу частных лиц или смена государственной собственности на частную;
- Делегирование госпредприятию права распоряжение имущества;
- Полная продажа госпредприятии частным лицам;
- Продажа части активов
Термин «приватизация» в официальных документах конкретных стран трактуется по разному, но при этом он не выходит за рамки значении, что, впрочем, вполне, объяснимо. Например, в Румынии под словом «приватизация» подразумевается выпуск ценных бумаг с учетом оценки имущества предприятии, в Англии «приватизация» означает сокращение участие государства в капитале предприятия до уровня менее 50%, а в некоторых других странах «приватизация» означает преобразование собственности государственных предприятий в частную, акционерную, кооперативную, смешанную и другие формы собственности.
В целом объективные условия экономической ситуации порождает большое разнообразие моделей перехода от одной формы собственности к другой. Эти современные тенденции отражают широкое трактовка «приватизация». Наряду с общепринятыми формулировками определения «приватизации» в качестве дополнения нередко используются положения о том, что «приватизация» — это сдача государственного имущества в аренду частным фирмам для производства товаров и услуг, передача производственных функций частному сектору при сохранении финансовых рычагов в руках государства, а так же и другие подобные определения. На самом деле приватизация предприятии не сводится к простой продаже имущества. Она является инструментом разгосударствления экономики и означает продажу государством частным лицам прав собственности на имущество, а так же прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничении на деятельность предприятия.
В Казахстане, в законодательных и нормативно – методических документах по проблемам рыночной экономики рассматриваются термины «Разгосударствление» и «Приватизация».
Разгосударствление — преобразование государственных предприятии с передачей функций хозяйственного управления с соответствующих полномочии непосредственно хозяйствующим субъектам.
Приватизация – приобретение у государства гражданами и юридическими лицами объектов государственной собственности или акции государственных акционерных обществ.
Опыт приватизации в мировой экономике
В настоящее время во многих странах в тех или иных масштабах идет приватизация государственной собственности. Однако в любой из этих стран, в том числе и в пост социалистических, приватизация имеет естественные пределы. Последние обусловлены, по крайней мере, такими факторами, как и политический и экономический суверенитет страны, государственная безопасность и безопасность функционирования отдельных объектов общегосударственного значения и т.д. Более того многие развивающееся страны рассматривают государственную собственность как главную опору, обеспечивающую как независимость, так и благосостояние своих граждан. Так, почти во всех арабских странах нефть объявлена общенациональным достоянием и она используется, прежде всего ради обеспечения благосостояния народа.
В то же время и нельзя исключить такое положение, когда государственная собственность станет «катастрофически опасной». Таковой она становится, наверное, в двух случаях: во-первых, когда правительство не может управлять государственной собственностью и, во-вторых ,когда оно не хочет управлять ею, пытаясь скорее избавится от нее. Любая страна, как выше отмечалось, имеет в тех или иных масштабах государственную собственность так, в Японии госсектор занимает небольшой удельный вес в ее экономике. Известный американский исследователь Л.Р. Семюельс, слегка утрируя называет Японию страной «государственной политики без государственной собственности», страной, где собственности предпочитают регулирование, так как «регулирование дает возможность действовать более гибко не компрометируя государственную власть. Это не значит, что Япония слаба, замечает он, напротив именно сильное государство может менять поведение частных действующих лиц, тогда как слабое находится под давлением групповых интересов».
Из этого высказывания можно сделать один неутешительный вывод: РК вряд ли в ближайшем будущем станет вровень с Японией, чтобы регулировать и менять поведение частных действующих лиц, имея небольшую госсобственность. До того времени чтобы дойти до уровня Японии, наше государство скорее всего, будет находится под давлением групповых интересов, в том числе и иностранных.
Необходимость разделения функций приватизации
Особая роль в осуществлении процессов разгосударствления и приватизации в нашей республике возлагается на специально уполномоченный госорган, призванный осуществлять их реализацию, -государственный комитет по государственному имуществу (Госкомимущество).
В соответствии со статьей 5 первого базового закона РК «О разгосударствлении и приватизации» разгосударствление и приватизацию государственной собственности осуществляет Госкомимущество республики, его территориальные органы, которые представляют интересы государства в отношении собственности республики. Они в праве делегировать право владения, пользования и управления собственностью РК государственным органом и хозяйствующим субъектам на территории республики и за ее пределами. Решением Госкомимущества по распоряжению госсобственности, принятые в пределах его компетенции и полномочии является обязательными для органов государственного управления всех уровней. Перечисленные полномочия Госкомимущества представляет собой весьма общие и обобщенные функции, и такое определение полномочий Госкомимущества в главном законе приватизации представляется в целом неоправданным. Передача Кабинету Министров полномочии определения Госкомимущества едва является целесообразной, поскольку и тот и другой орган представляет собой исполнительную власть. Учитывая существенную роль Госкомимущества в создании новой экономической системы, большие и монопольные его права в распоряжении госсобственностью а так же в целях усиления контроля над его деятельностью было бы целесообразно законодательно определить более конкретные и исчерпывающие функции, права и обязанности Госкомимущества и его работников. Немаловажным фактором целесообразности предания различных статусов органам приватизации может быть следующее: при одинаковом статусе органов приватизации могут возникать взаимные претензии, споры между их работниками, которые негативно отражаются на ходе приватизации, особенно при нечетком разделении функций между органами приватизации. В результате этого может возникнуть дублирование функций, противостояние, споры и т.д., только затрудняющие и затягивающие ход работ по приватизации в республике. Между тем именно такая ситуация сложилась между обоими комитетами в результате нечеткого разделения их функций. Так, в соответствии с положением «О Государственном комитете РК по управлению госимуществом», утвержденным постановлением Кабинета Министров РК от 19 мая 1995г. №716 и положением «О
Государственном комитете РК по приватизации», утвержденным также постановлением Кабинета Министров РК от 19 мая №715, на оба комитета возложена одинаковая функция определения способов, форм и методов приватизации госсобственности. Выходит, что и Госкомитет по управлению госимуществом, и Госкомитет по приватизации должны определять способы и формы приватизации объектов госсобственности. Такое положение, утвержденное с «легкой руки» Кабинета Министров, обеспечивая противостояние и споры между двумя комитетами, вряд ли будет способствовать успешному проведению процессов приватизации в нашей стране.
Особенности процесса приватизации в Казахстане
В настоящее время в республике осуществляются две программы разгосударствления и приватизации. Программа разгосударствления и приватизации от 22 июня 1991 года продолжалась в течении 1991-1992 г.г. Основным ее направлением стала распродажа объектов розничной торговли сферы обслуживания, а также передача государственной собственности служащим. Национальная Программа разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на период 1993-1995 г.г. (II стадия) от 1993 года, помимо малой приватизации, предусматривала массовую приватизацию, приватизацию по индивидуальным проектам и приватизацию предприятий агропромышленного комплекса.
В рамках программы малой приватизации, было приватизировано около 11 тысяч объектов, что составляет 2/3 всех объектов, подлежащих малой приватизации. 84 % всех объектов розничной торговли и сферы общественных услуг, ставших предметом разгосударствления и приватизации согласно Национальной Программе, так же было приватизировано.
В рамках программы приватизации предприятий агропромышленного комплекса на конец 1995 года было приватизировано более 1967 объектов, что составило 93 % всех сельскохозяйственных предприятий Казахстана.
На начало 1996 года, около 60 % уставных фондов приватизированных предприятий были переданы частным владельцам (исключая объекты малой приватизации). Процессы приватизации фармацевтических компаний закончился приватизацией 57 % всех аптек республики. В 1997году более чем 2900 общественных объектов в сфере медицинского обслуживании, образовании, культуры, туризма и спорта также были приватизированы. В целом с 1991 года в стране приватизировано 17070 предприятий.
Приватизация предприятий оказала положительное влияние на их деятельность. Были опрошены представители 15 % приватизированных объектов по вопросам, затрагивающим условия и методы работы, правила налогообложения, вмешательство правительственных органов и др. Результаты спроса показали: увеличение показателей занятости в компании в среднем на 20 %; значительный объем финансовых инвестиций со стороны новых владельцев; увеличение объемов прибыли приватизированных предприятий; более высокий уровень заработной платы работников, занятых в частном секторе по сравнению с государственным сектором, более широкий ассортимент товаров, предлагаемых приватизированными предприятиями; снижение уровня цен. Также были отмечены другие важные результаты процесса приватизации, включая более высокий уровень удовлетворенности клиентов и развитее сферы обслуживания , в частности таких областей как бухгалтерский учет и реклама.
В 2001 году было приватизировано 528 объектов государственной собственности (1724 в 2000году), включая 476 малых объектов (1581 в 2000 году) и 47 предприятий (129 в 2000 году). За этот период не производилась приватизация по индивидуальным проектам (3 в 2000 году).
Одной из задач, установленных правительством Стратегии Развития Казахстана – 2030, является полное завершения процесса приватизации недвижимости, средних и малых предприятий и предприятии агропромышленного комплекса в республике.
В 2001 году поступления в госбюджет от приватизации составили более 9 млрд. тенге, или 24 % от годового плана. Большая часть доходов была получена за счет приватизации промышленных предприятий (72,8 % от общих приватизационных доходов), 0,2 % — от приватизации транспортных объектов, и 26,8 % — за счет приватизации других объектов.
Кол-во приватизированных
объектов |
1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
Кв.1 | ||||||||
Малая приватизация | 2748 | 2477 | 3393 | 5590 | 2539 | 2153 | 1581 | 476 |
Массовая приватизация | 147 | 479 | 1122 | 514 | 161 | 129 | 47 | |
Приватизация в с/х. | 918 | 513 | 138 | 18 | 9 | 4 | 11 | 5 |
Приватизация по
индивидуальным проектам |
5 | 28 | 47 | 11 | 0 | 3 | 0 | |
Всего | 4174 | 3142 | 4056 | 6777 | 3037 | 2318 | 1724 | 528 |
В соответствии с разработанной программой в республике осуществляется приватизация государственных предприятий и организаций с преобразованием их в частные или смешанно государственно–частные акционерные компании и товарищества.
Приватизацию осуществляет Государственный комитет Республики Казахстан по государственному имуществу и его территориальные органы с участием министерств, ведомств и местных администраций.
Казахстан имеет целую систему правовых актов, регулирующих процесс приватизации. Она включает в себя Закон «О приватизации» от 23 декабря 1995 года, новую «Программу приватизации и реструктуризации государственной собственности в Республике Казахстан на1996-1998 годы», принятой 27 февраля 1996 года, а также большое число нормативных актов по приватизации, принятых Кабинетом Министров, Государственным Комитетом по управлению государственным имуществом и Государственным Комитетом по приватизации.
Одним из основных вопросов, интересующих иностранных инвесторов в процессе приватизации в Казахстане является вопросов об обеспечении их прав. В соответствии с Казахстанским законодательством иностранные инвесторы имеют такие же права, как и казахстанские инвесторы, включая право защищать свои интересы в судах и с помощью любых других правовых средств. Закон «ОБ иностранных инвестициях» (принят от 30 декабря 1995 года)защищает иностранных инвесторов против национализации (ст. 7); а также против изменений законодательства и политической ситуации ( ст. 6) и гарантирует возмещение убытков (ст. 9). Иностранные инвесторы имеют право защищать свои интересы с использованием международного арбитража в соответствии со статьей 26 Закона «Об иностранных инвестициях».
В процессе приватизации Казахстан использует помощь иностранных экспертов и консультантов через проекты USAID и при помощи иностранных компаний, что делает процесс приватизации более предсказуемым и открытым для иностранных инвесторов.
В своей работе наш президент Н.А.Назарбаев пишет:
«Приватизация предприятий в основном завершена. Теперь необходима ее окончательная «доводка», прежде всего в аграрном комплексе и социальной сфере и четкая регламентация процесса обращения акций. Государственные же пакеты акции на предприятиях стратегического характера будут разумно использоваться»
Необходимо еще раз отметить, что при огромном значении смены владельцев и распорядителей государственной собственности переход от государственной формы к коллективной и частной, сам по себе еще не решает проблемы создания эффектной рыночной экономики. Необходимо, чтобы новые собственники умели организовать производство, управлять им, обладатели компетентностью, проявляли заинтересованность. Иначе преобразование форм собственности не приводит к успеху.