Экологические системы Казахстана на большей части территории формируются в условиях континентального климата с недостаточным и неустойчивым увлажнением. В связи с широтным изменением климата происходит последовательная смена зональных экологических систем, от семиаридных лесостепей на севере Казахстана через холодные континентальные полупустыни и пустыни до тепло- умеренно- континентальных пустынь на юге. Экосистемы в пределах широтных зон и подзон, горных поясов характеризуются четко выраженными специфическими чертами организации и своеобразием состава.
Казахстан располагает огромным разнообразием горных экологических систем (18.6 млн. га/около 7% территории Казахстана), обусловленным высотной поясностью. Выделяются Северо-Тяньшаньская, Западно-Тяньшаньская, Алтайская группы экосистем, отличающихся наибольшим уровнем биоразнообразия, эндемизма и высокой хозяйственной ценностью. В соответствии со структурой поясности и набором типичных и редких экосистем выделяются четыре крупных горных блока: Западно-Тяньшаньский (горы Каратау и Западный Тянь-Шань), Северо-Тяньшаньский, Казахстанско-Джунгарский и Алтайский. Горы оказывают огромное влияние на прилегающие к ним подгорные равнины, где сосредоточены особые инверсионные типы экосистем, такие как предгорные пустыни на юге Казахстана.
Горные экосистемы испытывают значительное антропогенное воздействие — сельскохозяйственное (в основном, перевыпас и рубка леса, в меньшей мере — сенокошение), техногенное (дорожная сеть, горнодобывающая промышленность, строительство городов и поселков), рекреационное, особенно интенсивное вблизи крупных городов. Наиболее пострадали экосистемы предгорных равнин, которые в значительной мере уничтожены вместе с исходными флористическими и фаунистическими комплексами.
Зона лесостепи в Казахстане занимает небольшую территорию в районе городов Петропавловска и Кокшетау — севернее 54 градуса с. ш. Растительный покров представлен лесами (0,7 млн. га) и богаторазнотравными преобразованными степями. Леса оказывают существенное, мелиорирующее и почвозащитное влияние на прилегающие степные участки. В лесостепной зоне четко выделяются подзоны: южная слабовлажная умеренно-теплая и умеренно-засушливая колочная лесостепь. Луговые и степные участки лесостепи распаханы на 60-90%.
Зона степи занимает площадь 110.2 млн. га, или около 40% территории республики, и подразделяется на 3 подзоны: умеренно-засушливая и засушливая теплая, умеренно-сухая и сухая теплая, опустыненная сухая, умеренно жаркая. Степная зона Казахстана наиболее трансформирована деятельностью человека. Широкомасштабная распашка земель в период освоения целины (1954-1960 г.г.) привела к полному уничтожению большинства основных плакорных типов степей. В степной зоне распахано более 38 млн. га. Выведенные из пашни территории занимает сорная растительность.
Общая площадь пустынных экосистем – 124.6 млн. га. Уникальная растительность представлена по периферии горных массивов: сообщества эфемероидно-злаково-полукустарничковых и эфемероидно-кустарниковых пустынь. На равнинах окружающих Западный Тянь-Шань и Каратау, распространены эфемероидные сообщества полукустарников с крупнотравьем, называемые саваноидами. В зоне пустынь четко выделяются пять широтных подзон: Северная остепененная сухая, умеренно-жаркая, Средняя (северотуранская) очень сухая, жаркая, Южная, очень сухая, жаркая, Предгорная сухая, очень жаркая, Предгорная очень сухая пустыни. В предгорной полосе произошло наиболее сильное нарушение растительного покрова. Самобытные казахстанские эфемероидно-полынные (Comm. Artemisia + Ephemeretum) пустыни практически уничтожены. Это районы орошаемого земледелия и наибольшего перевыпаса, так как здесь издавна наблюдается высокая концентрация населения.
Саксаульники занимают огромную территорию (более 5 млн. га) и отнесены к лесному фонду. Белосаксаульники (comm. Haloxylon persicum comm.) представляют собой лучшие пастбища для круглогодичного использования, к сожалению, они вырубаются на топливо, что приводит к дефляции почв.
Водные и прибрежные экосистемы. Территория Казахстана, особенно его северная часть, богата водно-болотными угодьями, в основном крупными и мелкими озерами, которых здесь насчитывается более 48 тысяч. Их острова — идеальное место для гнездования колониальных видов куликов, чаек, крачек и даже такой редкой птицы, как розовый фламинго (Chettusia, Larus sp., Sterna sp., Phaenicopterus roseus) (озеро Тенгиз). Другие озера, особенно в степной зоне, имеют мощные тростниковые заросли (Phragmites australis), дающие приют многочисленным водоплавающим птицам не только в период гнездования, но и во время линьки в конце лета и в период весенних и осенних миграций.
Расположенные почти в геометрическом центре материка, на пути пролета водоплавающих птиц из Сибири на каспийские, переднеазиатские и африканские зимовки, эти озера имеют стратегическое значение для управления численностью охотничьих птиц. Не случайно две озерные системы Центрального Казахстана – Кургальджинские и Иргиз-Тургайские озера еще в 70-х годах были признаны водно-болотными угодьями, имеющими международное значение, главным образом, как места обитания водоплавающих птиц, и включены в список Рамсарской конвенции (1971 г.).
Своеобразные лесо-луговые и солончаковые экосистемы по долинам рек и приозерным котловинам включаются в зоны степей и пустынь, как азональные. Экосистемы пойм занимают территорию менее 0,9 млн. га. Общая площадь долин рек и лугов составляет 6 млн. га. Высокопродуктивные заливные луга представлены 2.2 млн. га, из них 1.3 млн. га пойменные. В связи с сокращением стока происходит деградация луговой растительности (ухудшение ботанического состава, уменьшение урожайности, трансформация сенокосных угодий в пастбищные) и истощение биологического разнообразия. Особенно резки изменения луговой растительности пойм рек Или, Сырдарьи, Чу, где почти полностью деградировали высокопродуктивные тростниковые сообщества.
Редкие и эндемичные экосистемы, требующие охраны: туранговники (comm. Populus), ясенники (comm. Fraxinus sogdiana).
Водные и болотные экосистемы области конечного стока испытывают значительные воздействия колебаний уровня и солености воды; многим свойственно периодическое высыхание. Различаются бассейновые экосистемы со своим набором аборигенной ихтиофауны, водоплавающих птиц и их кормовой базы: бентоса, планктона, водорослей, прибрежной водной растительности.
Особую группу ландшафтов представляют агроэкосистемы, созданные и регулируемые человеком: пашни (около 29,1 млн. га), сады и виноградники (138,4 тыс.га), лесопарковые насаждения, почвозащитные и придорожные лесополосы, насаждения на техногенно-нарушенных землях, залежи, улучшенные пастбища и т.д. Своеобразными экосистемами являются культурные пастбища и сенокосы, создаваемые путем поверхностного и коренного улучшения низкопродуктивных естественных кормовых угодий. Разнообразие агроэкосистем зависит от хозяйственной деятельности и определяется человеком. В настоящее время в связи с дегумификацией, эрозией и дефляцией почв на пашне, развитием процессов засоления и опустынивания из пашни выведено около 17 млн. га земель./6,7/
Таким образом, количество лесных ресурсов в общем весе различных экосистем незначительно, поэтому необходимо постоянно следить за их состоянием, проводить лесовосстановительные работы, и разрабатывать пути их рационального использования.
Деградация лесов в РК
Распространенное в республике в последние годы потребительское отношение к лесу привело к резкому снижению его эксплуатационных запасов и значительной утрате защитных и водоохранных функций. В результате интенсивного освоения природных ресурсов и возросших антропогенных нагрузок усилился процесс опустынивания территории. Особенно сильной деградации подвержены дикоплодовые, тугайные и пойменные леса. Только по Кызылординской области за последние 35 лет их было уничтожено на площади более 100 тыс. га. Истощены рубками и пожарами ценные хвойные леса Прииртышья и Казахстанского Алтая. Сплошные рубки лесов только в бассейнах рек Бухтармы и Убы в Восточно-Казахстанской области обусловили потерю стока р. Иртыш свыше 1 млрд. куб. м в год. В условиях энергетического дефицита значительно увеличилась заготовка дров населением, соответственно выросли площади вырубок, так по Южно-Казахстанской области за три года они увеличились на 3000 га. За последние десятилетия площадь древостоев туранги, лоха и ивы в поймах Сырдарьи, Или, Каратала и других рек уменьшилась в 3 раза.
В 1997-1998 гг. зарегистрировано 3310 лесных пожаров, которыми пройдено 240 тыс. га лесной площади, повреждено и уничтожено 4,3 млн. куб. м леса на корню. В течение 1999 года было зарегистрировано 958 крупных природных пожаров, из них 946 лесных. Площадь лесных пожаров составила 26501 га. Особенно катастрофичными являются пожары для хвойных лесов. За последние годы ущерб от лесных пожаров увеличился в десятки раз. Общая сумма ущерба, причиненного лесному хозяйству пожарами только за последние три года оценивается более в 900 млн. тенге. Наиболее крупные лесные пожары отмечены в Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Костанайской областях. По вине населения на землях лесного фонда происходит до 70 % всех лесных пожаров.
Законодательная база экологической политики Республики Казахстан
Деятельность по охране окружающей природной среды закреплена в качестве одного из важных направлений в Конституции Республики Казахстан 1995 года (ст. 31). Распоряжением Президента в 1996 году одобрена Концепция экологической безопасности, которая определила стратегические направления экологической политики государства, закрепила систему организационных, правовых, экономических, социальных мероприятий по охране окружающей среды.
Руководящие положения экологической политики государства нашли свое выражение в существующей правовой системе охраны окружающей среды.
В 1991г. В Республике Казахстан был принят Закон “Об охране окружающей природной среды”, который явился отражением начального этапа в формировании самостоятельной экологической функции государства. По мере развития экологической практики, применения новых методов регулирования отношений по охране природы, использования прогрессивной системы экологических платежей и налогов природоохранное законодательство получило дальнейшее совершенствование. В связи с этим, в 1997 г. принят Закон “Об охране окружающей среды”. Данным актом урегулирован широкий круг общественных экологических отношений. В частности:
- определена компетенция Правительства, министерств, местных органов власти;
- определены основные права общественных экологических организаций;
- закреплены общие правила, порядок и условия природопользования;
- раскрыты такие важные аспекты охраны природы как: лицензирование деятельности по охране природы, мониторинг окружающей среды, экономический механизм окружающей природы, нормирование качества окружающей среды, стандартизация и сертификация. Экологический аудит, экологическая экспертиза;
Основные положения закона “Об охране окружающей среды” также были развиты и дополнены принятием ряда документов. В 1997 г. приняты законы “Об особо охраняемых природных территориях”, “Об экологической экспертизе”. Вопросы организации мониторинга окружающей среды и природных ресурсов решены путем принятия Правительством Казахстана Положений о мониторинге земель (1997), недр (1997), лесных экосистем (1993). Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов готовятся Положения о кадастре.
Постоянно совершенствуется экономический механизм окружающей среды. Так, согласно Постановлению Правительства 1993 г. платежи за загрязнение окружающей среды направлялись в бюджет, что препятствует эффективному контролю за их расходованием на экологические нужды. В настоящее время согласно последним документам Правительством республики расширены права и сфера деятельности фондов охраны природы, которым придается статус самостоятельного финансового органа с правом контроля за взиманием и расходованием экологических платежей.
В 1998 г. Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов подготовлены проекты постановлений “О лицензировании деятельности по использованию природных ресурсов” и “О стандартизации и сертификации охраны окружающей среды”.
Учитывая, что вопросы организации национального природопользования является необходимым элементом в реализации экологических проектов Казахстана, а также то, что отношения по природопользованию составляют основу экономики государства, в республике принят ряд законов и кодексов, регулирующих эту деятельность. Так 12 июня 1981 г. Парламентом Республики принят Закон “Об охране атмосферного воздуха”; 23 января 1993 – Лесной Кодекс; 21 декабря 1993 г. – Закон “Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира”; 22 декабря 1995 г. был подписан Указ Президента “О земле”; 27 января 1996 г. – Указ Президента “О недрах и недропользовании”, а также закон “О нефти”;31 марта 1993 года Парламентом Республики принят Водный Кодекс, а 27 января 1995 года постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан утверждено Положение о Водоохранных зонах и полосах.
Данными актами урегулированы основные положения касающегося:
- характеристики компетенции государственных органов по управлению, использованию и охране природного объекта, проводится разделение функций между Правительством, министерствами, областными и местными органами власти;
- прав пользования природным ресурсом, виды пользования, условия лицензирования природопользованием, срок пользования порядка мониторинга природного ресурса, его кадастр, устройство, система платности;
- мер юридической ответственности за нарушение данных законов;
- международного сотрудничества по охране и использованию природного ресурса;
Реализация политики по охране окружающей среде возлагается на существующую систему государственных органов, которая подразделяется на органы Представительной, Исполнительной и Судебной власти.
Центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, на которое возлагается разработка комплекса мероприятий по решению экологических проблем и проведение экологической экспертизы. К их решению привлекаются другие Министерства и ведомства, на которые возлагаются некоторые контролирующие функции в области охраны окружающей среды (Департамент здравоохранения; Комитет по водным ресурсам; Комитет по лесным ресурсам; Комитет по управлению земельными ресурсами; МВД).
Таким образом, можно сформулировать вывод о том, что в Республике Казахстан созданы основы государственного правового механизма охраны окружающей среды и экологической экспертизы, отвечающие мировым требованиям и правовые условия для обеспечения экологической безопасности населения на территории Казахстана. Однако первоочередной проблемой успешной реализации экологической политики государства становится обеспечение и соблюдение нормативно-правового законодательства в области охраны окружающей среды и постоянное совершенствование системы государственной экологической политики. В связи с этим, требуется не просто улучшение правовых основ природоохранной деятельности, но и пересмотр концептуальных подходов правового регулирования и разработка эффективной экологической политики и экспертизы.